Музыка и танец Кабарды

Тема в разделе 'Народное творчество', создана пользователем bolivar, 14 май 2009.

  1. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Музыка и танец Кабарды

    Кабардинским песням свойственна особая поэтическая образность. Музыкальное строение этих песен обычно такое: старик – запевала ведет весь рассказ певучим речитативом, а мужской хор из строфы в строфу вторит ему унисонным напевом – без слов, но чрезвычайно музыкально, выразительно.
    Напев этот накрепко связан по выразительности с героическим, либо лирическим характером основной мелодии-речитатива. Солист сопровождает пение мимикой и жестами. Как бы рассказывая окружающим о событиях. Коих он был непосредственным свидетелем или участником, при этом почти непрерывно импровизирует новые музыкальные интонации в связи с развитием словесного рассказа. Редко удается записать устойчивый вариант запева. В большинстве случаев певучий речитатив понемногу переходит в почти речевую декламацию, сохраняя лишь повторность музыкального метра и ритма, и только унисонный хор строго ведет свой напев до конца песни.

    По содержанию песни этого типа можно разделить на несколько видов:

    1.Древнейшие легенды о языческих божествах и титанах: «пишмазитха» - лесной царь, «тхашуб» - замечательный вариант Прометея (тоже богоборец, похитивший огонь с неба и прикованный за это к неприступной стене на вершине Эльбруса). Великий «Тха» неизменно губит смельчаков, пытающихся взойти на Эльбрус и освободить титана.

    2.Богатырские песни о героях – «нартах» - и их вечных врагах «эмеченах» («инак» - балкарское наименование великана). Излюбленными героями этих песен являются нарт Сосруко и его мачеха Сатиней. Нартский эпос распространен далеко за пределами Кабарды. Он встречается у черкесов, адыгов, осетин, абхазцев, сванов и других этносов.

    3. Воинственные песни, из которых наиболее популярны кундетские.
    К ним примыкают песни о князьях, называемые по имени этих князей: «Кучук-ужи», «Тахтамышев», «Шогяшов-ужи» (Хесинж) и др. Две песни этого цикла – «Каледес» - о войне карахалка с князьями и знаменитая «гыбза» - печальная надгробная песня о неуязвимом Андемыркане, погубленном хитростью и коварством изменившего друга.

    4. Песни о женщинах и девушках, об их печальной судьбе: «Гаушагих», «Хомсад», «Ханифа», «Хасес» и др.

    Хоровые партии этих песен чрезвычайно разнообразны – от ритмически чередующихся на малой терции двух звуков («Сосруко» до величественной хоральной мелодии «гыбзы» об Андемыркане.

    Одной из важнейших групп народной кабардинской музыки является музыка танцевальная. При исключительной любви кабардинцев к танцу этому не приходится удивляться: мелодии «каф», «уджей», «исламбеев» насчитываются сотнями. Слово «кафа» по-кабардински означает танец вообще, но этим именем зовется лишь определенный танец (одинаковый у кабардинцев и балкарцев). Кафа обязательно сопровождается особым ударным инструментом «пхацыч» (от кабардинского слова «пха» - дерево), представляющим собой связку чинарных пластинок, дробно щелкающих в такт танца вместе с десятками ладоней зрителей.

    Старинные кафы часто сопровождались хоровым пением, в песне при этом рассказывалась какая-нибудь забавная история – о разборчивой невесте (Кара-Камыль) или о том, как нерадивый хозяин, позвав гостя угощал его пловом из вороны (Енукой). Обычно такие кафы носят имена селений, где якобы произошла рассказываемая история.

    Одна замечательная мелодия кафы – «Жан-кдеш», начиналась широким торжественным вступлением, исполнявшимся при выходе княгини с угощением для почетных гостей.

    Музыка кафы по ритму и темпу близка к лезгинке и исполняется на диатонической гармонике с неизменным сопровождением «пхацыч»…

    Источник: Культура регионов России
  2. bolivar Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Музыка и танцы кабардинцев в XVll- первой половине XlX вв.

    Одарённость кабардинского народа сказалась и в других видах народного творчества, в первую очередь в музыке и хореографии, теснейшим образом связанных между собой, а также с устным народным творчеством.
    Музыкальное творчество кабардинцев имеет глубокие традиции. Музыка сопровождала важнейшие моменты жизни кабардинца. Музыкой и плясками оживлялись народные праздники, свадьбы, приём гостей.
    Народные певцы и музыканты со своими инструментами сопровождали войска, вдохновляя их перед боем, оплакивая погибших и воспевая героев. В дни печали слагались изумительные по своей выразительности скорбные песни- гибзы. До распространения ислама музыкой и плясками сопровождались и религиозные обряды.
    Кабардинцы издавна пользовались оригинальными музыкальными инструментами. Из духовых была распространена бжьами- род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Играли на ней, ставя её на колено. Скрипка и бжьами были главным образом сольными инструментами, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Старики рассказывают о существовании в прошлом инструмента, напоминавшего маленькую 12-струнную арфу. Упоминается этот инструмент и в фольклоре. Арфы такого типа лет 50 тому назад сохранялись у осетин и абхазцев; до сих пор имеются у сванов. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Во время танцев иногда отбивали ритм палочками по доске.
    В каждом селении имелись народные певцы и музыканты. Лучшие из них были известны по всей Кабарде и даже у соседних народов. Учитывая любовь к ним народа, их огромный авторитет, кабардинские князья старались привлечь их к себе, чтобы укрепить своё влияние в народе при помощи песен, прославляющих могущество и доблесть пши-уорков. Однако большая и лучшая часть певцов и музыкантов в своём творчестве выражала мысли и чаяния простого народа; именно такие произведения были наиболее музыкальны и эмоциональны.
    Вокальные произведения кабардинцев весьма разнообразны: это нартские сказания и исторические песни, песни-сказы и песни-плачи. Большой любовью пользовались различные бытовые, трудовые и шуточные песни. Некоторые песни имели обрядовое значение. Для старинных кабардинских песен особенно характерно сольное исполнение песни под аккомпанемент ежьу- басовых нот хора на одну гласную, прерываемых возгласами припева.
    Музыкальное искусство, как и вся культура кабардинского народа, не развивалось изолированно и, несомненно, носит на себе следы влияния соседних народов. В быт кабардинцев внедрились такие музыкальные инструменты, как зурна, бубен и, главное, гармоника. Зурна и бубен заимствованы, видимо, из Грузии и имели очень ограниченное распространение. С гармоникой кабардинцы познакомились через русских в первой половине ХlХ в., и она самым прочным образом вошла в состав народных музыкальных инструментов. Как и у всех народов Северного Кавказа, гармоника здесь стала женским инструментом. С её появлением в музыкальном творчестве женщины стали играть большую роль не только как исполнительницы, но и как творцы народных мелодий. Игра на гармонике сопровождала танцы, но гармоника употреблялась и как сольный инструмент.
    Кабардинские танцы имели три основных варианта и исполнялись в сопровождении ударных инструментов, хлопанья в ладоши и, позднее, под гармонику. Торжественный фигурный танец удж, лирическая парная кафа, живой и стремительный исламей (лезгинка)- каждый этот танец имеет своеобразную эмоциональную окраску и ритмическую выразительность.
    В танцах кабардинцев проявляются те же черты национального характера, которые выразились в стиле орнаментики: сдержанность, лаконизм, отсутствие внешней аффектации и украшательства. Вместе с тем в мужском танце- исламее подчёркиваются мужество, ловкость, быстрота движений, веками вырабатывавшиеся в обстановке постоянной опасности военных столкновений. Кабардинские танцы, особенно тот же исламей, очень сильно повлияли на хореографическое искусство соседей- терских казаков.
    Труднее говорить об истоках кабардинского театра. По существу до Великой Октябрьской социалистической революции кабардинцы не имели драматического искусства. Не было ни профессиональных, ни народных форм театра в его развитой форме. Слабыми зачатками тетрального искусства можно считать лишь игры ажыгъафэ- шутов-затейников на празднике возвращения пахарей. В этих играх имели место и элементы сатиры. Ажыгъафэ выступали в войлочных масках, вооружённые деревянным оружием и войлочной нагайкой. Их шутки и пантомимы всегда находили отклик среди участников празднества. Ажыгъафэ не были профессионалами. Каждый весёлый, ловкий и остроумный человек мог выступить в роли затейника-импровизатора.

Поделиться этой страницей