Азербайджанские ковры

Тема в разделе 'Азербайджан', создана пользователем _Shark_, 14 апр 2007.

  1. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    [IMG]



    Ковроткачество является одним из наиболее древних и широко распространенных видов азербайджанского народно-прикладного искусства. Этот излюбленный азербайджанским народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык узора, его колорит были близки и понятны каждому.
    Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых и поныне радует и удивляет.
    Великолепные ковры и ковровые изделия созданные руками азербайджанских мастериц украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне, музей Азербайджанского ковра и музей истории Азербайджана в Баку.
    В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в Азербайджане и вывозе их в развитые страны.
    В старинном народном эпосе деде Коркуд (XI-XII вв.) особо восхваляются пурпурные азербайджанские ковры. Фламандский путешественник, монах Рубрук (XIII в.) и венецианский путешественник Марко Поло (XIII в.) также восторгались красочными азербайджанскими коврами.
    И не случайно, уже начиная с XV века азербайджанские ковры изображались на полотнах европейских художников Ганса Гольбейна, Ганса Мемлинга и других.
    О прекрасных азербайджанских коврах упомянуто в записках английского путешественника Антония Дженкинсона (XVI в.) и голландского мореплавателя Яна Стрейса (XVII в.).
    По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые.
    Безворсовые ковры намного древнее ворсовых, отличаются самобытном узором и ярким калоритом. Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, джеджим, килим, шедде, верни, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка.
    Ярко выделяются ворсовые ковры с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами. Ворсовые ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязанияспособом "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые - халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные - даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это - во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.
    Цветовая палитра ворсовых ковров соответствует всем цветам радуги. Названия их в основном связаны с названиями местностей, где они производились.
    Всемирно признанное искусство азербайджанского ковра дало возможность в настоящее время выделить их в семь школ: Баку, Гянджа, Гарабах, Ширван, Куба, Казах, Тебриз.
    Губинсие ковры "Пирябедиль", "Гымыл", "Сырт-чичи" поражают тонкостью выделки и мелким растительным рисунком, убористой цветовой гаммой ярчайших красок, ширванские "Мугань", "Табистан", "Шильян" больше тяготеют к наиболее древним композициям, со строгой идеей ритма и спокойным, монументальным колоритом. Гарабахские ковры "Ханлыг", "малыбейли" "Лямпа" вбирают в себя мастерство композиции, изобретательность фантазии, красочность колорита, а бакинские "Хили-Бута", "Новханы", "Фатмаи" привлекают тонким рисунком и сложнейшим орнаментом. В грубошерстных, с бархатном переливом коврах Гянджи и Газаха "Фахралы", "Шихли" и "Борчалы" - крупные стилизованно-упрощенные геометрические построения, в тебризских "Сараби", "Афшан", "Лечек-турундж" - декоративная вязь орнамента, круговые и спиральные формы декора, создающие образ вечной гармонии мира.
    Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-истрическими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчуллуг" - охотничие ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
  2. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    [IMG]

    Ковроделие является одним из древних и традиционных видов искусства в Азербайджане.
    Существует 2 вида ковров: ковры для покрытия полов, а также для украшения стен.
    Навыки этого искусства передавались веками от одного поколения мастеров к другому.
    В ковроделии при определении направления и цвета учитываются традиции азербайджанской культуры, и каждое изделие говорит о прошлом его народа.
    Мастера прошлых веков, чьи имена давно забыты, изготовили великолепные ковры и текстильные изделия. Эти работы по сегодняшний день входят в коллекцию известных музеев мирового масштаба, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитенский Музей Искусства в Нью-Йорке, Лувр в Париже, Сарай Топрак в Стамбуле и ряд других музеев мира.
    Азербайджанские ковры пользуются славой в городах и селах соседних стран. Как отмечали такие известные арабские историки Х века как Аль-Табари и Аль-Мугаддаси, роскошные ковры производятся в азербайджанском городе Барда .

    [IMG]

    В народной эпической поэме "Деде Коргуд", составленной в 11-12 веках, большое внимание уделяется теме роскошных ковров Азербайджана, тогда как в 13 веке азербайджанскими коврами любовались фламандские путешественники и миссионер Гуламе де Русбрек, а также венецианский купец и исследователь Марко Поло. Спустя два века азербайджанские ковры появились и в произведениях европейских художников, включая Ганса Голбеина Младшего и Ганса Мемлинга. Были найдены также записи, посвященные роскошным азербайджанским коврам, в 16 веке в дневниках английского путешественника Антони Женкинса, а в 17 веке - немецкого мореплавателя Жана Струйса.
    Если вы желаете узнать больше, Музей Ковров (все еще известный как "Музей Ленина") является превосходным местом для ознакомления. Коллекция этого музея была пополнена коврами, привезенными из Музея ковров в Шуше до оккупации этого региона Азербайджана.
  3. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Азербайджанские ковры преподносятся в музеях мира как кавказские, персидские или восточные...

    Эксклюзивное интервью «Новости-Азербайджан» с директором Государственного музея ковра и прикладного искусства Азербайджана, председателем Азербайджанского национального комитета Международного совета музеев (ICOM) Ройей Тагиевой.

    Новая экспозиция не будет повторять прежнюю, она будет отличаться своим разнообразием, сказала в эксклюзивном интервью «Новости-Азербайджан» директор музея, председатель Азербайджанского национального комитета Международного совета музеев Ройа Тагиева.

    «В ней мы представим те экспонаты, которые не могли показать раньше. Я говорю о таких видах искусства и культуры Азербайджана, как ювелирное дело, искусство металла, вышивка, ткани, отделочное искусство, керамика, которые свидетельствуют о многообразии азербайджанского народного искусства», - отметила Тагиева. По ее словам, экспонаты эти относятся к периоду с III тысячелетия до нашей эры вплоть до сегодняшнего дня и уже давно хранятся в фондах музея, но никак не получают возможности предстать перед зрителем. «За неимением места и при отсутствии гарантии безопасности, нам не представляется возможности показывать некоторые виды декоративно-прикладного искусства, в результате чего наш народ не знает о таком древнем виде искусства, как ювелирное».

    - Сколько на сегодняшний день экспонатов в вашем музее?

    - На сегодняшний день в музее более 10-ти тысяч экспонатов, только ковров - 6 тысяч. Мы не гонимся за количеством, скорее за качеством, потому что у нас богатая коллекция. В год мы приобретаем около 300-400 экспонатов. Я оптимистически настроена относительно развития ковроткачества в Азербайджане, потому что в отличие от советского периода, который можно назвать периодом застоя в ковровом деле, когда никакие постановления ЦК не помогали его развитию, потому что существовала монополия государства, сегодня очень много фирм, есть конкуренция, которая ведет к развитию искусства. Открыты границы, ковры покупают, увозят в различные страны, это тоже толчок к развитию ковроткачества.

    - Но ведь еще Лятиф Керимов говорил, что большая часть ковров, которые представлены в музеях как кавказские, на самом деле – азербайджанские. Насколько правильно с этой точки зрения вывозить наши ковры?

    - У нас в республике действует Закон «О культуре», по которому нельзя вывозить те ковры, которые представляют историческую и художественную ценность, составляют культурное наследие Азербайджана. При Министерстве культуры и туризма нашей республики созданы специальные экспертные комиссии, которые занимаются этим вопросом.

    Что касается современных ковров, то процесс их вывоза упрощен. Потому что вывоз ковров, их продажа означают развитие искусства ковроделия. Чем больше будут вывозить, тем больше будет производиться, появятся новые виды. Это большой стимул. Современные ковры должны выходить за пределы республики.

    Работа относительно пропаганды нашей культуры за рубежом должна вестись скрупулезно и ежедневно. Азербайджан приобрел независимость относительно недавно, до того он всегда представлялся в составе Кавказа. Первостепенная задача на сегодняшний день – это утверждение самобытности культуры Азербайджана.

    Музей ковра ведет активную работу в этом направлении. К примеру, в прошлом году по линии ЮНЕСКО Министерством культуры и туризма Азербайджана в рамках столетнего юбилея Лятифа Керимова был организован IV Международный симпозиум по искусству азербайджанского ковра в Париже, в котором участвовали специалисты из десяти стран. Симпозиум прошел на высоком уровне. Была организована выставка работ Лятифа Керимова – народного художника Азербайджана, основателя нашего музея. Кроме того, вышли многочисленные публикации, мы поддерживаем постоянную связь с международной музейной общественностью, с тем, чтобы донести до нее, что кавказские ковры - понятие общее, и как говорил Лятиф Керимов, 98% из них составляют азербайджанские ковры.

    Работу необходимо продолжать, развивать, потому что на сегодняшний день, действительно, еще существует такая проблема - азербайджанские ковры преподносятся в музеях мира как кавказские, персидские или восточные.

    - На каком этапе процесс каталогизации в вашем музее?

    - Процесс каталогизации посредством современных технологий в нашем музее полностью завершен, все наши экспонаты каталогизированы, внесены в компьютер. Сейчас мы думаем об усовершенствовании этой системы. Современная система каталогизации очень помогает нам, она намного облегчает нашу работу, техническая часть организации выставок занимает меньше времени. Теперь Министерство культуры и туризма разрабатывает общую централизованную систему компьютерной каталогизации.

    - Какие меры вы предпринимаете для обеспечения безопасности экспонатов?

    - Меры, которые сегодня предпринимает музей для обеспечения безопасности экспонатов, нас не совсем удовлетворяют. Безопасность мы обеспечиваем тем, что при отсутствии возможности, мы просто не показываем экспонаты, которые хранятся у нас в фонде. Основная задача, которая стоит сегодня перед музеем, – обеспечить безопасность в новом здании.

    «Новости-Азербайджан», Нармина Алиева
  4. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Принято выделять четыре основные школы азербайджанского ковра: ширванскую, гянджинскую, карабахскую и тебризскую («персидский», названный по столице Иранского Азербайджана). Отличительная особенность всех азербайджанских ворсовых ковров — высокая плотность узлов, которая варьируется от 1600 до 4900 на квадратный дециметр, что гарантирует их прочность и долговечность. Средняя продолжительность жизни классического азербайджанского ковра — 300-500 лет и более.

    Сами по себе ковры многообразны как по формам, назначению, так и по характеру оформления: палас, килим, джеджим, шадде, верни, сумах, зили и другие виды безворсовых ковров с доминирующим лаконизмом строгой геометрии, которые использовались для покрытия шатров, служили в качестве пологов и занавесей, утепляли и украшали полы в жилищах.

    Вместе с тем особый интерес вызывают сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы. Это ковры овчулуг — охотничьи, с изображениями соколиной охоты или грозного льва, терзающего нежную лань, они считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока — Низами, Физули, Фирдоуси, Хайяма.

    Азербайджанские ковры северной школы выдержаны в соответствии со строгими канонами геометрии, на них изображаются сочетания древних солярных знаков, восходящих к культовым представлениям эпохи зарождения земледелия, — крестов, ромбов и т. д. Эти ковры стали в 60-е и 70-е гг. ХХ в. самыми актуальными в интерьерах ведущих европейских дизайнеров.

    Нити так плотно увязаны на основе этих ковров, что в каждом квадратном дециметре ковра умещается 3600 узлов. Современному мастеру потребовалось бы как минимум полтора года напряженной работы, чтобы создать подобное бархатистое полотно.

    Азербайджанские ковры вызвали к жизни школы подражателей в других странах мира, но для специалиста они все же оставались имитацией, теряющей тонкие оттенки философского смысла орнаментов, присущие оригиналу.
  5. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Развитие искусства ковроделия в Азербайджане


    Народное прикладное искусство Азербайджана и одна из его ветвей - ковроделие занимают особое место в истории национальной культуры.

    Наиболее широко распространенным видом народных ремесел является ковроделие, занявшее прочное место в быту азербайджанского народа и ставшее едва ли не символом народа. Ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, используются для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.

    Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке (конец II - начало I тысячелетия до н.э.). Украшенный изображениями цветов рисунок попоны на глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н.э.), обнаруженной в г.Маку в Южном Азербайджане, изображение льва с накинутой на него попоной на поверхности золотой миски (I тысячелетие до н.э.), найденной на холме Гасанлы вблизи озера Урмии и другие находки показывают, насколько древней историей обладает ковровое искусство в Азербайджане. В ходе археологических раскопок в Мингячевире из катакомбных захоронений, относящихся к I-III векам, обнаружены остатки паласов и ковров.

    О развитии ковроделия в Азербайджане сообщают Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. О шелковых тканях и разнообразных коврах, изготовлявшихся в Азербайджане, сообщает албанский историк Муса Каланкатуйский (VII век). Производство ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями и украшавшихся драгоценными камнями, в XVI-XVII веках приняло характер традиции. В средние века основными центрами производства безворсных ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями, были Тебриз, Шамахы и Барда. Такие ковры, в силу своей дороговизны изготовлявшиеся большей частью для знати, именовались "зербаф". Английский путешественник Антони Дженкинсон, побывавший в Азербайджане в XVI веке, сообщает о сотканном золотыми и серебряными нитями ковре, которого он увидел в летней резиденции Абдуллы хана в Шамахе. Голландский путешественник XVII века Ян Стрейтс сообщает о попоне на лошади правителя Шамахи, сотканной золотыми нитями и украшенной жемчугами и драгоценными камнями.

    В средневековых письменных источниках встречаются интересные сведения об азербайджанских коврах и их художественных особенностях. В работе "Границы мира" неизвестного автора X века сообщается о паласах и попонах, изготовлявшихся в Мугани, о нахчыванских коврах в стиле "зили". В эпосе "Китаби Деде Горгуд" воспеваются азербайджанские шелковые ковры, а в произведениях Абул-Улы Гянджеви, Низами и Хагани (XII век) - ворсистые и безворсные ковры.

    В XIII-XIV вв. из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. Эти ковры, привлекавшие внимание тонким орнаментом, нежными и изысканными узорами, нашли свое отражение в произведениях и миниатюрах известных европейских художников. Так, в табло "Мария со своим младенцем" нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга дано изображение ширванского ковра, в работе Ван Эйка "Святая Мария" - зейвинского ковра, а в произведении немецкого художника XV века Ханса Холбейна "Сваты" - газахского ковра.

    Во второй половине XVIII века северная часть Азербайджана стала дробиться на небольшие феодальные ханства - Шекинское, Бакинское, Губинское, Карабахское, Иреванское, Гянджинское, Нахчыванское, Ширванское. В эпоху ханств производство ковров значительно расширилось, каждое ханство имело свою ковровую мастерскую. Развитие искусства ковроделия в этот период создало предпосылки для формирования ковродельческих школ.

    Лучшие образцы ковров и ковровых изделий из Баку, Губы, Шамахи, Гянджи, Шеки, Газаха, Джавадского уезда и других уголков нашей страны, демонстрировавшиеся на московской выставке "Москва-политехник" в 1872 году и на Общероссийской выставке промышленности и искусства 1882 года, были удостоены золотых и серебряных медалей. Значительную часть экспонатов международных выставок 1872 г. в Вене, 1911 г. в Турине, 1913 г. в Лондоне и Берлине, составляли ковры и ковровые изделия из Азербайджана.


    Виды безворсных ковров. По своим техническим особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства.

    Ковровое искусство Азербайджана отличается своими высокими художественными и техническими достоинствами, разнообразием безворсной выделки. Здесь представлены все образцы безворсных ковров, тогда как в ковроделии других стран такие образцы представлены в малом количестве. Исходя из этого, немецкий искусствовед Г.Роп в разделе "Кавказские ковры" своей книги "Восточный ковер" доказывает, что кавказские ковры возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные ковры - килимы. Свое начало безворсные ковры, в целом ковровое искусство берет от первых простейших образцов - циновки, плетня, бурии. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов:


    - Палас;
    - Джеджим;
    - Лады;
    - Килим;
    - Шедде;
    - Верни;
    - Зили;
    - Сумах.

    Ковродельческие школы Азербайджана. По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ:

    1. Губинская
    2. Бакинская или Абшеронская
    3. Ширванская
    4. Гянджинская
    5. Газахская
    6. Карабахская
    7. Тебризская.


    1. Расположенный на северо-востоке Азербайджана Губинский ковровый центр делится на три части - горную, предгорную и равнинную. К горной части можно отнести централизованные пункты в селах Гонагкенд, Хаши, Джими, Афурджа, Ерфи, Будуг, Гырыз, Джек, Салмасоюд.

    В предгорной части изготовление ковров сосредоточено в селах Амирханлы, Алиханлы, Пиремсан, Билиджи, Шахназарли, Пирабадил, Зейва, Зохрами, Сумагоба, Хырдагюль-чичи, Сырт-чичи, Дере-чичи, а в равнинной части - в Шабранской низменной зоне - в селах Чай Гарагашлы, Гаджи Гарагашлы, Сусенли, Гарагашлы, Девечи, Моллакямаллы и др. К этой школе относятся и ковры, изготовляемые в Дербенте.

    Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда зооморфные мотивы орнаментов, состоящих из геометрических узоров. В коврах этой школы широко распространен и стиль медальонного узора. Самые яркие композиции губинских ковров - "Гадим-минаре", "Гымыл", "Алпан", "Голлу-чичи", "Пирабедил", "Гаджигайыб", "Гырыз", "Джек" и др.

    2. Бакинская школа ковров охватывает абшеронские села Горадил, Новханы, Нардаран, Бюльбюля, Фатмаи, Мардакан, Гала, Хиля и др., а также расположенный вне Абшерона Хызинский район и входящие в него села Гяди, Хил, Кеш, Фындыган и др. ковродельческие пункты. Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают овалы (так называемые "гёлы" - ("озера")) геометрической формы, растительные элементы с кривыми линиями. В цветовом колорите ковров Бакинской группы для промежуточных пространств используется в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета. Большинство этих ковров носит название села, где они изготовлены. В Бакинскую группу входят образцы "Хиля-бута", "Хиля-афшан", "Новханы", "Сураханы", "Гала", "Бакы", "Горадил", "Фатмаи", "Фындыган", "Гяди" и др.

    3. Ширванская школа ковроделия охватывает Шамаху, Мараза, Ахсу, Кюрдамир, Газымамед (Аджигабул), Гёйчай и окружающие их села. В ширванскую группу входят такие композиции как "Мараза", "Гобустан", "Ширван", "Кюрдамир", "Шильян", "Ширалибей", "Чуханлы", "Биджо", "Сор-Сор", "Аджигабул" и др. Богатые, со сложными узорами композиции ширванских ковров известны со средневековья. Ценные сведения о художественной ценности ширванских ковров содержатся в дневниках немецких, английских купцов и дипломатов XVI-XVIII веков. Еще в XIV-XV вв. эти ковры воспевались в табло европейских художников. Так, нидерландский художник Ханс Мемлинг (XV век) в своем произведении "Мария со своим младенцем" дал изображение ширванского ковра.

    4. Гянджинская школа ковроделия охватывает город Гянджу и окрестные села, территории Гедабейского, Геранбойского, Шамкирского и Самухского районов. Центром этой школы является город Гянджа, расположенный на северо-западе Азербайджана. Еще в X-XI вв. Гянджа славилась как центр производства шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже, которая на протяжении многих столетий была центром производства высококачественных ковров, действовали специальные ковродельческие мастерские. Гянджинская школа ковроделия позитивно влияла на ковроделие в окрестных районах.

    В гянджинскую школу ковра входят композиции "Гянджа", "Гадим Гянджа", "Голкенд", "Фахралы", "Чайкенд", "Чайлы", "Шадылы", "Чыраглы", "Самух" и др. Входящий в гянджинскую группу ковер для намаза "Фахралы" по своим высоким художественным качествам и стилю ткания отличается от других ковровых композиций.

    5. В Газахскую школу ковроделия входят Газахский, Борчалинский на территории Грузии и Гёйчинский на территории Армении ковродельческие центры.

    В Газахский пункт ковроделия входят старинный азербайджанский город Газах и окрестные села, а также Агстафинский и Товузский районы.

    Гёйчинский ковродельческий центр охватывает Памбак, Лембели, Иджеван, Гарагоюнлу и территорию вокруг озера Гёйча (ныне Севан).

    Борчалинский ковродельческий центр охватывает Борчалинский, Гараязинский, Гарачопский, Гачаганский ковровые пункты.

    В Газахскую группу входят ковры таких композиций, как "Шыхлы", "Борчалы", "Гаймаглы", "Гарагоюнлу", "Гараязы", "Гарачоп", "Гачаган", "Дагкесемен", "Демирчилер", "Кемерли", "Гёйчали", "Салахлы" и др.

    В коврах этих школ малым количеством красок создается гармоничный колорит. Узоры Гянджинских и Газахских ковров еще в средние века привлекали внимание европейских художников, изображения этих ковров даны в работе итальянского художника XV века Карло Кривело "Добрая весть" и в табло немецкого художника XV века Ханса Холбейна "Сваты".

    6. Карабахская школа ковроделия, расположенная на юго-западе Азербайджана, развивалась в двух регионах - нагорной и низменной зонах. Нагорная зона Карабаха еще начиная с X века упоминается в письменных источниках арабскими историками ал-Мугаддаси, Масуди и другими как крупный центр ремесла, занимающийся переработкой шерсти и хлопка, а в XIX веке основную роль в производстве ковров играли г. Шуша, села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Трнивиз, Малыбейли, Чанахча, Туг, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багырбейли, Ханлыг, Тутмас. В низменных районах, которые, безусловно, лучше обеспечены сырьем, основное место в производстве ковров играют Джабраил, Агдам, Барда и Физули. К каждому из этих центров относились множество сел, население которых активно изготовляло ковры на продажу. По художественной структуре, технологическим особенностям и цветовому решению к Карабахской ковровой школе относятся Зангезурский и Нахчыванский центры ковроделия. К классическим образцам карабахской школы ковроделия принадлежат такие ковровые композиции, как "Аран", "Багчадагюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманли", "Гарабаг", "Годжа", "Гасымушагы", "Лемберани", "Муган", "Талыш", "Лемпе" ("Лампа"), "Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби", "Шабалыдбута" и др. В Карабахе широко распространены ковровые комплекты - гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов.

    Город Шуша был основан в начале 1750-х годов карабахским ханом Панахали. На первых порах город назывался Панахабадом и долгие годы служил столицей Карабахского ханства. В XVIII веке карабахская школа ковроделия была сосредоточена в Шуше. Наряду с коврами классического рисунка в Шуше ткались новые ковровые композиции - "Багчадагюллер", "Сахсыдагюллер", "Булуд" и др., украшенные узорами, взятыми с доставлявшихся из России и Европы подносов, ароматического мыла, ситца и других бытовых предметов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль, называвшийся в народе "гырмыз боджейи", "гурд гырмыз", "палыд джуджусу".

    7. 10 февраля 1828 г. в селе Туркменчай вблизи Тебриза был подписан российско-иранский мирный договор, положивший конец войнам между этими странами в 1826-1828 гг. В соответствии с условиями Туркменчайского договора, северная часть Азербайджана вошла в состав России, а южная часть, включающая города Тебриз, Ардебиль, Урмия, Хой, Марагу, Меренд, Маку и другие, осталась под иранским гнетом. Таким образом, Азербайджан был разделен надвое, и с тех пор в обиход вошел термин "Южный Азербайджан". С этого времени образцы тебризской школы ковроделия стали известны во всем мире как иранские ковры.

    Тебризская школа ковроделия - наиболее старинная и известная в Азербайджане школа ковроделия, охватывает Тебриз, Ардебиль, Марагу, Меренд, Маку, Хой, Урмия, Зенджан, Гараджу, Херис, Сераб, Ахмедабад, Мириш, Эхэр, Салмас, Гореван, Сенну, Гарадаг и другие ковродельческие пункты. Жившие на этой территории тюрко-язычные племена исстари играли важную роль в возникновении и развитии коврового искусства, в разное время оказывали значительное воздействие на формирование иранского ковроделия. В средние века Тебриз принадлежал к числу важнейших торговых центров и богатейших городов Востока, что в совокупности с торговыми связями с Европой привело к быстрому развитию ковроткачества.

    Тебризская школа ковроделия уже в XI-XII вв. переживала период расцвета, а в XIII-XIV вв. усвоила художественные особенности тебризской школы миниатюры, а в XVI-XVII вв. достигла высокого уровня развития. Ворсистые и безворсные ковры, относящиеся к этой школе, отличаются художественным оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений. Тебризская школа ковроделия по основным ковровым композициям делится на две группы - тебризскую и ардебильскую. В тебризскую группу входят композиции "Тебриз", "Бахшайыш", "Гараджа", "Гореван", "Херис", "Лечектурундж", "Афшан", "Агачлы", "Овчулуг", "Дорд фесил", в ардебильскую группу - "Ардебиль", "Шейх Сафи", "Шах Аббас", "Сараби", "Зенджан", "Мир" и "Ачма-юмма". В тебризской школе ковроделия знамениты и такие классические композиции, как "Баг-бехишт", "Баг-меше", "Балыг", "Бута", "Дервиш", "Кятабали", "Гордест", "Голлу-гюшели", "Гюлданлы", "Лейли ве Меджнун", "Мешахир", "Мун", "Намазлыг", "Неджаглы", "Сервистан", "Сердари", "Саханд", "Силсилеви лечек", "Фархад ве Ширин", "Хайям", "Хатаи", "Хеддад", "Черхи-гюль", "Джейранлы" и другие. Сотканный в Тебризе знаменитый ковер "Шейх Сафи" в композиции "Лечектурундж" (площадь 56,12 кв.м., 1539 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон) является лучшим образцом орнаментальных ковров и жемчужиной тебризской школы ковроделия.

    Развитие ковроделия в XX веке. Последующий период развития азербайджанского коврового искусства приходится на середину XX века. В этот период развитие коврового искусства в Азербайджане шло по нескольким направлениям и носило многоплановый характер. Традиции ковроткачества в районах и селах республики продолжались отдельными мастерами-ковроделами. В сотканных ими по традиционным рисункам коврах наглядно проявляется творческое отношение к классическим композициям. Одновременно, в ковроделии возникают новые композиции, элементы узора. В новых рисунках преобладает склонность к растительн6ым узорам, выполненным относительно кривыми линиями, изображениям людей, зверей и птиц, к сюжетным композициям, созданным в лирическом и романтическом стиле. Другим направлением развития коврового искусства является деятельность Производственного объединения "Азерхалча". Изменения, творчески внесенные мастерами в традиционные узоры, озера и цвета в коврах, изготовляемых в цехах и мастерских "Азерхалча", увеличивают численность классических ковровых композиций и обогащают их.

    Другое направление коврового искусства продолжается и развивается профессиональными художниками. Ковры, изготовленные на основе созданных ими новых рисунков и орнаментов, имеют важное значение с точки зрения обогащения классических композиций. Несмотря на встречающиеся в этих коврах нарушения классических канонов в композиции, рисунке и колорите, различные художественные и технические средства помогают раскрытию темы.

    В Азербайджане осуществлены важные мероприятия для развития ковроделия. Так, в Азербайджанском государственном художественном училище им. А.Азимзаде, Азербайджанском государственном университете культуры и искусства, в колледжах культурного профиля ковроделие преподается как искусство и отрасль науки. Ковроделию как искусству обучают также в профессионально-технических училищах, галереях детского рисунка и пр.

    Обучение ковровому искусству как научной дисциплине и его современное развитие в творчестве профессиональных художников тесно связано с именем народного художника республики Лятифа Керимова (1906-1991). Известный как знаток восточного, в том числе и азербайджанского ковра и декоративно-прикладного искусства, видный художник-орнаменталист и ученый-исследователь, Л.Керимов долгие годы изучал азербайджанские ковры, обогатил отечественное декоративное искусство новыми орнаментами, на основе традиционных элементов украшения создал новые декоративные мотивы. Сотканные на основе эскизов Л.Керимова орнаментальные и портретные ковры "Афшан" (1932), "Гонагкенд" (1939), "Лечектурундж" (1952), "Шуша" (1953), "Гёйгёль" (1958), "Гарабаг" (1960), "Ислими" (1964), "Буталы" (1965), "Бахар" (1966, 1976), "Хейванлар алеминде" ("В мире животных") (1969), "Шаби-хиджран" ("Ночь разлуки") (1975), "Зерхара" (1977), "Фирдовси" (1934), "Самед Вургун" (1956), "Вагиф" (1967), "Физули" (1972), "Насими" (1974), "Сафияддин Урмави" (1975), "Аджеми" (1976) и другие, благодаря созвучию элементов орнамента, завершенности композиции, тонкости и выразительности рисунка, богатому колориту, относятся к ценнейшим образцам коврового искусства. За ковер "Сталин", созданный им в 1949 году вместе с коллективом авторов, в 1950 году художник был удостоен Государственной премии СССР. Открытая в 1986 году в Лондоне персональная выставка Л.Керимова прошла с большим успехом, на ней экспонировались ковры "Бенди-руми" (1980, 1981), "Лечектурундж" (1981), "Хатаи" (1981, 1985), "Ачма-юмма" (1982), "Лечекбендлик" (1983), "Кетебебендлик" (1984), "Эсрлерин негмеси" (1985) и др. В многотомной монографии Л.Керимова "Азербайджанский ковер" дан анализ более чем 1300 орнаментальных элементов азербайджанского ковра.


    Фотоальбом
    http://www.ksam.org/includes/fotos_gallery.php?mtype=gallery&mid=18
  6. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    http://www.irs-az.com/gen/n15/15-23.htm


    Азербайджанские Ковры - Фотосессия
    http://www.day.az/news/photos/97316.html



    ----------------------------------------------------------------------






    Выпущен новый CD-диск "Азербайджанский ковер, содержащий 215 фотографий, 15 видеороликов и более 20000 слов текстового материала.

    Компакт-диск «Азербайджанский ковер» состоит из следующих блоков:
    • История развития азербайджанского ковроткачества;
    • Технология производства ковров и ковровых изделий;
    • Художественные школы азербайджанского ковра;
    • Сюжетные ковры;
    • Основные мировые музейные собрания и коллекции;
    • Библиография, списки, а также об этом диске


    Вы можете скачать этот CD в самораспаковывающемся архиве (215mb)http://www.unesco.ru/files/cd/CI/Azerbaijan_carpets.exe

    [IMG]



    http://www.unesco.ru/rus/articles/2004/polina250420071652470.php
  7. lev Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Shark,где можно купить этот диск?
  8. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    К сожаленью не знаю где можно купить диск lev.
    Но скачать можно по ссылке с первого поста.
  9. lev Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Диск я скачал,спасибо,но хотелось бы иметь оригинал.
  10. lüko Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    приветик1 ковры это хорошо и красиво. я вот хотела бы узнать как вяжутся национальные носки и их описание.у меня есть такие носки ,я их покупаю,а хотелось бы самой научиться.спасибо
  11. А.Гуля Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    :salam:Спасибо за информацию. Я живу в Санкт-Петербурге и здесь занимаюсь дома ковроткачеством. Очень хотела бы найти хорошие схемы для ковров, у моей мамы было раньше фабрика в Азербайджане. У нее есть некоторые схемы балыг, пиребедил, гюлустан ... но мне хочется что то еще красивее. Я могу купит, вы только скажите где. spasibo
  12. Ольга76 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Живу в Саратове и тоже занимаюсь дома ковроткачеством. Правда не так давно, пока только один ковер вышел из под моих рук. На данный момент есть нитки станок, но нет идеи, нет схем. Очень была бы рада, если бы кто нибудь поделился схемами для ковров.

    Занимаюсь этим для своего удовольствия, а не на продажу.

Поделиться этой страницей