Амшенские армяне

Тема в разделе 'Кавказ – наш дом', создана пользователем bolivar, 14 май 2009.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Амшен - регион исторической Армении, ныне расположенный на территории Турции.
    Армянское население черноморского побережья Кубани и Абхазии в основном является выходцами из этого региона, переселившимися из-за гонений турецких властей на территорию Российской империи в середине XIX века.
    На юго-восточном побережье Черного моря арм. присутствие прослеживается с глубокой древности, когда эту территорию населяли племена халибов (халиту, халдов) и др., принимавшие участие в этногенезе армян. Массовое появление армян в этом р-не связывается с событиями 2-й пол. VIII в., когда под давлением арабов 12 тыс. арм. воинов со своими семьями, ведомые нахараром Шапухом Аматуни, поселяются на Черноморском побережье и в прибрежной горной зоне в р-не рек Фортуна и Черная (тогда вост. визант. фема Халдия). На новом месте образовывается Амшенское княжество, центром которого становится город, построенный сыном Шапуха Амамом, названный в его честь Амамашен, позднее упростившийся до Амшен.
    Местные армяне стали именовать себя «hамшенаhаер» (амшенские армяне).
    Первые поселенцы прибыли из Айраратской и Васпураканской обл., а с XI — XIII вв. здесь поселяются жители средневековой столицы Армении — Ани, спасшиеся от разрушительных нашествий тюрк. и монгол. орд.

    Армянское княжество Амшен просуществовало до 1480 г., когда оно было захвачено турками-османами. Последние Амшен называли Хемсином, а армян — хемсили (хемшилы).
    Такое название впоследствии закре пилось только за той частью амшенцев, которые насильственно были обращены в ислам. Большинство амшенцев, стремясь избежать исламизации, которая турками в этом р-не проводилась особенно бескомпромиссно, переселилось в соседние р-ны — от Синопа до Батума.
    Многие из них стали жертвами геноцида, организованного османским правительством, другие же нашли спасение в различных странах, в частности в России, компактно обосновавшись на Черноморском побережье Кавказа, в непосредственной близости от Амшена.

    Хемшилы избежали судьбы своих христианских соотечественников. Многие десятилетия в тур. окружении они сохраняли стойкое армянское самосознание, говорили по-армянски и помнили, как свидетельствуют многочисл. источники, свое христианское прошлое. Как и среди исламизированных греков, немало было крипто-христиан, т.е. скрытых христиан.
    В настоящее время большинство Хемшилы, проживающих в Краснодарском кр. и в государствах Центральной Азии, осознают себя самостоят. этносом.

    В Турции Хемшилы занимаются скотоводством (овцы, козы), земледелием (кукуруза) и пчеловодством. Многие мужчины, особенно зимой, уезжают в большие города на заработки.
    Одежда близка к лазской: короткая куртка, запахивающаяся слева направо, широкие шаровары, на высоте груди пришивались карманы для ружейных патронов.
    Цвет одежды чаще темный. Женщины носили длинные халаты или рубашки, на голове невысокую феску, украшенную золочеными, серебряными или фальшивыми монетами, спускающимися на лоб и уши. Традиц. одежда во 2-й пол. ХХ в. вышла из употребления.
    После депортации из Аджарии Хемшилы приобщились к среднеазиатской культурной среде, некоторые элементы проявляются и сейчас в их быту на Кубани.
    В Средней Азии усилилась их приверженность исламу. Некоторые Хемшилы семьи поддерживают контакты со своими родственниками в Турции.

    Получены первые результаты начатого осенью 2003 года, молекулярно-генетического исследования амшенских армян. Как сообщили в редакции газеты армян России <Еркрамас>, по словам руководителя данного проекта, доктора биологических наук Левона Епископосяна, генетический анализ образцов ДНК, собранных у амшенских армян в Краснодарском крае и Ростовской области, был проведен в Университетском колледже Лондона совместно с британскими коллегами. К публикации подготовлена статья, в которой представлена патрилинеальная (восходящая по отцовской линии) генетическая история амшенских армян.

    Согласно информации Левона Епископосяна, сравнение с различными территориальными группами армян, выходцев из Западной и Восточной Армении, а также с другими народами Южного Кавказа и Средней Азии позволило установить, во-первых то, что по исследуемым особенностям ДНК амшенские армяне представляют собой достаточно изолированную в генетическом отношении территориальную группу, армянские корни которой не вызывают никакого сомнения, что убедительно подтверждается полученными результатами. Во-вторых, полностью опровергнута активно пропагандируемая турецкими учеными гипотеза о так называемом тюркском (огузском) происхождении <армяноязычных амшенов>. И наконец, авторам проекта удалось внести определенную ясность в проблему установления прародины амшенских армян. Для окончательного ответа на этот вопрос в настоящее время проводится исследование матрилинеальной (восходящей по материнской линии) генетической истории анализируемой группы.

    Отметим, что амшенские армяне составляют большинство армянского населения на побережье Краснодарского края и в ряде районов Кубани и Адыгеи. Они являются выходцами из района Амшен в Западной Армении (ныне на территории Турции), переселившимися на Кубань в середине XIX века и в начале XX века после Геноцида армян в Турции. На Кубани, в Адыгее и Абхазии компактно проживают по данным экспертов до 250 тысяч амшенских армян, а на территории Турции в пределах традиционного проживания, по данным различных источников, ныне проживают от 700 тысяч до полутора-двух миллионов исламизированных амшенских армян.
  2. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    [IMG]

    Место пробуждения

    Армяне бережно и почтительно относятся не только к религии, они верны своим кулинарным традициям уже более двух с половиной тысяч лет!
    Со времен древнего Урарту армянская кухня мало чем изменилась: перечень продуктов, технология их обработки, хранения и приготовления пищи (хлебопечение, виноделие, маслоделие и т. д.) остались практически неизменными.


    Что, армяне такие неповоротливые, консервативные и закрытые люди?

    Ничуть не бывало: как мы уже писали страницей раньше, история этого удивительного народа доказывает, что можно сохранять самобытность и перенимать то хорошее, что есть у соседей, не разрушая при этом свое.

    Армяне любят поесть, но они также умеют готовить вкусные, экономичные и чрезвычайно полезные кушанья, которые высоко оценит любой гурман. Каждое блюдо в армянской кухне – не просто пищевой продукт, а произведение искусства, приносящее удовольствие не только приходящим чувством сытости, но и чисто эстетическими вкусовыми ощущениями.

    Так что же представляют собой исторически сложившиеся традиции армянской кулинарии?

    В первую очередь – хлеб. Кстати, совершенно не случайно слова «завтракать», «обедать» и «ужинать» в армянском языке заменяются выражением «есть хлеб». По версии известного ценителя и знатока армянской истории, создателя «Двора Дружбы народов» («Амшенского двора») в Сочи Эдуарда Каладжана, тонкий армянский лаваш путник или крестьянин мог обернуть вокруг своего тела и спокойно путешествовать или пахать землю. А в книге «Армянская кухня» (Ростов-на Дону, 1999 г.) рассказывается, что в некоторых районах Армении сохранился древний обычай: осенью выпекать лаваш про запас на 3-4 месяца: «Лаваш высушивают, складывают в стопки, укрывают и хранят. По мере надобности сухой лаваш увлажняют водой с питьевой содой, накрывают тканью и оставляют на полчаса – он станет совсем как свежий».

    У нас в Сочи, особенно в «Амшенском дворе», никто таких запасов, конечно, не делает – здесь предпочитают свежеиспеченный хлеб. Вообще, «Амшенский двор» славится своей неповторимо вкусной кавказской кухней, где почти все готовится у вас на глазах – от хлеба, разнообразных блюд, до напитков. Здесь, как и в древности в любом армянском доме, всегда рады гостям: в очаге посреди сакли поддерживается огонь, коптятся мясо, рыба и сыр, выпекаются в печи горячий хлеб, на сковородках – знаменитая ёка (тонкий лаваш из пресного теста с сыром, яйцами, зеленью)…

    Режим питания у армян весьма своеобразен и в корне отличается от тех, что диктуются сейчас различными директивами о здоровом образе жизни. Как ни парадоксально, прием основной пищи у армян приходится на обед и более всего – на ужин. Разумеется, они завтракают, но очень быст-ро, как говорят, «на ногах».

    Завтрак преимущественно состоял (да и сейчас состоит) из хлеба и сыра. На обед ели хлеб, сыр, мацун (в Сочи более употребим грузинский вариант названия – «мацони») или суп. А все самое жирное, острое, концентрированное ели вечером, во время ужина. Ужин обычно состоял из нескольких блюд. Супы на стол ставили в больших глиняных горшках-супниках, а затем разливали в тарелки. После супа подавали блюда из говядины и баранины, потом мясо птицы, затем рыбные блюда и в самом конце – яичные.

    Рыба ценилась в питании очень высоко. Многие правители Армении и нехарары (феодалы), обеспечивая рыбные запасы, создавали большие специальные водоемы (цхнатесанк), где разводили особенно ценные породы – такие как ручьевая форель. Рыбу варили, жарили с маслом, на вертеле, углях, фаршировали особыми специями.

    Немаловажная деталь: в армянской кулинарии широко применяют дикорастущие растения, которые у других народов почему-то принято называть сорняками. Некоторые из этих растений высушивают и используют для приготовления специальных блюд, а другие – в качестве приправ к мясным и рыбным блюдам.
    Действительно, в тяжелые экономические периоды народ был вынужден переходить на «подножный корм», а в традициях ничего не остается просто так. Дикорастущие съедобные растения являются мощными витаминоносителями, и их использование в питании физиологически обоснованно.
    Кстати в пищу армяне употребляют примерно 300 наименований дикорастущих растений! И нечему удивляться – этот народ имел возможность делать выводы несколько тысячелетий.

    Этот тысячелетний опыт бережно, по крупицам собирается и передается потомкам, любому гостю, который переступает за порог «Амшенского Двора» в Сочи. Здесь – не просто придорожная харчевня, а целый комплекс: кавказская кухня, археологический и этнографический музеи, часовня, памятник воинам, погибшим в боях за Отечество во все времена.

    Побывав здесь, почерпнув неиссякаемой энергии радушного гостеприимства, невольно задумываешься... о собственных корнях, о своих предках, о непреходящих ценностях, которые живут в каждом из нас на генном уровне и ждут своего часа. Часа пробуждения. Нашего пробуждения. «Амшенский Двор», «Двор Дружбы Народов», – Место пробуждения.

    Текст и фото: Фархад ГУЛЯМОВ
    © ООО "Южный парк"
  3. localfire Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    еле дочитала ..... такие статьищи не для меня... по крайней мере не после рабочего дня
    Сделала вывод только один: внешне я чистокровная Халд С черными глазами не карими и черными волосами. Как у нас оказывается все закручено....

    Я себя считаю именно Армянкой Хоть по армянски и называю себя "Хай"
    И еще хотела сказать- обожаю украинское звучание Армении, Армян... Вирмэния, Вирмен... и вообще очень нравиться украинский язык. Я как и все раньше думала, что звучит ваш язык странно, даже смешно... пока не прочитала книгу "Царь и Гетман" так прямая речь на украинском языке писалась русскими буквами. Я зачитывалась
    Но это не по теме.
    Я проголосовала за "Армяне, просто перемешанные со многими"

Поделиться этой страницей