кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте




Дечик-пондур (адхоку-пондур) – самый древний, самый распространенный и любимый струнно-щипковый музыкальный инструмент чеченцев. Он так же незамысловат, как русская балалайка. Деревянный корпус удлиненной формы, выдолбленный из одного куска дерева, три струны, что состояли из конского волоса или искусно высушенных жил. Но в руках мастера дечик-пондур может поведать слушателю о многом, под его звуки древние чеченские сказители исполняли песни-илланчи. Звук пондура мягкий, шелестящий. Есть и легенда о пондуре: После опустошительной битвы с чеченцами полководец Тимур спросил своих подчиненных – «А вы забрали у них пондур?» Услышав отрицательный ответ, он промолвил: «Если вы не забрали пондур, значит, мы их не покорили...»

Старинный дечик-пондур, сохранив свою форму, был усовершенствован в середине прошлого века. В частности, для усиления его звука стали применять медиаторы, и в оркестре дечик-пондур смог участвовать как пиккало, прима, альт, тенор и бас. Этим старинный инструмент во многом обязан композитору Георгию Мепурнову. Грузин по национальности, получивший образование в Московской консерватории, Г. Мепурнов связал свою творческую судьбу с Чечней и плодотворно работал там в тридцатые годы. Разносторонне образованный музыкант, одаренный композитор, он был хорошим организатором, настоящим музыкантом-общественником и педагогом. По инициативе Г. Мепурнова в 1936 году был создан оркестр народных инструментов, который он возглавил. Он же задумал и осуществил реконструкцию народных инструментов. Нужно было на основе немногих традиционных чеченских музыкальных инструментов создать оркестровую группу. Для реконструкции знаменитых дечик-пондуров были привлечены профессор Московской государственной консерватории В.М. Беляев, заведующий учебной частью Грозненского музыкального училища М.М. Халебский и музыкальный мастер-конструктор П.А. Шошин, успешно проделавший уже подобную работу в ряде республик СССР. Форма старинных трехструнных дечик-пондуров была сохранена, но в оркестре они смогли уже участвовать как пиккало, прима, альт, тенор и бас. Для усиления звучности при игре на дечик-пондурах были введены медиаторы. В группе адхоку-пондуров после реконструкции появились примы и альты. Пополненный исконно народными чеченскими инструментами: гармониками, зурной, ударными - оркестр дал возможность Г. Мепурнову ввести в его репертуар многие произведения.

На протяжении всей своей жизни Г. Мепурнов собирал и обрабатывал чеченские и ингушские народные мелодии. Он является автором ряда художественных обработок и оригинальных произведений на темы музыкального фольклора Чечни.

ЛЕГЕНДА О ДЕЧИГ-ПОНДУРЕ

Бессмертное , как твердь гранитных плит , 
Предание народное гласит , 
Что в край Чеченцев в давние года 
Пришла завоевателей орда . 

Несметны были полчища врагов : 
Земля дрожала , пыль до облаков . 
И лучшие джигиты полегли , 
Не уступив врагу родной земли . 

Уже своей победой грезил враг , 
И не дымил растоптанный очаг . 
И вот в молчанье смертной тишины 
Запели вдруг три звонкие струны . 

О долге , чести струны те поют . 
Вайнахи , в битвах павшие, встают. 
И стала приговором для врагов 
Отвага их и прочность их клинков. 

И произнес угрюмо грозный хан : 
" Народ сей мал , но духом - великан . 
Барласы * !.. Привести сюда ко мне 
Того , кто смог бессмертье дать струне !" 

Бегут минуты струйкою песка . 
И вот приводят к хану старика . 
Насупив бровь , владыка приказал : 
"Сыграй-ка снова то , что ты играл !" 

И вот под сводом желтого шатра 
Запели , словно буйные ветра 
Вновь три стальные звонкие струны , 
Три яростные пенные волны . 

Мелодия их то взмывала ввысь , 
Лавиною обрушивалась вниз , 
То мчалась бурей взбешенных коней , 
И только страх не чувствовался в ней . 

Задумавшийся хан - и зол , и хмур , - 
Остановил рукой дечиг - пондур : 
"Довольно ! Твой мотив суров . В нем есть 
Отвага , и достоинство , и честь . 

Раб !.. отвечай мне - инструмент такой 
Чьей сотворен умелою рукой ? 
А этот , что сейчас в твоих руках , 
В обмен на жизнь оставишь мне , вайнах !" 

Пришельцу чужеземному в ответ 
Сказал старик седобородый : "Нет ! 
Напев трёх этих струн лишь только нам 
Послушен . Я тебе их не отдам . 

А если силой... Я в твоём шатре , 
Лишь пёс кусает гостя во дворе , 
Орлу в оковах никогда не жить ! 
Наш вольный дух тебе не покорить". 

Взглянул старик из-под седых бровей . 
Своих убитых вспомнил сыновей : 
- Ещё скажу тебе : у нас в горах - 
Кто справедлив , тому не ведам страх . 

Свою гордыню мудростью уйми 
И истину извечную пойми : 
Жестокому могущественным стать 
Поможет меч , но только не бывать 

Ему великим . В этом жизни суть . 
А твой отмечен мраком смерти путь , 
Твоим сарбазам , знаю, нет числа . 
Они - как волны моря , мы - скала . 

У нас вайнахов , поговорка есть : 
"Себя теряет потерявший честь . 
И тот , кто отстоять себя не смог , 
Напрасно носит кованный клинок". 

Кинжалы из селенья Кубачи 
Не хуже , чем афганские мечи . 
Светильник дней моих почти угас , 
И я без страха встречу смертный час . 

Оставь наш край .Мы сердцем приросли 
К истерзанной судьбе своей земли , 
К безмолвью башен и молчанью скал , 
Напрасно здесь покорность ты искал . 

Открыт наш дом пришедшему с добром , 
Ну а врагов встречаем мы мечом . 
Добра и зла расходятся пути . 
Оставь наш край , владыка . Уходи !" 

Горел закат рубиновый вдали . 
Из гор завоеватели ушли . 
И вновь над тишиной гранитных скал 
Мотив дечиг-пондура зазвучал . 

Напев звенел , то поднимаясь ввысь , 
Лавиною обрушиваясь вниз , 
Вскипая в сердце яростным огнем , 
И только страх не чувствовался в нем . 

До сей поры дечиг-пондур в горах 
Хранит , как символ мужества , вайнах . 
На грусть и радость нам они даны , 
Три звонкие , три вещие струны . 

Умар Яричев





Статистика