кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Горцы Северного Кавказа - потомки Хазар?

Дики тех ущелий племена
Их бог – свобода, их закон – война…
М.Ю. Лермонтов

Потомков хазар (народа жившего в Средние века на Северном Кавказе и исповедовавшего еврейскую религию) ищут среди ашкенази (восточно-европейских евреев) и караимов, но почему-то редко говорят о живущих на месте первоначальной, собственно Хазарии, горцев Северного Кавказа. Дагестан и был Хазарией, и, казалось бы, среди его народов и нужно искать потомков хазар.

Даже на северо-западе Кавказа – в Тамани найдена надгробная плита воина-еврея уже I в. н.э. Таманский п-ов был крупным центром сосредоточения евреев; византийский хронист Феофан под 671 отмечает: «... в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена». На еврейских надгробиях V в. (Северный Кавказ входил тогда в состав алано-гуннской державы) греческие надписи не встречаются, остаются только еврейские символы. То же – на еврейских надгробиях Таманского п-ова VI–VIII вв.; в конце этого периода появляется значительное количество еврейских памятников с традиционной символикой (менора, жезл Аарона, шофар), на оборотной стороне которых – обозначения родовых знаков тюрок-кочевников (тамг). 

М.И. Артамонов («История хазар») говоря о топонимике в хазарско-еврейской переписки, отмечал: «Название горы Сеир напрашивается на отождествление с древним наименованием Дагестана – Серир. Долина Тизул близко напоминает страну Т-д-лу, в конце которой, по Иосифу, находился Семендер, а равным образом греческое Зуар, арабское Чул, армянское Чора, означавшее одно и тоже, а именно, Каспийский проход, прикаспийскую долину, и, вместе с тем, заграждавшую его крепость Дербент. Гора Варсан невольно вызывает в памяти город Варачан, столицу дагестанских гуннов, и Баршалию или Варсалию – древнюю родину хазар. Если это так, то местом, где хазары приняли иудейство, следует считать Дагестан, страну, где находился первоначальный центр Хазарии».

Археологическими работами 1965–80 установлено, что хазары жили на северном берегу Терека и на берегу Каспийского моря между устьями Терека и Сулака. 

Касифия – местность на севере от Вавилонии, недалеко от реки Агавы, где во время Эзры существовала община из левитов и "нетиним" с неким Иддо во главе (Эзра, 8, 14), по мнению Гаркави – это ;;;;;;; у Страбона, местность близ Кавказа. Если это так, то Мидийские горы, куда увели Десять Колен, это Кавказ, что подтверждает и сведения "Истории Грузии" царевича Вакуштия, по которому после разрушения Навуходоносором Иерусалима часть изгнанников явилась в Грузию и просила наместника Мцхета дать им место для поселения; царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который, ввиду уплачиваемой евреями дани, получил название Керк (дань). О поселении в Армении еврейских пленников говорили и армянские историки. Название же р. Агавы напоминает название страны Агван – Албан (восточная часть Кавказа). 

Одно из наиболее ранних свидетельств о хазарах содержится у сирийского хрониста Захария Ритора, писавшего в сер. VI в. Хазар он упоминает в списке народов, населяющих Кавказ.

Родовой обычай горцев – адат – аналогичен древнему еврейскому праву, – как-то кровная месть, употребление вина, похищение невест и т.д. Так, например старейшины учили юношей колена Вениамина: «Вот ежегодно бывает праздник в Силоме. Идите туда и засядьте в винограднике, и когда увидите, что городские девушки выходят плясать в хороводах, то выходите из засады, хватайте себе каждый любую из них и возвращайтесь в свою землю». Епископ Исраэл, описывая похоронные обряды хонов, т.е. хазар, отмечает, что те били в барабаны над трупами, наносили себе раны на лице, руках, ногах; нагие мужчины бились мечами у могилы, состязались в конной езде, а затем предавались разврату. Эти обычаи напоминают нравы финикийцев и древних евреев. Мудрецы писали, что Тора дана евреям потому, что они «азей паним». Этот термин включает в себя и отвагу, и наглость одновременно.

Сам термин адат удивительно созвучен еврейскому закону – б'дат Моше вэ Исраэль "по закону Моисея и Израиля". 

Можно сказать и наоборот, горские евреи живут по обычаям горцев: вера в духов, гостеприимство, куначество, многожёнство и т.д. Горско-еврейск. фамилии образуются по имени деда, как у дагестанцев (Илизар – Илизаровы, Нисим – Анисимовы). В то же время, большие семьи объединившись в родовые кварталы (тайпе, реже тире: от карачаево-балкарского тийре – квартал), сохраняли имя общего предка, как например Богатыревы, Мырзахановы (в Карачае). В Азербайджане фамилии горских евреев часто записывались в тюркизированной форме – Нисим-оглу, напр. Необходимо также заметить, что, проживая в Кабардино-Балкарии, горские евреи сохранили, в отличие от их же соплеменников Карачая дагестанскую форму образования тухумов по имени деда: Исуп – Исуповы, Шамил – Шамиловы, Ихил – Ихиловы, Гуршум – Гуршумовы и т.д.

При этом, нет противоречия, что эти народы не исповедую сейчас Иудаизм, т.к. среди самих хазар было широко распространено язычество, христианство и ислам. Мовсес Каганкатваци пишет, что епископ "Исраил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство", особенно в столице гуннов – городе Варачане (Приморский Дагестан). Аналогичные сведения приводятся и в истории Мовсеса Хоренаци. 

Часть евреев из Керчи, еврейским названием которой было Сефарад, согласно горско-еврейскому преданию, переселилась в Дагестан в ущелье Дерей-Гатта, близ Маджалиса. Из еврейского документа, обнаруженного в Дагестане, следует, что эти переселенцы или какая-то их часть были караимами. 

У села Чир-Юрт на р. Сулак найдены развалины древнейшей столицы Хазарии – Беленжера. Городище запирает всю долину Сулака у выхода реки из предгорий на равнину. Со стороны степи город был укреплен рвом и стеной. Второй город Хазарии – Семендер находился недалеко от Дербента. Выгодное положение у морской гавани возвысило его и на некоторое время он стал столицей каганата. Мощные города-крепости известны и вне бассейна Сулака – на Акташе и Тереке.

Некоторые селения в Дагестане в местных хрониках и в народе называют джугутскими (еврейскими) – Зубутль, Мекеги, Аракани, Муни и др., а в ряде селений горной части Дагестана существуют так наз. еврейские кварталы. Память об Иудаизме связывает многие поселения в Дагестане. Самые почитаемые у дагестанских народов имена – Ибрагим, Муса, Иса, Шамиль, Юсуп, Юсуф, Салман, Сулейман и Давуд, – также образованы от еврейских. Многие известные на Кавказе семьи связывают свое родословие с домом Давидовым. Генетическая аномалия “Джи-6 Ф-Д” встречается у евреев в 10 раз больше, чем у других народов. Тот же % учёные находят у некоторых племён населяющих Кавказ. Лезгинка – еврейский танец. Джигит напоминает джухуд (еврей). Еврейское происхождение приписывают не только отдельным аулам, но и целым народам, напр., андийцам, табасаранцам, кайтагцам. 

Религиозные преследования, начавшиеся с вторжением на Кавказ Темир-ленга (Тамерлан), вынудили восточно-кавказских евреев уйти в горы, другие были вынуждены принять ислам. В бывшем Рустовском районе Азербайджана жители некоторых мусульманских селений до сих пор сохраняют воспоминание о своём еврейском происхождении, а их язык имеет те же особенности, что и наречие горских евреев. Кроме того, по некоторым физико-антропологическим показателям жители этих селений не отличаются от горских евреев, но зато резко отличаются от живущих поблизости татов. Большая часть евреев, укрывшихся от Тамерлана, сосредоточилась у подножия горы Шахдаг, другие бежали в горы Табасарана и Аварии, третьи основали новые поселения в ущелье Дерей-Гатта, где уже жили переселенцы из Сефарда (Керчи). Так евреи оказались загнанными в горы и позднее появилось их новое имя даг джууд – "горские еврей", которое вследствие ротацизма трансформировалось в джуур. 

Соседний Азербайджан хазары пытались неоднократно захватить – но неудачно из-за противодействия Ирана и арабов. Селились в нём (особенно на севере Азербайджана) и хазары-колонисты. Микроперепись 1920 зафиксировала их по всему Азербайджану, однако доминирующее их большинство было расселено в Казахском, Шемшедильском, Жаванширском, Жебраиллинском, Кубинском, Гёкчайском, Агдашском и Ленкоранском районах. Их родовые подразделения носили следующие названия: казаклар, кызыл казаклар, йы-гарджы казаклар, казаклы, казак-беглилер, шейихлилер (коюнлулар), казак-рехинлер, салахлылар. 

Адам Олеарий (Эльшлегер), побывавший в Дагестане в 1636, отметил в своих записях, что в Дербенде, кроме мусульман, живут также "иудеи, пишущие себя из колена Вениаминова". Тогда же, в XVII в., горским евреям было разрешено селиться близ города Куба, на противоположном от этого города берегу реки Кудиал-чай. Так возникла Еврейская Слобода, к которая со временем переселились евреи из селений близ горы Шахдаг. 

То что память о еврейских предках практически исчезла неудивительно: Иудаизм уже в X–XII на Северном Кавказе уступил христианству и исламу. К этому надо добавить опустошительные нападения арабов, русских, гузов, торков, печенегов, монголов; войны друг с другом и другие катаклизмы. 

Наконец, пьяный дебошир антисемит Сталин при депортации приказал уничтожить все источники о родстве евреев с горцами и крымскими татарами, т.к. опасался создания на Северном Кавказе и в Крыму еврейского государства. Ведь ещё Ю. Бруцкус писал: ‘Остатки некогда могущественного хазарского народа сохранились доныне на Кавказе под названием кумыков и болкар, далее в степях южной Волги и Дона среди ногайцев и, наконец, в Крыму, где они вместе с половцами вошли в крымско-татарскую народность. Еврейская религия после падения царства стала заменяться магометанством…’ Заметьте, – опущенный карлик-антисемит пукин репрессии обрушил на тех олигархов, которые были связаны бизнесом с чеченцами – Березовского, Гусинского, Ходорковского.

Почему Сталин уничтожил источники по истории чеченцев (очевидцы рассказывали, что на центральной площади Грозного в 1944 огромная гора книг тлела, догорая, больше месяца)? Он хотел тем самым заставить чеченцев забыть свои корни? Но этого не было – чеченцам позволили быть чеченцами и в Средней Азии. Как раз тогда же началась и компания против евреев, в т.ч. и в плане истории, например, был разгромлен хазаровед Артамонов. Может быть, в истории чеченцев был раздражающий Сталина еврейский след?

У Бруцкуса, помимо кумыков и болкар, хазарское происхождение коих вне сомнения, упомянуты также ногайцы и крымские татары, язык которых близок кумыкскому, ка-раимскому, болкарскому и языку крымчаков-раввинистов. Крым вплоть до XVI в. называ-лся Хазарией, а население его хазаритами. 

По словам Мас'уди (X в.) Семендер (Тарки) был первоначальной столицей Хазарии и лишь после захвата этого города арабами (в VIII в.) столица была перенесена в город Итиль на Волге. Это доказывает, что изначальной Хазарией был Дагестан. Более того, Мас'уди говорит, что и в его время Семендер населён хазарами. По словам Ибн-Хаукаля (X в.) правитель Семендера, подобно хазарским правителям, исповедовал Иудаизм и состоял в родстве с каганом. Несмотря на сообщение Мас'уди о завоевании Семендера араба-ми, другие источники X в. (Ибн-Хаукаль, Ал-Мукаддасий, автор "Худуд ал-алем", царь Иосифа) единодушно считают его входящим в состав Хазарского государства. Князь Святослав брал Семендер как хазарский город. 

Тот же Дербент, по Бруцкусу, назывался у армян и греков Уропарахом, – «еврейской крепостью». Могу добавить, что и другое раннесредневековое название Дербента – Чор образовано от «джуур» («евреи»). А арабы называли Дербент – Дарбанд-и Хазаран, – "крепость хазар". Уже в Иерусалимском Талмуде упоминается раввин из Дербента.

"Дербенд каме" так описывает взятие Дербента Муслимом: "Дойдя до города Дербенда, он осадил его. В Дербенде находилось три тысячи человек из кафиров-хазар, [и они] построили тут дома. Муслим сразился с теми кафирами, однако ему никак не удавалось достичь победы. Так ничего и не достигнув, Муслим намеревался было отступить, [но] из Дербенда пришёл один человек и сказал Муслиму так: "Если вы мне дадите много имущества из добытых на войне трофеев, я легко проведу вас в город таким путём, что никто [вас] не заметит… В полночь мусульмане вошли в Дербенд и начали сражаться и воевать с кафирами. Кафиры, держась [у] ворот Дербенда, [вместе] с детьми и семьями храбро вели бои и сражения. Три тысячи кафиров вели долгое противоборство с шеститысячным мусульманским войском". Но даже победив хазар хитростью – с помощью презренного предателя, да к тому же напав среди ночи, – Муслим не решился оставить тут гарнизон: "Если мы здесь оставим людей, кафиры осадят и в любой день захватят эту крепость. Будет лучше, если я уйду, разрушив крепость". Военачальники все согласились с Муслимом. Но Абделазиз Бахили сказал: "Это тщетная мера и не лучший выход, потому что, если бы не тот проводник, который ввёл нас через те ворота, употребив сто тысяч хитростей, нам было бы невозможно захватить эту крепость. Если мы уйдем отсюда, разрушив эту крепость, придут кафиры и восстановят [её]. А если мы в крепости оставим людей для ее защиты (Букв.: "защитников"), [кафиры] не смогут её взять. Когда эти [мусульманские войска] уйдут, явятся кафиры, пройдут через Дербенд и Арминийа и Адербайджан отнюдь не будут избавлены от войн и грабежей. Слова Абделазиза не понравились [Муслиму и его военачальникам]. Они [мусульмане] ушли, повалив и разрушив обе стены. Абделазиза Бахили он назначил правителем вилайета Арминийа, Гендже и Ширвана. А [после этого] кафиры пришли в Дербенд, вошли [туда], взяли в плен доблестных мусульман". 

Но и когда хазары Дербента приняли ислам, они всё равно остовались лидерами, что показывает всё та же "Дербенд каме": «В городе Дербенде (Муслим) сделал 7 кварталов (махалла) ("мечетям дал наименования по названиям племён"). Для ополчения (таифа) Урдун построил в одном месте мечеть и сделал один квартал. Говорили, [что это] мечеть хазарского ("первая – Хазарская мечеть") племени». 

Хазары упоминаются в дербентских хрониках ещё конца XI – нач. XII в., ал-Гарнати (середина XII в.). 

Арабский историк и географ Ибн Ийас писал о хазарах: "они – народ из тюрок на громадной горе, за Баб ал-абваб (Дербентом)", то есть хазары – горцы. 

Хазары (переписка дипломата Хасдаи ибн-Шапрута и хазарского царя Иосифа), говоря о свей родине, утверждали, что "предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось "гора Сеир". Т.е. родина хазар – страна Сеир / Серир (ныне Чечня и аварская часть Дагестана), о котором Масуди пишет, что он "он составляет ветвь Кавказа. ... он находится в горах", то есть хазары – суть горцы Кавказа.

Мас'уди (X в.) сообщает, что в области Зергеран (аул Кубэчи Табасарана) население состояло из христиан, мусульман и евреев. 

По словам Ибн-Хаукаля (X в.), в городе Семендере (Тарки / Махачкала) жили евреи, имевшие синагоги. 

Древняя хазарская столица, называемая Баланджар в арабских источниках и Варачан в армянских, и отождествляемая археологами с Верхнечирюртовским городищем на реке Сулак, была разрушена в ходе Хазаро-арабских войн. После этого основным центром еврейских поселений в Северном Дагестане стал Самандар, расположенный в Тарки – окрестностях Махачкалы. В Самандаре правил еврейский царь, состоявший в родстве с хазарским царём. Мас'уди называет область, центром которой был Самандар, Джидан, с этим названием, возможно, связано прозвище евреев «жид». 

Еврейские поселения были в Зирихгеране (с. Кубачи), Хайзане (Кайтак к северо-западу от Дербента) и Ирхане-Ихране (Авария).

Равви Элиягу Авихайлем, возглавляющий “Махон Амишав” – организацию, которая занимается поисками 10 пропавших колен, считает, что потомками ханаанских племён (финикийцев) являются черкесы и мингрелы. Цви Касдай утверждает, что потомками 10 колен, которых увёл ассирийский царь Санхерив, являются лезгины, кумыки, осетины и несколько других небольших племён.

О том, что народы Северного Кавказа восходят к одним предкам, говорят общность их обычаев, менталитета, родство языка. 

1 группа кыпчакских языков включает караимский, балкарский, карачаевский, Крымско-татарский и кумыкский языки.

Многочисленные заброшенные еврейские кладбища Дагестана, говорят, что Иудаизм там постепенно вытиснился исламом. Голландский монах Вильгельм Рубруквис (1254) рассказывает в своих записках, что весь Дагестан густо населён евреями. Голландский путешественник Н. Витсен, составивший описание «Северной и Восточной Татарии» и посетивший Дагестан в 1690, нашёл там тысячи евреев, особенно в деревне Буйнак, лезгинских княжествах. В одном только княжестве Остме (владения каракайтакских умциев) – удельное владение (ханство) Каракайтаг, по его словам, жило 15 тысяч евреев.

Согласно Дербенд-Намэ, Абу-Муслим в 737 огнём и мечом водворил ислам среди жителей Дагестана до этого «исполнявших закон Мусы».

После разгрома Хазарского Каганата Ал-Мукаддиси (до 988/9) написал: «Жители го-рода хазар… вернулись и уже больше не иудеи, а мусульмане». Исламизация произошла из-за борьбы с гузами, – хазары обратились за помощью в Хорезм. Хорезмийцы согласились помочь, но лишь при условии обращения хазар в мусульманство. По данным авторов XIII–XIV вв., не только народ, но даже и сам каган стал исповедовать ислам. В ряде источников сохранились глухие сведения о непокорности хазар и об оккупации их городов хорезмийскими карательными отрядами. 

Исламизацию иудеев-хазар хорезмийцами подтверждают и Ибн Хаукаль и Ибн Мисхавейх, авторитет которых позволяет считать вопрос исчерпанным. Впрочем, и другие арабские историки, например Ибн ал-Асир, подтверждают это: "И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам".

Впрочем, как мы видели в прошлой главе, насильственное принуждение горских евреев к исламу уже в Новое Время практиковалось Фет-Али-ханом, Надир-Шахом, Кази-Муллой, Шамилём и другими, а в Советское сменилось причислением евреев к татам; лидер чеченских повстанцев времён ВОВ Хасан Исраилов призывал очистить Чечню от евреев, что его приемники в 90-ых и сделали, уничтожались горские евреи и немецкими оккупантами в ходе II Мировой войны. 

Однако рукописи не горят, правда всегда становится явной. Как палеонтолог находит следы и кости давно вымерших животных, так и историк, сопоставляя факты, может увидеть то, чего в его время уже не существует.

Дагестан: как археологические, так и письменные данные говорят о тождестве хазар и Дагестана; что появлению хазар на Волге, предшествовал период жизни в равнинном Дагестане и междуречье Терека и Сулака. Сходство керамики волжской Хазарии с дагес-танской полное. Крепость Серира – одного из дагестанских государств до сих пор назы-вается Хазар-Кала. 

Армянский историк Есаи Хасан-Джалалян называл лезгин хазарами. 

Идентичность хазар и дагестанцев подтверждается названием средневекового аварского государства Сарир с государством Савир. Как свидетельствуют хазарский царь Иосиф, место, где раньше жили хазарские иудеи, называется «гора Сеир», «Наши предки жили на горе Сеир». В основе этого предания лежит представление хазар о стране Сарир как о своей изначальной родине.

Дешт-и Хазар (Хазарская степь) – название в арабских и персидских источниках до предгорий и степей, простиравшихся от Дербента на юге до Азова на северо-западе и Волги на северо-востоке. Эвлия Челеби называл "хазарской землей" Кумыкскую равнину (Къумукъ тюз). Дагестанский историк А.С. Криштоп относит к Дешт-и Хазар "Дербент и простирающуюся к северу от него прикаспийскую низменность до долины Терека".

Жители аулов Джалган, Пирдамиш (Пиридимиски), Рюкэл, Нукол, Митаги, Мугарти, Камах, Зидиян, Билха-дих, Хамай-дих, Дарваг, Зил, Татил, Джараг и Хапил, а также поселка Сабунова и Дербента в прошлом не принадлежат ни к одному из народов лезгино-табасаранской и лезгино-самурской групп. По типу – внешности, образу жизни и многим другим приметам как, очевидно, и языку в прошлом, – они однородны и ничем не отличаются друг от друга. Что касается их языка теперь, то следует отметить, что жители Татиля и Хапиля говорят на табасаранском языке – языке народности, живущей в данном районе. 

Жители селений Джалган, Мугарти, Митаги, Билха-дих, и Хамай-дих говорят на языке евреев Восточного Кавказа, но с турецким "оттенком". Жители остальных сёл говорят на азербайджанском языке. Жителей всех этих селений, до недавнего прошлого, называли татами. Ассимиляционными процессами можно объяснить сообщения многих путешественников Средневекового и Нового Времени, данные полевых этнографических экспедиций о еврейских кварталах, существовавших до XIX в. включительно в ряде азербайджанских, лезгинских, табасаранских, татских, кумыкских, даргинских и аварских селениях, а также еврейскую топонимику, встречающуюся в равнинных, предгорных и горных районах Дагестана (Джувудаг, Джугьут-аул, Джугьут-булак, Джугьут-куче, Джуфут-катта и др.). 

Ещё более убедительным свидетельством этих процессов являются тухумы в некото-рых дагестанских селениях Ахты, Араг, Рутул, Карчаг, Усухчай, Усуг, Убра, Ругуджа, Араканы, Салта, Муни, Мекеги, Дешлагар, Рукель, Мугатыр, Гимейди, Зидьян, Марага, Маджалис, Янгикент, Доргели, Буйнак, Карабудахкент, Тарки, Кафыр-Кумух, Чирюрт, Зубутли, Эндирей, Хасавюрт, Аксай, Костек и др.

Существовали еврейские селения: Ашага-Араг (Джугут-Араг), Мамраш, Ханджал-кала, Нюгди, Джараг, Джегонас (Кайтагский район Дагестана, от арабского "меджлис" – собрание), Маджалис (Мамрач, Магармкентский район Дагестана, древнетюркско-булгарское, карачаевское "Мамурач" – медвежонок) Аглаби, Хошмемзиль, Янгикент, Жанжал-Кала (Магарамкентский район Дагестана, балкарское – жан – тюркизированное слово персидского происхождения "джан" – душа, "жал" – грива).

Предание гласит, что во время нашествия арабов во главе с Хазрат-Али они принуж-дали жителей сёл Шах-Дага перейти в ислам. 

Недалеко от села Гелбахъ (Верхний Чирюрт) в Кизилюртовском районе находился город (VI–VIII вв., т.е. основано во время правления Сасанидского императора Хосрова I), который Мурад Магомедов отождествляет с Беленджером. Слово Беленджер – иранское. 

Дружественный характер носили отношения между горскими евреями и лезгинами андийцами (анди). Эти анди, о еврейском происхождении которых говорят туземные легенды, живут в Дагестане и Чечне. Они были иудеями до вторжения в Андию отрядов Тамерлана, истребления им владетельного дома хана Йолука в Гагатле и утверждением ислама. Шамиль окончательно обратил в него всё Андийское ущелье. В народе сложены легенды о жителях Гумбета, многие из которых предпочли смерть принятию ислама. То, что анди связаны происхождением с евреями и хазарами подтверждается и тем, что одна из столиц Хазарии называлась Анджи (Анжи/Инжи). В «Дарбанд-наме» о нём пишут следующее: «Город Семенд – это крепость Тарху. А Анджи, который ныне разрушен, находился на берегу моря в 3 фарсахах от Тарху; это был великий город». Только огромному войску арабов, после нескольких дней упорных боев удалось "покорить жителей Анжи и обратить их в ислам". Хроника "Дербент-наме" Мухаммеда Аваби Акташи свидетельствует, что "были соединены 2 тысячи повозок и воины ислама, двигая их перед собою, воспользовались ими для взятия города штурмом". Эти события получили отражение в литера-туре кумыков, напр. в "Анжи-наме" (1780) Кадир Мурзы из Амирхан-гента (Кяхулая). Раз-рушенный к тому времени город под названием Инжи-кенд в XII в. отмечает и Махмуд Кашгарский. Ойконим анди часто звучит в кумыкских (хазарских) топонимах: Анжи-Арка (Возвышенность Анжи), Анжи-Бет (Анжи-город), Анжи-Склон, Анжи-тау (Анжи-гора).

В селении Ахты (Дагестан) живет одна из исламизированных еврейских групп. Ещё в начале XX в. там показывали свитки “Сефер Торы”, которые прежде хранились в местной синагоге. Ныне в этой синагоге находится мечеть, которая является самым древним строением в Ахтах. Само название селения Ахты происходит от еврейского «ахоти» – «сестра». Говорят, что один из наиболее уважаемых священнослужителей, убедившись в том, что антисемиты готовы безжалостно уничтожить еврейскую общину села за отказ её жителей принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за предводителя юдофобов, тем самым, показав пример непокорным односельчанам и отведя нависшую над ними угрозу поголовного истребления. Произошло это при Надир-шахе. После этого село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в "Ахты". У местных лезгин сложено много легенд и песен на эту тему. Легенды также рассказывают, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. Всеволод Миллер в 1894 писал: "Жители села Ахты (Дагестан) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи". У Миллера сообщается, что ахтинцы приняли мусульманство 150–155 лет тому назад (с поправкой на дату написания труда – 240–245 лет назад), и что в Ахты имеются 2 мечети, одна из которых – более древняя – некогда служила евреям синагогой. Если верить преданиям, над дверью этой мечети древнееврейскими буквами была высечена дата сооружения здания и имя того, на чьи средства оно построено. В этой старой мечети, сообщает Миллер, "...и сейчас хранится один экземпляр свитка Торы, а другой находится у одного местного богача". В подтверждение высказываний Миллера уместно напомнить, что один из коренных жителей села Ахты, лезгин, переехавший жить в Дербент ещё в 30-е годы – некто Давлетханов – не скрывал, что его предки евреи, и что его мать всегда ставила субботние свечи, в субботу не готовила обед и вообще не делала ничего, что евреям запрещено делать в этот день. Он также говорил, что у них в доме спрятан свиток Торы и другие религиозные атрибуты. На вопрос, почему бы всё это не отдать в синагогу, он отвечал: "По завещанию наших предков, эти вещи должны вернуться к народу тогда, когда наша община, насильственно превращённая в мусульман, вернется в лоно своей религии..." Время принятия ахтинцами мусульманства по Миллеру совпадает с нашествием Надир-шаха, что подтверждает народные воспоминания. Как рассказывают, ещё сравнительно недавно в некоторых ахтынских семьях перед Субботой женщины зажигали свечи, доставали старые еврейские книги и читали какие-то молитвы, правда, смысла прочитанного они не понимали. В Ахты до сих пор с почтением относятся к месту, где находилась синагога-мечеть. Это здание развалилось в 30-е, когда уже некому было нести там службу, поскольку служители культа были репрессированы. Население не позволяет использовать камни развалин для строительства других зданий. Еврейское кладбище села Ахты находится над самым селом, по направлению к Рутулу. Летом там пасётся скот, однако за тем, чтобы скотина не вошла на территорию кладбища, где ещё остались надгробные камни, тщательно следят.

В некоторых местностях Дагестанской области, например в Ругжами, Аракон и других, потомки евреев до сих пор хранят как святыни еврейские книги, перешедшие к ним от предков.

Джараг и Хамай-дих являлись чисто еврейскими аулами. 

"...До прихода арабов большая часть Табаристана исповедовала Моисееву религию", – говорится в арабской истории Дербента ("Дэрбэнт намэ"). 

В дагестанском селении Нювдюн, в 15–20 км севернее Кубы, в горах, живут "таты", у которых хранятся Сефер-Тора и другие еврейские религиозные книги. Эти "таты" и поныне ставят субботние свечи, но признаются в этом только близким друзьям евреям. На неоднократные просьбы евреев продать им Сефер-Тору те отказывают им в этом. Они уверены, что придёт время, когда они сумеют снова признать себя принадлежащими к Иудаизму, как завещали им их предки. Каждое их поколение уверено, что это произойдет ещё при его жизни. 

Аул Уса, который находился в Курахском ущелье Нагорного Дагестана, не смог выстоять под натиском озверевшего Казы-муллы и его банд и в страхе перед поголовным истреблением был вынужден принять ислам. Потом, уже при Советах, многие научные экспедиции побывали в этом ауле и искали свитки Торы и другие еврейские культовые принадлежности, но жители аула отказались передавать эти реликвии своей веры. Они надеются, что наступит время, когда их потомки вернутся к вере отцов.

Очень интересны и другие бывшие евреи (Клапрот грубо назвал их "выродившимися евреями, которые забыли свой материнский язык") – кайтагцы, своим названием ещё раз доказывающие, что хазарские евреи родом из Хорезма, ибо имелся у хазар военачальник хорезмийской гвардии Ахмад ибн Куйа, и название Киев происходит от этого же Куйя, и что в конечном итоге названия эти восходят от Куйа – гуннского бога-громовержеца или от др.-персидс. «кай» – "большой", "высокий". Название Кайтаг образовано от этнонима кайы и слова таг (гора) в значении "горы кайев", или "трон кайев". Термин кайтаг впервые засвидетельствован у Абу-л-Фиды (1273–1331). Правда он не видит разницы между географическими понятиями Кайтаг и Кавказ, тем более, что арабская графика позволяет "не заметить" эту замену, т.е. вместо "горы Кабк", как называли многие арабские авторы Кавказские горы, написано "гора Кайтак". Среди других крупных областей Абу-л-Фида даётся и такое описание: "Гора ал-Кайтак. Тянется от берегов Хазарского моря близ города Баб-ал-абваб к югу. Сказал ал-Азизи: эту гору называют горой языков, в ней (различные) народы, у которых различные языки. Говорят, что у них 300 языков. К северу от нас расположен ал-Кайтак, а это племя (джинс), а в южную сторону – ал-Лакз, а это тоже племя. Она (гора ал-Кайтак) тянется от Баб-ал-абваба до страны ар-Рум на расстоянии месячного (пути)..." По сообщению Эвлия Челеби кайтаки также были носителями тюркского (кумыкского) языка. А. Олеарий, описывая Тарки, писал: "Здешние дагестанцы, равно как и бойнаки и живущие более к северу люди, именуются кайтаками". Я. Потоцкий делил население Кайтага на белых и чёрных: "белые кайтаги живут на берегах моря, говорят на особом тюркском диалекте, почему их обычно и называют тюрки, что доказывает их происхождение от тюрков-сельджуков. Чёрные кайтаги (кара кайтаги) или горцы, по-видимому, лезгины, или сродни лезгинам, как акушинцы..."

На территории Дагестана находилось царство Джидан. Масуди отмечал, что "жители Баб-ал-Абваба (Дербента) терпят неприятности от соседнего царства, называемого Джидан, подвластного хазарам, столицей которого служит город по имени Семендер"; "из всех царств, находящихся в этих странах, самое могущественное Джидан". Его территория, судя по археологическим исследованиям, полностью совпадает с территорией бывших земель хазарских правителей в Западном Прикаспии. Тесные связи между ними прослеживаются и в чётко выраженной преемственности культурных традиций хазар с артефактами Таркинских склепов, относящихся к эпохе царства Джидан. Следует также отметить традицию горцев называть население прикаспийского Дагестана джандарами, в котором нетрудно уловить созвучие с названием Джидан. Потомками населения Джидана являются кумыки.

Потомками жителей Серира являются аварцы, т.к. с V в. н.э. территория, заселённая аварцами, именуется, как государство Серир. С XVII в. Серир известен, как Аварское ханство. Слово «Авар» есть название хазарского и булгарского родов по сирийским и другим источникам. Авары (аур-гюен) относятся к одним из этнических предков кумыков, которые справедливо считают себя потомками хазар. Самоназвание аваров – хунз указывает на средневековое государство гуннов в Дагестане. Этих гуннов, предков аварцев, монах Друтмар из Аквитании называет хазарами. Тождество гуннов и хазар подтверждает одного высокопоставленного гунна – Читар-Хазра (Чатгасара). Андийцы иногда называют себя гуаннал (гуанн), а жители одного из аулов этого общества гун-хо (гуннал). Хворошинцы называют себя хуани (гуани). Несколько местностей у лаков прямо носят название – гунналар, т.е. долина гуннов. Согласно чеченским преданиям, хазары образовали 2 владения, одно из коих находилось в Дагестане, с центром в городе Хунзах (Хунзах – главный город аварцев, в районе Серира-первичной Хазарии). По хронике чеченцев «Летопись племени Нахчу», аварские ханы были одного происхождения с хазарскими каганами. В аварской хронике «История Ирхана» указано, что султан Ирхана (Аварии) – брат хакана Хазарии. В Аваре поселились еврейские князья Суракат и Кагар (каган?): «Тогда же при-шли в Авар князья Кабатийские Суракат и Кагар, князья еврейские». Аварские ханы, окончательно истреблённые Шамилём, были, по преданиям, еврейского происхождения.

Однако чем дальше изучаешь хазаро-аварские связи, тем более интересные проблемы всплывают. Так, в прошлой главе, Я говорил, что в Хазарии поселились выходцы из Средней Азии – евреи из Хорезма и так наз. «арсии». Оказывается, у аварцев сохранились предания об этих загадочных арсиях. В родословной аварских нуцалов «Тарихи Дагестан» первым в перечне предков хана Сураката назван Ар_скан (Арускан или Араскан, связь с племенем арсиев, = орсов очевидна). Напомню, что по преданию и предки хазар вышли из страны Барсилии (корень «арсил» связан и с «орсал»; Феофан в 679-680 пишет: "Из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазары и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря"), упомянутой как в греческих, так и в арабских источниках, и идентифицируемой в настоящее время с Башли (Баршли) в север-ном Дагестане, – ср. название столицы хазар Беленджер. 

С. Сулейманова пришла к заключению, что орсы и савиры – одно и то же племя, а Мас'уди сообщает, что «сабир» – тюркское название хазар. Касаясь этнонима хазар, Мас'уди пишет, что по-тюркски их зовут сабир, по-персидски – хазаран. Чеченцы называют аварцев «сули», ингуши – «силу», осетины – «солу». От этого слова произошло название р. Сулак: Сулахъ – т.е. у сулов-аварцев (хъ – у аварцев суффикс места). К корню «сул» или «сил» примыкает и суффикс «-ви» или «-би» – мн. ч. К названию народа прибавилось и -р (-ри), суффикс места, здесь принятый для обозначения страны, населённой савирами. Т.о., Савир (Сувар) – название страны сильвов – савиров. Савирами являются и салатавцы.

Название р. Сулак напоминает место, куда по мнению рабби Ханины были уведены ассирийцами 10 колен Израиля – горы Салуг (Санг., 94а).

Хунз – соответствуют гуэнам. "По преданию, – писал Головинский, – одновременно с хазарами на Кумыкской плоскости появляются гуэны, а потом тюмены. Гуэны считали себя потомками хазар…" По преданиям кумыкских гюенов, их предки первоначально населяли земли между Чир-юртом и Гамри с центром в Ихране. По сведениям "Дербенд-наме", Мухаммада Аваби Акташи, "в крепости Ихран восседал сепахсалар Исфендияра, сделав (золотой) трон. Поэтому (правителя) Ихрана называют Владельцем трона (Сахиб-ас-серир)". Память о гюенах живет не только в фольклоре и топонимике кумыков, но и других народов. В "Дербенд-наме" между Анжи и Балхом (Эндиреем) упоминается крепость Куйван, отождествляемый с гюен. На Кумыкской равнине были известны многочисленные населенные пункты и крепости: Гюен-кала, Гюен-авлак (Гюен-поле), Гюен-сызак (Гюенсая тропа), Гюен-аул, Гюен-тала, Гюен-отар, в песнях воспеваются "гюенские луга". Эвлия Челеби в своём "Сияхат-наме" описывает кумыкский город на Сулаке – Коюн-кала. Умму Камал (ХV в.), известный всему мусульманскому миру великий гюен, вышел оттуда. Известен этот этнотопоним и казахскому эпосу "Эр-Таргын", в котором упоминаются "обильные травою и водою предкавказские степи, называемые "Киян-Тюз". О гюенах ("кугенах" сообщает и "Книга Большому чертежу" (XVIII в.), размещающая их "в горах по Тереку и по рекам иным". В Эндирее имелся Гуен-аул. Аул Гуни, Гун-тала (Казбековский район Дагестана), Гюен-кала – одно из названий Эндирея. Район Гудермеса кумыков называли "Земля гунов". По сведениям Д. Шейх-Али, к этому "наидревнейшему в этих краях племени" гюенов восходят корни рода Гунай в Чечне. У кабардинцев также имелся род Куэн. Эту же фамилию носят некоторые лакские и аварские семьи. 



Статистика