Мифы и мистерии Иосифа Мигирова

Тема в разделе '"Кавказская газета" (Израиль)', создана пользователем Margarita, 20 май 2009.

  1. Margarita Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Интересно устроен человек, а еврей в особенности. Каждый хочет обязательно быть Значимой Фигурой. Это очень глубоко в нас сидит. Каждому хочется быть президентом, председателем… Но рано или поздно мы все смиряемся с невозможностью, живём обычной жизнью, но чувствуем себя несчастными, потому что не поняли себя, не поняли своего главного предназначения. Я глубоко убеждён, что счастья в жизни можно добиться, только познав и поняв самого себя. Редко кому это удаётся.

    Иосиф Мигиров (из личной беседы)


    [IMG]

    По моему глубокому убеждению, неверующих людей не существует. Есть нерелигиозные, а верят все. Кто-то верит в Б-га, кто-то в Судьбу, в Высшую Силу. И всю жизнь мы пытаемся постичь тайну мироздания: кто мы, откуда, и кто над нами?
    Есть и ещё один вопрос, который каждый еврей хотя бы раз в жизни задавал себе: почему именно на долю нашего маленького народа выпало столько бед и страданий. Почему мы никак не можем найти себе место, хотя оно – Наше место – предопределено изначально и даровано нам свыше.
    О судьбе, роли и предназначении еврейского народа написано миллионы книг, снято тысячи фильмов. Израиль и вообще еврейство – очень важные и святые темы и в творчестве писателя Иосифа Мигирова.

    Мигиров: «У меня к еврейской теме отношение особое. Возможно, потому, что деды мои и со стороны отца, и со стороны матери были раввинами. Мне было лет 13-14, когда я организовал группу сверстников, и мы тайно ходили в синагогу, изучали иврит, еврейские законы. Мы мечтали сбежать в Израиль, чтобы организовать там социалистическую революцию. Потом нас разогнали.
    Мне бы очень хотелось жить в Израиле. Судьба распорядилась иначе, но, возможно, всё ещё получится».

    Иосиф Мигиров родился в Нальчике в 1951 году, профессиональный писатель, выпускник московского Литературного института им. Горького. Сейчас живёт в Америке, работает, как и многие иммигранты, не по специальности. Он охраняет школу, а до этого мыл посуду, работал, где придётся. Нас, израильтян, этим не удивишь. Мы все в поисках заработка прошли через кучу чёрной работы. Но писатели – народ особый. Порой то, что мы называем «жизненными трудностями», у них становится серьёзным стимулом для творчества.

    Мигиров: «Не могу сказать, что мытьё посуды и полов мешают творчеству. Скорее наоборот. Я работаю, зарабатываю на хлеб насущный, а в голове крутится, складывается, разрушается, опять складывается. И вот наступает момент переполнения, аж зубы начинают стучать. Вот тогда ты садишься и пишешь страницу за страницей.
    А вообще, писать я начал благодаря Шолохову. Мы с мальчишками играли на улице, я на минуточку забежал за чем-то домой, а по радио передавали рассказ Шолохова «Родинка». Я остановился и дослушал до конца. Это было потрясение. Если помните, там речь шла о том, что во время Гражданской войны отец с сыном попали один к красным, а другой к белым. В итоге отец убивает сына, даже не зная этого, и только по родинке понимает, что это он. На меня рассказ произвёл такое сильное впечатление, что я, забыв обо всём, схватил бумагу, карандаш и начал писать.
    Публиковаться начал рано, с восьмого класса, в местной газете «Советская молодёжь». Мечтал стать журналистом. Окончил институт, приступил к работе в той же газете. Честно могу признаться, что я был плохой журналист. Слишком добрый. Не мог писать критические материалы. Ну, как я мог критиковать девушку-мусульманку, которая не снимает платок? А нас заставляли писать на такие темы.
    Издавать свои книги в то время было очень тяжело, а еврею вдвойне. С боем, с войной, но 5 книжек у меня вышли».

    Очень непросто складывались у Иосифа Мигирова отношения с Советской властью. Как мы уже говорили, трудности закаляют, но некоторые из них, а особенно те, которые связаны с «соответствующими органами» могут сильно подпортить жизнь.

    Мигиров: «Я в молодости собирал горско-еврейский фольклор. Набралось довольно много сказок, пословиц, очень хотелось их опубликовать. Но как? Шёл 1975 год.
    У меня был товарищ, который предложил мне помочь обратиться к академику Сахарову. Дал мне адрес, и я отвёз рукопись. А примерно через год ко мне пришли… Оказалось, что обо мне и о моей работе написала израильская пресса. И товарищи из соответствующих органов сначала пытались выяснить, как моя рукопись попала в Израиль, а когда поняли, что я сообщать не намерен, стали настоятельно предлагать мне работать на них. Они очень интересовались, что происходит внутри общины.
    Сколько мне тогда было? 25-26? В таком возрасте парня сломать несложно. Но я понимал, что надо держаться. Скажи один раз лишнее слово, и всё, повязан навеки. Долго они меня мучили. Почти до самой перестройки. То сами ко мне наведывались, то меня к себе приглашали. У меня на этой почве даже начали сдавать нервы, появилась аллергия. Но сегодня мне приятно сказать, что из всей этой истории я вышел с чистыми руками. Жаль только, что с перепугу весь накопленный материал я сжёг».

    «Год 2 тысячи Z… Город Большого Камня». Так обозначает писатель Иосиф Мигиров время и место действия своего романа «Оставленные жить». Он не указывает точный год и конкретную страну, потому что все описываемые им события могли бы произойти в любом году и в любой стране, кроме Израиля. Израиль – Земля Обетованная, которая ждёт всех евреев, разбросанных по миру. Она существует в романе отдельно.
    Мы погружаемся в события, происходящие в какой-то стране, где евреи живут давно, занимают определённое положение в обществе, становятся либералами, заигрывают с властями и представителями других национальностей и даже умудряются осуждать «Израиль-агрессор», который плохо обращается со славными палестинскими парнями. Евреи играют в очень грязную и опасную игру и могут запросто «заиграться». И тогда…
    Автор рисует такую страшную картину, что по коже бегут мурашки от каждой прочитанной строки. Представьте себе, на что может быть способен мусульманский фанатик, если он высокообразован, а конкретнее, психолог и психиатр с обширной практикой, и к тому же прекрасно материально обеспечен. Это не террорист-зомби, который способен всего лишь взорвать себя и ещё пару десятков евреев вокруг. Это богатый и грамотный фашист, сильный лидер. В его мозгу годами зреет план уничтожения всего еврейского народа, который стоит на его пути. Ему ненавистен сам факт того, что город, в котором он живёт, носит имя «Город Большого Камня». Ведь город получил своё название от огромного Камня, ставшего основанием для самой старой городской синагоги «Бейт-Эль» (Дом Бога).
    Идрис – так зовут жуткого героя романа Мигирова, пользуясь профессиональным умением работать с психикой людей, открывает мечеть, становится имамом и превращает своих прихожан в армию послушных фанатиков. Нет, он не стоит в одном ряду с Гитлером, Бен Ладеном, Насраллой и им подобными. Он страшнее.
    Как и они, Идрис готовит план полного уничтожения евреев, потому что они мешают ему? Но в чём? Чего он хочет? Всего лишь мирового господства?
    Нет, бери выше: он хочет заручиться поддержкой Всевышнего и встать Над Миром. Но на его пути стоят евреи – ненавистный народ, знающий «язык Всевышнего», а, следовательно, имеющий прямой канал связи с Ним.
    И у Идриса рождается чудовищный план перехитрить Всевышнего. Для этого необходимо стереть евреев с лица земли, предварительно «скопировав» из мозга одного из представителей этого народа имеющуюся только у евреев информацию, и познать язык Б-га. И вот тогда, когда на земле не останется ни одного еврея, он – Идрис будет единственным обладателем информации, дарованной Всевышним своему народу, и только у него, единственного, будет прямой канал связи с Ним.
    Поскольку одному с такими огромными делами не справиться (безмозглая армия фанатиков не в счёт), Идрис берёт себе в соратники Дьявола, и с его помощью разворачивает настоящую бойню, превращает мир за мгновение в кромешный ад. Описанные в книге Мигирова сцены бойни невозможно увидеть ни в одном из существующих ныне фильмов ужасов. Огромное чудище, порождение нечистой силы, рушит и крушит синагогу, давит всех без разбору, не щадя даже крошечных детей. Еврейских женщин оголтелые фанатики насилуют на раскатанных по земле свитках Торы.
    Описание страшной, кровавой бойни – не писательский трюк, не особый эффект. Это возможная реальность. Такое может произойти с нами, если еврей забудет, кто он и для чего пришёл в этот мир. Но не только это хочет сказать своему читателю автор романа. Он делится с нами своей находкой – ответом на вопрос: почему нет нам мира и покоя, почему веками нас преследуют и уничтожают.
    Писатель видит нашу беду в нас самих. Евреи сами, добровольно приняли на себя роль жертвы, смирились с этим, считает он. И история эта не нова. Она тянется из глубины веков. А знаете, кто по Мигирову стал прародителем добровольной жертвенности? Авраам, и даже не столько он, сколько сын его Ицхак.
    На страницах романа автор легко переносит нас в пространстве и во времени. Мы оказываемся в древней пустыне, по которой идёт Авраам с сыном, чтобы принести его в жертву, потому что этого потребовал Господь. Помните, как это описано в 22 главе Беришит: «И сказал Б-г: «Возьми, пожалуйста, сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, - Ицхака, и пойди в страну Мория, и принеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, которую я укажу тебе».
    Авраам и сын его идут безропотно, в сторону жертвенника. Но на пути их вырастает Она – главная героиня, замечательная девушка из другого тысячелетия. Её задача – не дать Ицхаку добровольно принять на себя и всех своих будущих потомков роль жертвы. Устами своей главной героини Хаймалки автор говорит Аврааму:
    - Б-г не может искушать!... Ты болен, старик! Ты виновен в страданиях нашего народа!
    Она пытается доказать ему, Б-г не мог потребовать такого страшного доказательства преданности, что искушает его никто иной, как Дьявол в чужом обличии. Именно Дьявол заинтересован в том, чтобы Авраам своими руками уничтожил своё потомство. Но, поняв, что старика ей переубедить не удастся, девушка переключается на сына:
    - Откажись быть жертвой! Из-за твоей рабской покорности станет жертвой весь народ!

    Мигиров: «Все мои книги напоминают мифы, в них есть и момент мистики. Может быть потому, что я вижу мир по-другому? Не часто, возможно, всего раз десять за всю мою жизнь, у меня происходили, как я их называю, «включения» - моменты, когда я начинал видеть то, чего не видят другие. Мне сложно объяснить, что я вижу. Частично это описано в моих книгах: магические знаки, светящиеся треугольники. Я вообще считаю, что все мои книги стали результатом «включений» в иной мир.
    Есть люди, которые утверждают, что могут вступать в контакт с космосом, с параллельными мирами. Знаете, как можно определить правду говорит человек, или это чистой воды вымысел? Спросите у него, что он чувствует после таких контактов? И если он говорит правду, то ответит: чувствую полную потерю страха. Речь не идёт о каких-то мелких бытовых страхах и испугах. Я говорю о большом глобальном страхе, которым пронизано всё наше существо. Человек после контакта его теряет, начинает чувствовать себя в безопасности. А знаете, с кем впервые случилось такое «включение»? С Моисеем, увидевшим горящий куст. Нечто подобное, в разных формах периодически происходит и со мной.
    Не знаю, есть Б-г, или его нет. Но верю, что есть Высший Разум или Энергия, которая управляет всем. Возможно, это управление построено очень сложно, но, скорее всего, очень просто, и всё работает по какой-то одной простейшей формуле».

    Прекрасной героине романа удаётся повлиять на ход событий, удаётся выполнить своё предназначение. Как хочется верить, что прочитанное – не вымысел талантливого писателя, и с этой минуты жизнь пойдёт по-другому руслу. Но, к сожалению, книга – всего лишь книга, и каждому из нас ещё не раз придётся искать ответ на сложный вопрос: почему столько страданий выпадает на долю маленького Избранного народа.

    Маргарита Козакова
    «Кавказская газета», Израиль

Поделиться этой страницей