Арутюн Хачатрян

Тема в разделе '... в театре, кино и масс-медиа', создана пользователем bolivar, 14 июн 2011.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    [IMG]

    На премьере своего фильма «Граница», ставшей, в сущности, и празднованием его 55-летия, кинорежиссер Арутюн Хачатрян сделал примерно такое признание: я всегда боялся показывать свои фильмы в Армении.

    Вполне понятно, почему так - потому что он срывает завесу и показывает такие детали и подробности жизни, которые и есть именно жизнь, причем наша с вами жизнь. Просто мы их не видим, потому что отогнали от себя, вытеснили из нашего сознания сам факт их существования, потому что загодя изгнали из нашего сердца чувства, которые могли бы пробудить их. Мы просто живем как удобнее, мы закрыли свои глаза, и так нам гораздо лучше. А он, кинорежиссер, вот уже который год говорит о них, показывает нам именно это маргинальное. Ведь жизнь есть и существует цельно и совокупно - независимо от того, желаем мы все это видеть или нет.

    Отойдем чуть назад, вспомним предыдущие его фильмы. Каждый из них учит нас: будь милосерден к человеку, взгляни со своей «безопасной» высоты вниз и посмотри, как живут другие - твои земляки или просто люди, творенья Божьи. Многие ли из нас умеют прислушиваться к таким словам и надолго ли хватает в нас чувства сострадания и милосердия? Трудно сказать…

    Но кинорежиссер Арутюн Хачатрян живет именно так: видеть «закрытые» стороны жизни, переживать боль отвергнутых людей - такова его доля. Он показывает нам эту жизнь и говорит нам: раскройте свои глаза, «посмотрите на жизнь открытыми глазами» (это его слова.- Г. С.). В противном случае жизнь, которую вы видите, кажущаяся - вы смотрите, но не видите.

    Каждый обладающий слухом может услышать тот беззвучный крик, который доносят до нас фильмы Арутюна Хачатряна. Дело в том, что прежде чем дойти до мысли и сердца человека, фильмы эти должны пройти дорогой боли. Не каждый человек согласится на такое. А поэтому и не каждый человек может стать его зрителем. Спору нет, эти фильмы адресованы немногим. Вернее, адресованы-то они всем, только вот не каждый допустит их до себя.

    Люби и сочувствуй

    Прежде чем перейти к фильму «Граница», окинем ретроспективным взглядом предыдущие фильмы Арутюна Хачатряна: «Конд», «Возвращение в Страну обетованную», «Документалист», «Возвращение поэта» и другие. Ощущение одно: насколько отважным надо быть, чтобы увидеть все это, более того - увидеть и превратить в документ!.. Но одна лишь отвага - еще не искусство. Он, режиссер, осмысляет то, что отвергается и игнорируется обычным человеком - не скажу мещанином, нет, каждым из нас. И в своей конечной совокупности эта жизнь по степени своей мощи и концентрированности, быть может, даже превосходит нашу сытенькую-гладенькую, очищенную от «лишнего» жизнь. Мало того, не просто осмысляет - он любит их, этих «лишних» людей, оказавшихся на дне жизни, и сочувствует им. И заставляет нас тоже сочувствовать и даже любить их.

    Как деликатно подходит режиссер к этим людям, как осторожно приоткрывает и раскрывает их жизнь, какими мягкими касаниями говорит об их боли!.. Вот сцена из главы «Нищие» фильма «Документалист». Маленький попрошайка Арутик, к нему подходит документалист и расспрашивает, кто он, почему здесь и т. д. А потом говорит: ну, все тебя бьют и ты плачешь, а теперь поплачь просто так, чтобы мы тебя сняли. Мальчик отказывается. Слезы появляются чуть позже, уже в главе «Пир нищих», когда «блюститель порядка» обрывает радость этих обездоленных людей.

    Образы красноречивы - они рассказывают о себе сами. Вот кучка нищих во дворе церкви и близ нее. И тут же - служители религии, входящие в церковь с охапками свечей. Пусть каждый понимает как хочет…

    Вот фильм «Возвращение в Страну обетованную». Зима, холод, вой ветра, срывающего с веревок выстиранное белье, снежное безлюдье… И в этой пустоте и безлюдье молодая семья, беженцы, обустраиваются и заново налаживают жизнь. Рожают детей, разводят скот, обрабатывают землю. И когда фильм заканчивается, земля уже вспахана и взрыхлена. Казалось бы, обычная история, но перед камерой документалиста эти будни (со всеми их обыденными и ничтожными событиями и деталями) обретают силу искусства. Глаз режиссера улавливает самое главное для себя, выстраивает в цельный ряд, подтверждая то, что он хотел сказать. Картина: в село пришли канатоходцы, вокруг дудукиста собрались девушки и танцуют. Они, эти люди, испытывают радость. Они имеют такое право.

    Для кинорежиссера Арутюна Хачатряна не существует уродливого. Если уродливое обрело право на существование, то оно перестает быть уродливым или же является таковым всего лишь в наших представлениях. Да и представления об уродливом мы придумали для объяснения своего поведения либо просто для оправдания. Лица: некрасивые, усталые, изможденные, грязные от работы…

    Документальные образы автора зачастую просто символы. Вот фильм «Возвращение поэта». Памятник ашугу Дживани везут на грузовике в Джавахк, а под конец он оказывается в голом заснеженном пустом пространстве. Фильм заканчивается под печальную песню певца и поэта: «Дни несчастья, подобно зиме, придут и уйдут». Когда же наступит для нас весна?..

    Буйволица

    В дальнем приграничном селе собрались и живут беженцы. Питаются в бесплатной столовой и работают на ферме. Держат скот - коз, овец, коров. Это каждодневные будни приютившихся в горах бездомных людей. Потом начинают постепенно обустраиваться, строят дом и переселяются в него. Наступает Новый год, и они накрывают стол и с нерадостной радостью справляют праздник. Глаза старика, как всегда, закрыты - он уснул за столом. Потом приходит весна, потом молодые женятся. Их свадьба - радость, веселье, танцы… И вдруг вспыхивает пожар. Сгорает все, в том числе и ферма. Пытаются спасти запертый скот. И картина: невеста в белом платье вместе с несколькими другими женщинами смотрит с вершины холма на то опустошение, которое произвел пожар. Как быть дальше этим людям, никто не знает…

    Это - краткий сюжет фильма. Но основные события развертываются вокруг другой героини - буйволицы. Ее находят в каком-то болоте у самой границы и на грузовике привозят на ферму. И стержнем всех остальных событий становится уже она. Буйволица пытается сбежать - две первые попытки оказываются неудачными, а вот во время пожара она все же умудряется вырваться на волю. Буйволицу находят уже на самой пограничной полосе, среди колючей проволоки: она лежит уже мертвая, но рядом с ней новорожденный буйволенок.

    Почему буйволице так нужно было пересечь границу, да и вообще - что это за граница, о которой говорит Арутюн Хачатрян? Не та ли, что проведена внутри нас и отделяет нас от самих себя? Или граница, начертанная для тебя чужой рукой,- мол, в этих пределах ты и должен прожить свою жизнь? А может, та, которую ты сам начертал для себя, обязав: живи по эту сторону линии?..

    Буйволица нарушила границу, она нарушитель, поэтому ее не должны любить, и все - люди или другие животные - должны относиться к ней недоброжелательно. Картина: двое мужчин, молодой и старый, стоят на пороге хлева и осуждающе смотрят на буйволицу.

    Фильм держит тебя в постоянном напряжении, иные картины и образы - как удар электрическим разрядом. Пастух взирает сверху на пасущихся коз. Или: грызущиеся, рвущие друг друга псы - визг, скулеж. Мечущиеся люди. Избивают палкой корову - отчаянное мычание. Печальный и безнадежный взгляд мальчика. Безмятежное лицо старика - он спит. Или: по горло утопающая в снегу буйволица тяжело пробивается к границе…

    Два мира: печальные люди и печальный мир животных. Где они пересекаются? Может быть, именно это и хочет выяснить автор фильма Арутюн Хачатрян - истинный нарушитель границ?

    P.S. Фильм Арутюна Хачатряна «Граница» демонстрировался в 33 странах. Был удостоен ряда наград, в том числе премий «Platinum Remi» Международного кинофестиваля в Хьюстоне, премии за «Лучший полнометражный документальный фильм» Международного кинофестиваля в Сиракузах (США), Гран-при Международного кинофестиваля «Золотой апельсин» в Анталии и многих других.

Поделиться этой страницей