Аварская свадьба

Тема в разделе 'Народное творчество', создана пользователем bolivar, 12 окт 2010.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Свадьбы. Нашу жизнь невозможно представить без них. Бракосочетание является одним из наиболее старинных торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. В Дагестане у каждого народа, да и в каждом ауле, есть свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времен. Они обогащены новыми ритуалами, забавами, идейным содержанием, созвучными с современностью, интересами разных народов и ее молодых людей. Свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм. До прошлого века дагестанцы в основном жили в горных селах, поэтому народные свадебные обряды формировались главным образом там.
    Многие черты брачно-семейных отношений прошлого дагестанцев были присущи большинству кавказских народов. Регулировались эти отношения нормами адата и шариата. В прошлом при заключении брака требовалось, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. Еще в XIX в. даргинцы, аварцы, лакцы придерживались эндогамии, стараясь заключать браки в пределах своего тухума. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать между близкими родственниками и однофамильцами. Самым крепким оказывался брак, заключенный между односельчанами. Межаульные браки и аварцев и даргинцев были немногочисленными, но такие браки чаще бывали у лезгин.
    Что касается интернациональных браков, то они вплоть до середины 40-х годов ХХ в. были крайне редки. Раньше прерогатива заключения брака главным образом принадлежала родителям. Особенно это касалось дочерей. В последнее время эти традиции не везде сохраняются, особенно в городах. Но по-прежнему при заключении брака учитывают национальность, село, район.
    Многоженство у дагестанцев, как и у других народов Северного Кавказа, было довольно редким явлением. Как утверждает история, самым крупным многоженцем был уцмий Кайтагский Амирсултан Уцмиев, гарем которого состоял из 18 жен. Бывали случаи, когда мужчины женились 5-10 раз; куппинец Ибрагимов Р. из сел. Куппа был женат 30 раз. Были распространены и обменные браки, которые нередки и в настоящее время. Например, Исмаил выдает дочь за сына Ибрагима, а Ибрагим выдает дочь за сына Исмаила.
    У горцев практиковался брак похищением, но, в основном, с согласия девушек. Это случается и теперь, больше у чеченцев, если родители отказываются выдавать дочь за избранного ею жениха. Брак по шариату (магар) и развод (талак) продолжают устойчиво сохраняться в наше время и дополняются гражданским браком и разводом.
    Интересно отметить, что взимание калыма для аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин в прошлом не было характерным обычаем. В современных условиях адат дачи калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей.
    В сельской местности в большей степени сохранились многие положительные стороны обычаев и традиций, в частности этикетное подчеркивание статуса старших. Согласно этому адату, младшая сестра или брат не вступают в брак раньше старших. Не разрешается брак между молочными братом и сестрой.
    В настоящее время у дагестанцев бытуют свадьбы двух видов. Первый вид, которого придерживается большинство сельского населения, является традиционным с незначительными инновациями. Во втором виде свадьбы преобладают современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды. Такой тип свадьбы нивелирует и в очень слабой мере отражает этническую специфику народов. Он характерен для всех народов Дагестана, проживающих в городе и иноэтнической среде.

    ПРЕДСВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
    В наше время брак заключается по инициативе молодых, но при обязательном учете мнения их родителей. О своем желании жениться юноша сообщает через друга, сестру, тетю, так как считается неприлично прямо говорить об этом отцу. После того, как становится известно имя избранной девушки, ее родни и тухума и их общественная репутация. При этом руководствуются поговоркой: "На мать, посмотрев, дочь выбирают" (Неш ххалраркьибле, рурсира риргъу"). Для девушки считаются предпочтительными следующие нравственные, физические и трудовые качества: скромность, уважение к старшим, красота и здоровье, умение вести домашнее хозяйство и вязать платки, наличие какой-либо специальность (медик, педагог, швея, бухгалтер). Юноша также должен обладать качествами подобного рода. среди них: уважение к старшим, трудолюбие, умение шить шапки, способность содержать семью, наличие какой-либо специальности и образования, отсутствие вредных привычек. В прошлом родители девушки не выдавали свою дочь замуж, если у посватавшегося парня не было участка поливной земли в местности "Барда". Если кандидатура девушки одобряется, то начинают готовиться к сватовству.

    Издавна у дагестанцев существует мудрый обычай, помогающий проверить чувства молодых, общность взглядов, - помолвка. Она сопровождалась церемонией обручения. Сватам приходилось не раз просить согласия девушек. После сватовства стороны женихов привозили в дом невест подарки. Сваты договаривались с родителями женихов и невест о дне свадьбы. Провожая дочек в новый дом, матери говорили: «Дочка, жизнь пронесется, как мгновение. Как проведешь ее, так и пройдет. Не забывай: она - твое творенье».

    материал в разработке

Поделиться этой страницей