Александр Ширванзаде

Тема в разделе '... в литературе', создана пользователем Киса, 13 янв 2008.

  1. Киса Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    АЛЕКСАНДР ШИРВАНЗАДЕ

    1858 – 1935


    Ширванзаде (псевдоним; настоящая фамилия Мовсисян) Александр Минасович [7(19).4.1858, Шемаха, Азербайджан, — 7.8.1935, Кисловодск, похоронен в Ереване], армянский советский писатель, народный писатель Армении и Азербайджана (1930). Родился в семье ремесленника. В 1873 окончил русское уездное училище. До 1883 жил в Баку, переменил много профессий. С начала 80-х гг. Ш. выступал как публицист с очерками и статьями об эксплуатации рабочих на бакинских промыслах, что нашло отражение также и в первых художественных произведениях (рассказы «Пожар на нефтяных промыслах», «Дневник приказчика», оба — 1883). В 1883 переехал в Тбилиси и занялся литературной деятельностью. В 1886—91 работал в еженедельной газете «Эхо» («Ардзаганк»), печатал там рассказы, очерки, повести.

    В 1905—10 Ш. жил в Париже, в 1910—19 — в Тбилиси, затем снова уехал за границу. Писатель приветствовал Октябрьскую революцию 1917, восхищался достижениями Советской Армении. В 1926 вернулся на родину, стал одним из создателей армянской советской литературы. Выступал на 1-м съезде советских писателей.

    С начала творческой деятельности Ш. обращается к жизни различных слоев общества — торговцев, ремесленников, дельцов, буржуазной интеллигенции, артистов. Изображая мир патриархальной провинции (роман «Честь», 1885; повесть «Злой дух», 1894, отд. изд. 1897), писатель показывает проникновение в эту среду буржуазных нравов, психологически правдиво раскрывает драматические судьбы отдельных людей. В романе «Хаос» (1898), наиболее значительном произведении, Ш. описывает жизнь промышленного города — хаос капиталистического мира. Борьба общественных классов и сословий, эксплуатация рабочих, разложение буржуазной семьи, в которой над всеми чувствами господствует жажда денег, — таковы основные социальные проблемы, на которых строится сюжет. Жертвами торгашеских, бесчеловечных отношений становятся влюблённый в искусство талантливый музыкант (повесть «Артист», 1903), чистая и непосредственная девушка, дочь одного из «героев наживы» (драма «Из-за чести», 1905).

    Проза и драматургия Ш. внесли новаторские черты в армянскую литературу. Углублённый психологизм, патетическая страстность интонации, меткость сатирического обличения носителей социальных пороков обусловили долгую жизнь его произведений. В Советской Армении Ш. опубликовал много статей, рассказов и очерков, а также политическую комедию «Кум Моргана» (1926), едко высмеивающую надежды «бывших людей» на возвращение в России старых порядков. Автор сценария о нефтепромыслах «Последний фонтан» (1934), мемуаров «В горниле жизни». Его произведения переведены на многие языки мира.



    Соч. в рус. пер.: Избр. соч., т. 1—2, Тифлис, 1936—38; Избр., M., 1949; Избр., М., 1952; Избр. соч., т. 1—3, М., 1957, Хаос, Ep., 1975.



    Лит.: Тамразян Г. С., Драматургия Ширванзаде, Ер., 1956; его же, Ал. Ширванзаде. Критико-библиографич. очерк, Ер., 1958; его же, Ширванзаде, М., 1967.

    Г. С. Тамразян.



    [IMG]

    А. М. Ширванзаде.
  2. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Александр Мовсисян — так звучит его настоящее имя — самый что ни на есть народный писатель. Лучший живописец патриархальной жизни (вспомните «Намус»), промышленного хаоса городов образца начала прошлого столетия. Прозаик и драматург, привнесший много нового в национальную культуру — острую сатирику в сочетании с глубоким психологизмом. И не стоит забывать, что Ширванзаде был блестящий публицист (его статьи, запрещенные в советские годы, объединены в сборнике филолога Закаряна «Из публицистического наследия Ширванзаде 1914—1919 гг.»).

    Чтобы правильно интерпретировать его труды, необходимо, на наш взгляд, обратиться к жизни Ширванзаде. Родился в семье армянского ремесленника на территории нынешнего Азербайджана. До 1883 жил в Баку. Писал публицистику, затрагивая близкие ему темы: эксплуатация рабочих на бакинских промыслах (рассказы «Пожар на нефтяных промыслах», «Дневник приказчика»), их чаяния. Затем переехал в Тбилиси и вплотную занялся литературой. Жил в Париже, но перебрался на родину — в Армению. Впитав и осмыслив все особенности закавказской жизни, пронзительным криком выпустил произведения. Они о том, как живут и взаимодействуют разные слои буржуазного общества. Его герои — торговцы, ремесленники, интеллигенция, богема. Нравы, царящие в том мире, портят жизнь наивным и цельным натурам, каждая жизнь в нем — драма. В романе «Хаос» (1898), крупнейшем произведении, Ширванзаде передает хаос промышленного города. Алчность как основа социальных отношений. Бедные как слабые перед богатыми. Жертвы, возникающие из-за жестокости сильных. Ширванзаде, если присмотреться, тогда описывал жизнь вообще — в том числе сегодняшнюю. Возможно, мы немного преувеличиваем, но классик соорудил скелет разрушительной силы денег. Перечесть бы — и задуматься…

Поделиться этой страницей