кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


из книги бахарлу "Этнография Азербайджана"
20-е годы
Кроме агванцев и удинов, в состав Агвана входили и армяне, из которых Хоренский и Каганкатваци называют гардманов и цодегов. Первые жили по соседству с удинами по обоим берегам Куры. Они оставили о себе память в наименовании р. Гирдыман-чай в Шемахинском уезде, в районе которого существовало княжество Гирдыман. Цодеги или цовдеац-воц, жили в соседстве с гирдманами на восточной стороне Куры.Судя по названию и значению слова по-армянски цов-море, можно полагать, что они жили поблизости от озера Гокча, т. е. в нынешнем Казахском уезде. Кроме того, армяне занимали нынешнюю Нахичеванскую губернию, входившую в состав армянской области Васпуракан.Армяне прежде причислялись к иранской ветви индо-европейских народов, но новейшие исследования.Ученых считают их отдельным и самостоятельным народом. Армяне себя называют hay‘ (или h`ay или H`ayk), что значит господин. Такое название они себе дали от имени своего родоначальника h’aika, сына Тогрона, вышедшего из ковчега Ноя. Библия же армян называет тогормами. Название же армянин или армяне перешло от мидян.По преданию армяне в один из отдаленнейших периодов переселения народов, оставив Индию
(Памир), первоначально поселились у Тигра и Евфрата. Отсюда они распространились по долине Арарата, а по ходу исторических событий были оттеснены к северо-западу.
Армяне Азербайджана делятся на коренных и переселенцев - к первым относится часть армян Центрального Азербайджана, Карабаха и Нахичеванской губернии. Большинство армян городов Азербайджана и некоторая часть в провинции – суть переселенцы. Так, в Кубинский уезд армяне поселились в конце XVIII ст. при ФетАли хане Кубинском и заняли селения Кильвар и Хачмас. Армяне этих селений до середины прошлого столетия говорили на татском языке, не зная ни одного армянского слова, но в тоже время, сохранив христианство. Теперь же армяне эти (из Хачмаса выселились) говорят на своем родном языке.В Баку и Дербенде армяне стали поселяться при царе России Петре I, который, покорив эти города, на льготных условиях способствовал их переселению в эти города, так как они считались лучшими коммерсантами, особенно в торговле России с Азией.Большинство армян Нухинского уезда поселилось при Мухаммеде Гасан хане Шекинском, который заселял их в пустопорожние места своего ханства. Наконец, войны 1828 и 1830 гг. России с Персией и Турцией имели своим последствием то, что около 130 тысяч душ персидских и турецких армян были царским правительством России расселены в долине Аракса и Куры на месте курдов и тюрков, принужденных по воле агентов царя выселиться в Персию или Турцию. Эти армяне здесь встретились с коренными армянами, живущими здесь издавна. Азербайджанские армяне заселяют юго-западную нагорную часть страны и целыми колониями встречаются в ее центральной части. Исповедуют они армяно-грегорианство, хотя незначительное число принадлежит к армянам-католикам. Говорят же они на армянском языке, который принадлежит к числу индоевропейских языков, занимая среди них самостоятельное место. Различают древнеармянский (богослужебный и ученый) и новоармянский языки. Последний является народным, разговорным языком, оснащенным чужими примесями, главным образом персидскими и тюркскими элементами, и отличающимся от древнего языка большими переменами в произношении звуков.Новоармянский язык также распадается на отдельные диалекты, число которых доходит до 12 и сгруппированы в восточном и западном диалектах. На первом говорят армяне Азербайджана, Армении, Грузии, Северного Кавказа и России, а на втором – армяне Турции, Венгрии и Румынии.Восточный диалект отличается от западного тем, что он сохранил произношение древнеармянского языка. Общим языком армян при сношении с другими народами Азербайджана, кроме г. Баку, где употребляется и русский язык, служит тюркский язык.

 

К племенам, издревле обитающим в Азербайджане, относятся и евреи (джухут, яхуды), называемые горскими, в отличие от их собратьев европейских евреев, новых переселенцев из России или Украины.
Евреи, иудеи, израильтяне, яхуды или джухуды принадлежат к семитской расе. Их первоначальное название в Палестине у соседних с ними народов было евреи (от евр. слова ibrim, т.е. пришельцы с той стороны, так как родоначальник их Авраам пришел в Палестину с той стороны Евфрата). Другое название – израильтяне – по имени Израиля возникло в начале их исторической жизни. Именем иудеев или ехудов (от евр. слова ihudim) их обозначают после вавилонского пленения, так как их большая часть, вернувшаяся из плена в Палестину, были жителями Палестинского, бывшего Иудейского царства. Наименование же их джухутами – это тюркское.Азербайджанские евреи считаются остатками тех древних евреев, плененных ассирийскими царями, первоначально были расселены в Ассирии, а потом и в Мидии. Отсюда евреи после падения могущества Ассирии при царе Салмансаре в 720 г. до Р.Х. (1342 г. до Хиджры) переселились в нынешний Азербайджан,Грузию и Дагестан. В Азербайджане они во время персидского владычества усвоили татский язык, на котором говорят и ныне. Но этот язык имеет примесь древнееврейских, библейских и множества слов из языков соседних народов – лезгин и особенно тюрков. Кроме того, в их разговорную речь вошло много халдейских слов и целые талмудские фразы. В общении же с другими народами Азербайджана они употребляют тюркский язык.Кроме языка, в течение десятков столетий, евреи приняли обычаи, нравы и образ жизни татов, тюрков и лезгин, однако, несмотря на это, сохранили в чистоте свою иудейскую религию, древнеиудейские имена, древнееврейские обычаи и семитский тип.Когда то число этих евреев в Азербайджане было большое, но ныне они численностью до 10 тысяч человек распространены в сел. Мюрджи Шемахинского уезда, селе Джухутлар Нухинского уезда, в гор. Куба, в особой слободке на правом берегу реки Гудиал-чай, называемой Кулгат. Большинство же евреев по ходу распространения в Азербайджане христианства и затем магометанства и по ходу исторических событий смешалось с коренным населением и новыми пришельцами. О прежнем распространении и жительстве евреев свидетельствуют имена селений в Кубинском уезде. Джухуд-кенд (еврейское село) и Джухутлар (евреи) в настоящее время населены тюрками. С покорением Азербайджана Россией сюда начали стекаться евреи из Украины, России, Белоруссии и Польши. Эти евреи в отличие от коренных евреев (джухут) получили название рус-джухуты (российские евреи). Последние резко отличаются от коренных евреев, с которыми их связывает лишь одна религия. Они совершенно потеряли язык, обычаи, нравы и семитский тип, приближаясь ближе к типам белой расы. Говорят же они на испорченном немецком языке (жаргоне) и в общении с другими народами Азербайджана употребляют русский язык. Эти российские или европейские евреи численностью до 20 тысяч человек поселились в Азербайджане исключительно в Баку (в других городах встречаются по одиночке) ради торговых и ремесленных целей.

Совершенно отюречились и арабы, когда-то завоевавшие Азербайджан и поселившиеся в нем. По свидетельству жителей нижепоименованных селений, в названиях которых арабы оставили о себе память, население происходит от арабов – аравитян, повывавших здесь в VII столетии.В Геокчайском уезде - Араб-Джаберли, Араб-Шахверди, Араб-Абдул-Керим (2), Араб-Мехти-бек, Араб-Сарван, Араб-Ханадан,Джевадском – Араб-Бебир-Ханлы, Араб-Кардаш-Бекли, Араб-Бала-Оглан, Араб-Шах-Верди,Кубинском - Араб-Дагня, Араб-Али, Араб-Гаджи,Араб-Кеймурас.Ленкоранском – Араб,Шемахинском – Араб-Ушаги, Араб-Кадым, Араб-Шахверды, Араб-Шелдаш, Гамьяли, Араб-Шамлы,Агдашском – Араб-Кюкель, Араб-Басра, Гелевши-Араб, Араб-Оджаги, Араб-Шеки,Джеванширском – Джеванширлы-Араб, Араб-Хана, Араб,Ганджинском – Арабли,Зангезурском - Араб.На их арабское происхождение указывает, кроме наименования араб, которое они дали себе, еще употребление в разговорной речи много арабских слов, и их занятие верблюдоводство, соответственное лишь жителям пустыни. Кроме этих отличий, на их арабское происхождение указывает еще их семитский тип, сохранившийся в более или менее правильной форме. В настоящее время они совершенно утратили свою национальную организацию и их родным языком служит тюркский язык с приместью арабских элементов. До середины прошлого столетия, по свидетельству жителей указанных селений, в Шемахинском и Геокчайском уездах они говорили между собой на испорченном арабском языке, но ныне никто из них этого языка не знает. Карабам также относятся сеиды и халхалы – нищенствующие сеиды, которые в эпоху Сефевидов, происходящихтакже от сеидов, начали стекаться в Азербайджан. Сеидыпроисходят от арабского племени Корейши, к которому принадлежал сам пророк Мухаммед.Халхалы – это был нищенствующий сброд, называющий себя сеидами, в то время как они большей
частью являлись тюрками, не имея абсолютно ничего общего с арабами. Халхалы первоначально вели кочевой образ жизни, занимаясь исключительно нищенством, но потом поселились в разных частях страны.Эти сеиды и халхалы пришли в Азербайджан уже отюреченными из Персидского Азербайджана. Они ныне узнаются лишь по внешним отличиям, заключающимся в опоясывании себя зеленым поясом, а также наименованием себя сеид, мир или ага. В настоящее время они встречаются в селениях следующих уездов Джевадском – Сеидлар, Сеид-Садых,Кубинском – Гедык-Сеидляр, Дигях-Сеидляр, Сеидли, Сеид-Ибрагим-Кишлаги,Ленкоранском – Сеид-Турба, Сеид-Базар, Сеид-Кишлаг-Коджа,Агдашском – Сеидляр,Ганджинском - Сеидляр, Сеид-Кенд,Зангезурском - Сеидляр, Мирляр (тоже значит Сеидляр), Сеид-Ахмедлы,Джебраильском - Сеид-Ахмедлы, Сеид-Махмудлы,Нухинском - Сеид-Кишлаги, Халхал,Шушинском – Сеидлы, Сеидбеклы.

 

С водворением в Азербайджане русской власти явились сюда представители разных народностей Европы. Первыми колонистами были немцы (Deutche – по немецки, Allemands – по французски, Tuskar – по шведски, и Germans – по английски) – народность германского племени индо-европейской расы. Они являются выходцами в 1817 году из королевства Вюртембергского и принадлежат к тем лютеранским фанатикам, которые в начале XIX столетия, когда политические и религиозные перевороты волновали Зап. Европу, на основании откровения св. Иоанна верили в появление антихриста и в близкое всеобщее отпадение от церкви правоверной и гонение на верующих. Чтобы не сделаться жертвой антихриста, эти фанатики начали искать себе убежища на дальнем Востоке, где, по их убеждению, Бог восстановит царство верующих. Поэтому в 1817 году они покинули Вюртемберг и с разрешения царского правительства России поселились первоначально около Тифлиса в Грузии, но в 1819 году царскими жандармами против их воли были переселены в Еленендорф (в Ганджинском уезде). Впоследствии же прибывшая из Грузии другая партия немцев образовала новую колонию в Анненфельде в Ганджинском уезде.
В настоящее время в Азербайджане находятся следующие 7 немецких колоний с населением в 4700 Душ- Еленендорф, Анненфельд, Георгенфельд, Грюнфельд, Алексольки, Траубенфельд и Эйгенфельд; из них лишь первые две являются крупными- колония Георгенфельд – поселок Еленендорфа. Все перечисленные колонии расположены в Ганджинской губернии в Казахском и Ганджинском уездах, особенно в последнем.
Исповедуя лютеранство, немцы говорят на немецком языке, а в общении с тюрками употребляют тюркский язык. По своему культурному уровню они стоят выше всех народов Азербайджана и являются его культуртрегерами, ибо у них лучшие сады, винодельни и лучшая обработка земли.Вслед за немцами пришли сюда русские и украинцы, первое начало водворения которых относится к 1838 году. Эти переселенцы являются выходцами из южных губерний Украины и из поволжских и центральных губерний Великороссии. Главное переселение украинцев относится к началу ХХ столетия, когда царское правительство, образовав крупный земельный фонд на Мугани, стало его заселять украинцами.Великоруссы состоят исключительно из разных сектантов (молокан, духоборов, иудействующих, баптистов, субботников и т.д.), сосланных сюда царем и его агентами, как отвергающие присягу, церковь, таинство и верховную власть. Говорят великоруссы русским языком.Духоборы, численность которых составляла 5 тысяч человек, поселились в следующих селах-В Гянджинском уезде – Славянка, Михайловка, Борисовка, Варвариновка;В Зенгезурском уезде – Базарчай;В Казахском уезде – Михайловка, Новый Дилиджан.Молокане, численность которых была 12 тысячи,
поселились в следующих селах-В Гекчайском уезде - Ивановка, Гивешли;
В Шемахинском уезде – Алты-агач, Астраханка, Джебранны, Маразы, Марьевка, Чухур-Юрт, Гелишли.Субботники и прочие сектанты насчитвают в своих рядах к 10-ти тысяч человек в уездах-Кубинском - Кусары, Владимировка, Зубовка;Ленкоранском – Андреевка, Астраханка,Новогульское, Православное, Привольное, Пришиб, Вель, Николаевка.Украинцы, или как еще они здесь называются –хохлы образовали ряд селений в Джавадском уезде, по реке Кура. Первая волна их эмиграции прибыла в Азербайджан в 1867 году, а главным образом после 1905 года. Они прибыли сюда по своей воле без насилия со стороны царя, который наоборот оказывал им еще за счет турецкого населения всяческую моральную и материальную помощь. Хохлы имели следующие села в Джавадском уезде- Нововасильевка, Петропавловка, Михайловка, Ивановка. Самыми густыми их месторасположениями были села находившиеся в Муганской степи в том же уезде-Петропавловск, Александровск, Владимировск, Хыллы, Новоивановск, Грузневск, Евдокимовск,Бурношевск, Семеновск, Суворовск, Хотляровск,Осиповск, Кулибинск и др.
Русские и украинцы жили в городах, в частности в Баку. Кроме упомянутых наций, с развитием в Баку нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, сюда начался поток переселенцев, можно сказать всех наций Западной Европы (Шведов, датчан, англичан, поляк, латышей, эстонцев, итальянцев, и др.). Их сюда влекли торговые цели

 

Впервые определенные данные о жительстве человека здесь передают нам священные книги и устные предания. Они говорят нам о поселении здесь Ноя. После всемирного потопа ковчег Ноя остановился на вершине горы Большого Арарата (Священные мусульманские книги указывают гору Джуди в Сирии), откуда он и его семейство поселились на месте нынешнего Нахичевана. Что же касается исторических данных, на которые нужно было опираться, то таковые относятся за 1200 г. до Р. X. (1822 г. до Хиджры). Я имею в виду клинообразные надписи Ассирии. Они на территории Азербайджана указывают три страны Иллипи, Хархар и Каспии (1), не говоря ни слова о жителях и их племенном составе.
Страну Хархар при сравнении этого названия с наименованием Гаргареев (гаргариенов, гаргар-цвоц(2) можно принять за страну последних; это предположение тем более усиливается, т.к. армянский историк III столетия М. Хоренский гаргариенов помещал именно в древнейшем Хархаре. Страбон Амассийский - древнегреческий историк, живший на 3 столетия раньше Хоренского, помещает гаргараев (гаргариенов) у горы
Беш-Бармак (в южной части Кубинского уезда), куда они, по словам того же автора, переселились с берегов Тамиса Шора на Понте (т. е. с берегов Черного моря Крымского полуострова). Очень возможно, что гаргарены занимали всю территорию от Беш-Бармака доАракса, что примиряет все эти сведения. Для определения происхождения гаргареев можно основываться на слова агванского историка М. Каганкатваци, который повествует, что для языка гаргариенов - самого сильного агванского племени, обильного горловыми звуками, бессвязного и варварского св. Месроп около 412 г. от Р.Х. (за 210 лет до Хижры) изобрел азбуку. Судя по такому определению языка гаргареев, мы можем язык этот причислить к одному из лезгинских языков, отличающихся указанными признаками.
Итак, в гаргариенах мы можем видеть одно из множества лезгинских племен. Под влиянием крупныхисторических событий, которые разыгрывались на территории Азербайджана, гаргариены исчезли или переселились в другие страны или же, скорее всего, смешались с победителями. Последнее предположение мы считаем более правильным, так как народ сей по своем исчезновении оставил о себе память в наименовании пяти селений и одной речки. Это одноименные села Гергеры в уездах - Шушинском(2). Агдашском, Гянджинском и Шарур-Даралагезском и речка Каркарчай в Гянжинском уезде.
Жители указанных селений ныне состоят из тюрков, кроме одного - в Шушинском уезде, населенном армянами. Антропология, которая, к сожалению, почти не применена в Азербайджане, докажет, есть ли среди жителей этих селений отюрченные или обармяненные гаргариены.Страна Каспи, под таким же названием и на том же месте расположении, существовала и при греческих историках Эратосфене и Геродоте (III ст. до Р.Х, . IX – до Хиджры). По Геродоту она была населена одноименным кочевым народом, но при Страбоне – к первому столетию до РХ (7 ст. до Хиджры) - народ сей исчез, вероятно,переселившись в другие страны и оставив о себе память лишь в наименовании моря в Каспийское.М. Хоренский после переселения каспов на их месте помещает народ Чо-га, Джо-га или Чо-ра, переселившийся сюда из районов города Чо-га (Дербенда). История и происхождение ни каспов, ни чо-га пока еще не исследованы и не изучены. Лишь И. Шопен стремится доказать, что каспы это гунны. Он производит слово касп или касб от персидского ка-асп – перевода с тюркского ат-ери , что означает место коней. В то же время он слово - хуне или гуне по картиски и удински считает переводом слова конь. Такое же значение Шопен дает чо-га, что на языке некоторых лезгин означает место коней. Поэтому он считает каспов, чо-га гуннами. Доводы Шопена основаны не на научных данных, поэтому мы воздерживаемся от них. Некоторые же в потомках чо-га видят нынешних талышей.Третья страна (по клинообразным надписям Ассирии) на территории Азербайджана - это Иллипи.Такое название этой страны мы встречаем только в этих надписях. Со 150 г. до Р. X. (772 до Хиджры) на территории Иллипи образовался Агван (Албания)(3).М. Каганкатваци об этом повествует следующее - армянский царь Валареак, вступив на престол (в 150 г. до Р.Х.), при устроении своих северных границ призвал всех народов, обитавших у подошвы Кавказских гор, т.е. живших в пределах Иллипи, и назначил им царя. С этого времени страна эта стала называться Агваном. Из этих кратких сведений Каганкатваци мы можем судить, что Иллипи была населена теми племенами, которые впоследствии стали называться агванцами (албанцами). (У кавказских и персидских историков агванцы были исковерканы греческими и римскими писателями, переименовавших их в албанцев).Сведения о происхождении агванцев (албанцев) нам дают древние историки Страбон (I. ст. до Р. X.), Плиний
(29-70 гг. до Р.X.), Тацит (56-117), К. Юлий Солин (нач.IV ст.), Фест и Европий (оба в конце IV ст.), М.Хоренский (III ст.) и М. Каганкатваци (IX ст.). Некоторые из них всем жителям Агвана (Албании] дают общее название агванцев (албанцев), а некоторые (Хоренский и Каганкатваци) делят их на собственно агванцев, утинцев (удинов), гаргариенов, чо-гинцев.Кроме этих племен, последние историки здесь указывают и на наличие армянских племен - гардманов и цодегов.Греческие историки агванцев считают греками - агванцы, по их словам, считают себя совместно с иверийцами (грузинами) потомками греческого героя Язона, отправившегося в Колхиду (Грузию) за золотым руном -выходцами из Фессалии. В то же время Хоренский и Каганкатваци считают агванцев потомками первого царя Агвана Аррана, иными словами, армянами. Но судя по словам Страбона, что агванцы (албанцы) народ красивый, рослый, простой, склонный к скотоводству и кочевому образу жизни, не дикий, поэтому добродушный, не коварный и не особенно воинственный, что они вследствие отсутствия частых сношений одних с другими, говорят на 26-ти различных наречиях и делятся на столько же племен и что они чисел больше ста не имеют и ведут меновую торговлю, и им неизвестны точные меры и весы и судя по словам Юлия Солина, что они (агванцы) от природы имеют белые волосы и зрачок у них серый, можно полагать, что агванцы – это предки теперешних народов Дагестана. Действительно, этими признаками – разноязычностью, телосложением, нравственным характером и умственным развитием отличаются народы Дагестана. Это предположение оправдывается еще устными легендами лезгинских народов Дагестана, которые говорят, что предки их когда-то в очень отдаленные времена вышли из Индии и поселились в Ширване, т.е. в Агване и севернее его.Впоследствии же, будучи вытесненными хазарами и другими тюркскими народами, а также персами, они перешли в Кавказские горы, т.е. в нынешний Дагестан.Здесь лезгинские народности (лезгины или лезги) несмотря на долголетнее владычество разнообразных народов, сумели сохранить свой язык и первобытный характер. Продолжительное разъединение в горах Кавказа, вызванное условиями природы, имеет последствием тот факт, что лезгины распались на множество племен, и каждое говорило на своем отличном от других языке.Собственное значение слова лезги трудно объяснить. Ему придавали значение житель гор, разбойник, но Услар,известный знаток языков горских народов Кавказа, это слово производит от арабского лазик, что является переводом слова нечистый. Свое предположение он основывает на исторических фактах: лезгины долго противостояли Исламу, почему арабы их назвали нечистыми, т.е. немусульманами.В настоящее время в Азербайджане живут две крупные лезгинские народности - кюря и авары,а остальные лезгинские народности - удины, хапутлы, крызцы, будугцы, джекцы и хыналугцы являются по численности совершенно незначительными. Кюря или кюринцы численностью 50 тысяч душ занимают довольно широкую и удлиненную полосу на правом берегу реки Самур (они живут и на левом берегу Самура, но эта территория входит в состав Дагестана) и в селении Елисуй и Захур (Закатальской губ.) и говорят самостоятельным лезгинским языком с его кюринским наречием. А елисуйцы - тем же языком, но с его особым захурским (калтахским) наречием. Все они исповедуют Ислам. В общении с другими народностями употребляют тюркский язык.Вторую группу лезгинских народностей составляют аварцы. Слово производится от тюркского авара или ауара, что значит, неспокойный, задорный, сварливый, бродяга, праздношатающийся. Сами же авары, проживающие на территории Азербайджана, себя называют багуалал и считают себя чужеземцами на Кавказе. Значение слова багуалал в точности неизвестно, но оно употребляется в смысле грубые, бедные, неряшливые, и люди, едящие сырое мясо.Внимания заслуживает совпадение наименования аварцев с аварами Великого переселения народов.Очень возможно, что авары - тюрки, делая частые набеги на Закавказье, оставляли одну из своих частей среди лезгин, и они с течением времени потеряли свой язык и национальную организацию. Это предположение подтверждается еще внешними отличиями аваров, среди которых наряду с типичными горцами очень часто встречаются и финские лица.Азербайджанские авары являются выходцами из Аваристана (Аварии в Дагестане). Они в Азербайджан начали переселяться с конца XV столетия (IX ст. Хиджры) и первоначально заняли западную часть Елисени, входившей в состав Кахетии по приглашению самих кахетинцев с обязатель ством защиты их от неприятеля.Окончательное же заселение аваров относится к 1616 г. (1025 г. Хиджры), когда они при содействии шаха Аббаса I подчинили своей власти местное население енгиолов (отюрченных грузин), мугалов (отюрченных монголов) и утвердились здесь окончательно. На этих местностях, т.е. в нагорной части Закатальской губернии (селения Белоканы, Джар, Мухах, Тала, Чардахлы, Кавачкель, Катех, Кашкар-чай, Сувагиль и др.) авары продолжают жить и поныне. Авары, число которых доходит до 50 тысяч душ, говорят на анцухском наречии аварского языка, а в разговоре с соседними народами употребляют тюркский язык.Исповедуют все Ислам.
В соседстве с лезгинами кюря живут еще другие лезгинские народности, вероятно, входившие в древности в состав 26 племен Агвана. Сродство их с другими лезгинами наукой еще не установлено, поэтому этнографы отнесли их к особой группе собственных Кавказских народов. Сюда относятся крызцы (крызлы), будугцы (будуглы), джекцы (джеклы) и хыналугцы (хыналуглы), занимающие одноименные селения в Кубинском уезде. Первые три племени говорят на особом наречии кюринскаго языка, а язык хыналугцев совершенно непонятен кюринцам, по утверждению самих кюринцев. Но, к сожалению, языки этих народностей еще не изучены учеными. Общим же языком при сношении с другими народами для них служит тюркский. Исповедуют же они все Ислам. Общее их число доходит до 15 тысяч - крызцев - 4, джекцев - 5, будугцев и хыналугцев - по 3 тысячи.К вышеуказанной группе собственно кавказских народов относятся и хапутлинцы, которые численно-стью в 1 тысячу расположены в селениях Хапутлы Гянджинского и Агдашского уездов.Хапутлы или хапутлинцы составляли когда-то довольно значительную часть населения Кубинского уезда, откуда впоследствии они рассеялись по всей стране - среди тюрков, занимая ныне указанные выше селения. Говорят они на наречии, близком к аварскому языку, в разговорной речи употребляют много тюркских слов, а в сношениях с другими народами тюркский язык. Исповедуют все мусульманство. В двух селениях Нухинского уезда - в Варташене и Нидже проживает другая лезгинская народность, численностью до 11 тысяч - удины или удилу. Они являются остатком того большого и много численного народа, который под именем утинцев (у Страбона) в весьма далекие времена заселял область Ути или Вития (у Страбона) или (Утеац-воц - у армянских историков), т.е. нынешний северо-западный Карабаг, прилегающий к Куре и части Нухинского и Агдашского уездов, сопре дельные с Карабагом. Область эта первоначально входила в состав Армении, но с падением в ней династии Аршакидов в IV ст. от Р.X. была захвачена Агваном.Хотя Хоренский и Каганкатваци считают удинов потомками агванского царя Аррана. т.е. армянами, но
научные исследования причисляют их к лезгинам. Движение самых разнообразных народов через Ути, покорение ими последнего принудило удинов подчиниться им и мало-помалу расселиться среди них или же переселиться в другие страны. О прежнем их распространении, кроме исторических сведений, указывают названия селения Удилу (2) в Шемахинском и др. уездах. Язык теперешних удинов, хотя и сохранил основу лезгинских языков, но подвергся сильному влиянию армянского и тюркского языков. Язык этот до начала последней четверти прошлого столетия знали многие жители - старики некоторых деревень, кроме указанных выше, Нухинского уезда, и поныне там нет знающих удинский язык, ибо все жители давно уже отюречены.Удины почти все исповедуют армяно-грегорианство, за исключением нескольких сот человек в селе Варташен, принявших православие после прихода сюда русских.





Статистика