кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Несколько способов убрать царапины.
Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Дагестан: свадебные традиции

 

Наша свадьба (чи мехъерар)

Первый день (Мехъер квагъвадай югъ)

О том, что начинается свадьба, извещают музыканты, которые рано утром взбираются на крышу дома и громко играют. Таким образом, население узнаёт о начале очередной свадьбы. В отличие от других народов Дагестана на лезгинских свадьбах, как правило, играли три музыканта: зурнач, второй зурнач, который поддерживает мелодию - зил кьадайди (у аварцев, лакцев и др. один зурнач) и барабанщик (далдам яг1азвайди).
День начинается с наведения порядка во дворе и комнатах, с целью создания наиболее комфортной обстановки для гостей. А часть мужчин (члены семьи и близкие родственники) занимается тем, что режут быков и мелкий рогатый скот. Головы резаных быков, баранов насаждали на колы забора. Задирали кожу, обрабатывали мясо (як кук1варун, истихъ авун). Участвовали в процессе не только члены семьи, но и близкие родственники. Вечером собирается Совет родственников (Гьили - гьилаб). В этот совет специально вызывают близких родственников («т1арат1рик квай вири мукьва - кьилийрал т1вар эляда» - вызывали всех, кто должен принести т1арат1). Не исключено, что под этим выражением (т1арат1дик хьун), в прошлом имели ввиду тех родственников, которые ходили под одним знаменем рода (т. е. самых близких родственников). На совете определяются функции всех близких родственников: чем конкретно будет заниматься каждый из них во время свадьбы. Этот сход во многих селах Южного Дагестана известен под названием «Мугьман кьадай аш» или «Мугьман кьадай т1уьн». Это определение связано с тем, что в прошлом для приглашенных людей обязательно готовили аш (плов), или что-то другое - очень вкусное.
В некоторых селениях Самурской долины (Зрых, Кака, Джаба и др.) ритуальной свадебной едой служил «каши» плов из пшеничной крупы, гороха и мяса. А в доме невесты, в основном, проводились работы, направленные на подготовку приданого невесты и ритуальной халвы (исит1а). Для гостей в доме невесты готовили мясной суп, а во многих селениях верхнего Самура - плов из просяной крупы.
Без помощи родственников и друзей вряд ли можно было успевать во всех делах. Ведь свадьба это - многодневное мероприятие, связанное не только с обслуживанием односельчан и гостей, но и требующее обязательного соблюдения многих традиционных об¬рядов и ритуалов. Поэтому в первый день вечером распределялись обязанности, которые должны исполнять все, на кого они возложены:
- Енге вахар - свидетели жениха, женского пола. Они являются охранниками зажженной лампы, и оберегали ее до окончания свадьбы, чтобы та не затухла. Если она затухнет, это очень плохая примета и ждали несчастья. Как правило, эту роль «енге вахар» исполняли сестры или двоюродные сестры (если таковых нет, тогда жена брата жениха). Во время танцев или других ритуальных мероприятий, на всем пути следования в свадебном поезде в оба конца одна из сестер или родственниц жениха несла зажженную лампу, а другая - зеркало. Она надевала на шею буьшме (шелковый головной убор) красного или желтого цвета;
- Определяли состав обслуживающего персонала (Мехъерин кьилел - к1вачел алайбур);
- Как правило, избирали человека под титулом «мехъерин кьил» (глава свадьбы) в должность рапорядителя. Он имел полномочия распоряжаться людьми, материальными ресурсами, следить за соблюдением адатов, принимать решения по разным ситуациям, возникающим по ходу мероприятия;
- Избирали управляющего танцами (дема). Эта должность называлась в разных селениях «чкавул», «аравул», «арачи», «пкавул» и т. д.
- Избирали управляющего и его помощников, которые будут управлять мероприятиями жениха в том доме, куда он временно переселяется;
- Определяли и гонцов (хурак1алар, чав чук1урдайбур). Каждый из них получал конкретное задание: некоторые должны известить кунаков из других сел, а также обслуживать их во время свадьбы, опекать. Другие приглашали сельчан: (т1арат1рик квайбуруз лугьун, хунчайрик квайбуруз лугьун и т. д.). Некоторые хозяева свадеб приглашали на пир всех, кто способен самостоятельно пользоваться ложкой (т1ур кьаз жедайбуруз виридаз мехъерик эверда), другие выборочно. Не все, кто участвует в свадебном пире, были обязаны приносить подарки (хунчу). Часть сельчан, просто участвовала в пиршестве и уходила. А те, которые обязаны по своему родственному статусу или по другим соображениям приносить подарок, приносили хунчу (как правило, в сини клали 3 хлеба, халву (исит1а), курицу, овощи - фрукты и т. д.).
- Определяли повара (кайвани), который будет готовить основное блюда свадьбы - шурва. Это дело поручали, как правило, мужчине, известному в селе своим кулинарным искусством. Определяли и других поваров («т1ап1ахъанар» - от слова «т1аб» - пень, где разделывают мясо), которые будут готовить аш (плов), долма, шишер (шашлык) и т.д.;
- Определяли тех, кто будет помогать чистить лук, картошку, рис, печь хлеб и т. д.;
- Определяли посудомойщиц (къаб - т1ур чуьхуьдайбур): этим делом, как правило, занимались соседки.
- Определяли «чархачияр» (от словосочетания «чарх ягъун» - делать круги, т. е. быть в движении). Когда едут за невестой и возвращаются с ней чархачи стоит во главе процессии, он решает проблемы, возникающие по дороге (рехъ кьурбур рази авун) и т. д. Если невесту везли из другого селения, то чархачи раньше других успевал домой и сообщал о приезде невесты. И встречающие выходили с факелами, сладостями.
- Определяли тех, кто должен оказывать услуги музыкантам (далдамчийриз къуллугъдайбур). - В некоторых селениях С. Стальского района, например, сс. Зизик, Корчаг, для управления свадьбой выбирали хана и его помощников (ясавулар). Они же являлись свидетелями жениха. В селах Нютюг, Экен свидетелей жениха называли «гъилибанар».
В этот день также проводили «гъуьрерик», т. е. родственницы приносили в дом, где началась свадьба, муку, в небольших блюдцах (бадида, цурун гъвеч1и ленгерда, ципГина туна). Некоторые на муку ставили для виду также яйцо. Мука могла быть пшеничной, кукурузной, ячменевой и т. д. Из этой муки пекли свадебный хлеб.
В этот вечер никого из близких родственников нельзя случайно забывать и не пригласить в дом жениха - это будут толковаться как неуважение в отношении не приглашенного и он, в знак протеста, в дальнейшем не будет принимать участие на свадьбе, несмотря ни на какие уговоры.
В этот вечер, как правило, режут животных - быка, барана, овец. Как правило, участники этой процедуры гадают по внутренностям животных. (Если сердце быка, барана без крови, это означает, что родители жениха чистосердечные люди, брак будет счастливым и т. д.)
В этот вечер женщины чистят внутренности зарезанных животных. Мужчины отделывают мясо: для шурвы (это основное блюдо на свадьбе), для долмы, для шашлыка (шиш), а головы и ножки зарезанных животных оставляют «на потом». Кожу животных вешают в деревьях для сушки и дальнейшей обработки. Рога быка прикрепляются на выступ одной из балок крыши дома.
Трапеза продолжается до глубокой ночи.

Второй день (Шурваяр гудай югъ)

С утра все мужчины и женщины рода жениха уже находятся на своих постах.
Рано утром родители жениха посещают родовые святилища. Если не имеется родовое святилище, то посещают общепризнанный пир. Производится жертвоприношение. Угощают всех встречных, также всех тех, кто находятся на киме села. В селениях существовали разные ритуалы, связанные с прибытием музыкантов в дом жениха. К примеру, в селении Куруш существовал такой ритуал: близкие родственники жениха, а иногда и ближайшие соседи (правда, не все) организовывали сбор так называемого «хунча». Это означало набор больших подносов, на которых раскладывали различные сладости как можно шире и в большом ассортименте. В центре подноса ставилась бутылочка водки, на которую «надевали» вареную курицу, а по сторонам конфеты, халва, носовые платки. В сопровождении музыкантов коллектив «хунчистов» направляется к дому жениха, содержимое подносов складывается в большой сундук. После окончания свадьбы все участники этой «акции» (только мужчины), приглашаются в дом жениха. Хозяева выражают им свою благодарность за помощь и участие в свадебных мероприятиях, после чего открывают сундук и раздают подарки всем поровну.
Зурначи играют «Мехъер макьам», или «Саг1ар» (возможно, изначально это слово звучало как «са г1ар», или «сад лагьай Пар», дословно: первый крик свадьбы), извещающее, во-первых, о начале свадьбы, во-вторых, приглашающее всех сельчан вечером на дем. Если музыканты приглашены из другого села, они на подходе к селу начинали играть и все слышали их. Ходили им навстречу, танцевали и приглашали их в дом, где свадьба.
В дом невесты отправляются мясо (или не зарезанные животные), мука, рис, сахар, масло, разные приправы. Их количества определены заранее, согласно договоренности
Повар и его помощники разжигают огонь, готовят полуфабрикаты для свадебных приготовлений. Повар - мужчина приступает к исполнению своих обязанностей. Приготовлением шашлыков занимается отдельный специалист с помощником. Долму готовят женщины.
Пир (коллективная трапеза) начинается к полудню. Еще в 20-30 годы, когда столов было не так много, сидели на полу, устланном сумагами. Сумаги расстилали и на крыше первого этажа (аск1ан къавар). Если гостей бывало много, сумаги расстилали и на близких к дому жениха полянах (ратТарал рухар эк1яда).
Вокруг одной скатерти, как правило, сидели по шесть человек. На середину скатерти ставили большое блюдце (чанахъ, ягьаг, ккур) с шурвой. В селе Кучхюр на шесть человек в чанах ставили 12 кусков мяса. До 30-х гг. XX века ложки с собой приносили посетители сами. Некоторые там же съедали свое мясо, а некоторые эти куски ставили между кусками хлеба (фан юкьва туна) уносили домой. На некоторых свадьбах, если позволяло материальное положение, подавали и аш (плов), и долма. До второй мировой войны, как правило, водку не подавали на свадебный стол (вино подавали в малом количестве).
После трапезы танцевали. Часто заказывали музыку (макьам) «Кавха».
Назначенные накануне управляющий и его помощники следили за порядком и уровнем обслуживания. Они же решали возникающие проблемы.
Управляющего в некоторых селениях называют тамадой, т. е. человеком, которой находится на т1ама («т1ама» на лезгинском языке означает «место впереди арбы, предназначенный тому, кто должен управлять быками, запряженные на арбу (мярхар), а «т1амада» тот человек, который сидит там, т. е. «на т1аме»). Тамада наделен самыми широкими полномочиями. Он имеет право наказывать тех, кто нарушает общепринятые нормы во время свадьбы, поручать людям разные дела, заставлять их. При не выполнении поручений он имеет право их наказывать.
После полудня второго дня свадьбы родственницы жениха ходили по улицам села, пели песни, останавливались перед теми домами, где проживают молодые девушки. Они во дворе пели песни до тех пор, пока девушка не выйдет из дома и не присоединиться к ним. Таким образом, обходили все дворы. Каждый раз, когда к группе присоединяется очередная девушка, старшая представителница дома жениха, уверял родителей девушки о том, что их дочь после дема целой и невредимой вернется домой. Таким образом, собирали молодых девушек на танцплощадку.
Как собирали юношей? Молодые родственники и некоторые близкие сверстники жениха ходят по улицам села, играя на бубне и танцуя, исполняя пантомимы. Они проходят по всем улицам и сообщают молодым, что вечером состоится дем.
Известно, что в древности, при языческих храмах были жрицы, которые выполняли и некоторые другие функции. К примеру, в храме можно было заказать танцовщиц. В некоторых лезгинских селениях (к примеру, с. Тагирджал) еще в начале XX века действовали профессиональные танцовщицы. Они участвовали не только на свадьбах, но и в мелах, семейных, родовых празднествах. Они не только танцевали, но и пели песни, декламировали, изображали других односельчан и т.д. Этих танцовщиц называли «мит1рифар».
В каждом селе имеется определенное место для проведения дема. В горных селениях это, как правило, амфитеатр, напоминающий греческий, с круглой площадкой в центре (к примеру, в с. Фий Ахтынского района). По краям площадки, в нескольких местах, устанавливались большие керамические горшки с огнем, чтобы после наступления темноты было освещение. Или для освещения площадки мастерили из трех палок специальную подставу. На подставу ставили большую чашу и в ней зажигали огонь. Один из организаторов дема специально следил за огнем. В некоторых высокогорных селениях (к примеру, в селении Куруш), где рядом нет леса (в высокогорье деревья не растут), освещали танцевальную площадку так: складывали в одну кучу на удобном месте кизяки, поливали их керосином и зажигали, пламя освещало все площадку.
В горных селениях лезгин дем организуют, как правило, специально для этого отведенном месте, или в самом большом зале, расположенном на первом этаже двухэтажного дома (къап). Там, где состоится дем, еще до официального начала, как правило, собираются дети (пока еще музыканты едят или отдыхают). В это время, юные родственницы жениха надевают мужскую одежду (папаху - бармак, бурку - кавал) и под аккомпанемент веселых возгласов танцуют, подражая взрослым (показывая манеры танца того или другого односельчанина). Здесь играют и на бубне.
В селах, расположенных в равнинной части, площадку для дема специально готовят заранее: со всех сторон устанавливают скамейки (на камнях ставиться длинные стволы толстых деревьев или доски). На этих скамейках в первом ряду сидят старейшины рода (сихила, тухума), уважаемые гости. Юноши и девушки стоят за ними.
Дем открывает аравул (арачи). Музыканты играют «Аравулдин макьам». С ним танцует сестра жениха. К ним присоединяются еще несколько пар. Таким образом, начинается состязание танцоров. Лезгины, как правило, танцуют парами: мужчина и женщина. В отличие от других соседних (южных) народов, принявших ислам, у лезгин во всех мероприятиях входящих в программу свадьбы, женщины и мужчины участвуют совместно. При том каждый раз, когда начинают играть новую мелодию (макьам), на площадку, как правило, первыми выходят девушки (женщины). Они начинают танец. Только после этого выходят юноши (мужчины). Это, возможно, пережиток периода матриархата, когда управляли общественными делами женщины, или нововведение матриархата -специально создаётся возможность выбора любимый женщины для мужчин. Часто между мужчинами возникали споры из-за выбора женщин. Для того, что эти споры не переросли в драку, решающее слово остается за аравул. Он выбирает среди претендентов того, кто будет танцевать с девушкой, которая уже танцует на площадке (претендентов иногда бывает два, три и больше).
В некоторых селениях Самурской долины во время дема вдруг появлялись ряженые - мужчины, переодетые женщинами. Партнерами им служили другие мужчины, одетые в обычный наряд. При этом, мужчины вели себя с «женщинами» весьма развязно - дергали за руки, делали попытки обнимать их, т. е. позволяли себе действия, совершенно недопустимые с партнерами - женщинами. Переодетые в женский наряд мужчины в низко опушенных на лоб платках также вели себя несколько необычно - жеманничали, иногда толкали партнера и т. д. В селениях Зрых, Кака, Джаба, Гдынк и др. в мужскую одежду рядились девушки. Прилепив усы, бороду, низко спустив на глаза папахи, девушки вступали в танцевальный круг и приглашали на танцы девушек. При этом вели себя скромно, как и подобает горским мужчинам по отношению к женщинам. Протанцевав довольно долго, переодетые девушки пытались незаметно скрыться, но тут их подстерегали юноши, которые пытались сорвать с них усы и бороду. Но грубостей при этом не допускали. Особый восторг публики вызывал танец быка - ряженого в бычью шкуру и бычью маску мужчины. «Бык» бодал зрителей, гонялся за девушками, молодыми мужчинами и детьми.
Раньше танцующие в паре мужчины дарили и женщине, и музыкантам деньги. Женщины уносили с собой эти деньги, не оставляли их музыкантам, как сейчас это делается.
Дем, как правило, начинался вечером и продолжался до полуночи. На определенном этапе дема, обычно к концу, из толпы слышались крики: «Сев къугъура!», т. е. пусть танцует отец жениха, облаченный в шкуру медведя. Отец жениха был обязан выполнить желание публики - танцевать и рассмешить людей.
Если после начала свадьбы вдруг кто-то умирал в селе, тогда дем не устраивали. Если кто-то умер несколько дней до свадьбы, старейшины рода посещали тот дом, и просили разрешения на проведение дема. Им, как правило, отвечали: «Хуьр чиди я. Хуьре хьайи кьиникьарни, шадвилерни чи жемятдинбур я. Куьне куь дем ая». (Это - наше село. И празднества и похороны, которые проходят в этом селе, тоже наши. Свадьбу сыграйте, как положено!).

Третий день (Хунчаяр гъидай (тухудай) югъ)

Рано утром музыканты поднимались на крышу дома жениха и играли там ритуальную музыку - «Экуьнин ярар». Этот макьам (мелодия) имела ритуальный смысл: лезгины приветствовали своих богов. Через музыку просили богов благословлять молодых, подарить им счастье. Это было своего рода музыкальная молитва - обращение» к богам.
В этот день, как правило, приглашенные на свадьбу родственники, односельчане приносят хунча (подарки). Хунчу приносят женщины. В хунче бывает 3 хлеба, халва (исит1а) и отрез (хун). Некоторые добавляют и очищенную курицу.
А те, которые должны приносить т1арат1, водружали свои знамена на крышу (квалин ч1ередал, хътилдал - куп1арин харадал). Близкие родственники приносят теленка или барана, также т1арат1. Все т1арат1ы, которые привезены в дом жениха, водружали на крышу. Они оставались там до конца свадьбы (некоторые из этих т1арат1ов везли в дом невесты). В разных селениях существовали свои особенности. Например, в с. Нютюг С. Стальского района во время свадьбы на земляную крышу закапывали столб, на который навешивали различные яства, а также платки, носки и т.д. После того, как в дом жениха приводили невесту, один из родственников тряс этот столб, а все собравшие на крыше собирали угощения и подарки. Этот столб назывался «Ччамран ттар» (Дерево жениха).
В этот день (примерно к полудню) процессия, состоящая из близких родственников жениха в составе 20-25 человек в основном женского пола, в сопровождении музыкантов, нескольких особ мужского пола, а также юношей направляется к дому невесты. Женщины над головой держат подносы, в которых имеются сладости (на двух из них бывает халва - исит1а), но в основном они доставляют в дом невесты ее одежду.
Во главе процессии идет человек, как правило, юноша, держащий над головой знамя своего рода. Знамя, как правило, красного цвета. За ним идут со своими знаменами (т1арат1) представители близких к жениху родов.
Женщины поют свадебные песни. Исполняется ритуальная песня «Перизада». Тот, кто имеет хороший голос, начинает песню, а хор повторяет припев. Исполняется также «Са ич хьтин чин алай яр», «Мулдин цуьквер», «Марвар цуьквер» и др. песни.
В доме невесты их угощали, всем присутствующим показывали одежду.
В этот день в доме невесты всем, кто участвует на свадьбе, раздавали хлеб. Этим занимаются наибы невесты (ее родственницы). Другие родственницы невесты раздавали хлеб сельчанам (на две части делили каждый хлеб, клали на них халву). Эти женщины ходили по селу в одежде невесты. Женщины тех домов, которые получали хлеб, назавтра, еще до того, как за невестой приходили «ччамар» (женихи) носили в дом невесты подарки (2 хлеба, тарелку халвы, платок, мешочек для табака, мешочки или подушки для иголок - ниток, сладости, фрукты - овощи и т. д.) Основную часть этих вещей, как правило, клали в сундук, который невеста с собой берет в дом жениха.
Процессию стороны жениха в доме невесты могут встречать по-разному: принимать приветливо, угостить или (редко) забирать подарки, а самих вообще не приглашать в дом. Оба варианта считаются приемлемыми.
Прибытие гостей (прибывание приглашенных на свадьбу из соседних сел гостей - «гьуьлезар», «хванахаяр», «багърияр», «мукьвабур», «мукьва - кьилияр», «мирес - мусудар»). Гости, как правило, стоят у входа села. Посылают встречного мальчишку к хозяину свадьбы (или стреляют в воздух и этим сообщают, что прибыли). Получив весть, т1амада приказывает музыкантам отправиться встречать их. Музыкантов сопровождает толпа молодежи (юноши и девушки). Гостей могут встретить и тот, кто приглашал их на свадьбу. Их может встретить один из самых близких родственников жениха или кто-то из подручников (гъилин к1аш) тамады. Они здороваются с гостями. Все танцуют. Гость - самый уважаемый человек у лезгин. Как правило, его принимают с почестями. Но может случиться так, что гость будет чем-то недоволен. Тогда он обижается и вместе со своей свитой заходит в один из дворов на окраине села. Тогда глава встречающих заходит к ним и спрашивает: «Что надо сделать, чтобы ваша обида прошла?» В ответ гость может поставить любое (но разумное) требование. К примеру: «Пусть отец жениха приходит к нам! Пусть он тащит на своей спине свою жену!», «Пусть отец жениха станет медведем (т.е. пусть наденет медвежью шкуру) и танцует перед нами!», «Пусть отец жениха с тремя женщинами, поющими песни, подойдут к дому, где мы остановились!» и т.д. Требования гостей обязательно выполняются. Только после этого гости прибывают во двор, где проводится свадьба.
Бывало так, что гость, прибывший из соседнего села, сообщал: если хозяин свадьбы не пригонит сюда (окраина села) быка, он не войдет в дом. Тогда исполняли его желание. Гость узнавал, сколько стоит этот бык. Потом он ударом кинжала сражал быка, а затем его зарезал. Половину стоимости платил гость, а половину -хозяин свадьбы. Мясо раздавали. Эта затея называлась «Яцран гардан ягъай мехъер» (Свадьба, на которой «казнили» быка).
Музыканты должны встречать всех гостей (абурун вилик экъечЬча), а хозяева свадьбы должны выполнять все требования их. Каждому гостью, прибывшему из других сел, прикрепляется специальный человек, как правило, из родственников. Он должен быть готов оказать ему помощь, выполнить его желания (адан вилик са к1вачел акъвазун).
В свадьбе гостями инсценировываются ссоры - «мугьманри хъел авун». Это происходит примерно таким образом: кто-то из гостей, как правило, близкий родственник, вдруг заявляет, что он не доволен обслуживанием, ему не оказали нужные почести и по этой причине он отказывается принимать участие на свадьбе. После этого заявления он действительно уходит, поселяется в доме одного из сельчан. Оттуда поступает его требования в адрес хозяина свадьбы: «Мехъерин ч1ехьиди рехи ламрал терсеба ацукьна зи вилик акъатрай! Тахьайт1а зун мехъерик хуькведач!» (Пусть хозяин свадьбы сядет на серого осла спиной вперед, и выйдет нам на встречу! Иначе, я на свадьбе не появлюсь!). Или звучит такое требование: «Ччамран бубани диде чи к1вачел атурай!» (Пусть и отец, и мать жениха приедут к нам!). Эти требования выполняются.
Что приносят гости в подарок? Из соседних сел, как правило, приезжают на конях муж и жена (или отец и сын). Близкие родственники приезжают всей семьей. Они приносят, как правило, от имени мужчины барана, т1арат1 (женский головной убор или материю), от имени жены - три хлеба, испеченные в т1ануре, исит1а (один из видов халвы), очищенную сырую или вареную курицу, отрез (размеры, как правило, бывает от 1 метра до 3 метров).
Уход жениха в другой дом. На третий день, после полудня, проводится ритуал, на первый взгляд совершенно ненужный: жениха в торжественной обстановке проводят в дом брата отца или брата матери (уход жениха в другой дом). Перед отъездом в дом близкого родственника его одевают как положено. Большое значение имело то, кто наденет на него ремень с кинжалом (или кто завязываE8 выполняли усердно, били так сильно, что иной раз оставались следы на теле. За это никто не обижался, потому что их наказывали за непослушание и невыполнение требований обычая. При возражении их могли вообще выгнать из пира.
В некоторых селениях существовал обычай ухода не только жениха, но и невесты на период свадьбы в «другой дом» (в отличие от ухода жениха, который проводится под музыкой и танцами, невесту провожают как бы незаметно). Этот обычай исследователями рассматривается «как пережиток похищения - он, жених, скрывается от сознания своей вины перед членами общества и перед самой невестой; уход невесты в «другой дом» рассматривается как пережиток матриархата - она как бы возвращается в материнский род -к дяде с материнской линии». По нашему мнению, в этом обычае немаловажное значение имеет и этический аспект: жених и невеста не должны демонстрировать себя во время коллективных мероприятий свадьбы, которых, как правило, проходят с участием большого количества людей.

Четвертый день: (Свас гъидай югъ)

День, когда привозят невесту в дом жениха проводятся спортивные мероприятия. Мероприятия, связанные с переводом невесты из дома отца в дом жениха имеют много ритуально разнообразных и интересных моментов: соревнования по разным видам военных искусств, стрельба, скачки и т. д.; элементы имитации похищения невесты; словесные соревнования профессиональных ма-занов (народных певцов), представляющих стороны жениха и невесты; имитация засады, организованной по пути возвращения процессии с невестой; сентиментальное прощание родителей со своей дочерью; меры, предпринимаемые против «сглаза» и вредоносной магии и т. д.
В этот день, перед отправлением за невестой, организовывали стрельбу из ружья. Лучший стрелок, который попадал в мишень, получал подарок: женский головной убор или отрез. Это соревнование называлось «Тергяг1ай мехъер» (с. Кучхюр). Неотъемлемым атрибутом свадебных торжеств являлись скачки - «Ччамар чукурун», «Ччамарар чукурун». Еще вчера хозяин свадьбы сообщил тем, кто будет участвовать на скачках (ччамариз фидайбуруз т1вар яда). Все желающие (если у них есть конь) могли участвовать в соревнованиях. Даже гость из другого села, если он на коне или сможет достать здесь коня (туш балк1анар авай хуьруьнвийри мугьманрив абур гьечеда вугайт1а), тоже имеет право участвовать на скачках.
На скачках, как правило, участвовали 20 и более всадников. Жених должен был обязательно принять участие на скачках. Победители получали подарки, а лошади украшения. Эти скачки проводятся как составная часть процедуры привода невесты в дом жениха и, возможно, являются театрализованным отражением древнего обычая похищения невесты.
В каждом лезгинском селении есть место, где организуются скачки. Во время скачек, участники показывали разные трюки: на ходу переходили из-под коня и опять садились на седло, брали с земли брошенный рубль, стреляли по мишеням и т. д. Возможно, в прошлом (в древности) состязались и по другим о8 выполняли усердно, били так сильно, что иной раз оставались следы на теле. За это никто не обижался, потому что их наказывали за непослушание и невыполнение требований обычая. При возражении их могли вообще выгнать из пира.
В некоторых селениях существовал обычай ухода не только жениха, но и невесты на период свадьбы в «другой дом» (в отличие от ухода жениха, который проводится под музыкой и танцами, невесту провожают как бы незаметно). Этот обычай исследователями рассматривается «как пережиток похищения - он, жених, скрывается от сознания своей вины перед членами общества и перед самой невестой; уход невесты в «другой дом» рассматривается как пережиток матриархата - она как бы возвращается в материнский род -к дяде с материнской линии». По нашему мнению, в этом обычае немаловажное значение имеет и этический аспект: жених и невеста не должны демонстрировать себя во время коллективных мероприятий свадьбы, которых, как правило, проходят с участием большого количества людей.

Четвертый день: (Свас гъидай югъ)

День, когда привозят невесту в дом жениха проводятся спортивные мероприятия. Мероприятия, связанные с переводом невесты из дома отца в дом жениха имеют много ритуально разнообразных и интересных моментов: соревнования по разным видам военных искусств, стрельба, скачки и т. д.; элементы имитации похищения невесты; словесные соревнования профессиональных ма-занов (народных певцов), представляющих стороны жениха и невесты; имитация засады, организованной по пути возвращения процессии с невестой; сентиментальное прощание родителей со своей дочерью; меры, предпринимаемые против «сглаза» и вредоносной магии и т. д.
В этот день, перед отправлением за невестой, организовывали стрельбу из ружья. Лучший стрелок, который попадал в мишень, получал подарок: женский головной убор или отрез. Это соревнование называлось «Тергяг1ай мехъер» (с. Кучхюр). Неотъемлемым атрибутом свадебных торжеств являлись скачки - «Ччамар чукурун», «Ччамарар чукурун». Еще вчера хозяин свадьбы сообщил тем, кто будет участвовать на скачках (ччамариз фидайбуруз т1вар яда). Все желающие (если у них есть конь) могли участвовать в соревнованиях. Даже гость из другого села, если он на коне или сможет достать здесь коня (туш балк1анар авай хуьруьнвийри мугьманрив абур гьечеда вугайт1а), тоже имеет право участвовать на скачках.
На скачках, как правило, участвовали 20 и более всадников. Жених должен был обязательно принять участие на скачках. Победители получали подарки, а лошади украшения. Эти скачки проводятся как составная часть процедуры привода невесты в дом жениха и, возможно, являются театрализованным отражением древнего обычая похищения невесты.
В каждом лезгинском селении есть место, где организуются скачки. Во время скачек, участники показывали разные трюки: на ходу переходили из-под коня и опять садились на седло, брали с земли брошенный рубль, стреляли по мишеням и т. д. Возможно, в прошлом (в древности) состязались и по другим видам военных искусств. Возможно, таким образом, жених выбирал себе команду, способную участвовать в похищении невесты. А скачки - это испытание на смелость и смекалку, так необходимые в этой довольно опасной затее - похищение девушки. Вторая функция скачек - это самореклама потенциальных женихом перед односельчанами, одновременно, демонстрация военной силы данной общины.
Чархачияр, как правило, их бывает двое, выступают в роли организаторов и контролеров свадебных мероприятий. Чтобы отличить чархачи от других участников, на их шею надевают женский головной убор (буьшме), или дорогие материи красного цвета. Один из них еще до возвращения всадников со скачек, опережая их, сообщает дому невесты о приближении процессии стороны жениха. А другой сообщает о прибытии невесты и о пожеланиях победителей скачек (в отношении получаемых ими подарков) в дом жениха.
Когда процессия направляется за невестой в ее дом, чархачи и т1ап1ахъан везут с собой угощения для тех, кто выполняет такие же функции в доме невесты.
Дорога к дому невесты (Свасан к1валин рехъ) После полудня, как правило, кто-то приходил из дома невесты к дому жениха. Если у этого человека на стволе ружья водружена вареная голова барана, это означает, что невеста готова для отправки в дом жениха и можно направить процессию за ней. (Са бязи ч1авариз гададин гъенел свасан к1валяй са жегьил гада санкьу т1валинал акъалжна (гьалдна, гьалсна) къведай.) Этого молодого человека угощали и ему давали подарок.

Жених в чужом доме. (Ччам масадан к1вале ччуьнуьх хьун)

После привода невесты родители жениха шли в тот дом, где жених со своими охранниками пирует. Они поздравляют его. На голове у матери бывает поднос. А на подносе бирганд, куры, яйца и сладости. Эти угощения оставляют там.
В это время люди жениха продолжали пировать. В некоторых селениях, ведущий (шагь, хан) отправлял своих помощников ко всем родственникам жениха с требованием прийти и поздравить его с приводом домой невесты. Родственники (муж с женой) без отказа должны были выполнить эти требования. Женщины с собой брали подносы (сини) с угощениями, а мужчины отдавали определенную сумму денег. Ведущий мог не соглашаться с предложенной ему суммой и потребовать больше, в случае отказа - наказать. Каждый, кто входил в комнату спрашивал разрешения у ведущего:
- Хан, вун сагьрай, ччамраз мубаракдай ихтияр авани? (Желаю здоровья хану, разрешаешь ли мне поздравить жениха?).
Тот, кто вошел в комнату, где проходит веселье, больше не имел права встать и выходить. Это считалось постыдным делом. Раз ты вошел в дем, должен участвовать до конца. Танцевали все, начиная с одного конца. Когда круг заканчивается желающим давали еще один возможность показать свою мастерство. За очередностью и порядком строго следили свидетели (пкавул) жениха.
Поздно вечером жених и свидетели вставали и уходили, остальные продолжали празднование.
Поздно ночью от невесты уходили женщины и подруги. С ней оставалась ее наставница (енге), которая руководила всеми поступками невесты, вплоть до передачи ее мужу. Наставница учила, как нужно вести себя в брачную ночь.
Возвращение жениха в свой дом. В полночь свидетели отводили жениха к невесте, а сами стояли у дверей. Как правило, невеста ожидала прихода жениха, стоя в углу комнаты. В некоторых селениях (к примеру, в с. Куруш) жених имел в руке палочку, как символ власти. Он, заходя в комнату, ставил правую ногу и здоровался (нянин хийир хьурай), а затем ставил левую и сам же отвечал на своё приветствие (агъбат хийир хьурай). После чего жених спрашивал у невесты: «Эти стены являются нашими свидетелями. Скажи, ты давала обещание быть моей женой?» Если невеста не ответит, то жених ее слегка ударял палочкой.
Свидетели, стоявшие у двери, торопили жениха. Они стучали в дверь, кричали, требовали, чтобы жених побыстрее выполнил свой супружеский долг. Спустя некоторое время жених выносил «платок девственности» невесты и передавал его енге, показывал своим свидетелям. Когда наставница невесты убеждалась в её девственности, она отправлялась сообщить об этом его матери. За платок наставница получала подарок и от матери жениха, а позже и от матери невесты.
В знак удачной женитьбы, свидетели жениха стреляли в воздух.
Товарищи жениха поднимались на крышу, и через дымоход на веревке опускали мешок. Жених и невеста должны были наполнить мешок угощениями. В противном случае, через дымоход выливали воду.
Если невеста оказывалась не девственницей, брак расторгался. Ее в тот же ночь отправляли обратно в дом родителей. Надо отметить, что такие факты встречались очень редко. К примеру, русские, посетившие высокогорное селение Куруш, отмечали, что в этом селении нет разврата: «мужчина, соблазнивший девушку, был бы убит; если бы девушка, вышедшая замуж, оказалась беременной, и если бы муж довел об этом сведения жителей, то такой женщине отрезали бы губы, уши и прогнали бы ее из аула». В некоторых случаях, после неудачной женитьбы, в тот же день родители жениха собирали совет близких родственников. Часто находили подходящую девушку взамен опозоренной. Такая поспешность вызывалась желанием избежать дальнейших расходов, связанных с новым сватовством и свадьбой.
Надо отметить, что если выходила замуж вдова, то свадьбу не делали. Организовали кампанию, там присутствовали близкие родственники. Музыкантов, как правило, не приглашали.

Пятый день: пиршество жениха (Ччамран мярекат(суварар))

Рано утром свидетели провожали жениха в свой дом, где его ждет невеста и родители. Там начиналось пиршество у жениха (ччамран мярекат). Из-за того, что еще продолжает существовать опасность для жениха, особенно, для его папахи, свидетели не теряли бдительность и охраняли его как положено. Если какой-то ловкач похищал папаху жениха, свидетелям приходилось прикладывать немало усилий, чтобы вернуть её (приходилось платить похитителям курами, вином, и даже водкой).
Как проходило пиршество жениха в первый день после замужества? Если эта происходило осенью или зимой (лезгины играли свадьбы после завершения полевых работ, то есть в конце осени, или зимой), жених, как правило, сидел, укутавшись в бурку (кавал), глядя изподлобья, или через отверстие поднятого воротника национальной верхней одежды чуха. Он инициировал стыдливость.
В комнату, где сидят жених и свидетели, раньше всех входили отец и мать жениха, потом братья, сестры. Они, как принято, приносили с собой поднос с угощениями. Все они поздравляли жениха, желали ему счастья.




Статистика