Армянская народная борьба "КОХ"

Тема в разделе 'Армения', создана пользователем bolivar, 12 апр 2011.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    [IMG]

    Кох (другие локальные и региональные названия: готэмарт, гулаш, гулаш кэпнэл, ымбшамарт и др.) – армянская национальная борьба. Это очень древний вид единоборства. Своими корнями она, как и вся история армянского народа, уходит в глубокую древность. Ее изображение встречается на наскальных рисунках, относящихся еще к V-II тыс. до н.э. Виноградный фриз, высеченный на каменных стенах ахтамарского храма, построенного в начале Х в., в числе других игр и состязаний содержит шесть барельефов, также изображающих борьбу. Известно, что армяне участвовали в Римских играх, проводившихся по греческому образцу: например, один из них – Вараздат - вышел победителем в пятиборье (греч. – пентатлон; армян. – пэнтатгос или иынгамырцанк), в программу которого входила и борьба, и числится последним в списке победителей древних Олимпийских игр 385 года. Упоминания о кохе встречаются в древних персидских рукописях. Персы познакомились с кохом, проходя через Армению. О нем также писал в средних веках французский исследователь Анри Шарден.

    Значение и популярность борьбы у армян с древнейших времен подтверждают также сохранившиеся многочисленные специальные термины: «гтндэс димакцутйан или димадардзутйан, март гтндисакан – противоборство, торжественно обставленное состязание в борьбе, соперничество в состязаниях; ымбышамарт, ымбышамартутйун, ымбышамырцутйдн, ымбышутйун, ымбышахаг, от ымбиш – борец, готэмарт, готэмартутйун, готэкыррив, от готи – пояс, так как хватают за талию, борьба врукопашную, без оружия. Народ называет ее кушти, кулэш, гулаш, курраш, кох, пэпливанутйун, кыпур кыпур гал; мэнакыррив, мэнамарт, мэнамартутйун арранц зину – поединок двух противников без оружия, борьба; гупар, гупарумын – состязание в бое; базкамырцутйун – состязание в борьбе в рукопашную (от базук – рука). Борцы называются: готэмартик, мэнамартик, кулэштчи, кулеш кыпног, гулаштчи, гулаш кыпног, пэхл’йван: пэйл’иван, пайл’эван, бавка.

    У большинства народов Кавказа поединку борцов предшествовал исполняемый каждым из борцов ритуальный танец, который был своего рода разминкой, а также разведкой сил соперника. Танцевали обычный быстрый танец типа «лезгинки» или специальный борцовский танец (цаппар – у армян с.Парби Аштаракского р-на; пайланджо, пайлэвани пар, пайлэвани еганак и др.), где борцы, двигаясь широкоми и мелкими шагами проделывали различные па. Иногда в борцовский танец включали различные гимнастические и акробатические элементы: наклоны туловища назад с различной степенью сложности, прыжки и др: «Раздаются звуки зурны, дудука и бубна. Под традиционную мелодию, которую всегда играют борцам, молодые люди сбрасывают рубахи, крепко затягивают кушаки и начинают волнующий танец -идя по кругу, играя мускулами, они каждым движением красуются перед собравшимися. Борцы то легко подпрыгивают, то приседают; поднимают вверх то одну, то другую руку; отжимаются от земли на руках, проделывают в танце разнообразные упражнения».

    Обучение борьбе, в основном, велось по принципу «делай как я», который подкреплялся различного рода советами, как-то: «Запомни внучек: главная сила в земле! Если крепко будешь стоять на ней, никто тебя не осилит. Цепляйся ногами за землю, прирости к ней, тогда ты борец. Хоть одной ногой, но ты должен крепко стоять на земле. Другой ногой можешь делать, что хочешь. Много есть хитростей и уловок. Только слушай меня: держись так, чтобы еще до схватки у твоего противника дрожали колени. Никогда не бойся его. Пугай, но не пугайся сам. Если противник перед схваткой потягивается и зевает, это значит, что он уже на земле – нужно только дожать его. Как это сделать? Когда вступишь на мейдан и пойдешь круг под музыку, сожми челюсти, как будто ты зол; напряги мышцы, чтобы пух на руках стал дыбом; смело гляди на противника, будь молодцом».

    В далеком прошлом в городах существовали особые места для проведения соревнований и школы борьбы: «Известно, что еще Ашот I (IX век н. э.) построил мрцараны – арены для борьбы, стадионы. В Армении существовали голораны. В словаре Ст. Малхасянца этот термин разъясняется как «цирк рукопашной борьбы, в котором выступали, соревнуясь друг с другом, обнаженные догола борцы – атлеты, и кулачные бойцы».

    Ценные сведения о подобных заведениях приводит Сбруи Лисициан. Она пишет: «У армян имеются и названия мест специального назначения, соответствующие русским терминам поприще, подвизалище, тризнище, ристалище, борбище, где имели место празднества, пляски, представления, игры, состязания, а именно: кыррваран, кырваноц, кыррватэг, мардзикк -открытые места, где происходили состязания в борьбе; палестра; hоларан hолтун – место, дом, помещение для игры в мяч или волчок, если эти термины трактовать от пол – мяч, волчок. Если же трактовать их от гл. поланил -обнажаться, то место, помещение для упражнений в борьбе и представлений обнаженных борцов; мэркамырцаран от им. прил. мэрк – нагой и гл. мырцэл состязаться, соревноваться – ристалище для состязаний обнаженных борцов; мырцаран – ристалище, поприще; дастиаракаран, кыртаран, варжаран, варжаноц, варжэни или шаржваржэни тэги, марзаран, тчаханоц, талим ынэлу тэг, талимхана, кыркэс, йэритасарданоц – места, где обучали юношей физическим упражнениям, гимнастике. Там готовили атлетов, борцов, выезжали лошадей. Эти термины стали впоследствии означать места общего образования, учебные заведения. Гимнастика на древнеармянском языке называлась мэркакыртцтйун – обучение, упражнение, тренаж обнаженных, а состязания обнаженных борцов – мэркамартк, мэркамартутйунк, мэрккыррив; сами нагие борцы – мэркамартикк, мэркамартуцйалк».

    Определенную нагрузку в деле обучения борьбе и другим «спортивным» дисциплинам брали на себя существовавшие долгое время, вплоть до XIX в., «азапнери ода» («дом холостых») и «еритасарданоц» – место сбора молодежи: «В этих домах в свободное от работы время и по праздникам, собирались подростки, молодежь, взрослые мужчины, организовывали игры, соревнования, разучивание военно-физических упражнений и пр.».

    Соревнования борцов неизменно устраивались во время многочисленных праздников, а также на семейных торжествах, порой, с довольно оригинальной формой организации поединков. Например, вот как это бывало на свадьбе у армян историко-этнграфической области Айоцдзор или Вайоцдзор (Ехегнадзорский и Вайкский районы Республики Армения), которые называют свою борьбу «гулаш»: «Посаженный отец бросал птицу по направлению к дружкам. Кто-либо из них ловил птицу, но он еще не делался собственником ее. Из среды дружек вызывались соревнующиеся с ним в силе. Процессия двигалась к дому жениха по другому пути, а впереди ней овладевший птицей дружка, продвигаясь, боролся с кем-либо из претендентов на курицу или петуха. Победивший в этой борьбе должен был бороться еще хотя бы с тремя борцами. Все они, засучив рукава, поочередно азартно бились. Птица доставалась последнему победившему борцу, который должен был устроить приглашение на второй день свадьбы и кроме этой курицы, выставить хорошее угощение, пригласив посаженного отца, жениха, дружек и пр. Борьба за птицу не обходилась без ссор. Сельский староста и посаженный отец строго следили за соблюдением борющимися всех правил. Кто бы не захотел побороться, победитель в последней боровшейся паре обязан был принять вызов. Вызовом служило нападение на птицу и попытка вырвать у него из рук». Во время проведения свадеб борцы выходили со стороны жениха и невесты. Тот, кому удавалось сделать «кох», то есть бросить соперника под себя, должен был коленом прижать противника к земле, зафиксировав свой успех. После этого исполнялся специальный танец победителя. Национальная музыка всегда была неотъемлемой частью коха.

    ЭКИПИРОВКА:

    Костюм - национальная одежда, но борцы, как правило, носят специальный халат - чоху - с мягким поясом.

    ПРАВИЛА:

    Победитель должен бросить противника спиной на ковер, не дожимая и не поворачивая его. Захваты выполняются за пояс и выше пояса за чоху. Разрешаются броски через ноги. Время схватки не ограничено, но обычно борьба продолжается не более 5-10 мин. Схватка начинается с танца-разминки, который продолжается не менее половины минуты. По правилам борьбы, в том случае, если борец добился эффективного и явного выигрыша, по требованию зрителей, судей и участников они исполняет танец почета.

    ВИДЫ:

    Армянская народная борьба имеет множество локальных и территориальных видов и стилей, которые уже в советское время были условно разделены на лорийский кох и ширакский кох (по названиям географических районов Армении). Лорийские борцы соревнуются в чохах (вариант черкески) – своего рода жилетах, сшитых из крепкого домотканого шерстяного материала, на талии туго завязанного поясом. В схватке применяются броски с захватом за одежду выше пояса (встречается также стиль, где допускаются захваты ног руками), броски с помощью ног, сталкивания, подножки, зацепы и т.д. Запрещаются захваты ниже пояса. Для победы необходимо заставить соперника коснуться лопатками земли, без фиксации положения. В советское время лорийский вариант армянской борьбы стал основой для разработанных единых правил соревнований по борьбе кох. Разминка и схватка проводятся под аккомпанемент национальной музыки.

    В ширакском кохе борцы выходят на схватку обнаженными по пояс, в шароварах. Тело часто смазывалось маслом. У Егише читаем: «Обнажись, как борец, помажься елеем (маслом) Христа, дабы не побороли тебя руки противника». Борьба с обнаженным торсом известна в двух основных разновидностях: а) с применением подножек, зацепов и захватов ног руками; б) без воздействия ногами на ноги соперника и без захватов ног руками. Схватка проводилась только в стойке, для победы, как и в лорийском кохе, нужно заставить соперника коснуться лопатками земли. Борьба сопровождается специальной национальной музыкой. Перед началом схватки проводится разминка в виде танца с музыкальным сопровождением.

    В советское время кох официального статуса не имел. Примерно до 1988 года в селах проводились праздничные мероприятия, во время которых происходили схватки, но профессиональных борцов коха не существовало. Состязались борцы, самбисты, просто крепкие деревенские парни. Из коха почерпнуло немало элементов самбо.

    [IMG]

    Президентом Национальной федерации коха Армении является Арман Седракян. Седракян сам лично тренирует детей и взрослых в Эчмиадзине. Сам платит за аренду зала, может, сейчас государство помогает, не знаю. Хотя, навряд ли. А им на тренировки на соревнования и на сборы нужны сущие копейки по сравнению с тем, сколько на такое дело тратится в России. Что-то порядка 5 млн. драм в год.

    [YOUTUBE]YqDP7dbBKBo[/YOUTUBE]

    Оказывается, отец знаменитых армян братьев Саядовых - Георгия и Арамаиса - чемпионов мира и Союза, был мастером борьбы КОХ по прозвищу "Зангезурский Барс". Тут старая статья из "Ноев Ковчег", думаю что интересная и в тему.

    Зангезурский барс

    Сисиан - суровый горный край Восточной Армении. Суровая природа выкристаллизовывала суровых, мужественных людей, воинов. В редкие вехи истории, когда прекращались нашествия врагов, мужчины откладывали оружие и воинские доспехи и соперничали между собой уже не на поле брани, а на ипподромах и борцовских площадках. Соревнования по борьбе “кох” в Сисиане пользовались большой популярностью. Посоперничать в храбрости и ловкости съезжались молодцы со всей округи. Обычно турниры борцов проводились в праздничные и торжественные дни и являлись их неотъемлемой частью.

    Неглубокие ямы засыпали мелким песком, затем отрубями, а сверху расстилали борцовский ковер - “хозапаркук”. Бойцы соревновались в опоясанных халатах из мешковины - “чуха”, а на ноги они надевали вязаные гетры - “гульба”. На протяжении всех схваток музыканты исполняли боевые мелодии и марши. Победа присуждалась тому, кто первым опрокидывал или укладывал на лопатки соперника.

    Невысокий, черноволосый юноша из деревни Уз был ловок и быстр, как ртуть. Не обделен он был и природной силой, и смекалкой. Обманный выпад, захват руки, подрыв - и соперник летит вверх, размахивая ногами, как крылья ветряной мельницы. Через секунду он уже на ковре - поверженный. Ваган Саядян, так звали этого непобедимого юношу, ставшего в момент местной знаменитостью. Молва о нем перешагнула Сисиан и докатилась до границ Зангезура. Вслед за славой вскоре и он пересек границы родного края, переехав на заработки в Баку. Затем была женитьба на красавице Арусяк, рождение пяти сыновей, которым передал он любовь к спорту. Двое из них - Георгий и Армаис - эту любовь воплотят в титулы сильнейших борцов планеты!
    ...Горбачевская перестройка, армянские погромы в Сумгаите, развал Советского Союза разбросали братьев Саядовых по всему миру. Младший, самый титулованный - Армаис оказался в Киеве, где, по слухам, промышлял рэкетом в компании знаменитых борцов. Поговаривали, что руководит ими его ученик, бакинский ассириец, знаменитый борец Виктор Авдышев.
    Несколько раз с футболистами я оказывался в Киеве, и каждый раз телефон Армаиса Саядова не отвечал. Честно говоря, уже не надеялся на встречу с ним, но помог случай. Недавно в Москве в компании некогда знаменитых футболистов вспоминали прошлое, игру “золотых араратовцев”. Вспомнили и о моей книге о Маркаровых. И неожиданное:
    - Ты мог бы дополнить книгу и воспоминаниями Армаиса Саядова, некогда крепко дружившего с Эдиком Маркаровым. Он сейчас в Москве, приехал на турнир к Александру Карелину. В свободное время он обычно бывает в ресторане братьев Мкртычевых.
    Стены фойе уютного ресторана увешаны фотографиями в рамках, на которых запечатлены выдающиеся борцы современности, в том числе и один из хозяев - Вячеслав Мкртычев. Ресторан издавна является пристанищем для всех “рыцарей ковра”. Силуэты мощных торсов и бицепсов выделяют их в общей среде посетителей. Не исключение и Армаис Саядов, и это несмотря на солидный возраст. Все тот же темперамент, динамика движений.
    Саядов пригласил меня за соседний стол. Появился чай в грушевидных стаканчиках - армуды.
    - Журналист прилетел из Еревана, чтобы книгу обо мне писать, - не моргнув глазом, слукавил Саядов.
    - Я всегда знал, что вы великий человек, - слегка поклонившись, ответил официант и удалился.
    По всему чувствовалось, что Армаиса Саядова здесь хорошо знают.
    - Армаис Ваганович, вас невозможно застать в Киеве.
    - Часто разъезжаю, навещаю братьев. Георгий в Америке, Артавазд в Москве. В прошлом году похоронили нашего старшего брата Артема, а недавно - Сергея. Спасибо Григорию - сыну моего тренера Завена Агаджаняна. Он помогает нам установить надгробный памятник Сергею.
    - Агаджанян тренировал и ваших братьев?
    - Они же были вольниками и начинали у знаменитого тренера Петросова, который, кстати, воспитал и четырехкратного чемпиона Союза Арташеса Карапетяна. Братья учились в ремесленном училище в поселке Разина. Неподалеку от училища находился борцовский зал “Нефтяника”. Там они и познали первые азы борьбы. Затем Георгий перешел в “Динамо”, куда вскоре Сергей и меня привел. Начал я тренироваться, как уже говорил, у Завена Агаджаняна. Между прочим, он был первым тренером и трехкратного чемпиона СССР Валерия Арутюняна. В соседнем зале на третьем этаже тренировались боксеры. С удовольствием наблюдал за работой знаменитых - Ионисяна Рудика, Асланяна Рачика, Захаряна Георгия, Григоряна Михаила.
    Через год после занятий я победил в Сталинграде на юношеском чемпионате страны 1954 года. Еще через год одолел всех взрослых борцов на всесоюзном первенстве общества “Динамо”. На следующий год повторил свой успех не только в борьбе, но и в самбо. Руководство республиканского МВД поощрило меня квартирой.
    - Когда вы делали первые шаги в борьбе, ваш брат Георгий был уже знаменитостью, чемпионом.
    - Георгий к тому времени прошел горнило крупнейших мировых соревнований. Для успеха на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки ему не хватило везения и ...судейской объективности. Накануне Игр он в отборочных поединках одолел известных, опытных борцов - москвича Игоря Караваева, бакинца Мусу Бабаева и завоевал место в сборной СССР. Первым соперником Георгия на Олимпиаде был француз Сигарана. Первые минуты в стойке не дали заметного преимущества ни одному из них. По жребию в партере внизу оказывается француз. Георгий раз за разом ставит его в трудное положение и одерживает убедительную победу. Во втором круге он боролся с опытным бельгийцем Мевисом, который под напором брата стал трусливо убегать за ковер, и арбитры засчитали ему поражение. В следующем поединке с американцем Пири Георгий вновь неуязвим в партере и набирает очки, борясь сверху. Затем он в темповом поединке переигрывает немца Вебера и выходит в финал. Там его поджидали японец Китано, иранец Моллагхассена и турок Семиц. Георгий в поединке с иранцем имел преимущество и, четко осуществив накат, завоевал два очка. На последних секундах боя иранцу удалось провести свой коронный нырок - прием, обычно оцениваемый судьями в один балл. Обычно... Но не на Олимпиадах и не в схватках с советскими спортсменами. При разногласии 2:1 в пользу брата судьи отдали победу иранцу. Всего лишь из-за одного поражения, да еще весьма сомнительного, Георгий оказался за чертой медалистов на четвертом месте.
    - И часто арбитры так азартно сражались на стороне ваших соперников?
    - Бывало, и не раз. В финале Спартакиады народов СССР 1959 года в Москве выигрываю шесть баллов у серебряного призера чемпионата мира Наиля Караева из Куйбышева. Судья три раза подряд “награждает” меня предупреждениями и снимает с ковра. За схваткой, среди почетных гостей, наблюдал маршал Баграмян. Он был возмущен происшедшим и попросил судейскую коллегию разобраться в этом. В результате - судью дисквалифицировали, а я все равно остался без золотой медали.

    Как не вспомнить скандал на чемпионате Европы 1965 года в Западной Германии. В финале мне предстоял поединок с хозяином ковра, у которого оказалось меньше штрафных очков и его, соответственно, устраивала ничья. Немец проводит удачный бросок, но я перехватываю захват и в ответ провожу три переворота через мост. Это оценивается в шесть баллов! Но судья присуждает мне лишь три и выводит ничейный результат 3:3.
    - Но были же и счастливые финалы...
    - Первый раз чемпионом Советского Союза среди взрослых я стал во Львове в 1958 году, а последний - в Каунасе в 1968 на неофициальном первенстве. Пятнадцать лет подряд, начиная с 1955 года, входил в сборную команду СССР, в составе которой побеждал на международных турнирах в Варшаве, в Софии, в Москве. Трижды побеждал на турнире имени легендарного Ивана Поддубного, считавшемся малым чемпионатом мира. Завоевал золотую медаль на чемпионате мира 1961 года в Иокогаме, где одержал восемь побед, две из которых были чистыми. На первых минутах полуфинала против турка Борхана Боскута проигрывал семь баллов, но победил его со счетом 27:7! А в финале одолел чемпиона Римской Олимпиады румына Думитру Первулеску. И только через четыре года после этой победы мне присвоили звание заслуженного мастера спорта.
    - Впереди вас ждала Олимпиада в Токио, где неудачно выступила вся советская борцовская дружина.
    - В этом в первую очередь были повинны тренеры сборной. Загнали нас на полгода в Кисловодск. Затем, в отрыве от наших жен и семей, еще два месяца держали во Владивостоке и полтора в Токио. Вот мы и перегорели. Пичкали нас мочегонными препаратами, снотворными таблетками, которые пошли во вред сгонщикам веса. Проиграли знаменитые - Ростом Абашидзе, Валентин Олейник, Роман Руруа, Давид Гванцеладзе. Лишь Анатолий Колесов удостоился золота.
    - Анализируя итоги токийского турнира, знаменитый вольник Александр Иваницкий писал: “ Японские борцы легких весовых категорий, которые считают себя нашими учениками, могли бы стать учителями Саядова, ибо наглядно показали, что такое темповая подготовка, умение вести схватку в искрометном, выгодном для себя русле. Мне показалось, что объективно Армаис Саядов не уступал соперникам. Ему не хватило прежде всего нервных запасов”.
    - В первом поединке я легко победил грека Ганотиса. Затем была схватка с японцем Ханахара. С первых же минут он, горячо поддерживаемый болельщиками, бросился в атаку, в нарушение правил прыгнул мне в ноги. Судья вместо того, чтобы его наказать, присуждает ему два балла. Со стойки я пошел в сумбурную атаку. В партере я был очень силен. Но тогда в партер не сажали и борьбу продолжали в стойке, где я не мог его ухватить. Японец стал уклоняться от активной борьбы, бегал по ковру и довел схватку до победы. Судьи к японцу были благосклонны (как обычно ко всем хозяевам соревнований), и он, в конце концов, стал победителем Игр.
    - Повесив борцовки на гвоздь, вы стали судьей. В судейской форме мы вас не раз видели у нас в Ереване на международных и союзных соревнованиях.
    - В Ереван, где у меня немало родственников и друзей, приезжаю с удовольствием. В армянской столице живет мой старый кореш - Эдуард Маркаров. В свое время мы часто играли в футбол во дворе бакинской школы №164 по улице Сурена Осипяна. Я стоял в воротах, а Эдик мне бил. Отбивая мячи, оттачивал реакцию, столь необходимую борцу. С нами нередко играли и другие знаменитые форварды-армяне - Сергей и Юрий Мелкумовы, Сергей Погосян. Став чемпионом мира, я приобрел “Волгу”, а Эдик тогда только начинал и автомашины еще не имел. Он с наслаждением садился за руль, и мы с ветерком мчались по городу.
    - Как-то в одной из спортивных московских газет в отчете о чемпионате страны прочел, что судья международной категории Армаис Саядов, чтобы зафиксировать касание лопаток борца о ковер, не раз совершал кульбиты через тела обнявшихся соперников, срывая, таким образом, аплодисменты трибун. В вашей богатой судейской практике, уверен, было и немало курьезного.
    - Финал тяжеловесов чемпионата Союза 1987 года доверили судить мне. Чемпиону мира Игорю Ростороцкому противостоял молодой Александр Карелин. Опытный Ростороцкий никак не мог одолеть Сашу, и вот в один из моментов в конце поединка он просто выталкивает Карелина за ковер. И неожиданно получает балл от руководителя ковра Степана Казаряна. Мои возражения на Степана не подействовали, и победу присудили Игорю. Свое решение Казарян объяснил: “Кому нужна головная боль с непредсказуемым дополнительным временем?”
    - После сумгаитской трагедии большинство армян Баку переехали в Армению или Россию, а вас нелегкая занесла в столицу “жовто-блакитных”.
    - В Киев меня пригласил мой ученик - чемпион Союза Виктор Авдышев. Кстати, касаясь моих тренерских успехов, прошу вас отметить, что вместе с Эдуардом Каспаровым воспитал и трехкратного чемпиона мира Магадина Аллахвердиева.
    Чай был допит. Закончилась и пленка, о чем тихим щелчком напомнил диктофон. Мы попрощались, и он вперевалочку, по-борцовски направился к поджидавшим коллегам.

    Александр Григорян

Поделиться этой страницей