кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


 Аварцы – это один из многочисленных народов на Северном Кавказе и первый по численности в Дагестане. Численность аварцев в России по переписи 2002 г. составляет 814,6 тыс. чел., в том числе в Дагестане 758 тысПо своей численности в Российской Федерации аварцы занимают 9-е место.  В настоящее время они компактно проживают на западе современного Азербайджана, в Лагодехи иКварельском районе Грузии,  Шаройском районе Чеченской республики. Много этнических аварцев проживет в Турции.  Аварские районы Дагестана: Тляратинский, Ахвахский, Цунтинский, Цумадинский, Гумбетовский, Унцукульский, Гунибский, Хунзахский, Ботлихский, Казбековский, Гергебильский, Шамильский, Чародинский. В этих районах аварцы составляют 95-98 % населения. Проживают аварцы сегодня и в  других районах республики. Говорят они на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи.

Аварская письменность появилась в XVI в. на арабской графической основе (аджам). В 1928 г.  аварцы перешли на латиницу, в 1938 г. — на кириллицу. В наше время 43% аварцев живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналы, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и техники.

История и религия

С V века территория, заселенная аварцами, известна как царство Серир. От имени его правителя Авара (VI в.) и производят этноним «аварцы». Позднее они входили в состав Аварского и Мехтулинского  ханств и многочисленных вольных обществ - Андалал, Анцух, АнцIросо, Гидатль, Гумбет, Келеб, Карах, Хиндалал (Койсубулу), Тлейсерух и др. Территория Аварии в отличие от остального Дагестана не была затронута монгольским нашествием XIII века. В 1803 г. Аварское ханство добровольно вошло в состав Российской империи. После присоединения Дагестана к России  аварцы поддержали движение горцев под предводительством имама Шамиля.  Само название народа - магIарулал - горцы. Термин «аварцы» закрепился благодаря российской документации.

Сегодня аварцы - мусульмане-сунниты. Однако Серир было преимущественно христианским государством.  В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен.

 

Шамилький район

Повседневная жизнь

Аварские селения располагались на склонах гор, представляли собою крепости, образованные примыкающими друг к другу домами с боевыми башнями. Такая планировка была необходима для обороны от врагов в неспокойные времена. Дома строили из камня с плоской крышей, обычно двухэтажные, крыша одного дома служила двором для другого. В домах Центральной Аварии были высокие потолки и большие комнаты – около 100 квадратных метров. Общественным центром была площадь для народных собраний - годекан, на которой стояла и мечеть. Крупные селения делились на кварталы, которые в прошлом занимали отдельные тухумы.

Традиционная форма семьи - родители и дети. Женатого сына выделяли в
отдельное хозяйство. Выход замуж или женитьба за пределами аула осуждался. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хозяйственных и семейных дел.

Занимались аварцы земледелием и скотоводством,  создавали террасные поля на крутых склонах на высоких подпорных стенах. Культура террасного земледелия достигла  у них высочайшего уровня. До сих пор в горах можно увидеть эти террасы. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством. Выращивали абрикосы, персики, сливу, алычу, черешню, яблоки, груши. 

Аварцы славятся искусными ремесленниками. Всемирно известны изделия из дерева с насечкой из металла знаменитых мастеров из Унцукуля. 
Изделия 15 унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские.  Было развито кузнечное, оружейное, ювелирное дело. Женщины занимались выделкой войлока, бурок, вышиванием. Особенно известны знаменитые андийские бурки.

                                                          

  1.Аварка в двух головных платках,                                                                                                                        2. Аварка девушка в нижнем и верхнем платках, широкой накидке.           

    платье-халате с широкими длинными рукавами. 1883 г.                                                                                Селение Хиндарх близ селения Гуниб (Дагестан). 1883 г.

 Женская одежда отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои специфические особенности. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества, селения женщина. Костюм женщины менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Незамужние девушки носили  одежду яркой расцветки, с богатой вышивкой, женщины одевались в более скромные тона, а пожилые женщины носили темные платья и платки. Головной убор имел многочисленные варианты. Налобная его часть, сшитая из парчи, шелка, украшалась галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Женщины к нарядной одежде надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет. Одежда мужчин - туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами, бешмет (гужгат), овчинная папаха, чувяки из сыромятной кожи. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги – общекавказский мужской костюм - стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили пояс с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжал, украшенный слоновой костью, позолотой.



 


Изделие из дерева с унцукульской насечкой




Статистика