О родословии горских евреев Нальчика

Тема в разделе 'История. Культура. Традиции', создана пользователем Shaul, 7 июн 2010.

  1. Shaul Guest

    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    О родословии горских евреев Нальчика

    [IMG]

    Предисловие

    Еврейская генеалогия, несомненно, связана с ТАНАХом(Библией), где перечислено около 3-х тысяч имен, начиная с времен праотца Авраама до эпохи еврейских пророков.Не будучи специалистами в области еврейской генеалогии и сознавая сложность этой темы, мы не ставим перед собой непосильную задачу описания родословия всего еврейского народа,а ограничиваемся только горскими евреями Северного Кавказа, а именно, еще уже, г.Нальчика.[/COLOR][/FONT] История нашего народа на протяжении веков была полна потрясений и катастроф, но тем не менее связь поколений никогда не прерывалась, и мы существуем как народ до сих пор.Иногда, разговаривая с молодыми, видишь как мало они знают о своих корнях. Есть даже такие, которые, в лучшем случае, могут назвать имена только дедушек и бабушек. Это результат не только постепенного распада традиционно большой еврейской семьи,но и политики ползучей ассимиляции, проводимой властями той страны, где мы жили ради создания новой общности-"советского народа".История распорядилась так, что наш народ сейчас разбросан от Австралии до США.Это тоже способствует отрыву от корней.Невозможно отрицать тот факт, что язык горских евреев вымирает. Сейчас мало кто на нем разговаривает.Если,конечно, не считать поколения 60-70 летних, которые еще думают и видят сны на родном языке.Но, к сожалению,с этим уже ничего не сделаешь-таково, видимо, веление времени.Мы расскажем здесь, не претендуя на абсолютную точность, об истории горских евреев г.Нальчика, о семьях и их корнях, о происхождении имен и фамилий, т.е. о том, кто мы такие, откуда пришли, как жили и развились в этнос, живший в уникальном микрорайоне Нальчика под названием "Еврейская Колонка".Напишем также о том, что помним сами, что слышали от наших стариков, что читали по этой тематике, указав, естественно, источник информации.В ходе повествования неизбежно возникнет необходимость написания имен, слов и выражений на нашем языке. Они будут написаны в соответствии с правилами грамматики языка горских евреев, основанной на русской графике.(К сведению молодых: ранее на протяжении веков основой письменности горских евреев была ивритская графика. В 1929г. Советские власти перевели письменность всех народов Северного Кавказа и Азербайджана на латинский алфавит, а с 1 сентября 1937г. на русский.Главной целью смены алфавита было стремление оторвать народы Кавказа от их религиозных корней. С этой же целью закрывались синагоги и мечети [1],стр366).При написании мы воспользуемся следующими правилами письма и чтения, которые рекомендует Валерий Амир *1, [2] :гь (произносится как ивритское "ה" или английское "h") в словах дигь - село, гьозор - тысяча ;уь (произносится как мягкое у ) :в словах дуьл - сердце , суьрг- рог ;гъ (грассирующий звук) : в словах гъоймогъ - сметана, гъувот - сила ;гI (гортанный звук) : в словах гIэрус -невеста , гIэсэль - мёд, гIэсп - лошадь ;хь (гортанный звук) : в словах хьэйву -животное , хьэвуьр - друг.Если перед и после буквосочетаний гъ , гI , хь пишется буква "э",то она читается как "а" :гъэрбэч - орех ; гIэтош - огонь ; сэнэгIат - специальность ; хьэрмэхь - товарищ и т.д.Те, кто уже не знают нашего языка, могут спросить у старших как произносить эти слова и, таким образом, ознакомиться с труднопроизносимыми звуками.В некоторых случаях мы в скобках будем указывать как звучат в русской транскрипции отдельные слова или имена.
    ________________________________

    *1 . Амир(Иванченко) Валерий Павлович.Филолог и языковед,преподаватель французского, немецкого, еврейско-татского языков и языка иврит.До репатриации в Израиль работал в средней школе №10

    *2.Происхождение и формирование общины.Краткий экскурс в историю.

    2.1.Период до начала ХIХ века.

    Горские евреи - еврейская этнолингвистическая группа, проживающая в Азербайджане и на Северном Кавказе. Самоназвание-джугьур.Термин "горские евреи" возник во времена российской колонизации Кавказа в середине ХIХ в. Краткая еврейская энциклопедия [3],т.2,стр.460 определяет язык горских евреев, как еврейско-татский, делящийся на два основных диалекта:северный,махачкалинско-нальчикский (исторически-кайтагский) и дербентский. Л.Х.Давыдова (*1) объясняла различие этих диалектов тем, что в Дербентском диалекте преобладают тюркизмы азербайджанского происхождения, в Кайтагском же диалекте преобладают тюркизмы карачаевско-балкарские, кумыкские и более древние-хазарские.Известный ученый-этнограф В.Ф.Миллер писал:"Если б этот язык должно было охарактеризовать лингвистически ,без всякого отношения к населению, на нем говорящему, то характеристика его могла быть такова:это иранское наречие, произносимое семитской артикуляцией и построенное отчасти фонетически, отчасти морфологически,на тюркский лад.Такое наречие могло выработаться в стране, где рядом живут этнические элементы иранский, семитский и тюркский"...[4].Именно этими территориями были Западная Персия и Мидия,куда попали евреи: то ли в качестве пленников из колена Иссахара, переселенных ассирийским царем Салманасаром в 722 г.до н.э. после разгрома Израильского царства(1-я версия); то ли 150-ю годами позднее в качестве пленников вавилонского царя Навуходоносора после поражения Иудеи и разрушения Иерусалимского храма(2-я версия).Так или иначе, наши предки в Персии были непосредственными участниками событий, описанных в библейской Книге Эстер и не участвовали в строительстве 2-го Иерусалимского храма.После изгнания евреи прожили в тех краях около тысячи лет. За это время утверждались и рушились, сменяя друг друга, несколько династий персидских царей, и настало время, когда к власти пришли Сасаниды [1], стр.32-33. Персидские цари-огнепоклонники из династии Сасанидов, в начале терпимо относившиеся к иноверцам, изменили политику толерантности и стали притеснять евреев. Например,царь Иездигерд II (438-459 г.г. н.э.) и его преемник Пероз (459-483 г.г.) по кличке "Пероз-Рашэг/"(т.е Пероз-Злодей) запретили евреям соблюдать субботу, закрывали синагоги, отнимали еврейских детей у родителей и отдавали их на воспитание своим жрецам.Под угрозой принудительного перевода в религию зороастризма преследуемые евреи бежали на окраины империи, в т.ч.на Кавказ. Это была 1-я волна миграции, продолжавшаяся около 200 лет. Потом были последующие волны миграций вплоть до ХVII в., приведшие в Закавказье предков наших собратьев из Дербента, Шемахи, Кубы, Баку и Варташена.Но мы остановимся на 1-й волне и расскажем только о ней, т.к. она касается непосредственно нас. Постепенно продвигаясь на Север вдоль Каспийского моря, евреи сначала осели в Кайтагской области Дагестана (отсюда и идет название северо-кавказских горских евреев-гъэйтэгъигьо,т.е кайтагские). В 722 г. в Табасаране и Кайтаге поднялось восстание против арабских завоевателей. Восстание было жестоко подавлено, и те евреи, которые не захотели принять ислам, бежали в соседнюю Хазарию и поселились в Семендере и Итиле, бывших поочередно столицами Хазарского каганата. Именно могуществом Хазарского каганата была остановлена арабская экспансия далее на Север.В VIII-IX в.в. Хазарский каганат, в котором получил распространение иудаизм, притягивал к себе множество евреев из Ирана и Византии, и можно предположить, что еврейская община Кавказа была достаточно большой. Согласно одной из гипотез, именно предки горских евреев принесли иудаизм хазарам.В конце Х в. хазары потерпели ряд серьезных поражений от войск киевского князя Святослава и примкнувшим к нему Хорезмийских тюрок-огузов (бывших до этого союзниками хазар). В этот период в Кайтаг вернулось много евреев, и прожили они там в некоторой безопасности до татаро-монгольского нашествия.Татаро-монголы поначалу проявляли веротерпимость, но с принятием ими ислама в конце XIII в. началась долгая эпоха преследования евреев.Татаро-монголов ненадолго сменили не менее жестокие воины Тимур-Ленга. Именно тогда наши предки поселились в труднодоступных ущельях Кайтага: Дэрэ-Катте и Джугут-Катте (еврейское ущелье) и прожили там относительно спокойно около ста лет.В XVII-XVIII в.в. резко возрастает давление на горских евреев: войны, набеги и гонения приводят к ряду миграций, определивших судьбу общин в течение следующих двухсот лет. Это прежде всего миграции из малых общин в большие, из горных аулов в предгорные и равнинные поселения, из сел в города. Другим результатом гонений стало насильственное обезземеливание горских евреев и их отрыв от земледелия. Учащаются случаи насильственного обращения в ислам целых общин. Жители многих аварских, даргинских, лакских, чеченских аулов до сих пор помнят о своих еврейских предках. В поисках защиты от набегов евреи вынуждены были искать покровительство у мелких феодальных владетелей, оказываясь от них в полукрепостной зависимости.Вот что пишет один из первых исследователей истории и этнографии горских евреев И.Я.Черный [5]: "Жестокие гонения горцев вынудили евреев <...> спасаться бегством в горы и леса Дагестанские;многие из них прибегнули к кумыкским князьям и были приняты ими на различных условиях в Андреевской деревне (*2).Это было около 1618 года, вероятно, при Казаналине и Айдемире-двух сыновьях Султана-Мута..."С этого времени начинается новый двухсотлетний период жизни наших предков. Под покровительством своих кунак-беков евреи могли заниматься торговлей и ремеслом, но на них распространялся мусульманский статус "зимми",т.е. им разрешалось исповедовать свою религию, но запрещалось ездить верхом, носить хорошую одежду, строить свое жилье и др. Подвергаясь различным запретам и унижениям,они обязаны были платить подушный налог и другие подати,причем это не всегда защищало от воинственных горцев.
    ________________________________

    *1.Давыдова Лидия Ханоновна -филолог и языковед, автор диссертации о северном диалекте еврейско-татского языка. Работала в Кабардино-Балкарском университете. Ведет свое происхождение из известной в Нальчике семьи Ханона Ифраимова, который во время Гражданской войны был заместителем начальника отряда городской самообороны. Старшее поколение,наверное, помнит песню композитора Хацерона Алхасова "МэгIэни чор бирор"(песня о 4-х братьях), посвященную еврейским бойцам этого отряда, геройски погибшим при обороне Нальчика от войск Деникина. Старший сын Ханона-Бениамин Ханонович, кандидат экономических наук, многие годы возглавлял Управление профтехобразования КБР, а затем и министерство того же названия.

    *2.Андреевская деревня-русское название аула Эндери.

    2.2.Период от основания Нальчика до 1917 г.

    На рубеже XVIII-XIX в.в. начинается российская колонизация Кавказа.Была построена цепь крепостей вдоль Кубани, Терека и их притоков, образовавшая т.н. Кавказскую линию. В 1818 г. генерал А.Е.Ермолов заложил ряд новых крепостей на реках Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Урвань, получивших название "Кабардинская укрепленная линия". Крепость Нальчик стала центром этой линии, т.к. здесь, помимо гарнизона, находилось командование, администрация, суд.В 1825 г. кабардинские крестьяне, ушедшие от своих хозяев под защиту русских, были поселены на правый берег р.Нальчик напротив крепости. Тогда же там поселились первые семьи горских евреев. Со временем это поселение стало называться "Вольный Аул".
    Вот что пишет историк Р.У.Туганов [6] : "В 1825 году, с разрешения военных властеЄ33Eвым основана крепость Нальчик, а в 1838 г. при крепости этой образовано военное поселение из женатых служащих нижних чинов Кабардинского егерского полка. В 1847 г. с дозволения начальника Центра Кавказской линии генерала князя Голицына близ Нальчика поселены горские евреи в числе 150 душ мужского и 95 женского пола.Евреи эти до поселения при Нальчике проживали в Андреевской деревне;затем при нападении в 1831 г. на эту деревню Кази-Муллы перешли и поселились в Малой Кабарде в деревне князя Бековича-Черкасского,откуда после вторжения Шамиля в Кабарду перешли в г.Моздок, а отсюда уже при появлении в Моздоке холеры переселились в Нальчик.Эти евреи ни к какому обществу приписаны не были и окончательно водворены при Нальчике по распоряжению штаба войск Кавказской линии и Черномории,последовавшего на имя начальника Центра 30 июня 1848 г за №1504, в коем изложено,что главнокомандующий армиею разрешил горских евреев в числе 245 душ обоего пола, занимающихся выделкою кож и овчин, поселить вне военного поселения за Нальчикским Разгонным постом, где эти евреи и в настоящее время живут оседло.В 1862 г. из военного поселения и поселка еврейского образовалась слобода с управлением на основании высочайше утвержденного 26 ноября 1861 г. положения о слободках,образовавшихся при штаб-квартирах и укреплениях войск Кавказской армии".Как видим Еврейская Колонка была первым районом, включенным в черту Нальчика.Вокруг Нальчика образовались также поселения:немецкая колония "АлекуEвым основана крепость Нальчик, а в 1838 г. при крепости этой образовано военное поселение из женатых служащих нижних чинов Кабардинского егерского полка. В 1847 г. с дозволения начальника Центра Кавказской линии генерала князя Голицына близ Нальчика поселены горские евреи в числе 150 душ мужского и 95 женского пола.Евреи эти до поселения при Нальчике проживали в Андреевской деревне;затем при нападении в 1831 г. на эту деревню Кази-Муллы перешли и поселились в Малой Кабарде в деревне князя Бековича-Черкасского,откуда после вторжения Шамиля в Кабарду перешли в г.Моздок, а отсюда уже при появлении в Моздоке холеры переселились в Нальчик.Эти евреи ни к какому обществу приписаны не были и окончательно водворены при Нальчике по распоряжению штаба войск Кавказской линии и Черномории,последовавшего на имя начальника Центра 30 июня 1848 г за №1504, в коем изложено,что главнокомандующий армиею разрешил горских евреев в числе 245 душ обоего пола, занимающихся выделкою кож и овчин, поселить вне военного поселения за Нальчикским Разгонным постом, где эти евреи и в настоящее время живут оседло.В 1862 г. из военного поселения и поселка еврейского образовалась слобода с управлением на основании высочайше утвержденного 26 ноября 1861 г. положения о слободках,образовавшихся при штаб-квартирах и укреплениях войск Кавказской армии".Как видим Еврейская Колонка была первым районом, включенным в черту Нальчика.Вокруг Нальчика образовались также поселения:немецкая колония "Александровская"; хутора Мужичий, Долинский и Затишье (*2). В указанное время появились горско-еврейские общины также в Грозном, Хасав-Юрте, Темир-Хан-Шуре (теперешний Буйнакск), Порт-Петровске(Махачкала), Моздоке, Кизляре.В июле 1865 г. наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич Романов распорядился провести перепись населения [1],стр.59, чтобы установить количество, место проживания, размеры и число налогов, которые платят горские евреи. В результате этой переписи был составлен "Посемейный список горским евреям, проживающим в слободке при укреплении Нальчик", по состоянию на 1.01.1866г.Как известно, в то время у евреев еще не было фамилий, поэтому в этом списке фамилии записаны по имени отца главы семейства (о принятии современных фамилий мы расскажем позже). Этот Посемейный список [6] мы берем за основу для определения родовых корней евреев Нальчика.Согласно переписи тогда в Колонке проживали 74 горско-еврейские семьи общей численностью 428 душ. Из 74 семей 9 не имеют своего дома, -это молодые, недавно переселившиеся и еще не имеющие детей семьи. 7 семей имеют, помимо дома, одну или две торговые лавки. Самой богатой на то время была семья Захариё Авраамова (с 1872 г.Ашуров), у него был единственный в Колонке деревянный дом и лавка; он занимался торговлей "красным товаром" на сумму 2500 рублей. Торговали "красным товаром",т.е.имели свои лавки, 17 семей. 4 семьи торговали мелким товаром, т.е.были "коробейниками" (на нашем языке -"мэгIмэлэ сохтэбу") и ходили по кабардинским и балкарским селам, обменивая свой товар на продукты. 11 семей занимались, как записал переписчик,"выделкою козлов", иначе говоря, были кожевниками: выделывали мех, кожу и сафьян. 20 семей занимались хозяйством: держали скот, имели огород и сад, а также сажали на арендованной земле марену. 5 семей составляли местный пролетариат и нанимались на любую работу. Одна семья, очевидно нальчикского раби, занималась "резкою скота"; это Изиил Исаков (он же с 1875 г. Изиил Гилядов)-один из моих прадедов.Марена красильная (на нашем языке-буёгъ)-многолетнее растение, корень которого содержит высокий процент ализарина, природного красного красителя. Горские евреи с древних времен обладали секретом изготовления природных красителей, которые ценились на Востоке в ковроткачестве. Известный этнограф И.Ш.Анисимов писал [8] : "Сеять марену было выгодное предприятие для каждого. Каждый, имевший несколько сот рублей, спешил тогда купить участок земли и посеять семена марены.Через три года она давала уже достаточной толщины корни, которые и пускались в продажу. Корни эти выкапывались не до основания,а около аршина(71 см). Затем они присыпались землей и оставлялись до будущего года, когда вновь выкапывались и засыпались землею. Это был вечный кусок хлеба, так как за корнями марены не было никакого ухода, и она сеялась раз на 15 и даже 20 лет". Эта продукция горских евреев высоко ценилась в российской текстильной промышленности. Но с изобретением в 1880 г. синтетического ализарина мареневодство стало невыгодным; поэтому "обеднело множество собственников, затратив последнюю копейку на нее, и масса работников осталась без средств к жизни" (И.Анисимов).Читаем архивный документ [7],стр.95 :"Предписание начальника округа Нальчикскому слободскому управлению опользовании землей для выращивания марены"20 августа 1874 г.Вследствие донесения пристава 1-го участка от 13 августа за №1817, основанного на просьбе жителей Нальчикского еврейского поселка (*3 ) евреев: Захара Ашурова,Симанду Дегилова ,Лала Рахманова и Давыда Казакова, что жителями этими действительно занято в 1857 году с разрешения начальства в общей сложности 9 десятин 465 сажен земли под посев марены, на которой в настоящее время по неуспешному произрастанию марены насажено около полутора тысяч штук фруктовых деревьев,-предписываю объявить жителям, чтобы они перестали гонять скот в упомянутые сады, а тем более портить огорожу впредь до особого распоряжения".Во второй половине XIX в. общим принципом российского управления на окраинах империи было предоставление "туземным", т.е. бухарским, грузинским и горским евреям равных с прочим "туземным" населением прав.В 1872 г. великий князь Михаил Николаевич Романов своим указом предоставил горским евреям гражданское равноправие: они были уравнены в правах с прочими покоренными народами Кавказа[1],стр.59. Согласно этому указу горские евреи до 1875 г. прошли паспортизацию и приняли современные фамилии. Но при всем при этом они оставались беднейшей частью населения. На наш взгляд, справедливости ради следует указать, что, несмотря на ограничения в правах и юдофобию властей, переход под юрисдикцию России явился для нашего народа положительным явлением.

    *1.Фамилии указаны современные.

    *2.В современном Нальчике:

    -Немецкая колония-это нынешний район Александровка;
    -"Астраханка-теперешняя улица Маяковского;
    -х.Мужичий-район,ограниченный р.Нальчик,ул.Семашко,железной дорогой и ул. Гагарина;
    -х.Долинский - нынешний курорт "Нальчик";
    -х.Затишье - район Кабардино-Балкарского госуниверситета.

    *3.Захар Ашуров - один из моих прапрадедов;Давид Казаков(он же Давид Ашуров с 1875 г.) - другой мой прапрадед по отцовской линии.В 1950 г.отец показывал мне место, где был этот участок, а ему же показывал его отец: мой дед Юханон.

    2.3.Советский период.

    Революцию 1917 года горские евреи восприняли с большим энтузиазмом. Время было непростое: гражданская война, разруха, голод. Горские евреи принимали активное участие в защите Нальчика от белогвардейцев в составе отрядов самообороны (мы об этом упоминали выше).После окончания гражданской войны были образованы национальные автономные республики Северного Кавказа. Советская власть в тот период придавала большое значение агитационной работе на родном языке национальных меньшинств. Был принят закон, по которому в месте компактного проживания нацменьшинства местные власти должны были работать на языке этого меньшинства [1],стр.82. В рамках реализации этого закона в регистрацию еврейского населения и готовились к его ликвидации, и народ ждал неминуемой трагической развязки, молясь и надеясь на чудо. И чудо произошло: не сверхестественное, а рукотворное чудо совершил наш земляк Маркел Шабаев. Благодаря его мужеству и находчивости намечаемая оккупантами акция была отсрочена и фашисты не успели осуществить ее до свого отступления. Маркел Шабаев, рискуя жизнью, вводил в заблуждение оккупационные власти, утверждая, что жители Колонки не евреи, а местный горский народ. Это чудо - тема для отдельного исследования. Более пяти тысяч женщин, детей и стариков были спасены и избежали трагической участи своих собратьев из Богдановки и Менжиновска. Но тем не менее, около сорока горских евреев в Нальчике были убиты, среди них несколько многодетных семей. Мы помним двух фронтовиков, вернувшихся в пустые дома,- их жены с детьми были убиты оккупантами.Мы выросли на улице, где у трети товарищей отцы погибли на войне. Больно вспоминать, как вдовы-солдатки выбивались из сил, растя детей. Другой трети, в т.ч. и мне повезло, наши отцы, пусть и инвалидами, но вернулись домой.После войны в Колонке практически не осталось мужчин 1925 года рождения. В 1942 г.этих необученных 17-летних ребят мобилизовали и бросили в бой под Моздоком, где большинство из них погибло. Многие уроженцы Колонки лежат в земле Сталинграда, Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Германии. Как и наш замечательный земляк Герой Советского Союза Исай Иллазаров, похороненный в Латвии. Послевоенные годы были тяжелыми и голодными. Однако, преследования еврейской идишской культуры и обвинения в космополитизме не коснулись горских евреев. Национальную культуру этого периода представляли:композиторы Хацерон Алхасов и Тимофей Шамилов, писатели Давид Шабаев (*5) и Иосиф Мигиров, самодеятельный ансамбль "Харс" под руководством Данила Давыдова и Ильи Ифраимова.И, наконец, период с конца 1980-х г.г. до массовой репатриации в Израиль, когда началось настоящее возвращение к своим корням, изучение иврита, возрожден-еврейского народа,педагог. Уроженец г.Нальчика. Работал в школах Грозного, Владикавказа, Пятигорска, Нальчика. Автор букварей еврейско-татского языка, пьес, многочисленных публикаций в печати. Органиагражден орденом Ленина.

    *2.Трудовые книжки в СССР были введены в январе 1939 г.

    *3.В это время в Нальчике недолго существовали еще два колхоза для нацменьшинств: немецкий колхоз им.Энгельса и грузинский колхоз им.Берия.

    *4.Ашуров Танахум(Каштан) Рувинович-народный артист КБА ССР, заслуженный артист РСФСР.Не имея никакого образования, но обладая незаурядным музыкальным талантом, он в юности пас чужие стада и тогда же научился играть на зурне.В 1950-е г.г. считался одним из лучших в СССР исполнителей на этом инструменте. Он стал первым в семейной династии музыкантов: его дело продолжали в ансамбле "Кабардинка" сын Подоцур и внук Эдуард. Будучи по своей природе простым и добродушным человеком, еще при жизни был объектом различных историй и добрых анекдотов. Вспоминается телепередача С.А.Даниловой в 1970-х г.г., где она с добрым юмором описывала встречи Танахума Ашурова с писателем М.Горьким, членами правительства СССР, летчицами-героинями В.Гризодубовой и П.Осипенко, с которыми летал на самолете в Московском аэроклубе.Алхасов Хацерон Ханиноевич - самодеятельный композитор и гармонист, автор популярной песни о Нальчике "Туь Нальчик шэгьрлэймэ". Первый в семейной династии музыкантов, четыре поколения которой играли на всех торжествах в Колонке.

    *5.Шабаев Давид Викторович - известный историк-архивист. Автор двенадцати научно-популярных книг и более ста статей и очерков по истории народов Кабардино-Балкарии. Сорок лет возглавлял Архивное управление Совета Министров КБР. Известен еще как поэт, автор лири%FДанилова Светлана Ароновна - историк и педагог. Заслуженный работник народного образования КБР, член Союза журналистов РФ. Основала общественно-политический и культурный центр "Товуши" и возглавляла его. Занимаясь вопросами иудаики, традиций, культуры и этнографии горских евреев, написала много книг по этим темам. Постоянная участница съездов еврейских общественных организаций в России и за ее пределами.

    3.Связи с соседями - народами Северного Кавказа.

    Еще за несколько веков до поселения в Нальчике деловые интересы доводили горских евреев до Кабарды. Мне доводилось слышать от приятелей - кабардинцев предание о горском еврее по имени Худайнат (в кабардинском произношении - Куденет), который , благодаря своей удали и находчивости, понравился верховному князю Кабарды Идару и стал его зятем. Как известно, сын Идара князь Темрюк Идарович, выдавший свою дочь Гуашеней(Марию) за русского царя Ивана Грозного и закрепивший этим союзнические отношения, объединил Кабарду с Россией в 1557 г. Следовательно, если предание не врет, это могло происходить в начале XVI в. Но важно не это, а то, что горские евреи имели давние связи Кабардой. Так, например, историк Р.У.Туганов считает, что кабардинская фамилия Куденетовых, известныхузденей-тлекотлешь (низший дворянский чин), имеет еврейское происхождение [6].Мы знаем еще несколько кабардинских фамилий, имеющих еврейское происхождение.Ашуровы - кабардинцы происходят от некоего горского еврея из рода Ашурова Гъэзэгъа (имя его забыто), скрывавшегося от кровной мести в кабардинском селе и женившегося там на кабардинке. Эти Ашуровы в основном живут в с.Алтуд Прохладненского района КБР. Старшие поколения этого рода еще общались со своими еврейскими родичами из Нальчика вплоть до 1950-х г.г. Там же, в Прохладненскои районе, живут кабардинцы - Симаховы. Они происходят от нальчикского горского еврея Симахова Исэгъа(Исаака), который в 1880-х г.г., женившись на кабардинке, принял ислам. Довольно многочисленная кабардинская фамилия Журтов также имеет еврейские корни: в переводе с кабардинского журт - еврей. Имя основателя этой фамилии никто не помнит, но известно, что родиной этого рода является Малая Кабарда (нынешний Терский район КБР).Вероятно такое бывало также в Чечне и Дагестане. Вспоминаются газетные публикации начала 1990-х г.г., в которых писалось, что мать 1-го чеченского президента Джохара Дудаева происходила из чеченского тейпа (рода) алхалой, имеющего еврейские корни. Впрочем, это не должно удивлять. Горские евреи, издавна проживая на Кавказе и переняв многие обычаи горцев, имели хорошие взаимоотношения с кабардинцами, балкарцами, чеченцами и другими народами Северного Кавказа.В прошлом евреи в своих жизненных проявлениях во многом являлись типичными кавказскими горцами, имея ту же, что и соседи ментальность, одежду, оружие и пр. Различие было только в религии. Кавказские обычаи были характерны для горских евреев и в таком существенном для Кавказа деле, как побратимство. Почти у каждого взДанилова Светлана Ароновна - историк и педагог. Заслуженный работник народного образования КБР, член Союза журналистов РФ. Основала общественно-политический и культурный центр "Товуши" и возглавляла его. Занимаясь вопросами иудаики, традиций, культуры и этнографии горских евреев, написала много книг по этим темам. Постоянная участница съездов еврейских общественных организаций в России и за ее пределами.

    3.Связи с соседями - народами Северного Кавказа.

    Еще за несколько веков до поселения в Нальчике деловые интересы доводили горских евреев до Кабарды. Мне доводилось слышать от приятелей - кабардинцев предание о горском еврее по имени Худайнат (в кабардинском произношении - Куденет), который , благодаря своей удали и находчивости, понравился верховному князю Кабарды Идару и стал его зятем. Как известно, сын Идара князь Темрюк Идарович, выдавший свою дочь Гуашеней(Марию) за русского царя Ивана Грозного и закрепивший этим союзнические отношения, объединил Кабарду с Россией в 1557 г. Следовательно, если предание не врет, это могло происходить в начале XVI в. Но важно не это, а то, что горские евреи имели давние связи Кабардой. Так, например, историк Р.У.Туганов считает, что кабардинская фамилия Куденетовых, известныхузденей-тлекотлешь (низший дворянский чин), имеет еврейское происхождение [6].Мы знаем еще несколько кабардинских фамилий, имеющих еврейское происхождение.Ашуровы - кабардинцы происходят от некоего горского еврея из рода Ашурова Гъэзэгъа (имя его забыто), скрывавшегося от кровной мести в кабардинском селе и женившегося там на кабардинке. Эти Ашуровы в основном живут в с.Алтуд Прохладненского района КБР. Старшие поколения этого рода еще общались со своими еврейскими родичами из Нальчика вплоть до 1950-х г.г. Там же, в Прохладненскои районе, живут кабардинцы - Симаховы. Они происходят от нальчикского горского еврея Симахова Исэгъа(Исаака), который в 1880-х г.г., женившись на кабардинке, принял ислам. Довольно многочисленная кабардинская фамилия Журтов также имеет еврейские корни: в переводе с кабардинского журт - еврей. Имя основателя этой фамилии никто не помнит, но известно, что родиной этого рода является Малая Кабарда (нынешний Терский район КБР).Вероятно такое бывало также в Чечне и Дагестане. Вспоминаются газетные публикации начала 1990-х г.г., в которых писалось, что мать 1-го чеченского президента Джохара Дудаева происходила из чеченского тейпа (рода) алхалой, имеющего еврейские корни. Впрочем, это не должно удивлять. Горские евреи, издавна проживая на Кавказе и переняв многие обычаи горцев, имели хорошие взаимоотношения с кабардинцами, балкарцами, чеченцами и другими народами Северного Кавказа.В прошлом евреи в своих жизненных проявлениях во многом являлись типичными кавказскими горцами, имея ту же, что и соседи ментальность, одежду, оружие и пр. Различие было только в религии. Кавказские обычаи были характерны для горских евреев и в таком существенном для Кавказа деле, как побратимство. Почти у каждого взрослого еврея Колонки был кунак-побратим среди кабардинцев и балкарцев. Порой эти отношения были настолько близкими, что жители Колонки иногда называли своих сыновей именем друга-кунака. Так в еврейскую среду попадали кавказские имена, но при этом второе имя обязательно было еврейским и его знала семья и община. Со своей стороны горцы называли кунаков-евреев кабардинскими или балкарскими именами. Например, кабардинцы называли моего прапрадеда Даут, прадеда-Шааип,деда - Асхад.Изредка имели место и межнациональные браки, при этом непременным условием для невесты при вхождении в еврейскую семью была смена религии. Здесь имеются ввиду времена до 1930-1940-х г.г. Нам известно в Нальчике несколько семей, где нееврейские жены прошли гиюр , т.е.обряд перехода в иудаизм.

    4.Род и семья.

    В прошлом одной из важнейших структур социо-общественного устройства горских евреев был род, что характерно для всех горцев Кавказа. Род на нашем языке - тумхун, что в переводе означает буквально "семя крови". В названии рода, как правило, отражались:основная черта характера; профессия; какое-либо важное событие в жизни его представителей и др.Например, И.Ш.Анисимов происходил из рода "Ождогьогьо" (богатыри), т.к.согласно легенде их предок голыми руками убил волка [1] .В числе функций рода было осуществление кровной мести или, наоборот, защита членов рода от кровников.В начале ХХ в. в роду моей матери был такой случай. Ее бабка в отсутствие мужских членов семьи, бывших в поле на уборке, подстрелила одного из горцев-конокрадов, пытавшихся похитить лошадей из конюшни. Она тяжело ранила его, и он, как говорят, вскоре умер. В те времена для горца быть пострадавшим от женщины считалось позором. Этот конфликт улаживали старейшины рода, они вели долгие переговоры и уладили дело выплатой выкупа семье пострадавшего. Несмотря на это, наш дед был легко ранен кровниками и на этом конфликт был исчерпан.Поддержание дружеских отношений с соседями на основе общекавказских обычаев побратимства и гостеприимства являлось также заботой рода. Мы уже упоминали об этом. Часто эти отношения были очень близкими. Вот пример: моя бабушка, родив сына ,заболела и около месяца, до ее выздоровления, новорожденного кормила вместе со своим ребенком жена кунака нашего деда. Поэтому в этой кабардинской семье из с.Урвань наш отец считался молочным братом, что предполагало нечто вроде родства.К сожалению, о структуре рода у горских евреев известно мало, т.к. из-за многочисленных миграций и переселений в города родовые структуры давно распались. Тем не менее, названия некоторых родов сохранились до сих пор и многие из нашего поколения знают название своего рода. Если, допустим, два незнакомых горских еврея из разных краев и с разными фамилиями при случайной встрече узнают, что у них одинаковое название рода, то они могут быть уверены, что произошли от одного далекого предка и имеют общие корни.Приведем для примера некоторые названия родов в Нальчике:- "Гьилмоворигьо" называют потомков Мэтэтие бен Амир: это Амировы, Гилядовы и Мелиховы. Добавим к ним часть грозненских Исаковых, имеющих общие корни с Гилядовыми;- "Дуьинэгьо" - Ашуровы из рода Гъэзэгъа(Казака);- "Жижагьо" - это Ифраимовы;- ДагIдовгьо"- это Ягудаевы и Матаевы;- "Пустинигьо"- Алхасовы и Шубаевы;- "Пуьфгьо" - это Шабаевы, Шагабаевы и часть Нафталиевых.Мы не знаем значения и точного перевода этих названий. Можно было бы, исходя из современного языка, предположить, что название "Пустинигьо" указывает на профессию, а "ДагIдовгьо" - на вспыльчивость характера. Но это только предположение и оно не бесспорно. Скорее всего, все эти непереводимые сейчас названия являются словами-архаизмами времен средневековья.Бытовали в Колонке и другие, легко переводимые названия, такие как "Ёновокиляхьгьо", "Шубушхургьо", "Чапайгьо".Но это не родовые имена, а прозвища, порожденные обычным злословием. Из этических соображений мы на называем эти фамилии и переводы этих кличек. Когда мы говорим о горско-еврейской семье на рубеже XIX-XX в.в., имеется ввиду взаимодействие собственно еврейских традиций с традициями кавказских народов. Тогда слово "семья" означало три понятия: "первичная" семья; "большая" семья и "расширенная" семья ("патрономия"). "Первичную"семью можно было создать тремя способами : либо похищением невесты, либо обручением, либо по сватовству [1]. Но большинство браков все же начиналось с обычного сватовства. Горско-еврейская традиция не запрещает родственные браки на уровне кузенов и кузин, -это, видимо, связано с тем, что они (евреи) веками жили в маленьких замкнутых общинах.Бытовало в те времена и такое явление, как многоженство (полигамия). Но в Нальчике такие случаи были редки. Причем, инициатива в принятии в семью второй жены исходила чаще от первой жены, которая не могла иметь детей, но хотела, чтобы у мужа народилось потомство. Обе жены вместе воспитывали детей и их обеих дети называли мамой. В 1950-х г.г. в Еврейской Колонке еще были живы несколько стариков-двоеженцев. Например,Ильдой Шамилов и Раби Ашуров.После свадьбы молодые селились в доме родителей мужа. К дому пристраивались комнаты для молодой семьи, а с течением времени для нее строился дом в этом же дворе. Т.к. сыновья продолжали жить с родителями в одном дворе, постепенно образовывалась так называемая "большая" семья, включавшая родителей и сыновей с детьми. Главой такой семьи, включавшей несколько поколений, а после его смерти - старший брат. В таких семьях не принято было выражать свои чувства перед посторонними. Мужчина в соответствии с горской этикой не мог в присутствии старших обнять жену, приласкать детей. Бабушки и дедушки баловали внуков и внучек, одаривали их сладостями и игрушками, учили через рассказы о прошлой жизни правилам поведения, передавали житейскую мудрость, водили с гордостью в синагогу. Мне это известно, как говорится, "изнутри", т.к. сам вырос в такой семье. Вплоть до 1980-х г.г. в Колонке около половины семей еще можно было отнести к категории "большой" семьи, что способствовало невероятной тесноте и скученности.Когда-то в прошлом у горских евреев существовала такая форма семейной организации, как "расширенная" семья или "патрономия", включавшая в себя несколько больших и малых семей и возникшая на основе одной разделившейся большой семьи. В патрономию входили братья, дяди, тети, двоюродные братья и сестры, а также их потомство. Семейные связи такого рода выражались во взаимовыручке в тяжелых ситуациях, помощи в строительстве дома, в совместном праздновании семейных торжеств и т.д. В связи с миграцией в большие города такие патрономии давно перестали существовать, но исповедуемые ими принципы можно встретить до сих пор. В качестве примера приведем нальчикских Алхасовых, отличающихся от других большей сплоченностью.

    5.Фамилии и имена.

    Мы уже упоминали, что раньше у евреев не было фамилий. Горские евреи приняли современные фамилии течении 1872-1875 г.г. Примерно за 80 лет до этого такой процесс прошли и наши ашкеназийские собратья, попавшие под юрисдикцию России после нескольких разделов Польши и принявшие фамилии,в основу которых были положены не только библейские имена и прозвища, полученные еще в средневековой Германии, но также местность происхождения, профессия и прочие факторы. У горских же евреев в основе фамилий только имена, причем, как правило, имена танахические(библейские) со специфическим горским произношением, в добавок еще немного искаженные при написании русскими чиновниками. Горские евреи приняли современные фамилии, записавшись по имени своих предков-родоначальников. Потомки Алхосастали Алхасовыми, Амира-Амировыми, Ашира-Ашуровыми, Гилода-Гилядовыми, Ифраима-Ифраимовыми и т.д. Рассмотрим происхождение фамилий коренных жителей Еврейской Колонки (как мы ранее условились - это семьи, поселившиеся в Нальчике до 1.01.1866 г.). Вот, что нам удалось установить:- От Мэтэтие бен Амир произошли три фамилии:
    1)Амировы: глава рода Амир бен Мэтэтие. К этой фамилии относится также династия Нальчикских раввинов, которые были духовными наставниками жителей Колонки на протяжении более ста лет. Приведем непрерывную цепь этих раввинов: раби Авнир бен Амир - раби Авраам бен Авнир - раби Хазкие бен Авраам - раби Нахамиил бен Хазкие;
    2)Гилядовы : глава рода Гилод бен Мэтэтие;
    3) Мелиховы : потомки Мелиха бен Мэтэтие.
    - Алхасовы .Все коренные нальчане - Алхасовы происходят от от сыновей Алхоса(Олхоса) : Нисима бен Олхос, Ихиила бен Олхос и Шори бен Олхос. Интересна история появления нальчикских Алхазовых, ближайших родственников Алхасовых. В начале ХХ в. Алхасов Рувини бен Шори отправился в паломничество в Иерусалим, пожил там некоторое время и даже купил дом. Он вернулся домой, чтобы перевести семью и на обратном пути в Кутаиси их застала революция, где они вынужденно застряли и были записаны как Алхазовы. У всех остальных Алхасовых и Алхазовых, проживавших в Нальчике, корни,вероятно, следует искать в Чечне и Дагестане, где имя Алхаз довольно распространено.
    - Ашуровы .Самая распространенная в Нальчике фамилия. Коренные нальчане - Ашуровы происходят от четырех различных родов:
    1)род Гъэзэгъа (русс.Казак ,ивр.Хазак ) бен Ханиил, одного из первых поселенцев 1-го еврейского поселка (*1);
    2)род Авраама;
    3)род Обо;
    4)род Шима.
    Конечно, за полтора столетия эти четыре рода неоднократно пересекались и заключали браки, но нам не удалось установить, есть ли у них общие корни. Возможно, у них когда-то был общий предок, но скорее всего это просто однофамильцы. Все же остальные Ашуровы, жившие в Нальчике, имеют в основном грозненские корни. Мы знаем также, что часть грозненских Ашуровых состоит в дальнем родстве с родом Авраама.
    - Давыдовы. Довольно многочисленная фамилия в Колонке, корни которой мы еще не установили.
    - Дигиловы. Нальчикские Дигиловы происходят от Алана бен ДигIил , приходившегося зятем Олхоса и женатого на его дочери Томор(Гъэрагъуз). А вообще, более глубокие корни этой фамилии следует искать в Хасав-Юрте и Аксае.
    - Ханукаевы. Все нальчикские Ханукаевы происходят от Асоила бен Хьэнуко .
    - Ифраимовы. Большинство нальчан-Ифраимовых являются потомками Хаима бен Ифраим .
    - Нафталиевы. Большинство представителей этой фамилии происходят от Пантука бен Нафтали , одного из первых поселенцев 1-го еврейского поселка. Кстати интересный факт, известный в Колонке. Этот род Нафталиевых относится к роду коэнов ,т.е. они являются прямыми потомками первосвященика Аарона по мужской линии.
    - Раханаевы. Являются потомками Гани(Эльханона) бен Рэхьэно .
    - Шамиловы. Все нальчане-Шамиловы являются потомками Исмаила бен Шамиль, одного из первых поселенцев 1-го еврейского поселка.
    - Симаховы. Являются потомками Рабо бен Симэхь, одного из первых поселенцев 1-го еврейского поселка.
    - Шабаевы. Мы пока еще не знаем корней этой известной в Колонке фамилии. Но нам точно известно, что в начале 1930-х г.г. сыновья Шабаева Авиатора бен Азарие : Борис и Бермин изменили свою фамилию на Шаваев.
    - Ягудаевы. Корни этой фамилии также пока не установлены.
    - Шауловы. Происходят от переселившегося в 1880 г. из Грозного Шаулова Ноя (Нуваха) Алхазовича и Шаулова Лала. Степень их родства нам не известна. Интересна история появления фамилии Пашанов. В начале ХХ в. в Грозном жили двое братьев- купцов по фамилии Ашуров, одного из которых звали Пошон. Они вели значительную торговлю по всей России и при оформлении банковских операций их часто путали. Тогда на семейном совете было решено, что Пошон примет фамилию Пашанов .С этого же времени вплоть до 1990-х г.г. еврейская община Колонки постоянно пополнялась за счет миграции наших соплеменников из других городов.Иногда коренные нальчане при упоминании кого-либо, если не понятно было о ком идет речь, уточняли место его происхождения. Например: дэрбэнди - дербентский; гъибэи - кубинский ; ГIэнжии - махачкалинский; гъизлэри - кизлярский; шураи - буйнакский; хасав-юрти - хасав-юртовский; суинжгъэлэи - грозненский; бравгъэлэи - владикавказский; моздоки - моздокский; гъубони - кубанский (*2).Встречаются в Нальчике и такие нетипичные для евреев фамилии, как Мурзаханов, Джанбеков и даже Богатырев .Основой этих фамилий являются имена предков, данных в честь горца-побратима.
    Перейдем к именам горских евреев. Мы уже говорили, что родившимся детям , как правило, давались еврейские танахические имена. Не будем их анализировать, т.к.,на наш взгляд, это и так понятно. Но все же одно редкое имя, связанное с древней еврейской историей, следует упомянуть.Это имя - Хьуврун. Таково горское произношение города Хеврон . Как известно, Хеврон -это святой для евреев город, в нем находится пещера Махпела, в которой похоронены патриархи еврейского народа. Хеврон был первой столицей царя Давида до завоевания им Иерусалима. В Колонке жили два человека,носящих это имя, и мы знаем обоих. Это Хьуврун Нафталиев и Хьуврун Симахов. Интересно, что ни в одной другой еврейской общине мира такое имя не встречается - только у горских евреев.Остановимся на других именах. Бытовали также имена чисто горско-еврейские, не относящиеся к ТАНАХу. Это такие женские имена: Гюльбогьор, Айбат, Ханум, Аисхон, Марал, Агъбике, Гъизлэр, Айхали, Обой, Гельчек, Ожой, Карханэ, Тавриз и другие. Или такие мужские имена: ГIэмэл(Амель), Эрзол, Одой, Бахши, Гулук, Пантук, ШэгIэбо, Юнкур, ГIэзиз, Шолкэ и другие.В результате общения с соседними народами в еврейскую среду попадали и кавказские имена, такие как Анзор, Джанбек, Гъэбарти(Кабарти), Фаржат, Таужан, Эльдар, Карабатыр и другие.Расскажем еще об одном интересном имяобразующем факторе. Горские евреи, будучи частью кавказского мира, переняли многие этические нормы горцев.Например, жена не могла при посторонних называть мужа по имени и, обращаясь к нему, называла его Молбиёр (добытчик, кормилец), а он называл ее Духтэр (девушка). Эти правила действовали и в рамках "большой" семьи. Главу семейства, а в случае его смерти старшего сына, называли Бэбэ (отец). Жену старшего брата называли ГIэрус (невестка). Невестке, пришедшей в дом, считалось неприличным называть новых родственников по именам, поэтому она давала им красивые клички типа: Алтунгъуз (золотая девушка), Сийлугъуз (девушка,достойная славы), Ахчэгъуз (девушка, достойная денег), Чэбэргъуз (девушка-портниха), Шэкэр (сахар), Бикебай (красавица), Хазинэ (сокровище), Жижи (цветок), Бурлиянт (бриллиант), Шори (радость), Шэрбэт и т.д. В ходу были даже прозвища, обозначавшие названия растений и животных, такие как: Дари (гречка), Хундуз (куница), Гонкуи (олень). Эти прозвища очень часто приживались, становились обиходными именами и к ним настолько привыкали, что порой не вспоминали про официальные имена.Известно, что у горских евреев принято называть детей в честь дедушек и бабушек и поэтому в семье их просто называли Бэбэ (отсюда происходит фамилия Бабаев ) или Дэдэ, Дэдэй, Дэдэм (мать, в различных вариациях).
    Иногда этих детей в кругу семьи ласково звали на русский манер Папа, Папале, Папаше, а девочек Мама, Мамале, Мамаше, что также приживалось. Иногда детям давали имена одиноких родственников, оставшихся без наследников, их просто звали ГIэмэ (тетя), Хагьар (сестра), Бирор (брат).Начиная с 1920-1930 г.г., в процессе интеграции в русскоязычную среду, у горских евреев, как и у других народов СССР, стали появляться русские и другие славянские имена. А после войны пришла мода на западно-европейские имена.Мы не приводим эти имена,они у всех на слуху. И, наконец, сейчас наши земляки, живущие в Израиле, называют детей только настоящими еврейскими именами.
    _____________________________________

    (*1) .Т.е.поселка на правом берегу р.Нальчик, существовавшего до образования Еврейской Колонки.

    (*2) .В начале прошлого века на Кубани жила горско-еврейская община, сопоставимая по численности с крупнейшей Дербентской общиной[9]. Евреи там жили в долинах рек Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, в Джегуте и Баталпашинске (нынешний Черкесск). Кубанская община прекратила существование во время Гражданской войны, когда при наступлении армии Деникина, белоказаки генерала Шкуро начали тотальный погром еврейского населения. Уцелевшие бежали и были приняты общинами Нальчика и Моздока. Говорят, что еще в 1950-х в разрушенных карачаевских аулах можно было увидеть старые еврейские могилы. К Гъубонигьо в Нальчике относятся такие фамилии : Амирамовы, Мурзахановы, часть Пинхасовых, Разиловы, Разиевы и некоторые другие.

    6.Послесловие.

    Разумеется, мы не могли дать полную и исчерпывающую картину родословия Еврейской Колонки. Да это и невозможно без участия представителей тех или иных фамилий жителей Колонки. Для этого кроме имеющихся скудных документальных источников необходим, как минимум, контакт с носителями этих фамилий в возрасте не менее нашего, т.к. редко кто из молодых обладает достоверной информацией о своих предках. К сожалению, по естественным причинам многое восстановить уже просто невозможно.Еще раз подчеркиваем: мы не специалисты по генеалогии. Но даже наше маленькое непрофессиональное исследование дает возможность, зная на каком-то уровне еврейскую общину Колонки, проследить такие вещи, как наследственные болезни семей, тягу к образованию или ее отсутствие, степень приверженности к национальным и семейным традициям, ассимиляционные процессы и пр. и пр.Иногда встречаются вещи, совершенно необъяснимые и невероятные с точки зрения объективного материального мира. Так, например, одну семью на протяжении полутора веков сопровождают в каждом поколении роковые обстоятельства и несчастья. И это, увы, не мистика, а хроника одной семьи. О таких в народе говорят "рождены под несчастливой звездой". В общем, если глубже покопаться в корнях, то много интересного можно обнаружить.И в заключение хочу сказать, что получаю большое удовольствие от своего скромного участия в развитии данного сайта, “Gilyadov Family". Это дает ощущение сопричастности к своему народу.

    Семен (Шолуми) Ашуров

    Литература :

    [1] .Горские евреи.История,этнография,культура.Изд.Даат/Знание.Иерусалим-Москва,1999.
    [2] .В.П.Амир."Рассказы о Еврейской колонке и уроки еврейско-татского языка".Вестник "Шори"№-№5-7.Ашдод,2006.
    [3] .Краткая еврейская энциклопедия, т.2.Иерусалим,1982.
    [4] .В.Ф.Миллер."Материалы для изучения еврейско-татского языка:введение,тексты,словарь".СПб,1892.
    [5] .И.Я.Черный."Горские евреи Терской области".Владикавказ,1878.
    [6] .Журнал "Живая старина".№3,1993 г.Изд.Кабардино-Баркарского НИИ истории,экономики и культуры.
    [7] .История горских евреев Северного Кавказа в документах[1829-1917].Сборник архивных материадов.Составители С.А.Данилова,Е.С.Тютюнина.Изд."Эль-Фа".Нальчик,1999.
    [8] .И.Ш.Анисимов."Кавказские горцы-евреи.Сборник материалов по этнографии".Москва,1888.[9] .Еврейская энциклопедия.СПб,1913

Поделиться этой страницей