Кеманча

Тема в разделе 'Музыкальные инструменты', создана пользователем bolivar, 22 авг 2006.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    [IMG]

    "Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане..." (Испанский гитарист А. Сеговия)

    Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древнейших времен и до наших дней сопровождают они жизнь человека. Со временем музыкальные инструменты видоизменялись и совершенствовались. Мастерство и постоянный поиск, интуиция и вдохновение помогали мастерам создавать непревзойденные по звучанию музыкальные инструменты. Руки безымянных народных умельцев и прославленных мастеров украшали их разноцветными камнями, резьбой, инкрустацией, превращая в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

    Кеманча, кяманча - струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Имеет небольшой шарообразный корпус, выполненный из тутового дерева, сверху затянутый бычьим пузырем, круглую, расширяющуюся кверху шейку - длинный гриф, украшенный перламутром, 4 струны. Общая длина кеманчи 640-660 мм. Существуют 2х, 3х и 4х струнные инструменты. У некоторых армянских разновидностей кеманчи корпус вытянутый и по форме напоминает виолончель. Строй современного кеманчи - квартово-квинтовый. Во время игры кеманчу держат перед собой вертикально, поставив ее металлической ножкой на колено. Кеманча используется соло и в ансамбле.

    [IMG]

    [IMG]

    Скорее всего, изначально инструмент имел армянское или персидское происхождение, хотя сейчас уже этого не узнаешь. "Кемен" в тюркских языках имеет два значения: "струна" и "тетива". Это производная от слова, но это не значит, что каманчу придумали тюрки. Просто слово вошло в обиход и нужно было сделать производную, например обозначить название - струна. Суффикс "ча" в некоторых тюркских языках имеет "собирательное", если можно так сказать, значение, но не выражает множественного числа. Так, если дословно перевести название инструмента, то получится "пучок струн".

    [IMG]

    Во все времена, в том числе и сейчас, лучшие исполнители на кяманче были в основном армянами - Грачик Мураджан-Никогосян, Акоп Халатян, Норайр Давтян, Грант Айрапетян. Из азербайджанских кеманчистов известна Мехри Асадуллаева.

    Грант Айрапетян и Григорий Ариян. Дуэт этих музыкантов есть символическая нить, соединяющая поколения, вкусы, пристрастия и предпочтения широко разлитые по палитре времени и стиля: Грант Айрапетян - виртуозный исполнитель на четырёхструнной армянской скрипке – кеманче, инструменте, на котором по преданию играл легендарный армянский музыкант и поэт Саят-Нова, а также маринист Ованес Айвазян-Айвазовский. Теперь кеманча aссоциируется в первую очередь с именем Гранта Айрапетяна. Айрапетян хранит верность своему инструменту на протяжении долгих лет. Он с изяществом добавляет в собственные импровизации народные темы - цитатки из Хачатуряна (у которого бывал гостем дома – Айрапетян любит рассказывать об этом в интервью). Играет знаменитые джазовые стандарты, а потом переходит к классике. Для него уже давно перестали существовать жанровые ограничения. Мастерское владение инструментом создаёт ощущение той безграничной свободы, без которой не бывает никакого творчества. Григорий Ариян (скрипка) – композитор и импровизатор, исполнитель классических партитур и свободный художник в пространстве творческом…

    Турецкая (черноморская) кеманча - иная.

    [IMG]

    Основная часть (торс) изготавливается из можжевельника, тутовника и сливого дерева. Смычок изготавливается из куста розы и самшита. В трех местах смычка прикрепляются волосы конского хвоста.

    Черноморская кеманча имеет только три струны, для которых в старину использовались кишки животных, а в наши дни используются металлические струны. Кеманча - инструмент, не имеющий определенного музыкального лада, поэтому можно воспроизводить любые хроматические звуки. На кеманче играют при одновременном нажатии на две струны, причем инструмент издает 4 паралельных звука. Помимо этого, имеется способ игры кистью руки.
  2. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    КЯМАНЧА




    Звучание инструмента
    [IMG]
    Аудио


    Кяманча струнный смычковый музыкальный инструмент. Разновидности его под различными названиями были распространены в музыкальной практике народов Центральной Азии и Среднего Востока. Период высокого расцвета исполнительства на кяманче начинается со второй половины XIX века и он связан с развитием искусства ханенде (национальных профессиональных певцов).



    [IMG]
    Пятиструнная кяманча
    Музей истории Азербайджана. XIX век.



    Первые старинные образцы кяманчи изготавливались из выдолбленной тыквы, индийского ореха и украшались слоновой костью. Есть предположение, что одно - и двухструнная кяманча возникла на основе смычкового гопуза.

    Средневековая классическая поэзия и изобразительное искусство дают достаточный материал о кяманче, позволяющий составить представление о ней. Кяманча, например, многократно упоминается в произведениях классических поэтов Азербайджана. Низами Гянджави в своей поэме "Хосров и Ширин" посвятил кяманче такие строки:

    Смычок, как Моисей, и стонет, и пылает,
    Певцу, замолкнув, музыкант внимает.



    [IMG][IMG]
    Кяманча, инкрустированная перламутром
    Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана. XIX век.



    Изображение кяманчи встречается в миниатюрах средневековых азербайджанских художников. В миниатюре художника тебризской школы XVI века Мир Сеида Али, названной "Музыкальный меджлис" (Музыкальное собрание), кяманча изображена в составе ансамбля, включающего также еще барбет и деф.

    Крупнейший теоретик музыки Абдулгадир Мараги в своих трудах, наряду с другими музыкальными инструментами, приводит также сведение о кяманче. Немецкий путешественник Э. Кемпфер, посетивший Азербайджан в XVII веке, описывая кяманчу как трех -, и иногда четырехструнный инструмент, особо отмечает красоту ее тембра. Известно, что в XIX веке бытовали трех-, четырех-, и даже пятиструнные разновидности кяманчи. В этнографическом фонде Музея Истории Азербайджана, например, имеется экземпляр пятиструнной кяманчи XIX века. В том же музее экспонируется кяманча, принадлежавшая известному азербайджанскому композитору Зульфугару Гаджибекову. Корпус и гриф этой трехструнной кяманчи украшены натуральным перламутром с большим вкусом. Интересной особенностью этого, датируемого XIX веком, инструмента является то, что часть корпуса сработана из вертикального среза древесины, на которую натянут верх из кожи.

    Кяманча состоит из корпуса, грифа и шпиля, проходящего сквозь внутреннюю часть корпуса наружу и соединяющего обе половины корпуса. Корпус, гриф и колки инструмента изготавливаются на специальном станке. На корпус натягивается верх из кожи осетра. Точный расчет расстояния между грифом и струнами является важным условием хорошего звучания инструмента. Общая длина инструмента - 700мм, высота корпуса - 175мм, ширина - 195мм.



    [IMG][IMG]
    Кяманча в серебряном окладе
    Личная коллекция К. Султанова. Нахчивань.
    XII век.




    [IMG][IMG]
    Кяманча, украшенная резьбой
    Работа М. Керимова. 1998. Баку.



    Диапазон кяманчи охватывает звуки от "ля" малой октавы до "ля" третьей октавы. Музыкальные партии для кяманчи записываются в скрипичном ключе "соль", но звучат на
    один тон выше написанного. Инструмент настраивается по интервалам чистой кварты и квинты.
  3. _Shark_ Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0

Поделиться этой страницей