кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Моше Беккер, председатель правления общины евреев-ашкенази (Азербайджан).
1 Рафаэль Айзенберг. Выживание. Израиль и человечество. Иерусалим. 1995, стр. 63.
2 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1988. Т.4, с. 319–320.
3 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. 1976. Т.1, с. 57–58.
4 Я.М. Агарунов. Большая судьба маленького народа. Москва. 1995. С.23.
5 С.А. Плетнева. Хазары. Москва. 1976. С. 62.
6 Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т.1, с.23.
7 И.С. Багирова. Политические партии и организации Азербайджана в начале XX века. Баку. 1997, с. 257.
8 Л. Полонский. Банкирский дом братьев Ротшильд в Баку. Баку. 1998, с. 25–28.
9 Л. Полонский. Банкирский дом братьев Ротшильд в Баку. Баку. 1998, с. 30.
10 Горские евреи даат. “Знание”. Иерусалим–Москва. 1999, с. 75.
11 Горские евреи даат. “Знание”. Иерусалим–Москва. 1999, с. 80.
В силу исторических причин на территории Азербайджана сосуществовали десятки народов. Высокая этническая толерантность азербайджанского народа способствовала их успешной интеграции и адаптации. Представители еврейского народа проживают здесь с древних времен. Появление еврейских поселенцев на земле Азербайджана тесно связано с взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, который в 586 году до н. э. захватил столицу древнего Иудейского царства, разрушил город и храм и увел в рабство около 10% населения. В Вавилоне, по имеющимся сведениям, оказалось до 40 тысяч пленников. Большинство из них страдало общей для переселенцев болезнью ностальгией, оплакивало свою нелегкую судьбу. Беда заставила всех почувствовать объединяющую силу веры в единого бога. В изгнании евреи осознали себя народом, имеющим прочные духовные и моральные узы. К счастью, изгнание продолжалось недолго. Уже после смерти Навуходоносора II в 562 году до н. э. на вавилонском троне в течение пяти лет сменилось три царя. Последнюю попытку укрепить страну сделал царь Набонид. Однако все его попытки противостоять нарастающей мощи молодой Персидской державы были обречены на провал. В 558 г. до н. э. царем Персии стал Кир II, который объединил персидские племена и основал город Пасаргады. В 553 г. до н. э. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага и одержал победу. Так Персия объединилась с Мидией, то есть Южным Азербайджаном. В дальнейшем персы подчинили себе Парфию и Гирканию, покорили Мидию и вышли к Эгейскому морю. Кир захватил Среднюю Азию, Афганистан, Согдиану и Хорезм и подошел к границам Вавилонского царства.

В 539 г. до н. э. в течение двух месяцев Вавилония была захвачена персами.
Иудейское население Вавилонии с воодушевлением восприняло весть о победе персидского царя Кира, который в 538 г. до н. э. издал эдикт о возвращении евреев на их историческую родину. Благородство завоевателя было столь велико, что он разрешил отстроить разрушенный Иерусалим, восстановить храм и приказал выдать для этих целей средства из собственной казны. Евреям были возвращены все золотые и серебряные сосуды, украшения и ритуальные принадлежности, увезенные в свое время Навуходоносором II в качестве трофеев. Десятки тысяч иудеев собрались в путь во главе с Зарубавелем – внуком царя Ноахина и Иешуа – внуком последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась в Вавилонии. Чудо, которого ждали два поколения еврейских переселенцев, свершилось. Но одновременно с этим появилась в Персидском царстве довольно значительная еврейская диаспора. В то время в Персии активно распространяется зороастризм, который в качестве этической силы утверждал волю бога, царство добра и света. “Практические результаты этого нового учения стали очевидны уже во времена правления Дария, когда в огромной империи персов царили закон и гуманность”1.
Оставшиеся на территории бывшего Вавилонского царства евреи очень скоро заняли ведущие позиции в экономике и администрации Персидской державы.
Достаточно сказать, что знаменитый дом Мурашу брал в аренду поля, принадлежавшие царю и членам царской семьи, контролировал царские каналы в окрестностях Ниппура, давал деньги взаймы вельможам и т.д.
Согласно свитку “Мегилат Эстер”, евреи жили в 120 провинциях великой Персидской державы. Сама Эстер являлась супругой царя Ахашвероша (Артаксеркса), то есть персидской царицей.
Кроме того, среди евреев было немало чиновников и государственных служащих. Это тем более понятно, поскольку государственным языком Ахеменидской державы являлся арамейский с семитским алфавитом. В исторических источниках имеются сведения об известном законоучителе Эзре, которого Артаксеркс I назначил судьей и начальником над Иудеей. После Эзры эту должность занимает другой приближенный царя Виночерпий Нехемия, который по поручению Артаксеркса завершает строительство крепостной стены вокруг Иерусалима.
Таким образом, можно констатировать, что евреи, оказавшиеся под властью Ахеменидов, будучи купцами, чиновниками и администраторами, могли легко передвигаться по всей территории огромной Персидской державы и концентрироваться в крупных городах и торговых центрах. Постепенно усваивался персидский язык при одновременном сохранении иврита.
После разгрома Персидской державы Александром Македонским наступила эпоха эллинизма, которую сопровождал расцвет ремесел и торговли. Распад империи Александра Великого и войны между диадохами привели к значительной миграции населения. Многие евреи переселяются дальше на восток и на север, часть оказалась на территории Парфянского царства.
В 226 г. н. э. персы подняли восстание против парфянского царя Артабана IV и возвели на престол своего вождя Ардашира, который основал династию Сасанидов. Так образовалось сильное Новоперсидское царство, которое включило в себя и бывшую Вавилонию. Новый царь восстановил религию огнепоклонников. Пытаясь утвердить старую веру, персидские маги стали притеснять иноверцев. Евреям запрещалось зажигать огонь в своих домах в дни персидских праздников, когда шло служение богу света Ахурамазду. Однако после смерти Ардашира эти ограничения были сняты и при Шапуре I (241–272) евреям вернули свободу вероисповедания и внутреннего самоуправления.
Во главе всех еврейских общин стоял верховный начальник из евреев с титулом рош ха галут, или экзиларх, что означает “глава изгнанников”. Экзилархи вели свой род от царя Давида. Их власть была наследственной. Экзиларх являлся верховным судьей и правителем вавилонских евреев. Он собирал подати в пользу персидских царей, назначал начальников для наблюдения за порядком в городах, населенных евреями, а также судей для разбора спорных дел. Экзиларх имел своих чиновников, свиту и слуг. Он считался одним из высших персидских сановников.
Таким образом, евреи на территории Персидской державы пользовались полной внутренней автономией, подчинялись собственным законам.
В Вавилонии и сопредельных территориях, входящих в состав Новоперсидского царства, наши предки в основном жили в больших городах. Они занимались ремеслом и торговлей, содержали караван-сараи, были врачами, учеными и учителями. Евреи активно участвовали в торговле по Великому шелковому пути.
Достаточно проследить пути еврейской миграции, чтобы убедиться в этом. В Северном Азербайджане евреи селились в городах Ширвана, в Дербенте и т.д.
Несколько лет тому назад профессор Р. Геюшев сообщил, что при раскопках древнего Шабрана им были обнаружены развалины синагоги, построенной в VI в. н. э. Еврейские поселения были в городах Хой, Салмас, Тебриз и т.д. Они располагались в городских центрах от Мерва до Синьцзяна. В “Краткой еврейской энциклопедии”, изданной в Иерусалиме в 1998 г., имеется следующая информация: “По преданиям китайских евреев, их единоверцы прибыли в Китай при династии Хань в I в. н. э., что не лишено вероятности, так как к этому времени был проложен торговый (так называемый шелковый) путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока. Документальные данные подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае в VIII–IX вв. Арабские, китайские и другие источники IX–XIV вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний. Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский”2.
Итак, с развитием торговли евреи из Вавилонии расселяются сначала по всей территории Персидской державы, а затем и Новоперсидской империи и далее продвигаются на восток вплоть до Китая. Конечно, и периодические гонения религиозных фанатиков играли немалую роль в данном процессе. Так, при царе Иездигерде II (438–457) по наущению магов преследовались как евреи, так и христиане. При царе Фирузе эти гонения усилились, вследствие чего евреи массами переселялись в Аравию и даже в Индию. Многие двинулись на север и осели в горах Дагестана.
Во время арабских завоеваний при четвертом халифе Али положение евреев упрочилось, и они получили полную свободу во внутреннем управлении. Восстановилась торговля, вновь стали процветать ремесла. После халифа Али все владения бывшей Персии перешли под власть Омейядов (661–750). Их столицей стал Дамаск. При этих халифах самоуправление евреев упрочилось. Установились светская и духовная власть. Светскую представляли экзилархи, которые вели жизнь богатых и влиятельных сановников, а духовную – гаоны. Последние являлись руководителями двух талмудических школ или академий в Суре и Пумбадите. Еврейское общество продолжало жить по своим законам и пользовалось полной автономией.
В VIII в. положение в халифате стало нестабильным. Началась смута, которая привела к падению династии Омейядов. Власть перешла к династии Аббасидов. Представитель этой династии халиф Аль Мансур провозгласил столицей халифата город Багдад. Так началась история Багдадского халифата, который включал в себя Персию, Вавилонию, Армению, Египет, Сирию и Палестину. Евреи вновь оказались в составе единого государства. Однако с каждой новой смутой часть людей снималась с насиженных мест и пополняла отдаленные общины. К этому же периоду относится раскол, возникший в когда-то единой еврейской общине. Многие были недовольны тем, что Талмуд стал почти таким же священным, как и Тора. Они не хотели подчиняться его установлениям, считая, что от Бога исходят только законы Торы. Главой раскольников стал Анан бен Давид из рода экзилархов. После смерти экзиларха началась борьба за его престол. Анан бен Давид был отвергнут большинством ученых сурской и пумбадитской академий. Конфликт вышел за пределы общины и дошел до халифа Аль-Мансура, который велел арестовать Анана бен Давида. После освобождения глава раскольников со своими приверженцами переселился в Палестину, некоторые из его сторонников бежали на север. Этот раскол положил начало секте караимов.
Итак, волею судеб бывшие пленники Вавилонского царства расселились на огромных просторах великих империй. Можно удивляться, как евреи, жители равнин и пустынь, могли приспособиться к суровым условиям жизни в горах и аулах Дагестана. В VIII в. арабские завоеватели обнаружили здесь весьма значительное еврейское население. По словам арабского историка Масуди (X в.), в области Заргелан (ныне аул Кубачи) население состояло из христиан, мусульман и евреев. Ибн-Хаукаль (Х в.) отмечал наличие евреев в Семендере (аул Тарки).
В силу исторических причин на территории Азербайджана сосуществовали десятки народов. Высокая этническая толерантность азербайджанского народа способствовала их успешной интеграции и адаптации. Представители еврейского народа проживают здесь с древних времен. Появление еврейских поселенцев на земле Азербайджана тесно связано с взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, который в 586 году до н. э. захватил столицу древнего Иудейского царства, разрушил город и храм и увел в рабство около 10% населения. В Вавилоне, по имеющимся сведениям, оказалось до 40 тысяч пленников. Большинство из них страдало общей для переселенцев болезнью ностальгией, оплакивало свою нелегкую судьбу. Беда заставила всех почувствовать объединяющую силу веры в единого бога. В изгнании евреи осознали себя народом, имеющим прочные духовные и моральные узы. К счастью, изгнание продолжалось недолго. Уже после смерти Навуходоносора II в 562 году до н. э. на вавилонском троне в течение пяти лет сменилось три царя. Последнюю попытку укрепить страну сделал царь Набонид. Однако все его попытки противостоять нарастающей мощи молодой Персидской державы были обречены на провал. В 558 г. до н. э. царем Персии стал Кир II, который объединил персидские племена и основал город Пасаргады. В 553 г. до н. э. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага и одержал победу. Так Персия объединилась с Мидией, то есть Южным Азербайджаном. В дальнейшем персы подчинили себе Парфию и Гирканию, покорили Мидию и вышли к Эгейскому морю. Кир захватил Среднюю Азию, Афганистан, Согдиану и Хорезм и подошел к границам Вавилонского царства.

В 539 г. до н. э. в течение двух месяцев Вавилония была захвачена персами.
Иудейское население Вавилонии с воодушевлением восприняло весть о победе персидского царя Кира, который в 538 г. до н. э. издал эдикт о возвращении евреев на их историческую родину. Благородство завоевателя было столь велико, что он разрешил отстроить разрушенный Иерусалим, восстановить храм и приказал выдать для этих целей средства из собственной казны. Евреям были возвращены все золотые и серебряные сосуды, украшения и ритуальные принадлежности, увезенные в свое время Навуходоносором II в качестве трофеев. Десятки тысяч иудеев собрались в путь во главе с Зарубавелем – внуком царя Ноахина и Иешуа – внуком последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась в Вавилонии. Чудо, которого ждали два поколения еврейских переселенцев, свершилось. Но одновременно с этим появилась в Персидском царстве довольно значительная еврейская диаспора. В то время в Персии активно распространяется зороастризм, который в качестве этической силы утверждал волю бога, царство добра и света. “Практические результаты этого нового учения стали очевидны уже во времена правления Дария, когда в огромной империи персов царили закон и гуманность”1.
Оставшиеся на территории бывшего Вавилонского царства евреи очень скоро заняли ведущие позиции в экономике и администрации Персидской державы.
Достаточно сказать, что знаменитый дом Мурашу брал в аренду поля, принадлежавшие царю и членам царской семьи, контролировал царские каналы в окрестностях Ниппура, давал деньги взаймы вельможам и т.д.
Согласно свитку “Мегилат Эстер”, евреи жили в 120 провинциях великой Персидской державы. Сама Эстер являлась супругой царя Ахашвероша (Артаксеркса), то есть персидской царицей.
Кроме того, среди евреев было немало чиновников и государственных служащих. Это тем более понятно, поскольку государственным языком Ахеменидской державы являлся арамейский с семитским алфавитом. В исторических источниках имеются сведения об известном законоучителе Эзре, которого Артаксеркс I назначил судьей и начальником над Иудеей. После Эзры эту должность занимает другой приближенный царя Виночерпий Нехемия, который по поручению Артаксеркса завершает строительство крепостной стены вокруг Иерусалима.
Таким образом, можно констатировать, что евреи, оказавшиеся под властью Ахеменидов, будучи купцами, чиновниками и администраторами, могли легко передвигаться по всей территории огромной Персидской державы и концентрироваться в крупных городах и торговых центрах. Постепенно усваивался персидский язык при одновременном сохранении иврита.
После разгрома Персидской державы Александром Македонским наступила эпоха эллинизма, которую сопровождал расцвет ремесел и торговли. Распад империи Александра Великого и войны между диадохами привели к значительной миграции населения. Многие евреи переселяются дальше на восток и на север, часть оказалась на территории Парфянского царства.
В 226 г. н. э. персы подняли восстание против парфянского царя Артабана IV и возвели на престол своего вождя Ардашира, который основал династию Сасанидов. Так образовалось сильное Новоперсидское царство, которое включило в себя и бывшую Вавилонию. Новый царь восстановил религию огнепоклонников. Пытаясь утвердить старую веру, персидские маги стали притеснять иноверцев. Евреям запрещалось зажигать огонь в своих домах в дни персидских праздников, когда шло служение богу света Ахурамазду. Однако после смерти Ардашира эти ограничения были сняты и при Шапуре I (241–272) евреям вернули свободу вероисповедания и внутреннего самоуправления.
Во главе всех еврейских общин стоял верховный начальник из евреев с титулом рош ха галут, или экзиларх, что означает “глава изгнанников”. Экзилархи вели свой род от царя Давида. Их власть была наследственной. Экзиларх являлся верховным судьей и правителем вавилонских евреев. Он собирал подати в пользу персидских царей, назначал начальников для наблюдения за порядком в городах, населенных евреями, а также судей для разбора спорных дел. Экзиларх имел своих чиновников, свиту и слуг. Он считался одним из высших персидских сановников.
Таким образом, евреи на территории Персидской державы пользовались полной внутренней автономией, подчинялись собственным законам.
В Вавилонии и сопредельных территориях, входящих в состав Новоперсидского царства, наши предки в основном жили в больших городах. Они занимались ремеслом и торговлей, содержали караван-сараи, были врачами, учеными и учителями. Евреи активно участвовали в торговле по Великому шелковому пути.
Достаточно проследить пути еврейской миграции, чтобы убедиться в этом. В Северном Азербайджане евреи селились в городах Ширвана, в Дербенте и т.д.
Несколько лет тому назад профессор Р. Геюшев сообщил, что при раскопках древнего Шабрана им были обнаружены развалины синагоги, построенной в VI в. н. э. Еврейские поселения были в городах Хой, Салмас, Тебриз и т.д. Они располагались в городских центрах от Мерва до Синьцзяна. В “Краткой еврейской энциклопедии”, изданной в Иерусалиме в 1998 г., имеется следующая информация: “По преданиям китайских евреев, их единоверцы прибыли в Китай при династии Хань в I в. н. э., что не лишено вероятности, так как к этому времени был проложен торговый (так называемый шелковый) путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока. Документальные данные подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае в VIII–IX вв. Арабские, китайские и другие источники IX–XIV вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний. Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский”2.
Итак, с развитием торговли евреи из Вавилонии расселяются сначала по всей территории Персидской державы, а затем и Новоперсидской империи и далее продвигаются на восток вплоть до Китая. Конечно, и периодические гонения религиозных фанатиков играли немалую роль в данном процессе. Так, при царе Иездигерде II (438–457) по наущению магов преследовались как евреи, так и христиане. При царе Фирузе эти гонения усилились, вследствие чего евреи массами переселялись в Аравию и даже в Индию. Многие двинулись на север и осели в горах Дагестана.
Во время арабских завоеваний при четвертом халифе Али положение евреев упрочилось, и они получили полную свободу во внутреннем управлении. Восстановилась торговля, вновь стали процветать ремесла. После халифа Али все владения бывшей Персии перешли под власть Омейядов (661–750). Их столицей стал Дамаск. При этих халифах самоуправление евреев упрочилось. Установились светская и духовная власть. Светскую представляли экзилархи, которые вели жизнь богатых и влиятельных сановников, а духовную – гаоны. Последние являлись руководителями двух талмудических школ или академий в Суре и Пумбадите. Еврейское общество продолжало жить по своим законам и пользовалось полной автономией.
В VIII в. положение в халифате стало нестабильным. Началась смута, которая привела к падению династии Омейядов. Власть перешла к династии Аббасидов. Представитель этой династии халиф Аль Мансур провозгласил столицей халифата город Багдад. Так началась история Багдадского халифата, который включал в себя Персию, Вавилонию, Армению, Египет, Сирию и Палестину. Евреи вновь оказались в составе единого государства. Однако с каждой новой смутой часть людей снималась с насиженных мест и пополняла отдаленные общины. К этому же периоду относится раскол, возникший в когда-то единой еврейской общине. Многие были недовольны тем, что Талмуд стал почти таким же священным, как и Тора. Они не хотели подчиняться его установлениям, считая, что от Бога исходят только законы Торы. Главой раскольников стал Анан бен Давид из рода экзилархов. После смерти экзиларха началась борьба за его престол. Анан бен Давид был отвергнут большинством ученых сурской и пумбадитской академий. Конфликт вышел за пределы общины и дошел до халифа Аль-Мансура, который велел арестовать Анана бен Давида. После освобождения глава раскольников со своими приверженцами переселился в Палестину, некоторые из его сторонников бежали на север. Этот раскол положил начало секте караимов.
Итак, волею судеб бывшие пленники Вавилонского царства расселились на огромных просторах великих империй. Можно удивляться, как евреи, жители равнин и пустынь, могли приспособиться к суровым условиям жизни в горах и аулах Дагестана. В VIII в. арабские завоеватели обнаружили здесь весьма значительное еврейское население. По словам арабского историка Масуди (X в.), в области Заргелан (ныне аул Кубачи) население состояло из христиан, мусульман и евреев. Ибн-Хаукаль (Х в.) отмечал наличие евреев в Семендере (аул Тарки).

 





Статистика