Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане

Тема в разделе 'История. Культура. Традиции', создана пользователем Efi2, 27 дек 2005.

  1. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Сегодня существуют разные точки зрения о том, когда и при каких обстоятельствах иудаизм проник в Дагестан. Некоторые исследователи (Новосельцев А.И. и др.) полагают, что иудаизм был принят на территории Дагестана в конце VIII века татами и горскими евреями, владевшими землями Южного Дагестана и Северного Азербайджана.

    По мнению других исследователей, предки татов и горских евреев являются прямыми потомками древних обитателей Азербайджана - зороастрийцев, огнепоклонников, позже перешедших в иудаизм. Третья группа ученых считает, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI веке до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее - на Кавказе. П. Услар сообщает, что среди дагестанских евреев существует предание о том, как их предки покинули Палестину еще до рождества Христова. Четвертая версия заключается в том, что в начале III века н.э. из Ирана династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии (Иран) в Азербайджан и Южный Дагестан. Они хотели закрыть так называемые Албанские ворота (Дербентский проход) и тем самым обезопасить свои владения с севера.

    Известный дагестанский ученый-историк Р.М. Магомедов связывает происхождение татов с просачиванием в Дагестан с севера ираноязычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа и приняли иудаизм.

    И этот список различных версий можно было бы продолжить.

    Вместе с тем установлено, что проникновению иудаизма на Кавказ предшествовало несколько насильственных выселений иудеев в 70-е и 130-е годы н.э. римлянами, в последующие века - Ахеменидами и Сасанидами из Ирана. При этом, вероятно, наиболее крупное переселение иудеев на Кавказ произошло в 520-530 годы. Десятки тысяч человек были высланы и поселены на Восточном Кавказе и Апшероне после репрессий, проведенных Сасанидами в эти годы на юге Ирана против мятежных маздакитов, учение которых пыталось совместить идеи зороастризма, древнего гностицизма и иудаизма. Одновременно с маздакитами на Восточный Кавказ были высланы и мятежные евреи, пытавшиеся создать на юге Ирана самостоятельное еврейское государство со столицей в городе Махуза. Общее число евреев и персов, переселенных Ануширваном Хосровом, достигало, по некоторым данным, 200 тысяч человек. Это утверждение опирается на сведения средневековых арабских авторов (ал-Белазури, ибн ал-Факиха), согласно которым Хосровы заселили многие места на Кавказе евреями и персами-маздакитами. Последний факт подтверждают и некоторые горско-еврейские предания.

    В статье "Сказание о хазарской дани" Лев Гумилев писал: "Уцелевшие (от преследований Сасанидов) маздакиты бежали на Кавказ, и тогда на широкой равнине между Сулаком и Тереком появилась группа иудеев, соблюдавших субботу и обрезание, но забывших все прочие законы. Они мирно соседствовали с хазарами и ходили вместе с ними в походы".

    Исторические условия, в которых приходилось существовать татам и горским евреям, обусловили особенности эволюции иудаизма в Дагестане. Здесь имеется в виду, прежде всего, слабо развитая склонность к традиции, основанной на Устной Торе. Исследователи пишут о том, что евреи-маздакиты происходили из тех слоев, религиозные представления которых сочетали в себе элементы демонологии соседних семито- и персоязычных народов Месопотамии. К числу таких заимствований можно отнести представления о Дедей-Ол, Неней-Ол, Сер-Ов и другие.

    На Кавказе, в течение веков находясь в среде горских народов, таты и горские евреи восприняли и большинство традиций местных религиозных верований. В их религии было много горских обрядов, обычаев и праздников. Этот факт историки заметили еще 100 лет назад при изучении быта горских евреев в селах Маджалис, Янгикент, Тарки, Дургели, Эрпели, Араге, Жараге, Билдахи. Наиболее интересными, с точки зрения религиозного синкретизма, представляются ритуалы, связанные с обожествлением огня, верой в его очистительную силу, а также празднование начала весны - Шагме весал ("весенний костер").

    Достаточно любопытными являются и сообщения о взаимовлиянии иудейства и хазарских культов. По сообщениям хазарского царя Иосифа, в Хазарию были приглашены еврейские ученые, которые разъясняли хазарским правителям Тору, Мишну и Талмуд. Важно отметить и то, что хазары приняли многие иудейские традиции: обрезание, соблюдение Субботы (шаббат) и празднование Суккот (Куша), Пасха (Пейсах), Новый год (Рош-а-Шана), Судный день (Йом-Киппур), Симхат-Тора, Ханука, Пурим, Лаг-Баомер. Сохранились сведения и о том, что хазарский князь Булан приобрел предметы иудейского культа и начал строительство храмов. Эта версия появилась после публикации Буксторфом (XVII в.) еврейско-хазарской переписки. Она связана с именем придворного Кордовского халифа еврея Хасдая ибн Шафрута. Заинтересованный дошедшими до него слухами о реальном существовании где-то на Востоке иудейского государства, Хасдай в середине Х в. отправил царю этого государства письмо с многими вопросами. Среди них Хасдай просит сообщить о происхождении народа, о причинах и обстоятельствах принятия хазарами иудаизма и т.д.

    Ответное послание царя хазарского Иосифа начиналось с этнического представления своего народа, предком которого называют род Тограмы. Далее сообщается, что принятие иудаизма хазарами произошло при Булане, который, удалив «гадателей» и «идолопоклонников», сумел убедить их в целесообразности иудаизма. Иосиф перечисляет 13 хазарских каганов, проповедовавших иудаизм: Булан, Обадий, Езикий, Манассия, Ханука, Исаак и т.д.

    В конце ХII века Хазарское государство на территории Дагестана перестало существовать, но иудаизм сохранился среди большой общины горских евреев и татов, проживавших и в Прикаспийских городах. Средневековые источники говорят о приверженности горских евреев традициям своих предков-патриархов. Согласно данным, приводимым И.Черным в статье "Горские евреи", в Прикаспийском крае жили известные талмудические толкователи: Нахум Гамадай (Мидийский) жил в старой Шемахе и в Ширване, Симон Сафро (сафро - халдейское слово, означающее "сочинитель") жил и работал в Дербенте. Сохранились достаточно любопытные данные о пергаментном Сейфертейре (древнееврейск. "Пятикнижье Моисея") из синагоги кайтагских евреев.

    В позднем средневековье множество иудеев проживало в горных аулах и селах с лезгинами, табасаранцами, азербайджанцами, даргинцами, кумыками и аварцами. Были также селения и аулы, целиком населенные татами-мусульманами. Между жителями этих сел и аулов, в том числе между татами-мусульманами и их соседями-мусульманами, существовали тесные добрососедские связи. По утверждению историка Т.Айтберова, один из горских правителей, некий Адар, придерживался одновременно трех монотеистических религий. По пятницам он молился с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Вместе с тем исследователи отмечают ревностное отношение горских евреев к вере отцов. Благодаря деятельности раввинов, приглашавшихся крупными и состоятельными общинами из Ирана, горские евреи сумели сохранить причастность к раббанитской традиции. Для диаспоры, лишенной главного храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, и изгнанной со своей исторической родины сасанидами, иудаизм был гораздо большим, чем просто верование. Это очень сложное социальное и идеологическое явление, бесспорно, отражавшее настроения и чаяния изгнанного народа. Не случайно ранние представления о кровном родстве между богом Яхве и людьми перешли в идею «берита» - завета или союза между народом Израиля и Яхве. Согласно пророчеству, Яхве заключил союз с древними патриархами - предками еврейского народа, при этом обе стороны взяли на себя определенные обязательства. Яхве обещал в будущем оказывать евреям всякую помощь и покровительство, патриархи обязались за все последующие поколения своих потомков поклоняться Яхве и быть ему верными (Второзаконие 4:23,7:12). Наиболее ярко эти идеи отразились в праздновании Пейсаха, который отмечается в честь исторического события - исхода израильтян из Египта. Каждый иудей пытается вообразить, будто он только что освобожден из Египта. Смысл праздника в том, чтобы показать, что свобода не была дарована однажды и навсегда, ее постоянно нужно оберегать. Иудаизм - не только религия в обычном понимании этого слова, но и образ жизни, стиль поведения, мировоззрение.

    Коллективный характер отношения к божеству выразился в коллективной ответственности: за поступок одного должен был отвечать весь коллектив, прежде всего близкие родичи. Родители отвечают за грехи детей, дети - за грехи родителей - до третьего и четвертого рода. И только в этом случае бог сжалится над своим избранным народом, вернет его на родину и установит царство мира, правды и счастья, регулирующих жизнь иудейских общин в диаспоре.

    Даже в современных условиях, когда иудаизм в Дагестане находится в состоянии упадка, обрядовая сторона религии, в силу привычки, осталась живучей, особенно в среде верующих горских евреев и татов.

    Анализируя религиозную жизнь евреев и татов, механизм действия иудаизма в современном Дагестане, надо заметить, что синагогам, раввинам, религиозному активу при всех стараниях не удалось сохранить и активизировать влияние иудаизма. В последние годы в синагогах заметно уменьшается количество верующих, исполнителей религиозных иудейских обрядов на кладбищах, в общественных местах; не проводится обучение молодежи основам иудейской религии.

    Иудаизм в Республике Дагестан держится за счет горстки стариков, которые не в силах ежедневно посещать молитвенные собрания в синагогах. В религиозные общины мало поступает добровольных пожертвований; катастрофически уменьшается доход в синагогах. Сегодня в республике действуют лишь три синагоги и воскресная школа. Для сравнения: в 1869 году, по свидетельству И.Черного, в Южном Дагестане и Терской области проживало 1493 семьи, исповедовавших иудаизм, действовало 30 синагог и 39 синагогальных училищ, в которых служило 30 раввинов.

    В период советской власти резко изменился уклад жизни татов и горских евреев. Они постепенно начали перемещаться в города. Последователи иудаизма в Дагестане стали жить в Махачкале, Буйнакске, Дербенте, Хасавюрте.

    Здесь следует отметить, что в годы советской власти был допущен ряд грубых нарушений прав этой малочисленной дагестанской народности: закрыты татская газета, татский театр, татское радиовещание, прекращено преподавание родного языка, издание учебников, словарей, ликвидированы высокорентабельные татские колхозы. Эти негативные явления вызывали у татов чувство национальной ущемленности, ухудшения морально-политического климата, что привело к выезду основной части татов из Дагестана в Израиль. На ослабление позиций иудаизма и отток евреев из Дагестана сильно влияют экономический кризис, политическая нестабильность, сложные межнациональные отношения на Кавказе, исламский экстремизм, военные действия в Чечне, тяжелая криминогенная обстановка и рост безработицы.

    В ослаблении позиций иудаизма верующие евреи часто обвиняют отдельных представителей интеллигенции, духовенства, призывающих к "созданию нового народа на новой земле". Анализ данной проблемы выявляет две этноконфессиональные модели еврейства: израильскую и дагестанскую. В этих моделях отношение к религии различно. Израильтяне включают иудаизм в свою модель, он - интегрированная часть израильской еврейской культуры, причем в достаточно специфической, тяготеющей к галохе (религиозное право) форме. В отличие от Дагестана в Израиле он - предмет опеки и заботы государства, часть его структуры. Надо еще раз подчеркнуть, что в Дагестане наблюдается поразительное в еврейской истории индифферентное отношение евреев и татов к иудаизму. В городах Буйнакске и Махачкале общины находятся на грани исчезновения вследствие физического старения своих членов. Сказывается и отсутствие подготовленных священнослужителей. Верующие недовольны уровнем образованности раввинов, их отношением к обрядам и своим обязанностям. Мы даже становимся свидетелями перехода заметного числа людей, осознающих себя евреями по национальности, в другие конфессии, в частности в православие и ислам. Логика их достаточно проста: если я еврей по национальности, то какая разница, какую религию исповедую? Религия и народ не обязательно связаны друг с другом. Еврейство, может быть, как и китайство, начало осознавать себя единым народом, несмотря на реальную и культурную вариативность, где можно найти такие субэтнические образования, как ашкеназы, сефардские, эфиопские, горские, грузинские евреи, таты и т. д.

    В последнее время наметились перемены к лучшему. Возрождена республиканская газета "Ватан". Таты и горские евреи наравне со всеми другими народностями Дагестана используют свои права и участвуют в процессе обновления и реформирования страны. С целью привлечения верующих в синагоги Дагестана созданы центры по отправлению ритуальных обрядов, изготовлению мацы, совершению похоронных обрядов. Синагоги теперь связаны с работой еврейских культурных центров. В городах создаются неформальные религиозные группы, которые принимают на себя функции, свойственные официальным религиозным организациям. Посильную помощь оказывает Федерация еврейских общин СНГ.

    При всем этом дагестанское еврейство живет в эпоху ломки старых этноконфессиональных представлений и формирования новых. Интересно то, что священниками в трех синагогах работают лица, исполняющие обязанности раввинов. Такое положение связано с сокращением числа грамотных служителей религии, уменьшением количества посещающих синагоги. Напомним, что греческое слово "синагога" переводится на иврит как "дом собраний" и синагогой здание становится только благодаря собирающимся в нем иудеям.

    Это означает, что уже сегодня в Дагестане синагога теряет свое былое влияние и уходит в прошлое. И если в среде оставшихся в РД иудеев возобладают эмигрантские тенденции, а это вероятнее всего, то в течение ближайших десятилетий иудаизм в Дагестане может прекратить свое существование.
  2. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В ДАГЕСТАНЕ
    Горские евреи (самоназвание - джугьур, джуургьо) являются одной из этнических групп евреев Кавказа,формирование которой происходило на территории Дагестана и Северного Азербайджана. Значительная часть горских евреев под влиянием политико-идеологических причин,в том числе проявлений антисемитизма, примерно с конца 1930-х годов и особенно активно с конца 1960 - начала 1970-х годов стала называть себя татами, мотивируя тем, что они говорят на татском языке.

    Горские евреи насчитывают в Дагестане вместе с другими группами евреев 14,7 тыс. человек (2000 г.). В подавляющем большинстве (98%) они живут в городах: Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Кизляре. Сельскме жители, составляющие около 2% горско-еврейского населения, рассеяны небольшими группами в местах традиционного обитания: в Дербентском, Кейтагском, Магарамкентском и Хасавюртовском районах Республики Дагестан.

    Горские евреи говорят на северо-кавказском (или еврейско-татском) диалекте татского, правильнее средне-персидсского, языка,входящего в состав заподно-ирансской подгруппы иранской группы индоевропейской языковой семьи. Первый исследователь татского языка академик В.Ф.Милер еще в конце XIX в. дал характеристику двух его диалектов, назвав один мусульмано-татским наречием (на котором говорят собственно таты - один из иранских по происхождению и языку народов), другой еврейско-татским наречием (на котором говорят горские евреи). Диалект горских евреев получил дальнейшее развитие и идет по пути формирования самостоятельного татского литературного языка.

    Литературный язык создан на основе дербентского говора. На язык горских евреев сильное влияние оказали тюркские языки: кумыкский и азербайджанский; об этом свидетельствует большое число тюркизмов, встречающихся в их языке. Владея уникальным историческим опытом специфического языкового поведения в диаспоре, горские евреи легко воспринимали языки страны (или аула в условиях полиэтничного Дагестана) проживания в качестве средства бытовой коммуникации.

    В настоящее время татский язык является одним из конституционных языков Республики Дагестан, на нем издавался альманах "Ватан Советиму", ныне издается газета "Ватан"("Родина"), учебники, худоственная и научно-полицистическая литература, ведутся республиканские радио- и телепередачи.

    Вопросы происхождения и формирования горских евреев как этноса остаются до настоящего времени дискуссионными. Так, А.В.Комаров пишет, что "время появления евреев в Дагестане с точностью неизвестно, есть однако предание, что севернее Дербента они начали селиться вскоре после пришествия арабитян, т.е. в конце VIII в. или начале IX в. Первыми местами их обитания были: в Табасаране Салах (уничтоженное в 1855 г., жители, евреи, переведены в разные места) на Рубасе, недалеко от сел. Хушни, где жили кадии, управляющие Табасаранью, а в Кайтаге, ущелье близ Кала-Корейша, еще и теперь известно под названием Жиут-Катта, т.е. Еврейское ущелье. Около 300 лет тому назад евреи пришли отсюда в Маджалис, а впоследствии часть их перешла в Янгикент, вместе с уцмиями... Евреи, живущие в Темир-Хан-Шуримском округе, сохранили предание о том, что предки их пришли из Иерусалима после первого разорения в Багдад, где жили весьма долгое время. Избегая преследований и притеснений от мусульман, они постепенно переходили в Тегеран, Гамадан, Решт, Кубу, Дербент, Манджалис, Карабудахкент и Таргу; на этом пути во многих местах часть их оставалась на постоянное житье". "Воспоминания о происхождении из колен Иуды и Вениамина горские евреи,- как справидливо пишет И.Семенов, - сохранили до настоящего времени, а своей древней родиной считают Иерусалим".

    Анализ этих и других легенд, косвенных и прямых исторических данных и лингвистических изысканий позволяет утверждать, что предки горских евреев в разультате вавилонского пленения были переселены из Иерусалима в Персию, где, живя среди персов и татов в течение нескольких лет, адаптировались к новой этноязыковой ситуации и усвоили тетский диалект персидского языка. Примерно в V-VI вв. во времена сасанидских правителей Кавада / (488-531 гг.) и особонно Хосрова / Ануширвана (531-579 гг.) предки горских евреев вместе с татами в качестве персидских колонистов были переселены на Восточный Кавказ, в Северный Азербайджан и Южный Дагестан для обслуживания и охраны иранских крепостей.

    Миграционные процессы предков горских евреев продолжались в течение длительного времени: в конце XIV в. они подверглись гонениям со стороны войск Тамерлана. В 1742 г. горско-еврейские поселения были разрушены и разграблены Надир-Шахом, а в конце XVIII в. они подверглись нападению со стороны Казикумухского хана, разрушившего ряд сел (Аасава близ Дербента и др.). После присоединения Дагестана к России н начале XIX в. положение горских евреев несколько улудшилось: с 1806 г. они, как и остальные жители г.Дербента, были освобождены от таможенных пошлин. Во время национально-освободительной войны горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля мусульманские Фундаменталисты ставили своей целью истребление "неверных", разрушали и грабили еврейские селения и их кварталы. Жители вынуждены были прятаться в русских крепостях или были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. Процессы этнической ассимиляции горских евреев дагестанцами сопровождали, пожалуй, всю историю развития их как этноса. Именно в период переселения и первые века пребывания их на территории Северного Азербаджана и Дагестана горские евреи, видимо, окончательно утратили древнееврейский язык, который превращается в язык религиозного культа и традиционного еврейского образования.

    Ассимиляционными процессами можно объяснить сообщения многих путешественников средневекового и нового времени, данные полевых этнографических экспедиций о еврейских кварталах, существовавших до XIX в. включительно в ряде азербайджанских, лезгинских, табасаранских, татских, кумыкских, даргинских и аварских селениях, а также еврейскую топонимику, встречающуюся в равнинных, предгорных и горных районах Дагестана (Джувудаг, Джугьут-аул, Джугьут-булак, Джугьут-куче, Джуфут-катта и др.). Еще более убедительным свидетельством этих процессов являются тухумы в некоторых дагестанских селениях, происхождение которых связывается с горскими евреями; такие тухумы зафексированы в селениях Ахты, Араг, Рутул, Карчаг, Усухчай, Усуг, Убра, Ругуджа, Араканы, Салта, Муни, Мекеги, Дешлагар, Рукель, Мугатыр, Гимейди, Зидьян, Марага, Маджалис, Янгикент, Доргели, Буйнак, Карабудахкент, Тарки, Кафыр-Кумух, Чирюрт, Зубутли, Эндирей, Хасавюрт, Аксай, Костек и др.

    С окончанием Кавказской войны, в которой принемала участие часть горских евреев, их положение несколько улучшилось. Новая администрация обеспечила им личную и имущественную безопасность, либерализовала существующие в крае юридические нормы.

    В советский период произошли существенные преобразования во всех сферах жизни горских евреев: заметно улучшились социально-бытовые условия, широкое распространение получила грамотность, выросла культура, умножились элементы европейской цивилизации и т.д. В 1920-1930 гг. создаютсямногочисленные любительские театральные коллективы. В 1934 г. был организован ансамбель танцев горских евреев под руководством Т.Израилова (выдающегося мастера, возглавлявшего в конце 1958-1970 гг. профессиональный танцевальный ансамбель "Лезгинка", прославивший Дагестан на весь мир).

    Специфической чертой материальной культуры горских евреев является схожесть с аналогичными элементами культуры и быта соседних народов, которые сложились в результате устойчивых многовековых хозяйственных и культурных связей. Горские евреи имели почти одинаковые с соседями строительную технику, планировку жидищ (с некоторыми особенностями в интерьере), орудия ремесла и сельскохозяйственного производства, оружие, укрвшения. Собственно горско-еврейских поселений было немного: сел. Ашага-Араг (Джугут-Араг, Мамраш, Ханджал-кала, Нюгди, Джараг, Аглаби, Хошмемзиль, Янгикент.

    Основным типом семьи у горских евреев, примерно до первой трети XX в., была большая нераздельная трех-четырехпоколенная семья. Численным состав таких семей колебался от 10 до 40 человек. Большие семьи, как правило, занимали один двор, в котором у каждой отдельной семьи имелись свои дома или несколько изолированных комнат. Главой большой семьи являлся отец, которому все должны были подчиняться, он определял и решал все первоочередные хозяйственные и другие проблемы семьи. После смерти отца главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от оющего предка, образовывали тухум, или тайпе. Гостеприимство и куначество были жизненно важными общественными институтами, помогавшими горским евреям выдерживать многочисленные притеснения; институт побратимства с соседними народами также являлся своего рода гарантом поддержки горских евреев со стороны окружающего населения.

    Большое влияние на семейный быт и другие стороны социальной жизни оказывала иудейская религия, регулирующая семейно-брачные отношения и другие сферы. Религия запрещала горским евреям вступать в брак с иноверцами. Религия разрешала многоженство, однако на практике двоеженство наблюдалось большей частью среди зажиточных слоев и раввинов, особенно в случаях бездетности первой жены. Права женщины были ограничены: она не имела права равной доли в наследстве, не могла развестись и т.д. Браки заключались в 15-16 лет(девушки) и 17-18 (юноши), как правило,между двоюродными или троюродными братьями и сестрами. За невесту платили калым (деньги в пользу ее родителей и на покупку приданого). Сватовство, обручение и особенно свадьбу горские евреи отмечали весьма торжественно; при этом обряд венчания происходил во дворе синагоги (хупо), затем следовал свадебный ужин с поднесением подарков молодым (шермеку). Наряду с традиционной формой брака по сговору существовал брак похищением (умыканием). Рождение мальчика считалось большой радостью и встречалось торжественно; на восьмой день совершался обряд обрезания (мило) в ближайшей синагоге (или дома, куда приглашался равин), который завершался таржественным пиром с участвием близких родственников.

    Похоронные обряды совершались в соответствии с установками иудаизма; вместе с тем прослеживаются следы языческих ретуалов, характерные для кумыкского и других тюркских народов.

    В середине XIX в. в Дагестане насчитывалось 27 синагог и 36 училищ (нубо хундес). Сегодня в РД 3 синагоги.

    В последние годы, в связи с ростом напряженности, из-за войн и конфликтов на Кавказе, отсутствия личной безапасности, неуверенности в завтрашнем дне многие горские еврем вынуждены принимать решение о репотриации. На постоянное жительство в Израель из Дагестана за 1989-1999 гг. выехало 12 тыс. человек. Возникла реальная угроза исчезновения горских евреев с этнической карты Дагестана. Для преодоления этой тенденции необходимо разроботать эффективную государственную программу возрождения и сохронения горских евреев как одного из самобытных этносов Дагестана.

    Ибрагимов М.Р.А.
    Доцент ДГУ
  3. Predator Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Так вот
    Это всё спорный момент.
    так как если ты знаешт есть 2 диалекта татских таты южные и северные ну или горские евреи,
    Налчикские,Грознинские, Махачкалинские--северные,
    Бакинские-Кубинские-Дербентские -----южные
    Так есть даже различия во внешности северные более светлые нежели южные, есть конечно исключения,
    по поводу горских евреев проживающих в Кабардино-Балкарии и проживавшие в Карачаево-Черкессии есть отдельная история.....

    Проблема происхождения и этнической истории горских евреев затруднена из-за отсутствия письменных источников о них, как и бытования у них своих письменных источников. Первое упоминание о горских евреях, известное нам по историческим литературным источникам, относится к середине XIX века. Это вовсе не означает, что горско-еврейского населения с самоназванием джухур (скорее всего тюркизированная передача арабского слова "гяур" - человек другой веры) не было до этого периода. Многие народы которые являются извечными соседями горских евреев, называют их татуаджикли чуут (татуаджиковские иудеи) или ибирли татуаджик (ибировские татуаджики) - (так называют их тюрки: карачаевцы и балкарцы); джут, джухуд (кабардинцы, народы Дагестана и др.). По всей видимости - а на это указывают и легенды антропонимического плана - карачаевское и балкарское название горских евреев, отличающее их от других евреев (чуутлулар или чуутлула) связано с Крымом и, вероятно, связано оно со словом тат: так тюрки называли ираноязычные народы. Так же они называли и своих соплеменников, например, южнобережных татар Крыма.. Возможно что таты, на языке которых разговаривают горские евреи - языке иранской языковой группы - были остатками иранизированного еврейского населения, проживавшего на территории Хазарского каганата (VII-XI вв.), в сферу влияния которого входил Крым. Правда, по тем же легендам карачаевцев и балкарцев были татуаджики и не иудеи: их называют хабарлы (или хабаркъарачайлыла). Они делились на черных (къара-джикли) и белых (акъ-джикли). Из рода ак-джикли был и родоначальник карачаево-балкарских княжеских родов Карча, живший в крепости Къыркъ-джерли Маджаре или Къыркъ-Маджаре (возможно, это - Кырк-ер - ныне Чуфут-Кале ("Еврейская крепость") в Крыму. По крайней мере все эти легенды полнее чем у других народов описывают происхождение горских евреев, живущих ныне на территориях современных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
    Так что скажу ещё раз тут спорные моменты, историки не разабрались, нам то уж темболее не догнать......
    Но одно я знаю что во мне течет кров горских еврее и не каких других, и сравнивать себя с другими евреями нехачу.!
  4. Predator Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Название, или термин, “тат” интересовало многих ученых, в т. ч. Б. В. Мюллера, Ф. Д. Лушкевича и других. Слово “тат” на протяжении веков имело различное значение. В Иране оно применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.

    Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, в нашей стране татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, пишет он, горские евреи (то есть “дагджууд”) образовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”.
  5. Predator Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Что же касается горских евреев, расселенных в Дагестане и Азербайджане, то по всей видимости, их предки изначально расселившись в пределах Атрапатены (Азербайджана) сохраняли свой язык и религию вплоть до вступления в эти пределы арабов (VII-VIIIвв.). Вынужденное переселение их в пределы Хазарского каганата, распространение иудаизма в среде полукочевников тюрков-хазар - а уже через них - среди алан или булгаро-алан, привело к окончательному формированию горско-еврейской общины даг-джухуд - тюркское определение иудеев живших в горных и предгорных районах Хазарии) и равнинно-еврейской (тюркоязычной иудейской джиклилер - джики) общин. Эти еврейские общины, будучи форпостами Хазарии на западных рубежах, стали фактическими властителями Западного Северо-Кавказья. Вероятно эти джики или татуа-джики, происходили от древнекыргызских племен переселившимися в предела Поволжья и Придонья в 1 в. н.э. и известных по историческим литературным источникам как цигу, джигу или кыркиез, кыргыз. Этим же именем долгое время называли карачаевцев и их этнические группы чег-эмли, кыргыез. Необходимо заметить, что название кыргыез, средневековые авторы (например, Гильом де Рубрук) часто путают с этнонимом черкес, который по всей видимости характеризовал оседлое хазарское население (чер - земля, кеса,коса или хеса + ар - хазайский человек = оседлый хазарин), в отличие от кыркеса или кыркиеса.
    Факт такого сходства горских евреев, живших (по меркам Кавказа) далеко от карачаевцев, не имевших долгое время этнокультурных контактов (до того момента как карачаевцы и балкарцы стали мусульманами в XVI - XVIIIвв.) может говорить о том, что эти связи были в более раннюю эпоху, не позже X-XIIIвв.. Ведь в этих схождениях речь идет не о заимствованиях, а об общем наследии наиболее консервативных обрядово-культовых систем древнего населения Кавказа и хазаро-булгарских народов.
    Многими исследователями, занимающимися горско-еврейской историей их происхождение связывается с одним из колен Израилевых, поселившихся во времена персидской династии Ахеменидов среди древнекавказских и древнеиранских народов. Они сохраняли свой семитический язык и иудейскую веру вплоть до новоперсидского времени. Где-то в VIII-IX вв., предки современных горских евреев, были ассимилированы окончательно ираноязычными племенами, что и определило их нынешнюю иранскую языковую принадлежность.
    Возможно также и то, что язык древних татов был тюркским, и лишь впоследствии, после переселения иудаизированных савартов (савиров, хазар) в Персию, был сменен на иранский. Такой вывод связан с тем что в татском языке есть элементы чуждые всем другим иранским языкам, но присутствующие в тюркских, в частности в карачаево-балкарском.
    Лишь в Карачае и Дагестане горские евреи имели населенные пункты, такие как Джегонас (Усть-Джегутинский район Карачая, читай Джиганазы или Джаганас, тюркизированная форм передачи еврейского понятия кенаса (бейт - кнессет) - синагога и карачаевского слова дже - порода деревьев, буквально: "Деревянный храм"). Маджалис (Кайтагский район Дагестана, от арабского "меджлис" - собрание), Мамрач (Магармкентский район Дагестана, древнетюркско-булгарское, карачаевское "Мамурач" - медвежонок), Жанжал-Кала, Магарамкентский район Дагестана, балкарское - жан (тюркизированное слово персидского происхождения "джан" - душа, "жал" - грива).

    д.и.н. Мурат Каракетов
  6. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Интересно что скажут наши бухарские братья ?
    Ведь те же самые евреи и таты заселили так же Среднюю Азию как и Кавказ.
    со мной в армии служили таты с туркмении говорившие и не на туркменском и не на азербайджанском,а чтото среднее.
    так вот они заявляют что таты были воинами в персидском царстве,а евреи ремесленики,врачи итд.они так же утверждали что никакого отношения к еврейству,так же как еврееи средней азии к татам не имеют.
    то что у многих горских евреев в паспарте записано тат ,так же как у многих ашкеназов записано русский это ещё ничего не значит,так было повидимому нужно в те времена.
    а то что строят догадки современные историки и спорят между сабой это их право.
    я всю жизнь спорю что я не тат а еврей :lol: ;-)
  7. ИРА Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Все прекрасно знают ,что мы писались татами ,
    потому что евреям не было прямой дороги ,не в университет не
    на хорошую должность .
    Поэтому и писали тат,
    но при всём при этом мы оставались евреями на 100%
    соблюдали традиции,и не прятались под маскоми,
    как делали евреи с России
    Так что, кто это придумал писать нас татами ,
    перепутал все карты :grin: :grin: :grin: :grin:
    Изачем нам спорить мы же все знаем правду,
    не были бы мы евреями нас бы не впустили в Израиль,
    да же здесь в курсе насчёт татов ;-)
  8. Predator Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Уважаемый, мне лично бухарские не брятья,
    во вторых предположим евреи с Ирана шли на кавказ и в среднию азию, история тех и тех сложилась по разному,те евреи которые пошли на кавказ, посвятилии в иудаизм хазарв, которые стали евреями, потом новые евреи хазары, посвятили алан и булгаро алан, вот так и образовалось горско еврейское общество, возможно что бухарские там тоже шли с ирана, но посмотри сколько народо пошлов иудаизм, так же могло быть и у них, вдь у них часто встречаются в чертах лица ускоглазия, ну вообщем различия есть и во внешности, конечно для русских там мы все тёмные, но я никогда не спутаю бухарского с нашим....
    черты лица, да и много что выдаёт, но дело не в этом.
    А по по поводу что в паспорте писали, да наверное что не было проблем, но если сматреть в глубю, тататов в дагестане также звали джууд игорских евреев, это не странно?
    а если кого-то смущает т что таты не евреи типо, так тот кто примет иудаизм тот и еврей :grin:
    вот типа наши братья негра ашкеназы, да даже китайцы, если кто помнит то ещё в библии в торе написано, что даже Авраам не был еврее, он принял иудаизм, так что народ не углубляйтесь в это......
  9. georgue Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Спасибо за очень интересную тему. Слышал и читал обрывками о происхождении горских евреев, а теперь благодаря этой теме узнал много нового.
    Было бы логично переместить топик в раздел Кавказ - наш родной дом.
    От себя добавлю, что по моим наблюдениям, северокавказские горские евреи более темпераметные чем закавказские. :smile:
  10. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    вот ещё одна заметка:

    Говоря об истории евреев Восточного Кавказа, нельзя обойти вопрос о татах, так как евреев Кавказа нередко называют "татскими евреями" или просто "татами".

    В настоящее время таты подразделяются на мусульман и христиан. Мусульмане живут в Северном и Восточном Азербайджане (в основном, на Апшеронском полуострове) и в Дагестане, в селениях Дербентской горнооборонительной системы. Христиане живут в двух селениях Азербайджана.

    В 1939 году, после того, как в СССР слово "тат" стало оскорблением, декретом советской власти таты-мусульмане стали называться азербайджанцами, а таты-христиане - армянами.

    Что касается евреев, то все их учебники, раньше называвшиеся татскими, в том же году стали переиздаваться уже под названием "горско-еврейских".

    Много лет спустя, вследствие того, что пресловутая процентная норма на Восточном Кавказе ограничила прием евреев в высшие учебные заведения, доведя его до минимума (0,2 процента от общего числа абитуриентов), многие молодые люди с 60-х годов (а некоторые еще раньше) при получении паспорта начали записываться татами, что облегчало им поступление в вузы. Вскоре на Кавказе "секрет" был раскрыт, и новоявленным "татам" пришлось ориентироваться на вузы центральных городов Советского Союза.

    Что же касается самой записи евреев как татов, то это делалось с одобрения органов, занимающихся выдачей паспортов. Более того, при получении еврейским юношей или девушкой паспорта их уговаривали записываться татами или кем угодно, только не евреями; это был самый легкий и удобный прием ассимиляторской политики Советского Союза по отношению к евреям.

    Перепись 1970 года утверждает, что число "татов" в Дагестане - 14 тысяч человек. Естественно, все они евреи. (Очевидно, недалек тот день, когда и нынеш-них "татов" заставят записаться азербайджанцами или армянами. Все средства ассимиляции евреев хороши. Такая политика дает себя знать и в науке: появляются казенные ученые-евреи, подтверждающие, что горские евреи — это не евреи, а именно таты, исповедующие иудейскую религию).

    Вопреки этому бреду, напомним о еврейских общинах, по тем или иным причинам (обычно насильственно) принявших ислам, но сохранивших даже Тору Моше Рабейну как самую дорогую религию и символ своего происхождения в надежде, что их потомки вернутся в лоно религии отцов. И даже эти люди, внешне исповедующие иную религию, являются евреями по крови.
  11. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Таты

    Народность иранского (персидского) племени, обитающая на Кавказе, в Бакинской губернии (Бакинском и Кубинском уездах), в Елизаветопольске и в Южном Дагестане (Кайтаго-Табасаранском округе). Число их доходит до 135 тысяч. Название Таты, кажется, не есть собственное обозначение известного народа, а является лишь определением его образа жизни и социального положения: на джагатайском наречии торкского языка слово "тат" имеет значение подданого, живущего или служащего у вельможи - и это название тюркские кочевые племена давали всем порабощенным народам, ведшим оседлый образ жизни. Таты были вывезены в разное время из Персии в некогда подвластные ей закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами. Таты исповедуют мусульманскую религию шиитского толка. Язык Ттатов, иначе называемый фарсидским, есть не что иное, как испорченный народный говор новоиранского языка. Некоторые ученые приписывают образование татского наречия тем туркам, которые при покорении их персами должны были принять веру и язык победителей... (БРЭ, 1901 г.). С падением хазарского царства и с распространением мусульманства на Северо-восточном Кавказе условия жизни стали для евреев крайне тягостными. Многие еврейские селения перешли в ислам. От них ведут свое происхождение) нынешние таты-мусульмане, которые по типу, внешности, языку и быту ничем не отличаются от горских евреев (ЕЭ, статья "Кавказ").
  12. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

    Азербайджанская Республика - сегодня единственное государство, на территории которого сохранилась одна из самых многочисленных общин горских евреев. Она находится в городе Куба, где проживают более 5500 горских евреев, предки которых более 270 лет назад создали здесь "Слободу". Ее возникновение связано с азербайджанским Кубинским ханством. Кубинские ханы - Гусейнали хан и Фатали хан приютили горских евреев, которые отличались трудолюбием, мирным, уживчивым характером.

    В XIX веке горские евреи проживали в 30 населенных пунктах Азербайджана, в том числе в городах Куба и Дербенд,Баку и Гянджа, Шамахи и Геокчай, Варташен (ныне Огуз) и Гусар. Постепенно они переселились из Азербайджана в другие районы Кавказа. Благодаря работам многих иследователей, удалось доказать, вопервых, что горские евреи - неотъемлемая часть еврейского народа; во-вторых, что они принадлежат к "восточным евреям", известным как сефарды; в-третьих, что они на протяжении веков, находясь вдали от Родины, в иноверной, иноязычной, иноэтничной среде сохранили собственную культуру, специфичный образ жизни, язык и традиции, религию предков и самоидентификацию, менталитет; в-четвертых, горские евреи испытывали на себе заметное влияние кавказской культуры; в-пятых, что за все время их проживания на Кавказе, в том числе в Азербайджане, никогда не было антисемитизма и еврейских погромов. Если горские евреи и страдали, то вместе с остальными жителями Азербайджана от политических и военных, социальных и экономических неурядец, от болезней и иных напастей.

    Среди ученых, занимающихся изучением жизни, быта и культуры горских евреев, в первую очередь, следует отметить следующих: И.Ш.Анисимова - первого горского еврея, получившего высшее светское европейское образование; И.Я.Черного, много лет прожившего среди горских евреев; М.Альтшулера - современного израильского ученого, автора обширной монографии о "кавказских евреях"; Ф.Л.Шапиро - инспектора еврейских школ в Баку в начале XX века; Ю.А.Солодухо, который изучал историю переселения евреев из Сирии и Месопотамии в Азербайджан; В.Ф.Миллера, который доказал, что язык горских евреев сложился на основе древнееврейского языка - иврита, но развиваясь на территории Азербайджана, постепеннообогащался тюркизмами.

    Горские евреи традиционно занимались земледелием и скотовотством; выращивали пшеницу и ячмень, рис и табак, были главными производителями естественного красителя - марены на Кавказе. Позже они занимались преимущественно торговлей и кустарными промыслами. В начале XX века в Азербайджане насчитывалось около 20 тыс. горских евреев. Немало горских евреев проживают ныне в Израиле. Однако, следует отметить, алия, т.е. выезд горских евреев из Азербайджана не значителен.

    Горские евреи всегда жили обособленно, отдельными поселениями или же создавали собственные кварталы, в других населенных пунктах, что связано с их своеобразным образом жизни и религиозной принадлежностью.

    Впервые этот этнос был назван эпитетом "горские" в XIX веке русскими кавказоведами при описании жизни кавказских народов. Тогда джуур быижителями гор, где основывали собственные села, либо обустраивались в других селах. В последнем случае они создавали осовые кварталы - магалы. Например в Кубе и Дербенде, Баку и Геокчае, Шамахе и Гяндже, Огузе и Гусаре.

    Несмотря на то, что горские евреи уже давно живут вдали от исторической родины, они исповедуют свою религию и придерживаются всех своих национальных традиций и обычаев. Они строят дома, имеющие несколько комнат и подсобные помещения. В жилой части дома имеются мужская и женская половина; на полках обычно расставляется керамическая, медная и стеклянная посуда; стены украшаются шалями, зеркалами, оружием; пол устилается коврами или паласами; у стен комнат раставляются сундуки и лари для одежды, постели, посуды и припасов. Вместе с тем, поселения и жилища несут на себе кавказский отпечаток. Это же ощущается и в национальной одежде и украшениях горских евреев.

    Женский костюм состоит из широкополого платья, широких шаровар, архалука с поясом; на ногах бумажные чулки, чувяки, либо башмаки. Очень оригинален головной убор - чутку, украшенный по краям серебром или бисером, поверх которого покрывается платок. Украшение состоят из серег, браслетов, ожерелий, колец, бус. Волосы, брови и ногти женщины традиционно красили хной. "Красота" и "миловидность" горских евреек отмечалась неоднократно.

    Мужской костюм относится к общекавказскому типу. Обязательными аксесуарами его являются кинжал, пистолет, ружье. Мужчины обязательно отпускали бороду и красили ее хной.

    Традиционно различают 4 вида национальных блюд: мясные, молочные, мучные, растительные.

    Среди этих блюд встречаются и кавказские: шашлыки и плов, хинкал и "пельмени" (дюшбере), а также особая каша, в том числе хариса, пироги, бульоны. Срнди напитков предпочтение отдается чаю, айрану, вину и водке, собственного изготовления. Один из кавказоведов отмечает, что "горские евреи пьют немало, но сног не валятся". Все блюда подаются юдновременно. Однако, горские евреи до сих пор придерживаются иудейского правила, согласно которому нельзя одновраменно готовить и употреблять мясные и молочные кушанья; еда должна быть кошерной - "халол", как говорят евреи. Перед едой подается вода для мытья рук и полотенце. Затем хозяин доа читает молитву и разламывает чурек (хлеб) на столько кусков, сколько гостей сидят за столом. При этом все молчат, сохраняя тишину, получив свой кусок хлеба, каждый читает краткую молитву и трижды обмакивает полученный кусок хлеба в соль.

    Гость в доме - дар Божий. Поэтому, ему отводится хорошо убранная комната для гостей - кунацкая, свежеиспеченный чурек, лучшие блюдо. Безопасность гостя обеспечивает хозяина дома, хоть ценой собственной жизни. Причем, независимо от того, гость - еврей или нет.

    У горских евреев широко распространен такой обычай, как побратимство (курдаш) и коллективная взаимопомощь в беде и радости (булка). С соседями эти люди всегда жили дружно. Хотя такой обычай, как кровная месть, существовал всегда.

    В прошлом, горские евреи жили общинами (кагал). Вплоть до начала XX века основной социальной ячейкой оставалась большая патриархальная семья (келе кифлет), включающая всех близких родственников. Главой ее являлся отец, все остольные ее члены зависели от него. В течение XX столетия число больших семей ркзко уменьшилось. Сегодня преобладает малая семья, состоящая из родителей и их детей.

    Традиционная свадебная обрядность сохраняется у горских евреев, хотя, тоже претерпевает определенные изменения. Так, иудаизм запрещает вступать в брак с иноверцами, но все же смешанные браки встречаются. Сократилось продолжительность свадебных торжеств. Если раньше они длились семь дней, то сегодня в Азербайджане - два дня, в Израиле - один.

    Женитьба была связана с немалыми расходами: обязателен был калын - выкуп за невесту, неоднократные угощения и подарки, приобретение нарялов, сам свадебный пир. Хотя существовало многоженство, но оно не получило широкого распространения. Брак заключолся по согласию главы семьи. При обручении девушке приносили различные подарки на подносах, золотое или серебрянное кольцо, платки, различные талисманы от "дурного глаза". Обряд обручения происходит в присутствии раввина, который читает приличествующие событию молитвы и составляет особый документ. Накануне свадебного пира прлисходит обряд венчания: во дворе синагоги под особым балдохином стоят новобрачные, вокруг - свидетели. Жениху и невесте подают стаканы с вином, после чего новобрачной надевают на палец кольцо. В заключение раввин, прочитав молитву, оглашает содержание брачного кантракта (кетибо).

    Рождение первенца - мальчика вызывает особую радость: по этому поводу отец ребенка открывает новый кувшин вена. На восьмой день после рождения совершается обряд обрезания. Имена детям даются библейские или азербайджанские.

    Язык, письменность, литература и образование горских евреев имеют глубокую историю. До начала XX века они пользовались квадратным еврейским шрифтом, затем перешли на латиницу и кириллицу, ныне вернулись к латинице.

    Горско - еврейская литература первоначально была традиционно религиозной, но уже в начале XX века появились произведения светского характера, в том числе стихи, пьесы, рассказы. Одним из главных центров издания горско-еврейской литературы является Баку, другими - Дербент и Москва

    Рауф ГУСЕЙНОВ,
    профессор
  13. Efi2 Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

    В Библии есть мудрое изречение: «Время разбрасывать камни, и время собирать их». Настало время и моему народу знать свою историю, свои корни. Без этого нет будущего.

    Горские евреи имеют древнюю историю и свою судьбу, далеко не легкую, а подчас трагическую. За годы Советской власти было очень мало исторических исследований на эту тему.

    Есть различные точки зрения на происхождение горских евреев, меняющиеся в зависимости от политического климата в стране. То мы горские евреи, то таты, а между тем официальная точка зрения меняется, народ же остается со своей верой, судьбой и: укладом жизни.

    Итак, кто же мы? Как попали на Кавказ, в Кабарду?

    В VII веке до н. э. Северное еврейское царство пало под натиском ассирийского царя, был разрушен и сожжен Великий Храм. Пленных поселили в Халасе, Хевроне, в горах Милийских, где евреи восприняли язык фарси, сохранив при этом свою иудейскую религию. Их заставляли забыть язык предков - иврит, но молитвы читались на иврите. В этот период возникает Вавилонский Талмуд, он включает в себя накопленную за много столетий мудрость народа. Более того, Талмуд морально давал преследуемому еврею «родину», которую можно было взять с собой, когда родная земля была потеряна для него.

    Первое письменное известие о кавказских евреях есть у отца армянской истории Моисея Хоренcкого в его книге «История Армении» (М., 1983).

    В XIX веке русских ученых-исследователей, таких, как И. Я. Черного, Олышанецкого, Миллера, В. И. Немировича-Данченко, стали привлекать быт и культура горских евреев. Появляются различные статьи в газетах и журналах того времени («Вестник русских евреев», «Восход», «Рассвет»). Так, Олышанецкий в книге «Кое-что о хазарских евреях» (1927) пишет: «Горские евреи эмигрировали или насильно вытеснялись в своей и персидской материальной культуре: выработка и окраска ковров, сумрачная красочность семитской фантазии в орнаментировке коврового и керамического искусства, выделка кож и производство разукрашенных седел для кочевников. Любимым занятием горских евреев в средневековье было кожевенное дело и выработка различных красок. Воспроизведен в красках найденный средневековый фрагмент изразца шестиконечной эмблемы еврейского народа. Обломок свидетельствует о высоком уровне художественного творчества этого народа. Скромный на вид, но замечательный по красоте, он является памятником хазаро-еврейской старины VI - VIII веков до н. э.»

    В газете «Кавказ» (1885 г.), выходившей в Тифлисе, ученый Берг писал: «Надо признаться, что лучшие и наиболее добросовестные ремесленники-профессионалы у нас на Кавказе - это горские евреи».

    Голод и нужда, как и другие причины, привели к тому, что уже в конце XVIII и начале XIX века горские евреи покидали свои дома в Азербайджане, Дагестане и поселялись в Грозном, Моздоке, Нальчике, Богдановке (на территории нынешнего Ставрополья), образовывая общины.

    В Нальчике уже в начале XIX века была построена синагога. Надгробные памятники первого еврейского кладбища датированы 1808 годом.

    В основном горские евреи были кожевниками, сапожниками, портными. Зная язык кабардинцев и балкарцев, они вели с ними меновую торговлю, везли в селения кожу, обувь, ткани, иглы и обменивали их на продукты, лошадей. Известно, что, приезжая на еженедельный базар в Нальчик, кабардинцы останавливались в домах горских евреев, дети которых месяцами жили в кабардинских селениях.

    В 1864 году, по свидетельству документа госархива Кабардино-Балкарии, 72 двора еврейской слободы в Нальчике имели под огородами 100 десятин земли, владели двумя пастбищами для скота. Земледелие у горских евреев считалось подсобным хозяйством. Этому народу были всегда присущи своя национальная культура, религия, творчество. Язык фарси так и остался разговорным языком, а вся письменная литература была на иврите.

    В годы революции, гражданской войны, строительства новой жизни горские евреи шли плечом к плечу с народами Кавказа. И не их вина, как и не вина других народов, что этой лучшей жизни они так и не добились. Среди горских евреев есть репрессированные активисты, которые впоследствии были посмертно реабилитированы.

    Горжусь тем, что из моего народа вышли ученые, врачи, художники, писатели, композиторы, артисты. Герои Советского Союза Исай Иллазаров и Шетил Арамов. Есть в Нальчике улицы, носящие имена Исая Иллазарова и Танахума Ашурова, знаменитого в нашей республике зурниста. Впервые вышел татско-русский иллюстрированный словарь для детей. В нальчикской средней школе № 10 возобновлено после отмены в 1956 году изучение родного языка горских евреев.

    В годы Великой Отечественной войны многие представители нашего народа ушли на фронт. Помню Рахиль Мушаилову, высокую, худую, седую женщину, в глазах которой застыло вечное страдание. Из шести ее сыновей пятерых она проводила на войну. Четверо из них не вернулись домой. Вряд ли найдешь у нас семью, где не было бы погибших в годы Великой Отечественной.

    А сколько пришлось пережить горским евреям во время оккупации Нальчика гитлеровскими захватчиками! По документальным материалам Центрального государственного архива республики установлено, что в Кабардино-Балкарии зверски замучили и расстреляли многочисленную семью Ифраимовых - семидесятилетнюю Гогуш, ее дочерей, невестку, шестерых детей в возрасте от двух до двенадцати лет. Гитлеровцы убили жену красноармейца Шаулова, пятерых ее детей, младшему из которых было пять месяцев, а старшему - одиннадцать лет. Есть факты, что европейских евреев в первый же месяц оккупации фашисты расстреливали на Нальчикском ипподроме. И как благодарны мы кабардинским и балкарским семьям, спасавшим от смерти горских евреев! Рискуя жизнью, они прятали их в своих домах. Старики уверяли врагов, что они не евреи, а таты, и тем самым предотвратили уничтожение горско-еврейской общины. К счастью, вскоре наши войска освободили Нальчик.

    Война закончилась, фронтовики возвращались домой, а домов и родных, как это случилось в Богдановке, на Ставрополье, больше не было. Гитлеровцы расстреляли здесь всех евреев. У вернувшихся не было сил жить в Богдановке, очень кровоточили страшные раны. И они поселялись в Нальчике, Пятигорске, Кисловодске.

    Прошли годы, десятилетия, но боль от потери близких все не утихала. И вот нашелся человек, родом из Богдановки, ветеран войны и труда, нальчанин Семен Акимович Инотаев, который дал себе слово, что будет установлен в его селе памятник жертвам кровавой трагедии. Стал собирать деньги. Помогли предприятия Кабардино-Балкарии, в частности машиностроительный завод, «Каббалкхимчистка», кондитерская фабрика, комбинат «Дружба», совхоз «Декоративные культуры», «Доргранитстрой», жители Нальчика. Из личных сбережений внес большую сумму А. А. Израев.

    Общими усилиями памятник был поставлен. 9 мая 1995 года автобус из Нальчика прибыл в Богдановку. Вместе с сельчанами организовали траурный митинг. Об этом митинге, о трагедии, разыгравшейся в Богдановке в сентябре 1942 года, рассказывалось в передаче Кабардино-Балкарского телевидения. Лишь нальчикская община выжила благодаря мужеству, сердечности кабардинцев и балкарцев, и за это им низкий поклон! Благодарность этим замечательным людям будет передаваться в нашем народе из поколения в поколение.

    Хочу затронуть еще один животрепещущий вопрос. Это отъезд в Израиль. Едут евреи, но не от народов Кабардино-Балкарии, а на землю своих предков, не забывая ни на минуту обо всем добром, что была здесь за столетия совместной жизни. Благодарят Бога за то, что эта земля не знала антисемитизма, просят его дать спокойствие родной республике. Интересный факт - приезжая в Израиль, горские евреи ищут черкесов и дружат с ними. Эта та самая ностальгия, о которой пишут и не понимают глубины смысла этого слова, пока не почувствуют всем сердцем.

    Что надо, чтобы народ наш жил спокойно на ставшей для него родной земле Кабардино-Балкарии? Уверенность в добром будущем своих детей, возможность спокойно трудиться, жить по устоявшемуся народному укладу, по своим традициям и, конечно же, жить в мире и согласии, как это было на протяжении двух веков, с кабардинцами, балкарцами, русскими - всеми, кто рядом с нами.

    Именно благодаря этому добрососедству горские евреи, несмотря на все, пережитое ими, сумели выжить, продолжают развивать свою культуру, не теряют самобытный облик и верят в добро, мир и благополучие, которое всегда сопутствовало им на земле дружелюбной и замечательной Кабардино-Балкарии.

    "Горские Евреи в Кабардино-Балкарии"
    статьи, очерки
    Нальчик "Эльбрус" 1997
    Данилова Светлана Ароновна.
  14. edmon Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Efi2
    все очень интересно спасибо
    но последнию статью ниасилил =(
  15. ИРА Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Едут евреи, но не от народов Кабардино-Балкарии,

    Спасибо большое!!!
    Очень интересно было прочитать :good:
  16. ИРА Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    edmon
    а для меня последняя статья показалась самой интересной :oops:
  17. bosss Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
  18. gene Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Да и не дай Б-г иметь в братьях такого как ты, PREDATOR это тебе говорю я - БУХАРСКИЙ ЕВРЕЙ!

Поделиться этой страницей