кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Современный Дербент – это город-музей под открытым небом, получивший в 1989 г. статус Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, охватывающего территорию с охранными зонами, равную 1439 га. Дербентский музей-заповедник включает в себя около 150 памятников федерального и республиканского значения.
Кроме того, на сегодняшний день в Государственном музее-заповеднике для посетителей открыты восемь музеев. Это музей боевой славы, музей природы Прикаспия, музей ковра и декоративно-прикладного искусства, музей культуры и быта древнего Дербента, дом-музей А.А. Бестужева-Марлинского, комплекс «Цитадель Нарын-кала», музей «Древний Дербент и народы Прикаспия», картинная галерея «История Дербента в живописных полотнах».
Драгоценным алмазом в сокровищнице дербентского наследия является архитектурный ансамбль – цитадель «Нарын-кала» 1. Она расположена в северо-восточной части вершины дербентского холма, возвышающейся на 340 метров над уровнем моря, и занимает площадь около 4,5 га. В плане цитадель представляет неправильный многоугольник, размеры которого с запада на восток достигают 200 м, с юга на север – 220 м. Стены цитадели толщиной – 2,5-3,5 м, а высотой местами достигают 15-20 м. Крепость укреплена с северо-запада небольшими башнеобразными выступами, а с юга и юго-запада – квадратными башнями.
На территории цитадели находятся великолепные памятники зодчества, относящиеся к разным периодам развития города: крестово-купольный христианский храм IV-V в.н.э. (формы и конструктивные особенности которого совпадают с христианским памятником V в. в итальянском городе Равенна); развалины семи дворцовых комплексов албанского (античного), Сасанидского и арабского периодов, водохранилище XI в., зиндан XII-XIV вв., ханские бани XVII в., ханский дворец XVIII в., ханская канцелярия XVIII в., гауптвахта XIX в. Особый интерес вызывают также сами стены цитадели, крепостные ворота и идущая вдоль южной крепостной стены лестница.
Ворота южной стены Кала-капы 2 (Крепостные ворота) – самые верхние ворота в городских стенах. Проем ворот, вероятно, датируется временем строительства стены. С востока ворота фланкированы полукруглой башней X-XI вв., появившейся в период обострения борьбы Дербента с Ширваном. В 1920 г. ворота обрушились, и на их месте долгое время существовал проем в стене. В 1960 г. они были восстановлены.
Внешний фасад Кала-капы предельно прост – это прямоугольный проем с клинчатой перемычкой в крепостной стене; такими ворота показаны и на одном из чертежей начала XIXв. Более интересен внутренний фасад ворот, при восстановлении которого по аналогии с более ранними воротами сводчатому перекрытию прохода была придана стрельчатая форма.Восточные ворота
цитадели Нарын-кала (Нарын-кала-капы) – главные ее ворота – устроены в подпорной стене и перекрыты стрельчатыми арками и плитами основания ханской канцелярии Фет-Али-хана. Вход в цитадель сделан в подпорной стене, так как перепад уровня земли внутри и снаружи восточной стены цитадели достигает 5 м. За воротами в толще земли устроен наклонный проход шириной более 3 м, ограниченный по бокам подпорными стенами. В XII в. над воротами и проходом было сооружено двухэтажное здание, стены которого опирались на две мощные перекинутые через проход стрельчатые арки.
Ханская канцелярия 3
Ханская канцелярия располагается над главными воротами цитадели – Нарын-кала-капы. Слева от входа находится небольшая комната, в которой располагалась охрана ворот. Двухэтажный корпус ханской канцелярии включал в себя парадные и служебные помещения, а также приемную хана. Во второй половине XVIII в. правитель города Фет-Али-хан на первом этаже здания канцелярии устроил судилище.
Здание ханской канцелярии, разрушенное временем, в 60-х гг. XX в., было полностью реконструировано согласно старому плану, но без сохранения планировки.
Ханский дворец 4Дворец в дербентской цитадели был построен в 1768 г. сильнейшим феодальным владетелем Восточного Кавказа Фет-Али-ханом. Академик П.Г. Бутков, посетивший в 1796 г. цитадель Нарын-кала, писал, что был в ханском доме, который «…построен в два этажа из дикого камня на высоте, которая командует всем городом».
Северная крепостная 5 стена тянется около трёх километров от цитадели Нарын-кала до Каспийского моря с запада к востоку. Она сохранилась почти полностью и в настоящее время. На протяжении стены имеются 43 прямоугольных и полукруглых башни, которые расположены примерно в 60-70 метрах друг от друга. Чтобы подниматься с внутренней стороны, стена имела каменные лестницы. Стена сложена в VI в. из больших обтесанных камней, высота её 7-8 м, ширина – от 2,5 до 3,5 м. Для выхода за пределы крепости в северной стене было сделано трое ворот.
Южная крепостная 6 стена тянется, как и северная, от цитадели Нарын-кала до Каспийского моря. Расстояние между ними составляет примерно 300-350 м. Южная крепостная стена обрывается местами. Сохранилась восточная часть стены, протяженностью примерно 1,5 км. В отличие от северной стены, южная не играла большой роли в защите города, поэтому имела меньше башен и больше ворот (четверо).
Крепостная лестница расположена вдоль южной крепостной стены и насчитывает 211 ступеней.
Ханские бани 7Ханские бани в цитадели Нарын-кала представляют собой улгубленные в землю сводчато-купольные сооружения, освещаемые светом через специальные отверстия в куполах и сводах. Сиены, купола и своды выложены из ракушечника.
Гаупвахта 8
Гауптвахта, возведенная в 1828 г. на искусственно выровненной площадке, представляет собой прямоугольное здание с арочной галереей со стороны главного фасада, обращенного в сторону моря. Расположенный в центре этого фасада вход ведет в вестибюль, из которого одна дверь ведет в большой зал, а две другие – в следующие помещения.
Наибольший интерес представляет главный восточный фасад гауптвахты. Его галерея состоит из пяти полуциркульных арок, опирающихся на квадратные столбы.

Первые от цитадели ворота северной стены называются Джарчи-капы, 9 т.е. «ворота вестника». Около них ханский вестник передавал приказания. Ворота были основательно перестроены в 1811 г. Проем был сделан в виде правильной полуциркульной арки. Верхняя часть ворот сложена из грубо обработанных камней и завершается декоративными зубцами, каждый из которых состоит из цельного камня стрельчатой формы.
Западные ворота цитадели 10 (X в.) назывались горскими. Они фланкированы с внешней стороны двумя прямоугольными выступами, усиленными наклонными подпорными стенами, которые образуют перед порогами узкий проход шириной около 3 м. Проем горских ворот перекрыт клинчатой перемычкой, с внутренней стороны к проему ведет проход, перекрытый стрельчатым сводом.
Вторые ворота южной стены Баят-капы 11 (VI-VII вв.), называвшиеся арабами Баб-эль-Мактуб, по чертежам 1720 г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема – наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом.
В 1811 г. Баят-капы были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы двумя полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней, положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка.
Однотипные обрамления обоих арочных проемов выложены из тесаных камней и состоят из полуциркульных архивольтов и пилястр с капителями в виде выкружки с полочкой. Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же парадного входа в город.
Самыми интересными и нарядно оформленными являются третьи ворота южной городской стены – Орта-капы 12 (средние ворота). Ворота Орта-капы относятся к числу древнейших в городе и датируются VI в. Возможно, они перестраивались в XI в., так как на одном из камней имеется дата – 435 г. мусульманского летоисчисления (1043-1044 гг.) с именами мастеров Ахмада бен Абу и Али бен Йунуса. Ворота укреплены двумя квадратными башнями, их главный древний проем перекрыт плоской клинчатой перемычкой с зубчатым замковым камнем. Наружные пространства между башнями оформлены декоративной стенкой с одной большой и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на круглые колонны. Над основным проемом ворот имеется каменный водомет в виде скульптуры льва. Эту декоративную арку можно датировать концом XIV в. Верхняя часть ворот с бойницами была сооружена в начале XIX в
Джума-мечеть 13
Письменные источники сообщают о строительстве мечетей в Дербенте в различные периоды его истории, начиная с VIII в. Древнейшая из них, Джума-мечеть, представляет собой прямоугольное здание с выступом в центральной части южного фасада. Интерьер мечети представлен двумя основными частями: вытянутым в направлении восток-запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Один из них, главный, расположен на поперечной оси здания и представляет собой выступающий из плоскости стены монументальный портал со стрельчатой арочной нишей и прямоугольным дверным проемом.
Внутренние размеры основного помещения мечети 67 на 17 м, ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – 4 м. Квадратный зал мечети перекрыт стрельчатым куполом диаметром 9,3 м, опирающимся на 8 подпружных арок. Интерес к этому сооружению вызывается еще и тем, что по преданию под мечеть был перестроен более древний христианский храм.

Вторые ворота северной стены Кырхляр-капы 14 (ворота сорока воинов) расположены недалеко от кладбища Кырхляр. Арабы называли их Баб-эль-Джахад (ворота священной войны), чем подчеркивали особое военно-политическое значение этих ворот, а русские – кизлярскими. Это одни из самых древних ворот Дербента. Кладка нижней части ворот относится к древнейшему типу. В прошлом Кырхляр-капы являлись главными северными воротами города, поэтому их архитектурному облику придавалось большое значение. Арабский автор X в. Ибн-ал-Факих пишет, что на стене над воротами имеются две колонны, на каждой из которых изображение льва из белого камня. А ниже расположены два камня с изображением львиц. Близ ворот – изображение человека из камня; между его ногами статуя лисицы, а в ее пасти кисть винограда. На северном фасаде Кырхляр-капы по сторонам проема сохранились скульптуры двух львов высотой 70 см, под правым львом – остатки завершения колонны.
Следовательно, эти ворота существовали еще в 10 в. почти в таком же виде, в каком они сохранились до настоящего времени. Со стороны города ниша, в которой устроен проем ворот, имеет стрельчатое очертание. Справа от входа располагается огромная башня-бастион диаметром около 24 м, предназначенная для контроля в месте изгиба стены и подхода к воротам.
Четвертые сохранившиеся ворота Дубары-капы (X-XI вв.) так же, как и Орта-капы, фланкированы прямоугольными выступами. Однако кладка этих выступов хоть и имитирует древнейшую, но явно более позднего происхождения. Эти выступы изображены на планах начала 18 в., поэтому их можно датировать 16-17 вв. Одновременно с выступами была сооружена и ниша со стрельчатой аркой. Что касается самого перекрытия ворот, то сейчас оно не сохранилось.
Кырхляр-мечеть 15
Кырхляр-мечеть расположена в верхней части г. Дербента, вблизи ворот Кырхляр-капы. На одном из внутренних столбов мечети имеется камень с резной персидской надписью, в которой сообщается, что мечеть построена в 1626-1627гг. Затем мечеть неоднократно ремонтировалась в XVIII-XIX вв.

Минарет-мечеть 16
Сейчас в городе сохранилась только одна мечеть с минаретом, которая так и называется – Минарет-мечеть. Она расположена недалеко от ворот Джарчи-капы. Ее древней частью является минарет, так как сама мечеть основательно перестроена в XIX в. и представляет собой почти квадратное небольшое трехэтажное помещение, перекрытое полуцилиндрическими сводами.
Минарет сохранился до карниза. Его нижняя квадратная часть сейчас имеет высоту 1,6 м. Основная цилиндрическая часть минарета высотой 9,9 м завершается карнизом в виде полуовала с полочкой, покрытым резным орнаментом. Внутри минарета винтовая каменная лестница, освещаемая небольшими окошками. С северной стороны в кладке минарета имеется камень с орнаментальной резьбой.
Святыня Джум-Джум 17
У южной городской стены, между воротами Кала-капы и Баят-капы, находятся десять саркофагообразных надгробий. Это группа могил Джум-Джум (XI в.). По преданию, здесь захоронено семейство одного из древних правителей – царя этих земель Джум-Джум. Размеры надгробия неодинаковы: пять больших (длина – 3 м, ширина – 0,7 м, высота – 1 м) и пять малых примерно вдвое меньше размером. На торцах и боковых сторонах хорошо сохранились выбитые куфические надписи.

Кладбище Кырхляр 18Одна из наиболее почитаемых до настоящего времени мусульманских святынь Дербента – сорок могил сорока первых арабских воинов-шихидов, павших за веру в конце VII в.
Мавзолей Дербентских ханов 19
Одним из древних мемориальных сооружений Дербента является мавзолей дербентских ханов, воздвигнутый в 1202 г. по мусульманскому летосчислению (1787-1788 гг.) ханом Кубы и Дербента Фет-Али-ханом в честь своей жены – правительницы г. Дербента Тути-Бике. С запада к мавзолею примыкает огороженная каменной стеной группа захоронений семейства Эмир-Чубан. Ханский мавзолей как бы сконцентрировал в себе многие черты дербентской архитектуры XII-XIII вв., демонстрируя возможности местной традиционной архитектуры в создании обращенной вовне выразительной объемно-пространственной композиции.

Кладбище правителей Дербента Эсфендияров 20Южнее надгробий Джум-Джум на склоне горы сохранилась другая группа саркофагообразных захоронений. На торцах надгробий сохранился выбитый красивый растительный орнамент, а боковые стороны и стрельчатый верх покрыты полустертыми арабскими надписями. Как явствует из надписи на одном из саркофагов, это могила эмира Эсфендияра, сына Хамза-аги. Его зарубили вместе с «двадцатью душами помощников» в 866 г. хиджры (1462-1463 гг.). Саркофаги семьи Эсфендияров выделяются своим резным декором, что хорошо согласуется с общим характером дербентской архитектуры XV в.

Армянский храм 21Армянский храм – памятник архитектуры XIX в. Он был построен в 1860 г., но по назначению использовался мало. После завершения капитального ремонта и реставрационных работ в мае 1982 г. в нём открылся филиал республиканского музея изобразительного искусства.

Албанский христианский храм 22
Одним из интереснейших памятников старины, сохранившимся до наших дней, является албанский храм позднего средневековья, расположенный у селения Мола-Халил Дербентского района. Это прочное каменное здание с остроконечным куполом имеет три портала и освещается несколькими окнами полуовальной формы. Длина здания 17 м, ширина 12 м, высота с куполом около 18 м. У каждого портала с обеих сторон на камнях сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями.
Крыша храма с четырех сторон имеет овальную форму с правильными интервалами и со строго геометрической пропорциональностью. С четырех сторон в стенах под крышей устроены сквозные отверстия в форме креста. Храм построен на месте, где в 357 г. католикос Кавказской Албании Григорис принял мученическую смерть.





Статистика