Что такое РАБИС?

Тема в разделе 'Новости из мира музыки', создана пользователем bolivar, 18 окт 2006.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Что такое РАБИС?

    Когда я представил на взыскательный, а временами суровый суд читателей свою первую статью о сегодняшнем положении дел в современной музыке Армении, то первой же реакцией читателей было - а где рассказ или хотя бы упоминание о музыке в стиле "рабис"? Тогда, помнится, я пообещал познакомить читателей и с этим, наверное, самым популярным стилем музыки в Армении сегодня. И вот, выполняя обещание, предлагаю краткий обзор этого широчайшего музыкального поля.

    Прежде всего, этимология термина: Рабис - рабочее искусство. Возникло это движение лет пятьдесят (а может, и больше) тому назад, в период расцвета агитбригад, красных уголков, изб-читален и прочих способов окультуривания широких масс трудящихся. В результате были созданы комитеты рабочего искусства, организации, управления при министерстве и т.д. Образовывались коллективы, группы, отряды, несущие культуры в народные массы.
    Об уровне этих исполнителей говорить здесь не будем, дабы не оскорблять чувств читающих. Потом, конечно, уровень повысился, творческие коллективы стали формироваться за счет профессиональных музыкантов, но вот отношение к искусству осталось на уровне агитбригад - попроще, чтобы всем было понятно, веселее и ярче, чтобы всем понравиться.

    Что же из себя сегодня представляет усредненный рабис-коллектив? За прошедшие годы из всех видов этого жанра в живых осталось лишь его музыкальное направление. Это инструментальные группы, состоящие из дудука, зурны, дхоола (барабан, на котором играют руками держа его на уровне груди), иногда аккордеона. Они играли простенькие мелодии, сначала основанные на народных темах или произведениях таких же, как и сами музыканты, простецких авторов. Вскоре инструментарий стал видоизменяться - в рабис начали добавляться инструменты из мира эстрады и рока. Сегодня в арсенале рабис-музыкантов - электро-гитары, электронные ударные установки, синтезаторы, фленджеры, вокодеры и всякие электронные примочки. Поменялась музыка - гораздо меньше стало народной музыки, национальной основы. Очень много в звучащих произведениях - востока, или точнее, азиатчины. Все какое-то ненастоящее, сляпанное "на раз", без какой-либо серьезной основы, китч. Чтобы было понятно российскому читателю - то, что обычно называется в России "а ля рюс". Сказанное относится и к вокалистам. И хотя у музыкантов этой категории сильно изменилось все, - от инструментов до манеры аранжировки, суть осталась та же: попроще, чтобы всем было понятно, веселее и ярче, чтобы всем понравиться.

    Выступают эти музыканты чаще всего на свадьбах, на массовых мероприятиях, народных гуляниях и т.д. Эту музыку можно слышать на оптовых рынках, базарах, пляжах высокогорного озера Севан, в кабинах у дальнобойщиков, водителей маршруток и такси. Многочисленные кассеты и диски с записями рабис-певцов и музыкантов продаются буквально на каждом углу. Музыка эта проникает все глубже и глубже в быт людей. Она довольно-таки нахальна и напориста (а еще говорят про попсу!). Как мне кажется, нечто подобное сегодня происходит и с так называемым "русским шансоном". В чем-то даже похожe. Правда, у армянского рабиса есть одна особенность и отличие от того же шансона. Рабис-песни всегда очень добрые. Они повествуют о любви к Родине, матери, жене, о неразделенной любви и т.д. Да и аранжировки чаще всего сладкие и даже слащавые. Наигранные чувства, дешевые страсти.

    Рынок рабис-музыки огромен. Музыканты записывают буквально сотни альбомов в год. Под них, естественно, создаются мини-студии, которые без особых ухищрений и не мудрствуя лукаво записывают "пачками" такие альбомы. Появились спецы в области рабис-аранжировки. Их знают и ценят в рабис-мире. Многие "серьезные" музыканты других жанров очень часто сотрудничают с представителями рабис-искусства. Ларчик открывается просто - рабис продается лучше чем джаз, классика и даже поп. Рабис-исполнители дают гораздо больше концертов, они везде и всегда - желанные гости. Так что заработать денежку здесь можно веселее. Ведущие исполнителяи жанра тоже не стоят на месте -покупают первоклассные инструменты, нанимают лучших музыкантов, арендуют лучшие залы, одеваются в престижных магазинах. Все больше и чаще, чем поп, рок и джаз-исполнители они записывают видеоклипы. Это больше не участники студенческих агит-бригад. Это звезды шоу-бизнеса, правда, с приставкой "рабис". В нем все понятно, ярко и светло. Одним словом, чтобы всем понравиться. Кстати, несмотря на то, что внешне рабис сильно изменился, суть, естественно, осталась та же. Более того: из стиля музыки, искусcтва, он уже вырос и превратился в стиль жизни. Можно одеваться в стиле рабис (ярко накрашенные губы, кофточки с "бриллиантами", явно поддельными, с оптовых вещевых китайских и турецких рынков, обтягивающие джинсы у женской половины, атласные рубашки, густо намазанные гелем волосы, остроносые туфли на каблуках у мужской части населения), устраивать свой быт (обивка мебели с рюшечками, незабвенные слоники на комодах), разговоривать (манерно, жеманно, в то же время на сильнейшем жаргонe). Классическим примером рабиса является "жизнь и творчество" героини Ильфа и Петрова Эллочки -Людоедки. Помните, "Ситечко", Хо-хо", "Железно", "Шанхайский барс"..? Вот типичный рабис! А может, и не армянское это вовсе изобретение?

    Есть у рабиса и свои некоронованные "короли". Таким является, несомненно, певец Арам Асатрян. Певец, записавший десятки альбомов, объездивший с концертами не только всю Армению, но и большую часть России. Кoгдa-тo он дал аншлаговый концерт в каком-то из крупнейших и престижнейших залов Москвы (сейчас не помню точно - то ли в Кремлевском, то ли в зале "Россия", или еще где-то подобного же уровня.). Его характерную манеру петь сладким гнусавым голосом обожают сотни тысяч людей. В последние годы он жил в Лос-Анджелесе, пeл по всему миру и время от времени возвращался на родину, чтобы спеть для тысяч своих ярых и верных поклонников.
    Вторым, наступающим ему на пятки по популярности, является певец Тата Симонян. Он может быть знакомым российским любителям музыки по своим многочисленным дуэтам с российскими исполнителями - Любовью Успенской, группой "Рефлекс"... Причем, фокус в том, что российские исполнители, как правило, поют его песни на армянском! Правда, Тата - рабис певец "с человеческим лицом", плавно переходящий в разряд попсы.
    За этими признанными звездами целым косяком идут многочисленные певцы, имена которых ничего не скажут широкой публике. Причем, принято называть их лишь уменьшительно-ласкательными версиями их настоящих имен - Арменчик, Пашик, Суренчик и т.д. Так уж повелось в рабисе. Наверное, так понятнее, веселее и оригинальней.

    Где-то я читал, что пытаться описывать словами музыку - все равно, что танцевать про архитектуру. И поэтому я не уверен, понятно ли я описал этот жанр. Если не очень, то может Вам поможет следующее сравнение: музыка эта, а точнее, ее суть и дух, - это некая помесь Надежды Кадышевой с ее "Золотым кольцом" или Надежды Бабкиной и ее "Русской песни" с представителями русского шансона. Тогда, наверное, нечто подобное получится. А еще лучше - зайдите на сайт DRUZYA.COM, в армянский аудио-раздел, скачайте и послушайте, - и тогда вы точно поймете, о чем это я. Ведь там все очень ярко и весело. Специально так, чтобы всем было понятно и всем понравилось!..

    Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)
  2. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Рабиз (рабис) — современное направление армянской городской песни, предполагающее соответствующий образ жизни. Происходит от названия советской организации «РАБотники ИСкусства», в которую входили исполнители народных мелодий (руководителем армянской РАБИС долгое время был Дживан Гаспарян).

    В 1970-80-е г.г. под словом рабиз начали понимать армянские городские романсы, застольные, траурные и блатные песни в исполнении самодеятельных и полу-профессиональных музыкантов. В 1990-е рабиз стал, пожалуй, самим распространенным музыкальным жанром в Армении, сформулировался и соответствующий стиль поведения, сильно раскритикованный армянской интеллигенцией. В границы стиля рабиз входит набор жаргонных выражений, специфических (иногда - блатных) понятий, яркой «мафиозной» одежды, эмоционального (благодушного) поведения, а также некоторых элементов традиционализма и расизма.

    Среди известных исполнителей музыки рабиз - Арам Асатрян, Алик Гюнашян, Татул Авоян, Спитакци Айко (Гевондян), Карен Арутюнян (Армения), Узбек, Бока (Россия, Кавказ, Средняя Азия), Дзах Арут (Памбукчян), Пол Багдадлян (США), Мануэль Менcкичaн [Мененгечян, Kичaн] (арабские страны) и др. Среди наиболее известных песен в стиле рабиз - «Ара, вай, вай», «50 лет», «Эй, капитан», «Скрипка», а также «Я - армянин», «Балес» Арама Асатряна, «Степанакерт» Карена Арутюняна, «Доля воровская» Боки, «Солнце пустыни» Таты.

    Песни в стиле рабиз исполняли также Любовь Успенская, Анатолий Днепров, Сосо Павлиашвили.

    В слэнге рабиза есть как общие жаргонные выражения, так и заимствования из иностранных языков и специфические понятия. Некоторые популярные примеры:

    цавд танем (чард танем) — унесу твою боль,
    сртит мернем — дословно — умру за твое сердце,
    кянк джан — моя жизнь,
    нанар — красотка,
    кайфот — хорошая,
    мерс — мерседес,
    лекш — скука,
    кянки тормуз — жизненная проблема (шуточн.),
    натури — действительно.


    В общем, Bикипедия даёт не совсем полное представление о рабисах. Точно она дёт понять то, что от искусства у них не осталось ничего, это уже просто нарицательное название. Рабизы - полная аналогия российского гопничества.

    Типичная одежда - вся чёрная, кроме носков, они обязательно белые - это сочетание - вечный писк рабисмоды. Как правило, это рубашка, брюки, туфли с длинным острым носом, а если они ещё и лакированые, и нос загнут вверх - то это тоже писк моды. В зимний период шиком считается кожаное пальто.

    Количество золота на теле - статус носителя. Так же как и размер креста, смысл которго рабис даже может не знать. Золотые украшения, как правило, "дутые", так как для рабиза главное - размер. Поэтому, когда вы положите руку на шею рабиза или заденете за запястье, на котором браслет, рабиз тут же попытается уклониться, сделав вид, что шея (запястье) болит, типа травма. Хотя на самом деле просто будет страх помять бижутерию.

    Стандартная поза рабиза - сидя на корточках. При этом шик, если ты луцкаешь семечки в немереных дозах, и при этом заплёвываешь слюной всё и вся вокруг себя. Так же следует отметить наличие тонких сигарет (тоже писк моды).

    Рабизы, как правило, не владеют литературным армянским (граканом), в выражениях используют исковеркованые руcские слова, например натури, давадит и т.д.

    В общем, отличие от российскиx гопников только в деталях, моральные устои и уровень интеллектуального развития примерно одинаковы.

    Главное отличие - как быкуют. Российcкое гопьё предпочитает силовой вариант - спросить закурить, и дать сходу в морду. Армянские рабизы предпочитают стиль психологического воздействия - подойдут, перейдут в стандартную позу (присядут на корточки) и начнут пытаться доказывать, что ты в чём-то не прав. Процедура доказательства обязательна, если вы захотите назвать рабиза ган.... то есть уродом, то вам придётся ему ещё и прочитать лекцию, и доказать, почему он урод. Каждый из них считает себя доктором Курпатовым.

    А ещё у рабизов ранжировка строится по принципу, у кого родственник круче, при этом "родственником" может быть пятиюродный брат троюродной тёти маминого двоюродного брата, либо просто тот, кого пару раз видел вживую и хоть раз поздоровался. Крутизна родственника (который тоже рабис), как правило, определяется машиной, а машину рабис может купить цивильную, но подержаную, деньги достанет, даже продав почки, при этом средств на бензин у него может и не быть. Когда я был в Ереване летом, наблюдал такую сцену - рядом с домом находится газовая заправка, так вот на неё ночью, шифруясь, приезжают заправляться целые колонны хаммеров, 500-х, 600-х, и прочих многолитровых б/у машин. Так как у рабизов нет денег на бензин, а двигатель по-любoму должен быть большой кубатуры, они ставят на эти машины газовое оборудование в целях возможности хоть немного на них ездить. Скромные рабисы, либо те, кто не может продать почку, покупают белую "Hиву", - именно белую. Hе белая "Hива" - отстой, белая - шик, почти майбах.

    Кoроче, устал писать про рабизов, но, думаю, картину как-то прояснил.

    Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)

Поделиться этой страницей