Barno Ishakova (Iskhakova) (1927-2001) - Considered the greatest female voice of Uzbekistan-Tajikist

Тема в разделе 'Музыка стран Средней Азии', создана пользователем Админ, 4 май 2012.

  1. Админ Member

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    16
    [IMG]

    "Barno Ishakova is arguably the greatest classical singer of Central Asia. Born in 1927 in Tashkent, to a Jewish family originally from Samarkand, she grew up in musical surroundings that were ideal for the development of her innate talent. She began to study singing at the age of fifteen with A. Qasimov and Najmoddin Aka and in 1950, she moved to Dushambe, the capital of Tajikistan, and deepened her musical knowledge working with well known performers such as Yunus Rajabi, Fazloddin Shahabov, Babaqul Fayzollaev, and Shahnazar Sahibov. In their midst, she not only mastered the classical repertoire, but developed her own individual style. Her renown grew quickly, and through recordings, radio, and appearances at weddings (toy-s) she won over all connoisseurs of classical song in Tajikistan and Uzbekistan, who never lost an opportunity to hear her. When the classical repertoire was collected and transribed, she contributed many songs she had learned
    through oral transmission. Until 1992, Barno Ishakova was an instructor at the Institute of Arts in Dushambe, giving her courses at home and turning out numerous talented artists, in particular, female vocalists, many of whom later flourished on their own, for example Ra'na Abdollaeva.
    In 1992, with the deterioration of the political situation and of living conditions in Tajikistan, Barno Ishakova chose to emigrate to Israel. There she found accomplished musicians from Central Asia who had preceded her, but perhaps not the passionate public that had adored her during her long career...
    Her repertoire extends beyond the domain of the Bukharan Maqam to include classical songs that belong to a lighter and more accessible, but still learned, urban tradition. In her carefully prepared and highly ornamented performances, the most simple melodies become artistic masterpieces. Hearing her an Uzbek music specialist was ecstatic: She is a true goldsmith; the others are blacksmiths by comparison. No instrument can follow her ornamentation..."
    Jean During in the booklet to "Asie centrale - Traditions classiques", a 2 CD set, Ocora - Radio France, C 560035-36, 1993.
    Barno Ishakova belongs to the Shashmaqam tradition of Bukhara. Her name is written sometimes also Barno Iskhakova or Itzhakova. The recordings presented here - originally probably from Melodiya LPs - we collected from diverse Uzbek, Tajik and Jewish websites. Surprisingly there seam to be no CDs by her at all.
    И сегодня, когда прошло уже более пятидесяти лет, я могу с гордостью сказать, что в моем становлении исполнителя шашмакома, немалую роль сыграла Барно.
    Родилась она 12 мая 1927 г. в Ташкенте в семье Бераха Исхакова, известного исполнителя восточных песен.
    Родители назвали новорожденную Бахмал (бархат), в последствии ее стали называть Барно (красивая). Оба имени как бы явились предтечей того, что у нее сформировался красивый бархатный голос, уникальный по своей силе и своеобразному звучанию.
    К тому же она обладала феноменальным слухом. Казалось, что вся ее органика была воплощением гармонии.
    Исполнительское мастерство Барно можно назвать волшебством. Она умело пользовалась своим голосом, придавая песням буквально божественную окраску и какую– то мистическую прелесть.
    Барно Исхакова мастерски продолжала традиции великих исполнителей прошлого.
    Корни ее искусства уходили к корифеям шашмакома — Левича Бабаханову, Домло Халиму Ибадову и другим не менее известным мастерам. В дело ее формирования, как певицы, много сил вложили знаменитый Михоэль Толмасов, а также широкоизвестные в середине прошлого века знатоки этого классического вокального жанра — Юнус Раджаби и Имонжон Икрамов. В Душанбе творческая жизнь Барно Исхаковой проходила под влиянием таких ярчайших звезд шашмакома, как Бабак у л Файзуллаев, Шахназар Сахибов, Фазлитдин Шахабов.
    Особое место в этом перечне занимает, конечно, художник грандиозного масштаба, певец Нерье Аминов.
    Они были современниками и соратниками, работали вместе и дружили. Это было сотрудничество двух выдающихся личностей, в равной мере чтимых народами Центральной Азии, прежде всего, Узбекистана и Таджикистана.
    В шашмаком, как и в песни любимых композиторов — Яхиэля Сабзанова, Сулеймана Юдакова и других, Барно Исхакова вкладывала всю свою душу. Сегодня со слезами на глазах и с глубоким волнением вспоминаю до мельчайших деталей алмазные грани ей исполнительской манеры, ее наэлектризованное состояние во время выступления. Нет, Барно не пела, она священнодействовала.
    Я всегда удивлялся и удивляюсь сейчас, откуда у такой хрупкой женщины брались силы петь с таким, только ей присущим эмоциональным вокалом, откуда такая мощь глубочайшей и волнующей лирики, тончайшего, с божественным чувством меры артистизма? На все эти вопросы у бухарских евреев краткий и вместе с тем точный ответ: “Худо дод” (Бог дал). Ее искусство высоко ценили такие знатоки восточной музыкальной культуры и особенно шашмакома, как таджикские писатели Бокий Рахим–зода, Мирзо Турсун– зода, Джалал Икроми и другие, а знам е н и — т ы е п е — виц ы р е с — публики, увенчанные лаврами, имеющие звание народных артистов СССР, радовались, когда Барно называла их своими сподвижницами.
    Да, Барно — мастер особой художественной значимости.
    Она родилась на века, ибо у художников ее масштаба есть только дни рождения, они вечны. Ее с упоением слушают и будут слушать любители восточной музыки и пения во всех странах, где ей довелось петь, в том числе и в Израиле.
    Мне, артисту и певцу, прожившему в искусстве более полувека, было очевидно, что Барно неизменно следовала важнейшим канонам актерской деятельности. Она проживала каждую свою песню, каждое ее слово, каждый звук и доносила до слушателя смысл того, о чем она пела.
    Казалось, что те, к кому она обращалась, слышат дыхание певицы, биение ее сердца, состояние души.
    Эмоциональный настрой Барно заражал аудиторию, приходившую в неописуемый восторг от встречи с актрисой, виртуозно владеющей своим чудодейственным ремеслом.
    Барно Исхакова пела самозабвенно, казалось, что она отключалась от окружавшего ее мира. Вместе с тем как мощный невидимый магнит притягивала к себе слушателей и вводила их в мир прекрасного, заставляя быть соучастниками ее настроения, ее переживаний. Певица и зал сливались в единое целое.
    Ее концерты были праздниками души. Они завораживали всех и каждого. Она ничто иное, как само совершенство, апофеоз возвышенного и чарующего.
    Барно Исхакова — уникальное явление в вокальном искусстве народов Центральной Азии. Она была награждена орденами и другими почетными знаками отличия, стала лауреатом Государственной премии им. А. Рудаки.
    Ей присвоено почетное звание народной apтистки Таджикистана.
    Барно была обаятельной женщиной, сладкоголосой на сцене и сладкоречивой в жизни. Она осознавала свое особое предназначение.
    Ей была свойственна высочайшая ответственность перед теми, кто ее слушал и восторгался ею.
    Барно не щадила себя, когда шла речь о встречах с поклонниками ее таланта. Так было тогда, когда она с переломом ноги все–таки добралась до селения Каратог в горах Таджикистана, где ждали ее выступления. Так было в Израиле, в городе Рамле, куда она прибыла на концерт, будучи тяжело больной, незадолго до своей смерти. Этот концерт особенно тронул слушателей.
    Они словно чувствовали, что расстаются навсегда со своим кумиром. Да и она как будто понимала, что это ее лебединая песня и пела с неистовой самоотдачей.
    На мой взгляд, Барно Исхаковой по праву принадлежит достойное место в череде вечно живых мастеров классического пения. Как и все они, эта замечательная певица останется знаковой фигурой в истории культуры бухарских евреев. Я твердо уверен: благоговейное отношение к ее памяти потомство будет проявлять вечно.


    Allayo (4:55)
    Nasrulloi (11:05)
    Navruzi Sabo (10:49)
    Ufori Bayat (3:53)
    Sokinomai Iraoq (5:12)
    Girya (7:49)
    Chi doni (4:37)
    Ey Sabo (5:54)
    Jononae (4:56
    Jononai man (4:56)

    https://rapidshare.com/#!download|3...144452|R~E88BBA45F6565FE8C4430CE41FD60346|0|0

Поделиться этой страницей