Из истории азербайджанского джаза

Тема в разделе 'Новости из мира музыки', создана пользователем bolivar, 31 окт 2006.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Основой Азербайджанского джаза явился созданный Ниязи и Тофиком Кулиевым в 1939 году Государственный Эстрадный Оркестр (его так же называли "Государственный джаз"). В состав первого Азербайджанского "Государственного джаза" входили три тромбона, пять саксофонов, три трубы, рояль, гитара и ударные инструменты. Уже в первый же концерт на ровне с джазовой классикой были включены пьесы Ниязи и Тофика Кулиева, и в те же дни на саксофоне были импровизации для лада мугам "Чаргах". Мастером являлся Первиз Рустамбеков. У великих нашей музыки была одна цель, создать национальную джазовую школу.
    В 1941 - 1945 годах после окончания Великой Отечественной войны "Государственным джазом" руководил Рауф Гаджиев. Но в 50-60 годах анти западная пропагандная машина СССР нанесла сильный урон развитию джаза в стране. Но не смотря на поставленные запреты, джазовые фонаты собравшись, инкогнито слушали западные радиостанции, а после старались исполнить услышанное. В 60 годах при поддержке и руководстве Кара Караева, Ниязи, Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева, в Азербайджане началась вторая жизнь эстрадной и джазовой музыки. "Гайа", квартет Рафика Бабаева и наконец, эпоха Вагифа Мустафазаде.
    В развитии Азербайджанского джаза незаменима роль великого композитора Кара Караева. Написавший волшебные произведения в классическом жанре музыки, и будучи неравнодушным к джазу он в этом жанре тоже писал произведения. Его мюзикл "Чылгын Гаскониялы", в 1938 году для оркестра голос и джаз "Уч ноктурн", для фортепиано прелюд под номером 28 - были настоящие джазовые произведения. Среди произведений композитора особое место занимало "импровизация". Это произведение исполняли разные музыканты и группы, оркестры и рок-группы. Но самым лучшим исполнителем, без сомнений был Вагиф Мустафазаде.Основу Азербайджанского мугама так же составляет определенный лад на основе которого созданы импровизации. Один исполнитель выделяется от другого уникальностью своей импровизации. Свободный нрав импровизации является основной частью связи мугама с джазом. На фоне гармоний сочетающихся с ладом мугам, музыка образовавшаяся от синтеза импровизации западного и восточного джаза показывало, что джаз покоряет восток.Основанный в начале 60 годов нашим соотечественником Вагифом Мустафазаде джаз-мугам развивается и по сегодняшний день. До Вагифа Мустафазаде, естественно было не мало музыкантов, которые чувствовали сочетание этих двух жанров. И в этом направлении были созданы много произведений. А не заменимая заслуга Вагифа Мустафазаде заключается в том, что он представил восточный мугам для западного слушателя на языке понятном им, т.е на языке джаза. Для Азербайджанского слушателя представил джаз на родном языке мугама. Освоивший до мелочей оба жанра этот пианист на ровне с завоёванной любовью западных королей джаза, так же показал всему миру Азербайджанский мугам. Знаменитый джазовый критик, американец Велис Коновер говорил: "Вагиф Мустафазаде-экстра исполнитель. Он лучший исполнитель лирического джаза из тех кого я слушал". В 1969 году по настоянию и просьбе Рауфа Гаджиева Вагиф возвращается из Тбилси в Баку. Работает в Азербайджанском Государственном Эстрадном оркестре, и паралельно создаёт джазовое трио. В то же время ещо один известный музыкант - Рафик Бабаев работал под жанром вокал-джаз. В то время вокальный квартет "Гайа" исполнял национальные песни во многоголосовом эстрадном колорите. 16 июня 1970 года вечере джазовой музыки в Союзе Азербайджанских Композиторов Кара Караев открыв его сказал интересную речь. На концерте выступали группа Рафика Бабаева и джаз трио Вагифа Мустафазаде. Являющихся примером для Азербайджанских композиторов оба музыканта преждевременно ушли из жизни. Вагифа Мустафазаде в 1979 году, Рафика бабаева в 1995 году. Видно большой джаз требует больших жертв. Думаю что азербайджанское обшество до сиих пор в долгу перед этими великими музыкантами. Их музыкальный стиль, музыкальное мышление стиль исполнения не изучен по достоинству. В конце 80-ых и в 90-ых годах общественно политическая обстановка в Азербайджане оставило свой отрицательный след в нашей музыке и вовсе в развитии культуры. Но положенная основа Кара Караевым, Ниязи, Тофиком Кулиевом, Рауфом Гаджиевым, Тофиком Ахмедовым джазовая школа Азербайджана продолжает жить и развиваться. Сегодня новое поколение джазменов Азербайджана продолжают развивать разные направления джаза-мугама во всём мире. Выпускник национальной джазовой музыки, дочь великого композитора - пианиста - Азиза Мустафазаде уже несколько лет пропогандирует на высоком уровне Азербайджанский джаз.

    2000-2002 © Rain Sultanov.
  2. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Джаз в Азербайджане: обзор

    Любая книга или статья по истории джаза невозможна без экскурса в его историю, в его черные корни. И обязательна небольшая прогулка по Нью-Орлеану - все начиналось именно там. Я тоже не буду отходить от стандартов - в джазе без них нельзя. И расскажу немного о моем Баку - городе, который нельзя не любить.

    Для начала просто произнесите слова Джаз и Азербайджан - и покатайте их на языке. Покатайте так, как будто Вы хотите почувствовать аромат хорошего марочного коньяка "Бакы". И уже по тому, как звучат эти слова, Вы поймете, что Джаз и Азербайджан - родственные души. Именно поэтому терпкий вкус азериджаза снискал заслуженную славу не только в моей стране, но и далеко за ее пределами.
    То, что Баку был кузницей нефтяных кадров для всего бывшего СССР, знают все - да это и не удивительно. Но я сейчас назову всего лишь несколько имен - и сразу станет ясно, что Баку был кузницей не только нефтяных, но и джазовых кадров. Константин Орбелян - руководитель государственного эстрадного оркестра Армении, Константин Певзнер - руководитель государственного эстрадного оркестра Грузии, маэстро Вагиф Садыхов - пианист, еще в советские времена перебравшийся в Москву… Этот ряд можно продолжать и продолжать. Но есть одно, что объединяет всех вышеназванных музыкантов - все они мои земляки.
    Вы бывали когда-нибудь на Приморском бульваре Баку? Если нет - то послушайте пьесу Эмиля Ибрагима "Старый бульвар", вошедшую в его альбом "Тетралогия". В этой пьесе - аромат нашего бульвара. Аромат, настоянный на запахе цветов, моря и нефти - и возможный только в моем городе.
    Джаз - это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично - но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И все потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами. Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры - невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе все точно так же - в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твое мироощущение интересно для слушателя.
    Наш джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана. Джазовая школа, наложенная на азербайджанскую музыкальную культуру, не могла не дать своих плодов, и незадолго до Великой Отечественной войны Тофик Кулиев вместе с другим корифеем азербайджанской музыки - маэстро Ниязи - создает первый в Баку джазовый оркестр.
    В оркестре Тофик Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку. Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. Судьба отпустила Пярвизу слишком мало: в 1949 году он его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а уже в декабре того же, 1949 года, его не было в живых…
    Но традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Именно благодаря ему джаз приблизился к слушателю на расстояние вытянутой руки. По рассказам, бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд. Почему? Все очень просто - именно в джазе есть тот аромат свободы, который больше нигде невозможно найти.
    Много, очень много имен вписаны золотыми буквами в историю азербайджанского джаза - но формат статьи заставляет меня остановиться на тех, кого знал весь бывший Союз. Достаточно упомянуть вокальный квартет "Гая", в котором собрались молодые ребята, впитавшие джаз с младых ногтей, - и все станет ясно. Но известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.
    Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза. Напомню, что это был 1967 год - именно в это время и начинались первые эксперименты в области слияния западной музыкальной культуры с восточной, начатые великими Иегуди Менухином и Рави Шанкаром. Но в джазе одни из первых примеров сочетания Востока и Запада в джазе были продемонстрированы Вагифом и Рафиком Бабаевым именно в Таллинне, в 1967 году - почти одновременно с Джоном Колтрейном.
    Они были разными - Рафик и Вагиф. Если музыка в исполнении Рафика Бабаева была ближе к европейской - но была окрашена цветами азербайджанских гармоний, то музыка Вагифа брала начало в корнях - в мугаме. Они были одинаковыми - безмерно талантливыми и требовательными к себе… И оба одинаково безвременно ушли из жизни: Рафик Бабаев погиб в результате теракта в бакинском метро 19 марта 1994 года, а Вагиф в возрасте 39 лет умер практически на сцене, от инфаркта.
    В Баку не принято называть фамилию Вагифа: достаточно произнести одно только его имя - и сразу станет ясно, о ком идет речь. В 60-70-е годы Вагиф поставил своего рода рекорд по количеству записей на фирме грамзаписи "Мелодия": у него вышло шесть альбомов, в том числе и двойной. В 1979 году, незадолго до смерти, его пьеса "В ожидании Азизы" завоевала первое место на Всемирном конкурсе джазовой музыки в Монако. О Вагифе можно говорить бесконечно - настолько сильна была его аура. Никогда не забуду атмосферу его регулярных концертов в Филармонии. Зал всегда был заполнен до отказа - и было ощущение, что все пришедшие - друзья Вагифа. Я никогда не забуду, как после исполнения каждой пьесы Вагиф смотрел в зал и смущенно-виновато улыбался… Я никогда не забуду его пьесу "Без меня" - Вагиф поднимал руки над клавишами, объявлял пьесу и уходил со сцены… И его похороны - когда умудренные опытом седовласые бакинцы плакали, не стыдясь своих слез… И как на протяжении почти года после его смерти я искал глазами афишу с датой очередного концерта Мастера. Через несколько лет фирма "Мелодия" выпускает двойной альбом Оскара Питерсона - и в пьесе "Черный Орфей" цитата из Вагифа. И сразу - воспоминания, а вместе с ними - светлая грусть…
    "В ожидании Азизы"… Вагиф не дождался дебюта своей дочери на мировой джазовой сцене - хотя именно он впервые вывел десятилетнюю дочурку на сцену джазового фестиваля в Тбилиси. Азиза пошла по стопам отца - гены не могли не сказаться. Гены и атмосфера отчего дома. Уже в 1991 году она записала свой дебютный альбом на фирме Sony, а ее партнерами по записи были знаменитые Джон Патитуччи и Дейв Уэкл. Послужной список первой леди азербайджанского джаза может вызвать зависть у многих музыкантов. Шесть записанных компакт-дисков, работа со звездами мирового джаза, концертные турне с полными залами… Вагифу было бы чем гордиться…
    Прошло всего лишь несколько лет после смерти Вагифа - и всем стало не до джаза. Наступили лихие времена - и на первый план вышло искусство выживания. Но благодаря усилиям Рафика Бабаева азербайджанская джазовая школа продолжала жить и развиваться: костяк джазовой сцены Баку составляют именно его ученики.
    Новые времена - новые люди. Новые люди и новые идеи. Сегодня безусловным лидером азербайджанского джаза является композитор и пианист Салман Гамбаров.

    [IMG]

    Разносторонний и энциклопедически образованный музыкант, он работает в самых разных направлениях - и всегда успешно. Салман всегда ищет новые пути во всем - это чувствуется и в его интерпретациях джазовых стандартов, и в его подходе к так называемому этноджазу. Нет противостояния Востока и Запада - есть диалог и взаимообогащение. Именно этот принцип и декларирует Салман своей музыкой. На международном джазовом фестивале, состоявшемся в Баку в апреле этого года, Салман представил интереснейший проект, который стал жемчужиной фестивальной программы. Трудно, очень трудно уместить описание этого действа в рамки газетной статьи. Если же очень коротко, то это - джаз и немое кино, национальные инструменты и рояль, традиционная азербайджанская музыка в исполнении кяманчиста Фахраддина Дадашева и джазовые гармонии в исполнении Салмана. И все это - на высочайшем уровне.
    Фестиваль… Да, в апреле этого года в Баку состоялся международный джазовый фестиваль, который стал своего рода творческим отчетом бакинских джазменов и отправной точкой для контактов с мировым джазом. На протяжении недели музыканты из США, Канады, Германии, России и других стран были гостями джазового Баку - причем следует отметить, что в нескольких проектах вместе с азербайджанскими музыкантами выступали приглашенные на фестиваль гости. И на одном из последних джемсейшнов фестиваля нагарист (нагара - национальный ударный инструмент) Натик Ширинов, ранее вплотную не соприкасавшийся с джазом, выступил в одном джеме с перкуссионистом Джо Завинула Хорхе Безеррой. Они соревновались друг с другом, отбивая одно и то же и подстраиваясь на ходу под собеседника - причем делали все одновременно! Было ощущение, что все было отрепетировано заранее - но они даже видели друг друга в первый раз. Закончилось все очень просто: Натик добил-таки оппонента бешеной дробью, которую тот повторить не смог...
    Джаз вернулся в Баку - и вернулся надолго. За последние годы вышло несколько компакт-дисков разных музыкантов. Несколько альбомов саксофониста Раина Султанова, два альбома талантливого и техничного молодого пианиста Шаина Новрасли, вышеупомянутый диск Эмиля Ибрагима, два прекрасных альбома Салмана Гамбарова - один из которых вышел в Германии. В Баку есть Джаз-клуб имени Вагифа Мустафазаде и современный джазовый центр, издается ежеквартальный джазовый журнал "Джаз Дунйасы" (Мир джаза) и уже почти год в эфире - джазовое радио Lider FM.

    Ровшан Сананоглу
  3. Пит Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    bolivar, а есть в mp3 что нибудь ?
  4. edmon Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Пит,
    у меня где-то есть Джаз фестиваль Азербайджана. если надо могу найти и выложить
  5. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    азербайджанский джаз представлен на форуме прекрасно. У нас есть альбомы Рафика Бабаева, Вагифа Мустафа-заде и сборник Раина Султанова. Искать в подразделе музыки Азербайджана.
  6. bakinka_yehudit Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Ochen proshu!
  7. suslik Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    привет

    Большое спасибо,а где можно прочитать про мугамы и как они образовались вообще. Заранее благодарю:help:
  8. bakinka_yehudit Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Искусство мугама составляет важную часть устного наследия профессиональной музыкальной культуры Азербайджана, оно имеет глубокие корни в культурной традиции и истории азербайджанского народа. Почвенность этой культурной традиции в Азербайджане подтверждается огромным числом её носителей в стране, а также её центральной ролью в национальной культуре, как неиссякаемого источника творческого вдохновения для азербайджанских композиторов, художников, скульпторов и поэтов. Ряд общих художественных черт роднит азербайджанский мугам с иранскими дастгяхами, узбекско-таджикским Шашмакомом, с уйгурскими мукамами, индийскими рагами, арабскими нубами и турецкими таксимами, которые сложились в общую художественную традицию музыки Востока. Вместе с тем, искусство мугама воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания и самоидентификации. Оно популярно также у таких этнических групп, проживающих на территории Азербайджана, как талыши, горские евреи, армяне, лезгины, грузины, аварцы.

    Художественная ценность азербайджанского мугама, его высокая значимость, как для национальной культуры, так и для культуры всего человечества, были признаны в 2003 году таким авторитетным международным институтом, как ЮНЕСКО, объявившим его одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».



    Термин “мугам” в азербайджанской музыке обозначает одновременно категории лада, мелодии и жанра.

    В значении лада этот термин существует, по крайней мере, 7 веков. В трактатах Абдулгадира Марагаи, выдающегося азербайджанского теоретика, исполнителя и композитора 14 века, он применяется в отношении 12 основных ладов (Буселик, Нава, Ушшаг, Раст, Ираг, Исфахан, Зирафкянд, Бозург, Рахави, Хусейни и Хиджаз), распространённых в музыке средневекового Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных ладов (Раст, Шур, Сегях, Чаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн, Шуштер), но и их многочисленные тональные варианты (Махур, Дюгях, Баяты-Гаджар, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях и проч.). В широком смысле термин мугам относят также к отделам (шобе) основных ладов, обозначая им лад вообще.

    “Мугамом” в современном музыкальном быту в Азербайджане называют также мелодии со свободной метрикой. Хотя традиционный мугамный репертуар включает разного типа - мелодии импровизационного характера без определённого метра (“бахрсиз хава”), мелодии с тактовой метрикой (“бахрли хава”) и мелодии в смешанном метре («гарышыг бахрли хава»), но когда музыканта просят исполнить мугам, то под этим подразумевают исключительно «бахрсиз хава». По распространённому мнению, мелодический стиль мугама восходит к традиции распева Корана, однако некоторые учёные видят его истоки в авестийской гимнической традиции. Обе эти точки зрения, расходясь в определении истоков мугамного мелодического стиля, сходятся в его оценке как явления сакрального по своему происхождению.

    Мугам - общее название крупнейшего жанра традиционной музыки Азербайджана, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, хотя каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы, представляющие этот жанр – дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный виды), мугам (вокально – инструментальный, сольный инструментальный и сольный вокальный виды) и зерби-мугам.

    Среди всех существующих в азербайджанской музыке мугамных форм самой крупной по масштабу и художественной идее является дастгях.

    Вокально-инструментальные дастгяхи (наиболее ранний вид дастгяха) получили распространение в Азербайджане в 19 веке, преимущественно, в городах Шуша, Шемаха, Баку, Гянджа, Лянкаран, Шеки. Первое своё научное описание дастгяхи получили в трактате «Визухиль аргам» (1884) азербайджанского учёного Мир Мохсин Навваба Карабаги. Несмотря на это, дастгяхи до 20-х годов ХХ века не имели стабильных принципов формы. Один и тот же дастгях мог исполняться по-разному в версиях карабахской, бакинской и шемахинской школ мугамного исполнительства. В 1922 году преподавание мугама было введено в учебные программы первого музыкального учебного заведения европейского типа, открытого в Баку. Составление учебной программы, в конечном итоге, привело к существенной реформе структуры азербайджанских дастгяхов и к относительной унификации традиций локальных школ. По поручению Узеира Гаджибекова (1885-1948) группа наиболее авторитетных музыкантов того времени (Мирза Фарадж Рзаев, Мирза Мансур Мансуров, Ахмедхан Бакиханов, Арсен Ярамышев, Сеид Шушинский, Зульфи Адыгёзалов) выработали сокращённые учебные версии дастгяхов. В 20х и 30-х годах, наряду с учебными версиями, всё ещё продолжали существовать развёрнутые версии крупных мастеров - устадов того времени. Однако в дальнейшем исполнение сокращённых версий стало закрепляться даже в концертной практике, в радиовыступлениях, в граммафонных записях. Многие мелодии, исполнявшиеся в составе азербайджанских дастгяхов в первых декадах ХХ века, к 60-м – 70-м годам были уже забыты.

    «Дастгях», как музыкальный термин, означает «комплект или совокупность тонов, ступеней». Основу этой формы составляет «комплект» нескольких определённых ладов - мугамов, различных в каждом дастгяхе, например, комплект ладов, входящих в состав дастгяха Раст, отличается от комплекта ладов дастгяха Чахаргях. В азербайджанской музыке форму дастгяха, то есть составного ладового цикла, могут иметь только перечисленные выше основные лады и их тональные варианты. Главное отличие формы дастгяха от формы мугама в том, что в основе музыкальной формы дастгяха лежит система из нескольких разных ладов-мугамов, тогда как собственно мугам представляет собой музыкальную композицию в пределах одного лада – мугама со всеми его возможными тональными оттенками. Соответственно различаются масштабы дастгяха и мугама. (Единственное исключение из этого правила составляет мугам Рахаб, который, превратившись в процессе своей исторической инволюции из дастгяха в мугам, сохранил, до некоторой степени, ладовые и композиционные принципы дастгяха).

    Вокально-инструментальные виды композиций обычно исполняются составом участников, в число которых обязательно входят певец - ханенде, он же исполнитель на ударном инструменте «гавал», а также исполнители на таре и кеманче. Этот состав исполнителей мугамов и дастгяхов, называемый «мугамное трио», является наиболее распространённым в Азербайджане с конца 19 века, хотя нередко практикуются и более крупные составы. В последние годы в Азербайджане вошло в музыкальную практику участие в исполнении дастгяха более чем одного солиста-ханенде

    Вокально-инструментальный дастгях включает части с фиксированным музыкальным размером (Дерамед, Таснифы, Рянги) и части импровизационного характера со свободной метрикой (Бердашт, Майе и шобат). В некоторых дастгяхах есть также части, сочетающие одновременно оба мелодических типа (Зерби-мугам). Практически, все части дастгяха, кроме Бердашта, могут также исполняться и вне дастгяха, в виде самостоятельных малых музыкальных форм. В составе дастгяха каждая из этих частей имеет определённую функцию в форме. Дерамед и Бердашт – инструментальные пьесы вступительного характера. Третья часть, Майе, (что переводится как первооснова, закваска) - главный и самый крупный отдел (шобе) в каждом дастгяхе. Дерамед, Бердашт и шобат – обязательные части вокально-инструментального дастгяха, определяют движение и логику его формы. Таснифы (вокально-инструментальные мелодии песенного типа) и рянги (инструментальные пьесы преимущественно танцевального характера) прослаивают дастгях, служа его украшению. Их выбор зависит от желания, вкуса и художественного замысла исполнителя.

    Порядок чередования шобе в дастгяхе образует ступенчатый ряд восхождения мелодии от тоники (майе) к верхней октаве тоники с обязательным заключительным возвращением к майе, после чего дастгях считается «тамам», то есть завершённым. Драматургия дастгяха предстаёт как цикл сменяющих друг друга душевных состояний человека, последовательность которых в каждом дастгяхе одинаково направлена к эмоциональной вершине. Художественная концепция дастгяха воплощает идею духовного пути человеческой личности, через ряд эмоциональных состояний («макамов») приходящей к духовному освобождению и очищению. Этот путь лежит через постепенное освобождение человеческой души от социальных уз, отрешение от внешнего мира и углубление в мир внутренних личных ощущений и переживаний, высшей ступенью которых иногда становится экстатическое переживание чувства, выплёскиваемого вовне, после чего приходит освобождение от него.

    Искусство мугама неразрывно связано с классической поэзией. Ряд мелодий в мугамах носят названия поэтических форм месневи, сагинаме, семаи, шахрашуб, дубейти, что указывает на связь этих мелодических форм с одноименными поэтическими, либо даже, возможно, на источник их происхождения. Вокальные мугамные мелодии поются на стихи, написанные в квантитативной метрике аруза, приспособленного к особенностям азербайджанского языка. Газель, жанр классической поэзии, является основной поэтической формой, используемой в мугамах. Ханенде прошлого отдавали наибольшее предпочтение газелям средневековых азербайджанских поэтов Низами Гянджеви и Хагани Ширвани (12 в.), Имадеддина Насими (14 в.), Шах Исмаила Хатаи, Мухаммеда Физули (16 в.), Молла Панаха Вагифа (18 в.), Хуршид бану Натаван, Сеид Азима Ширвани (19 в.). Современные ханенде чаще всего обращаются к газелям Алиаги Вахида (20 в), последнего классического поэта Азербайджана. Наряду с газелями в мугамах (главным образом, в зерби-мугамах) могут использоваться также народные стихи в поэтических формах гошмы или баяты Ханенде волен в своем выборе стихов, но при этом он должен учитывать музыкальный характер исполняемого им мугама. Например, газели, выбираемые для мугама Раст с его светлым музыкальным колоритом, не подойдут для мугама Хумаюн, вызывающему, согласно характеристике Уз. Гаджибекова, «чувство глубокой печали» или для мугама Шуштер, часто исполняемого в религиозных или траурных церемониях.

    До начала 20-го века азербайджанские ханенде придерживались традиции исполнения мугамных мелодий на персоязычные стихи. Конец ей положил выдающийся азербайджанский ханенде Джаббар Гарягды оглы (1861-1944), с которого исполнение мугамов на азербайджанском языке вошло в традицию в Азербайджане, как и во всём Закавказье, где азербайджанские мугамы пользовались самой широкой популярностью.



    В основе инструментальных видов мугама лежат те же структура и принципы развёртывания формы, что и в вокально—инструментальных, за исключением того, что в инструментальных композициях, как правило, не исполняются Дерамед, Бердашт и таснифы.

    Инструментальные виды мугама, получили распространение в начале 20 века с появлением плеяды талантливых инструменталистов в Азербайджане и расцветом инструментального исполнительства. Существенную роль также сыграла реформа тара в Азербайджане (Мирза Садыг Асад оглы), в результате которой этот аккомпанирующий инструмент, некогда пришедший в Азербайджан из Ирана, приобрёл более мощное, концертное звучание, нежели иранский тар. В настоящее время дастгяхи могут исполняться сольно и на других традиционных инструментах, например, на кеманче, уде, каноне (струнные), на зурне, балабане, нейе (духовые). Начиная с 20 века, некоторые европейские инструменты (кларнет, гобой, гармонь) вошли в обиход традиционной музыки, и исполнение мугамов на них воспринимаются национальной публикой как аутентичное.

    Как вокально-инструментальные, так и инструментальные разновидности жанра могут исполняться либо в форме ладового цикла (дастгях), либо в форме одночастной мелодической импровизации на один лад (мугам).

    Малые мугамы (вокально-инструментальные и инструментальные виды) - Рахаб, Гатар, Шахназ, Сарендж, Баяты-Кюрд, Нава, Дашти, Хиджаз и др. представляют самостоятельные музыкальные композиции меньшего по сравнению с дастгяхами масштаба. Если дастгяхи могут включать от 5-ти до 10-12-ти отделов, не считая таснифов и рянгов, то мугамы обычно состоят не более чем из 3-х отделов. Исключение составляет мугам Рахаб, в котором 5 отделов.

    Вокальный мугам (без инструментального сопровождения) имеет культовое или траурное применение и исполняется на стихи религиозного или траурного содержания, написанные в поэтических формах газели и гасиды.

    Зерби – мугамы, называемые также ритмическими мугамами, представляют собой одночастные вокально-инструментальные композиции на один лад и относятся к группе самостоятельных малых мугамных форм. Из 18 образцов этого жанра, известных в музыкальной практике 19 века, в настоящее время популярность сохранили Гарабах шикестеси, Ширван шикестеси, Кесме шикесте, Зерби - Симаи Шамс, Зерби-Мансуриййа, Аразбары, Овшары, Маани, Гераты. Характерной особенностью этих композиций является сочетание метрически свободной вокальной мелодии (обычно в высоком регистре) с ритмичным инструментальным сопровождением. Однако есть и отдельные чисто инструментальные образцы этого жанра (Хейдари), выдержанные в рамках определённого метра («бахрли хава»).


    Культура мугамного исполнительства.
    В распространении мугамного исполнительства и его профессионализации большую роль сыграли литературные и музыкальные кружки (меджлисы), сложившиеся в городах Азербайджана с 20-х годов 19 века до начала 20 века. Наиболее известными из них были «Меджлиси фарамушан», «Меджлиси Унс» и «Общество музыкантов в Шуше, «Бейт-ус-сафа» и музыкальный меджлис Махмуд Аги в Шемахе, «Маджма-уш-шуара» в Баку, «Дивани-хикмет» в Гяндже, «Анджуман-уш-шуара» в Ордубаде, «Фовджул-фусаха» в Ленкаране. В этих кружках собирались поэты, литераторы, музыканты, просто образованные люди, ценители и знатоки классической поэзии и музыки, которые сосредоточенно слушали мугамы, обсуждали тонкости исполнения музыки и стихов. Меджлис был одной из главных форм публичного исполнительства мугамов в 19 веке, и угасание этой традиции было связано с процессами демократизации музыкальной жизни Азербайджана, с появлением в начале 20 века концертных форм музыкального исполнительства. Однако меджлисы сформировали особую культуру сосредоточенного слушания мугама, как и взыскательную, понимающую слушательскую среду («арифлер меджлиси»), предъявлявшую высокие художественные требования к исполнению мугамов. Она, собственно, сыграла роль сильнейшего стимула к профессиональному совершенствованию азербайджанских музыкантов 19-го - начала 20 веков.
    Определённое образовательное значение имели также школы ровзеханов (исполнителей культового музыкального репертуара) при мечетях, где мальчиков с хорошими голосами обучали грамотно исполнять мугамы и правильно произносить классические стихи. До 20-х годов 20 века эти школы составляли единственный тип учебного заведения, нацеленного на профессиональное совершенствование мугамных исполнителей. Начиная с 20-х годов 20 века, в советский период, музыкальное образование в Азербайджане, и том числе преподавание мугама было переведено на трёхступенную систему: школа - техникум - консерватория. Таким образом, процесс обучения мугамному искусству теперь формально занимает около 14 - 15 лет. Сами исполнители считают, что профессиональная зрелость приходит к музыканту не раньше, чем через 5-10 лет практики публичных выступлений. Таким образом, исполнителю мугама требуется около 20-25 лет, чтобы стать мастером, подлинным профессионалом в своём искусстве. Этот уровень требований, собственно и возводит мугам в ранг профессионального искусства устной традиции.
    Искусство исполнения мугамов требует от музыканта исключительной музыкальной памяти и слуха, а также умения импровизировать, то есть композиторского дара. Профессиональный музыкант должен знать весь существующий мугамный репертуар и уметь без репетиции выступить перед публикой с исполнением любого мугама. Ханенде должен хорошо знать классическую поэзию и метры аруза, иметь голос диапазоном не менее двух октав. Инструменталист (сазенде) должен уметь исполнять мугам в солирующей и аккомпанирующей версиях, отличающихся друг от друга. Исполнитель мугама считается мастером (устадом), когда он отвечает этим требованиям.
    Процесс обучения мугамному искусству, как в прошлом, так и теперь, происходит изустной передаче непосредственно от учителя к ученику. Учитель исполняет отрывок мелодии, студент повторяет его до полного запоминания, после чего настаёт очередь следующего фрагмента мелодии, и так далее, пока студент не запомнит всю мелодию целиком. Нередко студенты пользуются дома компакт-дисками с записями разучиваемых ими мугамов, а также приносят с собой на уроки диктофоны для записи разучиваемой мелодии и рекомендаций учителя.

    Мугамная исполнительская культура сложилась из творческих достижений многих поколений блестящих музыкантов -ханенде и сазенде, известных на всём Кавказе и Иране. Из огромного числа ханенде прошлого можно отметить только такие наиболее яркие имена, как Мирза Саттар, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде, Джаббар Гарягды оглы, Алескер Абдуллаев, Абдулбаги Зулалов, Агасаид Агабала оглы, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Кечачи оглы Мухаммед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев, Гусейнгулу Сарабский, Сеид и Хан Шушинские, Бюльбюль, Зульфи Адигёзалов. Из инструменталистов прошлого более других прославились таристы Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мешади Зейнал Хагвердиев, Мирза Мансур Мансуров, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Исмаил Талышинский, Гылман Салахов, исполнители на гармони Абуталыб Юсифов, Кямрабейим, Ахад Алиев, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимова.

    В советский период искусство мугамата хранили и развивали ханенде Абульфат Алиев, Гулу Аскеров, Нариман Алиев, Агигат Рзаева, Явер Калантарли, Захра Рагимова, Джахан Талышинская, Фатма Мехралиева, Рубаба Мурадова, Шовкет Алекперова, Тохфа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Ягуб Мамедов, таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров, Баба Салахов, Кямиль Ахмедов, Гаджи Мамедов, Хабиб Байрамов, Мамедага Мурадов, Амирулла Мамедбейли, Хосров Меликов, Адиль Герай, Энвер Мансуров, каманчисты Гылман Салахов, Талят Бакиханов, Эльман Бадалов, Адалят Везиров, гармонисты Лятиф Алиев, Абуталыб Юсифов, Ахад Фарзали оглы, Мешади Али, Тейюб Дамиров, исполнителей на народных духовых инструментах Надира Ахундова, Агасафа Сеидова, Фируза Зейналова.

    Значителен вклад в азербайджанскую мугамную исполнительскую культуру также таких исполнителей и педагогов, как ханенде Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, таристов Агасалима Абдуллаева, Вамига Мамедалиева, Мохлата Муслимова, Фируза Алиева, Сарвара Ибрагимовв, каманчистов Хабиля Алиева, Мирназима Асадуллаева, Шафиги Эйвазовой, Фахраддина Дадашева.

    Азербайджанские музыканты одними из первых на мусульманском Востоке стали обращаться к нетрадиционной для мугама слушательской аудитории, гастролируя в Европе и записываясь на грампластинки. Впервые в 1906 году английское акционерное общество “Граммафон” записало азербайджанскую музыку в исполнении знаменитого ханенде Джаббара Гарягды и других азербайджанских музыкантов на грампластинку. За период с 1906 по 1914 годы несколько европейских фирм грамзаписи, в том числе, французская компания “Братьев Пате”, германское акционерное общество “Спорт-Рекорд”, российские компании “Экстрафон”, “Концерт-Рекорд”, “Монарх-Рекорд”, “Граммафон-Рекорд”, “Премьер–Рекорд” выпустили десятки пластинок с записями азербайджанских мугамов, теснифов и ренгов. После установления советского режима в Азербайджане, в особенности, начиная с 30-х годов, музыкальная культура попадает под полный контроль государства. Политика “железного занавеса”, проводившаяся советским государством, закрыла на долгие годы доступ для азербайджанской музыки и музыкантов на международный музыкальный рынок. В первых десятилетиях 20 века, в период, когда искусство Востока стало вызывать интерес у слушательской аудитории на Западе, азербайджанские музыканты в силу известных политических обстоятельств не имели свободного доступа к ней, как не имели его традиционные музыканты советского Востока. Соответственно, из всех музыкальных культур мусульманского Среднего Востока наиболее заметное место на художественном рынке Запада заняли арабская, иранская и турецкая традиционная музыка. Наряду с утратой позиций азербайджанского мугама во внешнем культурном пространстве, внутри самого Азербайджана нигилистские тенденции, выразившиеся в известных лозунгах 20х-30х годов (“долой тар!”, “долой мугамы!”), постепенно подтачивали общественный статус искусства мугамата. В период с 30х до начала 70х годов 20 века в азербайджанском обществе постепенно утверждался взгляд на мугамат как на примитивное искусство, что, однако, не снизило его популярности в том же обществе, по крайней мере, у значительной его части. Отношение к искусству мугама начинает меняться лишь в 70-х годах 20-го века, после проведения первых международных симпозиумов и фестивалей традиционной музыки под эгидой ЮНЕСКО (Москва, 1971, Алма-ата, 1973, Самарканд, 1978, 1983 и др), получивших широкий резонанс в советском обществе. Они способствовали пробуждению интереса к традиционному музыкальному искусству и формированию взгляда на него как на профессиональное искусство высокого класса.

    С 90-х годов 20 века искусство азербайджанского мугама начинает всё шире привлекать к себе внимание слушателей, специалистов и менеджеров во всём мире. Азербайджанские традиционные музыканты участвуют в международных фестивалях, гастролируют по всему миру, их диски выпускают крупнейшие западные студии звукозаписи.


    Искусство мугама было и остаётся той почвой, которая взрастила творчество азербайджанских композиторов 20 века. Начиная с 1908 года - даты постановки в Баку первой оперы азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, с которой начался профессиональный музыкальный театр в Азербайджане, - мугамы дали жизнь многим музыкальным произведениям и новым жанрам в азербайджанской музыке. В числе последних - мугамная опера (Узеир и Джейхун Гаджибековы и др.), симфонический и хоровой мугам (Фикрет Амиров, Ниязи, Сулейман Алескеров, Назим Аливердибеков), Соната-мугам (Агшин Ализаде, Нариман Мамедов), джаз-мугам (Вагиф Мустафазаде Рафиг Бабаев, Азиза Мустафазаде и др). На принципах мугама основаны отдельные произведения азербайджанских композиторов, список которых составил бы длинный ряд, продолжающий расти и сегодня.
  9. ponchik Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Druzya esli u vas est kakienibud jazzovie kopozici s nacionalnimi azebajanskimi fragmentami , pojaluista daite ssilku,ochen interesno!

Поделиться этой страницей