кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Границы Великой Армении и Кавказской Албании и этническая история Арцаха


В данном исследовании в форме аналитического обзора представлены основные первоисточники, определяющие исторические границы царств Великой Армении и Кавказской Албании, а также территорию расселения албанцев и армян в контексте этнической истории области Арцах, с XIV века больше известной наименованием «Карабах». Для объективного источниковедения представлены почти все основные сведения относящиеся к обсуждаемой теме, и особенно к этнической истории Арцаха в его исторической динамике. Этническая история области Арцах рассматривается в контексте этнической истории восточных краев исторической Армении, а также древнего царства Кавказская Албания (Арран), т. к. после упразднения суверенности Армении сасанидская Персия присоеденила к новообразованному наместничеству «Албанское Марзпанство» армянские провинции (гавары) Арцах и Утик. О границах древней Армении и Албании, или же о границах расселения армян и албанцев, пишут многие античные авторы, такие как Страбон, Плиний, Птолемей и др.. В исследовании представлены сведения около 50 античных и средневековых первоисточников, а также некоторых авторов, живших в XVIII-XIX веках.
Восточные пределы армянского царства до образования Кавказской Албании
Впервые Арцах под названием «Уртехе» или «Уртехини» (Urtehini) упоминается в клинописях царя Урарту Сардура II (VIII в.до.н.э.), обнаруженных у села Цовк : «Выступил я (в поход) (и) завоевал страну Аркуки(в). Дошел (?) я до страны Уртехини».1 Для размышления стоит отметить, что еще в XVII-XVI вв. до.н.э. на территории Армянского Нагорья упомина- ется государственное образование армян «Арматана», которая в XIV-XIII вв. до.н.э. именуется как «Хайаса» (Hayassa) (самоназвание армян – хай/hay)2. Если принять в основу гипотезу, якобы армяне не являются автохтонами Армянского Нагорья, а переселенцы из Фракии, то так же надо учитовать, что фрако-фригийские племена вторглись в Малую Азию еще в XII-XI вв. до.н.э., т.е. на 3-4 века раньше образования урартского государства (IX в.до.н.э.), и тем более за 4-5 веков до правления Сардура II-го. Притом тот факт, что Арцах изначально была частью древней Армении, потверждается крайне важным сообщением Мовсеса Хоренаци (V в.), косвенно указывающим, что границы Армении доходили до реки Кура еще во время правления династии Ервантидов (VI – III вв. до.н.э.), т.е. задолго до сформирования централизированного царства кавказксих албан : «В области Утик Ерванда застает весть о том, что «персидский царь собрал большую рать под начальством Смбата, чтобы, напав на тебя, возвести молодого Арташеса на положенное ему царство». Услышав это, Ерванд оставил там многих нахараров для охраны края, а сам спешно направился в свой город … »3. Далее Хоренаци продолжает: «Меж тем Смбат с молодым Арташесом быстро достиг пределов Утика. Навстречу ему вышли войска этого края и нахарары, оставленные там Ервандом»4.
Границы между Арменией и Албанией сформировались сразу, ибо суверенное армянское государство было восстановлено уже во II в.до.н.э., а албанские кавказоязычные племена объеденились не ранее I в. до.н.э. на территории между рекой Кура, Кавказским хребтом, Иберией и Каспийским морем, о чем свидетельствуют античные первоистчоники. Первое в истории упоминание про албан относится к автору II в.до.н.э. Арриану, который свидетельствует, что племя албанцев в IV в.до.н.э. участвовало в сражениях против Александра Македонского в составе армии Дария III-го5. Примерное время объеденения кавказских албан в централизированное государство проявляется в особенности следующим сведением Страбона, писавшего в начале I в. н.э. : «…Теперь (νυνὶ), правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде (πρότερον) каждое разноязычное племя управлялось собственным царем»6. Это «Теперь», высказанное в начале I века н. э., естественно, можно отнести не ранее I века до.н.э..
Образование армяно-албанской границы после объеденение кавказоязычных албан на левобережьи реки Кура и его историческая динамика

Сведения о границах Албании и Армении следует разделить на два вида – прямые и косвенные. Основные авторы, на которых ссылается наука при уточнении армяно-албанской границы, это главным образом Страбон, Плиний и Птолемей. Крайне важные сообщения Диона Кассия, Плутарха и ряда других первоисточников наполняют и конкретизируют сведения первых. И так, знаменитый географ Клавдий Птолемей (I-II вв.н.э.), определяя границы Албании, пишет : «Албания ограничивается с севера описанной частью Сарматии, с запада – Иберией по указанной линии, с юга – частью Великой Армении, идущей от границы с Иберией до Гирканского моря (Каспия) к устью реки Кира (Ἡ Ἀλβανία ριορίζεται ἄπὸ μὲν ἄρκτων τῷἐκτειμένῳ μέρει τῆς Σαρματίας, ἅπὸ δὲ δυσμῶν Ἰβηρίᾳ χατὰ τὴν ἀφωρισμένην γραμμὴν, ἀπὸ δὲ μεσημβρίας Ἀρμενίας τῆς Μεγάλης μέρει, τῷ ἀπὸ τοῦ πρὸς τῇ Ἰβηρίᾳ πέρατος μέχρι τῆς ρκανίας αλάσσης χατὰ τὰς ἐκβολὰς Κύρου τοῦ ποταμοῦ)». 7 В другом месте географ буквально повторяет, что река Кура отделяет Армению от Албании: «Города и деревни Албании следующие. Между Иберией и рекой, вытекающей с Кавказа и впадающей в Кир, которая течет по всей Иберии и Албании, отделяя от них Армению … »8. В описании границ Армении Птолемей продолжает: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир» (Ἡ Μεγάλες Ἀρμενία περιορίζεται ἀπὸ μὲν ἄρκτων τῷ τῆςΚολχίδος μέρει χαὶ Ἰβηρίᾳ χαὶ Ἀλβανίᾳ χατὰ τὴν ἐκτειμένην διὰτοῦΚύρου τοῦ ποταμοῦ γραμμήν )». 9 Далее он дословно локализует Армению между реками Ефрат, Кура и Араксом, прямое правобережье Куры, область Отене/Утик четко причесляя к провинциям Армении : «Области Армении в части заключаются между реками Ефрат, Киром и Араксом, суть следующие : у Мосхийских гор – Котарзенская … вдоль реки Кира – Тосаренская и Отенская (Ὀτηνή) …». 10 Птолемей подверждает также, что восточные границы Великой Армении доходили до Каспийского моря, от устья реки Кура: «С востока – частью Гирканского моря от устья реки Кира …»11. Плиний Старший (I в.н.э.), автор знаменитого труда «Естественная история» (в ней использованы труды 327 греческих и 146 римских авторов, в большинстве до нас не дошедшие) сообщает : «Итак, Великая Армения имеет границу до Адиабене, будучи разделенной от него широким горным хребтом, … а на левой стороне тянется до реки Кура (in laeva pandit ad Cyrum amnem)…».12 Рассказывая о прямом правобережье Куры – равнинной области Утик (лат. Otene), Плиний дважды упоминает, что она является частью Армении : «на остальной (части) передней стороны, простирающейся до Каспийского моря, находится Атропатена, отделенная от Армении рекой Араксом со стороны Отены (ab Armeniae Otene regione)».13 Страбон (I до.н.э.- I н.э.) также дает ценную информацию о границах Великой Армении и Албании в своем капитальном труде «География». Многие историки и востоковеды считают данный труд важнейшим в определении границ между Великой Арменией и Кавказской Албанией. И так, Страбон свидетельствует : «В самой Армении много гор и плоскогорий, где с трудом растет даже виноградная лоза; много там долин, причем одни из них не отличаются особенным плодородием, другие же, напротив, чрезвычайно плодородны, например, равнина Аракса (Ἀραξηνὸλ πεδίον), по которой река Аракс течёт до границ Албании, впадая в Каспийское море».14 Из этого сведения становится ясным, что равнина Аракса, т.е. зона Куро-Аракского междуречья, находилась на территории Армении, по которой Аракс протекала до границ Албании. Исходя из данного сведения, эта граница соответствовала зоне слияния рек Кура и Аракс. Данная зона отмечается Страбоном в качестве армяно-албанской границы неоднократно : «[Области, расположенные между Европой и Азией, ограничиваются на востоке Каспийским морем] вплоть до границы Албании и Армении, где впадают в море реки Кир и Аракс».15 В определении территориальной принадлежности Арцаха – области, расположенной к северу от реки Аракс, немаловажны сообщения античных авторов, прямо указывающих, что данная река находится в Армении, и тем более сведения определяющие реку Аракс, как границы Армении с Мидией/Атропатеной. Со стороны Мидии/Атропатены Аракс в большей части протекала именно вдоль тех областей Великой Армении, которые были расположены на правобережье Куры – Арцаха и Утика. И так, Страбон сообщает : «от реки Аракс, отделяющей Армению от Атропатены».16 Вибий Секвестр (IV в.) пишет : «Аракс (в) Армении отделяет Армению от мидян».17 Стефан Византийский (III—IV вв.) также свидетельствует : «Аракс – река в Армении …».18 Луций Ампелий (III-IV вв.) пишет : «Самые знаменитые реки на земле… Аракс в Армении, Термодонт и Фазис в Колхиде».19 В Схолине к Лукану говорится о том же : «Аракс река Армении (est autem Araxes Armeniae fluvius) … ». 20 О наличии реки Аракс, как границы Армении и Мидии/Атропатены, более чем конкретно сообщает Плутарх : «На шестой день после заключительного сражения римляне пришли к реке Аракс, отделяющей Мидию от Армении … Когда же, благополучно достигнув противоположного берега, они ступили на армянскую землю…».21 Тем самым снова исключается принадлежнось правобережья Куры к античной Албании, ибо в этом случае античные первоисточники хотя бы единожды сообщили бы, что Аракс находится в пределах албанского царства (течет «по» или «вдоль» его территории), и соответственно составляет его границы с Мидией/Атропатеной. Таких сведений нет. А ведь, как отмечено, Аракс течет вдоль всего Арцаха и Утика. Для размышления отметим, что впервые в истории Аракс отмечается как «река в Албании» только с V века (Хоренaци), а так же у поздних арабо-персидских авторов (Ибн-Хаукаль22 (Xв.), Якут Хамави23 (XII-XIIIвв.) и др.). Частью древней Армении являлось так же правобережье северных течений Куры, т.е. территории, рассположенные между Курой и оз. Севан. Страбон в описании Армении продолжает : «За этой равниной (равнина Аракса – Т.С.) идет Сакасена, тоже граничащая с Албанией и рекой Киром» (χαὶ μετὰ χαὓταἡΣαχασηνή, χαὶ αὐτὴτῇἈλβανίᾳ πρόσχωρος χαὶ τῷ Κύρῳ ποταμῷ …).24 Область Сакасена соответствует равнинной территории вокруг современного города Гянджа. Относительно этих территорий (Сакасены) Страбон пишет неоднократно: «в Сакасене и Араксене, областях Армении»25 ; «в Сакасене и Араксене в Армении»26 ; «Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам; одни набеги были дальние, другие же – на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землей в Армении, которой они оставили название от своего имени – Сакасена».27 Территория Сакасены соответствует также северной части Отене/Утика. Область Арцах (Карабах), который античные авторы упоминают в виде «Орхистене» (греч. Ὀρχιστηνή), по словам того же автора, была составной частью Великой Армении: «Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена…». 28 Четко причисляя Арцах к провинциям Армении, Страбон указывал также, что население Великой Армении было одноязычно, т.е. армяноязычно.29 Некоторые авторы, приверженные к концепции, якобы Албания простиралась на обеих берегах реки Кура, в своих лаконичных заявлениях нередко приводят неполные цитаты 30 Страбона, создавая тем самым иллюзии, якобы, правобережье Куры также относилось к албанскому царству. Напремер, из кн.XI.1.5 часто цитируется следущий отрывок : «Аракс протекает через Армению, а Кир – через Иберию и Албанию». Однако в этом же сообщении Страбон дословно пишет, что Албания с юга ограничивается устьем реки Кура : «Аракс протекает через Армению, а Кир – через Иберию и Албанию … с юга эти области ограничены пространством от устья Кира до Колхиды». Кроме того, важно отметить, что греческий предлог или префикс «δ ι ά» (d i a) означает не только «через», «по», но также и «вдоль». 31 Общеизвестно, что и в русском языке предлоги «по», «через» никак не исключают смысла «вдоль» (например по Армении течет река Аракс). Таким образом, одновременно указывая, что Кура течет «через» Албанию, однако Албания с юга ограничевается устьем этой же реки, Страбон безусловно имел ввиду именно значение «вдоль» греческого предлога/префикса «δ ι ά», что нетрудно понять также при сравнении с другими сообщениями автора. Например, в кн.XI.14.4. географ пишет, что «Сакасена граничит с Албанией и рекой Киром». Похожая информация, как уже отмечалось выше, есть у Птолемея, где сказано, что река Кура течет «по всей Иберии и Албании, отделяя от них Армению».32 Указание Страбона на то, что Кура протекает «через» Албанию, вовсе не противоречит всем остальным сообщениям автора, поскольку левобережье этой реки в пределах от Камбисены на юг относилось к Албании. 33 Историки, игнорирущие эти аспекты, нередко ссылаются на данную цитату Страбона, неизвестно по какой логике представляя это как «факт», говорящий даже об «албанском населении» обеих берегов Куры. Тем самым игнорируется главное сведение Страбона относительно границ расселения кавказских албан, которых географ буквально размещает между Иберией и Каспийским морем, т.е. на пространстве определенной территории, расположенной к северу от реки Кура: «Албанцы больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. Они живут между иберийцами и Каспийским морем … ». 34 К счастью, до нас дошли также другие важные исторические свидетельства, однозначно определяющие исторические границы расселения армян и кавказских албан, а также проявляющие линию их этнического соприкосновения. И так, Плутарх (I –II вв.) локализует кавказских албан в области Кавказского хребта, между Иберией и Каспийским морем, а границу Великой Армении и Албании косвенно указывает по реке Кура: «Затем Помпей оставил Афрания для охраны Армении, а сам, не видя иного выхода, направился преследовать Митридата через земли племён, живущих вокруг Кавказа (Καύκὰσον). Самые многочисленные из них — албаны и иберы; последние живут на западном склоне к Мосхийским горам и Понту, а албанцы – на восточном склоне к Каспийскому морю».35 Относительно столкновения албанских и римских войск Плутарх представляет следующую картину: «Албаны сперва согласились пропустить Помпея через их страну. Но, когда зима застигла римское войско в этой земле и римляне справляли праздник Сатурналий, албаны, собравшись числом не менее сорока тысяч, переправились через реку Кирн (διαβάντες τὸν Κύρνον) и напали на них».36 Из этой информации мы узнаём, что албаны, которые жили к востоку от иберов до Каспийского моря, передумавшие пропустить Помпея через их страну, выступили против римлян, для чего должны были перейти реку Кура. А то, что противоположный берег этой реки был частью Армении, в лишний раз подверждает Страбон : «Проход из Албании идет сначала через склоны высеченной в камне тропы, а затем через пойму, образуемую рекой Алазонией, текущей с Кавказа. Проходы же из Армении — это ущелье Кира и Арага … Этими проходами воспользовался сначала Помпей, двинувшись из Армении, а затем Канидий». 37 Для определения границ Албании, можно обратиться также к следущим строкам Плуарха: «Помпей получил известие о новом бунте албанов. В раздражении и гневе Помпей повернул назад, против них; он снова перешел реку Кирн». 38 На другом месте Плутарх в третий раз повторяет, что племя албанцев жило в зоне у Каспийского моря : «… пришло от моря, что при Вавилоне, много арабов, а от Каспийского моря – множество албанцев …».39 Вышеупомянутые сообщения Страбона и Плутарха дополняют друг друга и дают четкое представление об этнических границах расселения племен кавказских албанцев и о южных пределах их царства. Плиний Старший (I в.н.э.), в «Естественной Истории» пишет: «племя албанцев, расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано, до реки Кира (haec gens superfusa montibus Caucasis ad Cyrum amnem), составляющей границу Армении и Иверии».40 Расселение кавказских албан именно на левом берегу Куры, Плиний потверждал неоднократно, притом не только расселение, но и наличие Куры, как границы Армении и Албании : «Теперь будут перечислены жители пограничных с Арменией областей (Incolae per confinium Armeniae nunc dicentur) : всю равнину, начиная от реки Кура, заселяют племена албанов (Planitiem omnem a Cyro usque Albanorum gens tenet), а затем иберов, которые отделены от первых рекой Оказаном [Алазанью], текущей с Кавказских гор в реку Кир».41 С ним полностью согласен другой античный историограф Дион Кассий (II – III вв.), который в своем труде «Римская История» дословно пишет: «Оройс, царь албанцев, живших выше (ὑπὲρ) Кирна». 42 Подробно анализируя все эти и другие дословные сведения, вопрос о границах этнического расселения кавказских албан становится неоспоримым. Страбон неоднократно свидетельствует,что албаны расселялись в области Кавказского хребта: «Прочие народности, живущие около Кавказа, занимают скудные и незначительные пространства земли; напротив, албанские и иберийские племена, которые как раз занимают большую часть вышеупомянутого перешейка».43 Еще раз подверждая это, Страбон называет албанцев «народом Кавказа»: «О народах Кавказа, как например об албанах и иберийцах».44 Естественно автор имеет ввиду «Кавказ» не в современном понятии, а именно Кавказский хребет и прилегающие к нему территории. 45 По словам того же географа, армяне расселялись до самого устья Куры и граничили с албанами в области Камбисене, расположенной вдоль северных течений левобережья этой реки: «Что касается остальных сторон, то северная окружена Кавказскими горами, [потому что эти горы возвышаются над равнинами и называются, в особенности их части что у моря, Керавнийскими горами], а последнюю сторону образует Армения, граничащая с ней; Армения частично представляет равнину, частью же — гористая страна, подобно Камбисене, где армяне граничат одновременно с иберийцами и албанцами».46 Существует сведение Страбона, часто приводимое неполной цитатой, где автор пишет: «Река Кир, протекающая через Албанию …».47 Однако после полного анализа всего сообщения становится ясным, что географ снова косвенно указывал наличие Куры, как реки протекающей вдоль южных владений албанского царства. Так, Страбон пишет: «Река Кир, протекающая через Албанию …Поблизости впадает Аракс, бурно текущий из Армении… ». А «поблизости» Аракс (текущий из Армении) протекает именно вдоль областей Арцах и Утик. Позиция знаментигого географа о наличии реки Куры как границы Армении и Албании однозначна : «Самая большая из них Кир. Она берет начало в Армении и, тотчас вступая в вышеупомянутую равнину (в Иберии), принимает Араг, текущий с Кавказа, и другие притоки, а затем через узкую долину течет в Албанию; между нею и Арменией (μεταξὺ δὲ ταύτης τε καὶ τῆς Αρμενίας) река мощно проносится по равнинам, весьма богатым пастбищами, принимает еще больше рек, в том числе Алазони, Сандобан, Ретак и Хан (все судоходные), и, наконец, впадает в Каспийское море…». 48 В данной информации Страбон более чем конкретно указывает границы Великой Армении с Кавказской Албанией по реке Кура. В описании Армении географ пишет: «Рек в Армении довольно много; наиболее известны Фасис и Лик, впадающие в Понтийское море (Эратосфен вместо Лика неверно называет Термодонт ), в Каспийское – Кир и Аракс, в Красное – Ефрат и Тигр».49 Немаловажно также сообщение, где Страбон локализует албанцев, иберов и Кавказ к северу от Армении : «Северный предел его составляют … албанцы, иберы и Кавказ … ». 50 Если бы Албания охватывала также Арцах, с точки зрения географического расположения, она не могла быть локализована к северу от Армении. И так, анализ абсолютно всех сообщений Страбона, прямо или косвенно относящихся к границам Великой Армении и Албании, а также к пределам расселения албанцев и армян, показывает, что правобережье Куры Страбон четко причисляет к территории Армении, 51 он же ограничевает Албанию с юга рекой Кура.52 Что касается границ расселения албанцев и их субэтнических групп, то Страбон дословно размещает их между иберийцами и Каспием, в области Кавказского хребта – на левобережье Куры.53
Другие факты
Со сведениями основных первоисточнков единогласны и другие, не менее известные авторы, сообщения которых также имеют очень важное значение с точки зрения четкого прослеживания армяно-албанкой границы в течении всей античности. И так, автор I в. до н. э. Помпония Мела, в своем «Землеописании» содержит информацию о расселе-нии кавказских албан: «Далее у Каспийского залива живут каспии и амазонки, называемые савроматидами, у Гирканского — албаны (ad Hyrcanium Albani)…».54 Корнелий Тацит (I-II н.э.) пишет : «К ним надо прибавить множество воинских подразделений, которые Нерон навербовал в Германии, Британии и Иллирии и, готовясь к войне с албанами, отправил к каспийским ущельям…». 55 В первом сведении албаны локализованы у Гирканского залива, во втором – в каспийских ущельях. О сталкновении римских и албанских войск у реки Кура на границе с Арменией пишет Аппиан ( I-II вв.) : «когда Помпей ходил по этим историческим местам, одни племена, которые были соседними с царством Митридата, пропускали его; но Ороз, албанский царь, и Арток, царь Иберии, с 70.000 воинов подстерегли его около реки Курна…». 56 Тем самым Аппиан дословно подверждает Плутарха, указывая, что Ороз, не пропуская Помпея в Албанию ожидал его около реки Кура. Для полного представления данной картины можно обратиться к Титу Ливию (I до.н.э. – I н.э.): «Он победил в сражении иберов и албанов, не пропускавших его… ». 57 Дион Кассий, сведения которого мы привели выше, добавляет : «В то же время Помпей, узнав о произведенной варварами попытке нападения на других, внезапно двинулся навстречу выступившим против него и, разбив их, немедленно поспешил прямо против Оройса. Захватить его не удалось, так как он, будучи отбит Целером и получив известия о неудачах других, обратился в бегство, но зато Помпей перебил много албанов, застигнув их врасплох при переправе через Кирн». 58 Крайне важны и другие известия Кассия, относительно похода Помпея через территорию Армении в Албанию : «Узнавши здесь, что путь по материку идет через земли многих неизвестных и воинственных племен, а морской путь еще затруднительнее вследствие отсутсвия гаваней в этой стране и суровости ее обитателей, приказал флоту сторожить Митридата, чтобы и его самого не допускать никуда выплыть … а сам обратился против албанцев, но не кратчайщим путем, а через Армению, чтобы захватить их врасплох и посредством этой уловки, кроме перемирия. Он перешел вброд через Кирн …». 59 Сведения Диона Кассия не оставляют никаких сомнений, что южная граница Албании проходила вдоль реки Кура: «Помпей остался на зимовку в области у реки Кирна … однако ему не удалось перезимовать спокойно. Оройс, царь албанцев, живших выше Кирна, с одной стороны, желая угодить другу своему Тиграну младшему (царю Великой Армении), а с другой, и главном образом боясь вторжения римлян в Албанию, притом полагая, что во всяком случае ему удастся что-нибудь сделать, если они зимою врасплох нападут на римялн, стоявших лагерем не в одном месте, выступил против них под самый праздник Корний». 60 Таким образом, в лишний раз потверждается, что албанский царь должен был перейти реку Куру, чтобы предотвартить нападение римлян на территорию Албании. Благодаря сведениям ряда первоисточников, армяно-албанская этнополитическая граница прослеживается также в течение III века. И так, о расселении кавказских албан сообщает Ипполит Римский (III в. н.э.): «…Албаны [живут] против Каспийских ворот…». 61 О восточных границах Великой Армении ценные сведения содержит Стефан Византийский (III—IV вв.), в своём энциклопедическом труде «Этника» («Описание Племен») : «Обарены – часть Армении, прилегающая к реке Киру» (Ωβαρεηοί μέρος Ἀρμενίαςπαραχείμενον Κύρῳ ποταμῷ…). 62 Прямое правобережье Куры – область Отене/Утик Византийский причисляет к провинциям Армении : «Отене – область Армении» (Ὠτηνή, μοῖρα Ἀρμενίας). 63 Он же ссылается на автора более ранней эпохи – Азини Квадрата (II-III вв.): «О них упоминает и Квадрат в шестой [книге сочинения] Партика: «У реки Кира живут обарены и отены, составляющие значительную часть Армении» («περὶ δὲ Κῦρον ποταμὸν Ὠβαρηοί τε χαὶ Ὠτηνοὶ νέμονται, μέγα μέγος Ἀρμενίας ὄντες »). 64 Автор «Этники» снова цитирует Квадрата: «Царь Армении Пакорь, находясь в это время у Артаксаты и Отены в Армении» (Ὠτηνὴν τῆς Ἀρμενίας διάγων). 65 Пакорь царствовал в середине II века. Стефан Византийский, как и другие античные авторы, размещает Албанию к востоку от Иберии : «Албания — страна около восточных иберов» (Ἀλβανία, χώρα πρὸς τοῖς ἀνατολικοῖς Ἴβηρσιν). 66 Не случайно, что Евсевий (IV в.) тоже перечисляет Отену/Утик отдельно от Албании : «…во всей Алании, Албании, Отене (Ἀλαυίᾳ καὶ Ἀλβαυίᾳ καὶ Ὠτηυῇ) … нельзя видеть ни банкира, ни ваятеля, ни живописца … ». 67 Относительно племен обаренов и отенов (утиев), важно подчеркнуть, что они жили не в Арцахе, а в области Отене/Утик, вдоль реки Куры, и соответственно составляли часть Армении. Немаловажно также напомнить, что античные авторы в основном размещали утиев на территории восточного Кавказа вблизи Каспийского моря. Птолемей, например, пишет: «вдоль Каспийского моря живут уды… ». 68 Это же потверждается Страбоном: «В окружности у моря за гирканцами обитают амарды, анариаки, кадусии, албанцы, каспии, уитии…». 69Плиний также упоминает утиев вблизи Каспия : «по правую руку от (самого) начала и до конца пролива живут удины, (относящиеся) к скифскому народу (ab introitu dextra mucronem ipsum faucium tenent Udini, Scytharum populus)». 70 Относительно самих албанцев, то некоторые древнейшие авторы склонны разместить их именно в той части Кавказского хребта, которая расположена вблизи Каспийских берегов. Например Дионисий Периэгет Египетский (I в.н.э.), который пишет: «Я расскажу (теперь) все о том, какие племена живут вокруг него (Каспийского моря) … за этими — воинственные албаны и кадусии, живущие в гористой стране; вблизи их марды, гирканы и тапиры… ». 71Знаменитый Гай Юлий Солин (III в.н.э.) упоминает албан на левобережье Куры, у берегов Каспия : «Что же касается албанов, обитавших в прибрежных областях, то считают, что они потомки Язона». 72 Похожее сообщение находим у Руфий Фест Авиена (IV в.), который свидетельствует: «Здесь вблизи каспийских вод, скитается воинственный скиф, здесь же живут свирепые албаны». 73 Это подверждается Присцианом (V-VI вв.): «Теперь перечислю те племена, которые окружают это [Каспийское] море … Затем следуют тины, а за ними храброе племя каспиев; потом воинственные [сыны] свирепого Марса албаны». 74 Кавказских албан между Иберией и Каспием локализует также Евстафия (XII век) в комментариях к Дионисию Периегету : «Там, между Иберией и Каспийским морем, живут также албанцы, народ пастушеский и не совсем воинственный … ». 75 Существуют относительно не большие исторические упоминания о расселении некоторых субэтнических групп кавказских албан, напремер о гелах, легах, сильвах и др.. В определении этнических границ Армении и Албании, в контексте этнической истории Арцаха, вопрос расселения данных племен является отдельной темой, что, естественно, имеет не второстепенное значение, т. к. отдельные авторы, полностью игнорируя сведения первоисточников, с язвительной настойчивостью пытаются разместить их на правобережье Куры, впрочем точно так же, как и самих албанцев. Все исторические сообщения, однако, единогласно упоминают данных племен в области Кавказского хребта, у берегов Каспия. К этим данным мы неоднократно обращались выше, тем не менее здесь стоит остановиться также на других первоисточниках, изъясняющих данный аспект армяно-албанских этнических границ. И так, Страбон пишет : «рассказывают, что в горах над Албанией обитают амазонки. Вместе с Помпеем принимавший участие в военном походе и (вместе с ним) побывавший среди албанов Феофан (Митиленский) сообщает, что между амазонками и албанами обитают гелы и леги-скифы… ». 76 По словам того же автора: «[У Гиркании] Каспийское море уже широко разливается вплоть до пункта своего соприкосновения с индийскими и армянскими горами… На этом склоне гор от моря вплоть до самых вершин обитает на небольшом пространстве часть албанцев и армян, однако большую часть склона занимают гелы, кадусии, амарды, уйтии и анариаки».77 Плутарх локализует эти племена в области Кавкаских гор: «Амазонки живут в той части Кавказа, что простирается до Гирканского моря (Каспия), однако они не граничат с албанами непосредственно, но между ними обитают гелы и леги». 78 О сильвах, содиях и дибурах пишет Плиний: «…начиная от границ Албании, по всему челу гор живут дикие племена сильвев, а ниже – лупиены, затем дибуры и содии (rursus ab Albaniae confinio tota montium fronte gentes Silvorum ferae et infra Lupeniorum, mox Diduri et Sodi)79 ». Неких племен тусков и дидуров упоминает также Птолемей: «между горными (хребтами) Кавказа и Керуанскими (горами обитают) туски и дидуры». 80 Вблизи Кавказских гор область Лупинов (patria Lepon) упоминает Аноним Равенский (VII в.) в своем «Космогарфии».81 На карте Певтингера (XVI век) Лупины (lepones) размещены на тех же территориях. О легах сообщается у средневековых грузинских летописцев: «Лекосу или Лекану достались в удел земли от моря Дарубандского (Каспийского) до реки Ломеки (Терека) и до великой хазарской реки (Волги)».82 Лаконичные заявления некоторых историков, якобы, в Арцахе обитали албаны, гаргары, гунны, саки/скифы, хазары и все остальные народы и племена, о которых только можно встретить в контексте истории Албании, носят характер пустой риторики, ибо нигде в первоисточниках нет похожих сведений. Пораллелный анализ существующих первоисточников полностью проявляет амбициозный характер данных лже-концепций, не подкрепленных ни единым фактом. Формирование албанской этнической общности шло, как показывают сообщения греко-римских первоисточников, на левобережье реки Кура. Даже на прямом правобережье Куры в области Утик/Отене, никогда и никакой первоисточник не упоменает племя албанцев. Арцах же, будучи расположен глубоко к юго-западу от армяно-албанской границы, втечение исторического прошлого не имел никаких прямых контактов с самими албанцами, находясь сравнительно далеко от территории, населенной албанскими племенами. Более того, отсутствие каких-либо сообщений, хотя бы косвенно говорящих о наличии албанцев на территории Арцаха, очевидно. Существование племен утийцев в области Утик не может поддаваться сомнению, однако говорить о каких-либо воздейвствиях (демографической, культурной) данного племени на армянкое население соседней области Арцах также не серьезно, как демагогия отдельных псевдоисториков, ищущих в Арцахе албанцев.
Относительно территориальной принадлеждности Арцаха интересны сведения античных первоисточников, определяющих, что на востоке границы Великой Армении доходили до Каспийского моря. Как уже отмечалось, Птолемей сообщает, что с востока Армения ограничивается частью Каспийского моря от устья реки Кира.83 На это прямо или косвенно многократно указывает Страбон.84 Плиний дважды пишет, что на востоке Армения простиралась до Каспийского моря : «Агриппа, ограничивая Каспийское море и живущие вокруг него племена со включением Армении с востока … ». 85 У Юстина (II-III вв.) читаем : «Армения простирается от Каппадокии до Каспийского моря …».86 Данное географическое положение страны не может быть локализовано иначе, как со включением в него области Арцах. Ради полного представления данного вопроса стоит двумя словами остановиться на сообщениях, относящихся к области Каспиане. По сведению Страбона, уже во II до.н.э. Армения захватила Каспиану (побережье Каспии к югу от слияния Куры и Аракса) у мидян.87 Страбон, однако, в одном из сообщений относил область каспов к Албании. 88 Тем не менее, этот регион больше всего был связан с Мидией/Атропатеной. Птолемей причисляет саму Каспиану к Мидии 89, а Армению размещает вблиз Каспианы: «близ Армении занимают каспии».90 Локализация каспов у берегов Каспийского моря (от чего и название), на южном междуречье Куры и Аракса, именно близ Армении, косвенное даказательство, что западнее области Каспиене, а именно, это территория Утика и Арцаха, занимала Великая Армения.
И так, изначально, с формирования государства албан (I в.до.н.э.) до V в.н.э. граница между Великой Арменией и Кавказской Албанией четко прослеживается вдоль реки Кура.91 Эту точку зрения разными интерпретациями поддерживали от первого крупного исследователя географического рассполажения Албании А.Яновского до таких ученых, как И.Маркварт, К.В.Тревер, В.Ф.Минорский, А.П.Новосельцев, С.В.Юшков, В.Н. Левиатов и др.
Миф о «захвате» Арцаха Арменией
Никакими фактами не обосновывается гипотеза, якобы, Армения «захватила» Арцах во времена Арташесидов (II-I вв. до.н.э.). Мовсес Хоренаци, как уже было отмечено выше, четко упоминает, что еще во времена Ервантидов область Утик была составной частью Армении, т.е. Армения простиралась до устья реки Кура еще в VI – III вв. до.н.э..92 О присоединении к Армении прилегающих к ней некоторых территорий Артаксием и Зариадрием (II в.до.н.э.) подробно упоминает Страбон, однако бесспорно, что ни Арцах, ни Утик не относились к этим землям: «Далее рассказывают, что Армению, в прежние времена бывшей маленькой страной, увеличили войны Артаксий и Зариадрий. Они были первоначально полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, стали царями (первый – царем Софены, Акилисены, Одомантиды и некоторых других областей, а последний – царем страны вокруг Артаксаты); они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно: у мидян они отняли Каспиану (Κασπιανήν), Фавнитиду (Φαυνῖτιν) и Басоропеды (Βασοροπέδαν); у иберов – предгорье Париадра (Παρυάδρου), Хорзену (Χορζηνὴν) и Гогарену (Γωγαρηνὴν), которая находится на другой стороне реки Кира; у халибов и мосинеков – Каренитиду (Καρηνῖτιν) и Ксерксену (Ξερξηνὴν), которая граничит с Малой Арменией или является ее частью; у катаонов – Акилисену (Άχιλισηνήν) и область вокруг Антитавра (Άντίταυρον); наконец, у сирийцев – Таронитиду (Ταρωνῖτιν). Поэтому все эти народности говорят теперь на одном языке» (ὥστε πάντας ὁμογλώττους εἶυαι ).93 Это единственный «факт» сторонников концепции захвата Арцаха и Утика Арменией, однако отсутствие в нем упоминания и Арцаха, и Утика, и албанцев, вероятно, дает нам право считать эту «концепцию» необоснованной. Отсутствие сведенний, говорящих о захвате Арменией области Арцах с сопоставлением явного отсутствия всяких сообщений о возможном обитании албанцев в Арцахе, дает нам право полагать также о бездоказательности концепции «армянизации» Арцаха. Авторы раннего средневековья, например, Каганкатваци (Xв.), иногда называют население правобережья Куры не «албанами» (как пытаются преподнести некоторые «историки»), а «народом Агванка» или «народом востока». Притом примечательно, что «народом востока» называют население правобережья Куры сами его уроженцы (Каганкатваци, Гандзакеци), подчеркивая тем самым его этническое единство с Арменией, однако временное геополитическое отдельность (с V века). Ряд авторов, исходя из определенных целей, навязчиво пытаются представить население Арцаха «албанским», делая фальсификации и манипуляции на фразах или формулировках, похожие на «народ Агванка», «албанская церковь», «албанский князь» и т.д. и т.п. В создании таких иллюзий они нередко ссылаются на летописцев армянского Агванка. Сознателно исскажая контексты, они игнорируют тот факт, что в текстах данных авторов (особенно цитируется Каганкатваци) «страна Агванк» была вовсе не идентична изначальной Кавказской Албании, и являлась только топонимом, с V века обозначающим также армянонаселенный Арцах. «Агванк» у Каганкатваци и др. это всего лишь «восточный край», «глубинная Армения» где обитает часть армянского народа.
Армяно-албанская граница в IV веке и армянский Арцах. На рубеже новых реалий
Граница Великой Армении и Кавказской Албании на недлительное время изменилась, однако в середине IV века, о чем дает краткую, но давольно ценную информацию армянский автор Фавстос Бузанд (V в.) : «Пошел войною также на страну албанов и жестоко разгромил их. Отнял у них много гаваров, которые ими были захвачены — Ути (Утик/Отене), Шакашен (Сакасена) и Гардманадзор, Колт и сопредельные им гавары. Реку Куру сделал границей между своей страной и Албанией, как было раньше».94 Рассказывая о восстановлении (370-е гг.) центрлизированной власти армянским князем Мушегом Мамиконяном, Бузанд относительно области Арцах пишет отдельно 95, а выше-представленную информацию – в следущей главе. 96 Таким образом даже в этом случае, когда речь идет о востоных провинциях Армении и походе албанцев, территория Арцаха никак не рассматривалась в контексте с Албанией или албанцами. Период захвата албанцами некоторых территорий правобережья Куры был относительно недлительным, ибо, по сведению того же Бузанда, в 30-гг. IV века восточной границей Армении являлась река Кура : «Он (маскутский царь Санесан) перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну».97 Относительно эпохи IV века немаловажны сведения Агатангелоса (V в.). У него находим следущие строки: «И вот парфянин с братом снарядились в дорогу и с семьями, женами и детьми и всем своим имуществом поднялись и двинулись в путь. Изучив дороги, [они] под видом остатков [истребленного рода], восставшего против персидского царя, направились в сторону Армении. Придя, он предстал перед царем Хосровом в области Ути, в городе Халхал, в зимней ставке армянского царя». 98 Рассказывая о событиях в самом начале IV века в связи с принятием в Армении христианства в качестве государственной религии (301г.) Агатангелос продалжает : «Тогда царь, немедля, со страхом и великой радостью позаботился о том, чтобы собрать главных нахараров и наместников страны : первым (был) ишхан Ангехтуна … двенадцатый – ишхан земли Цавда, тринадцатый – ишхан земли Утик». Цавд, один из наименований части края Арцах, а Утик, Отене или Ути, как было отмечено – вся правобережная равнина Куры. В заключении Агатангелос пишет: «Они суть избранные ишханы (князья), наместники, краеначальники, тысяцкие, десятитысяцкие страны армянской, дома Торгомова».100 Егише (Vв.), в «Слове о войне армянской» Арцах и Албанию упоминает отдельно : «Подобно же поступал он и со всеми краями страны, где были крепости — в Тморике и Кордике, в Арцахе и Албании, в Иберии и в стране Халтик, рассылал [вести], настаивал, чтобы никого (из противной стороны) не удостаивали пристанища.». 101 Уже к V веку относятся сообщения Корюна, автора «Житие Маштоца». Описывая миссию Маштоца в Албании с целью расспространения албанской письменности, он пишет: «После этого (Маштоц) простился с царем, епископами и со всей церковью Алуанка… И поручив учеников и себя всехранящей милости Бога, отбыл из краев Алуанка, чтобы прибыть в страну Иверию», далее он продолжает : «И когда доехал он до Гардманского ущелья, вышел ему навстречу ишхан Гардмана по имени Хурс … Насладившись вдоволь соками и обильными плодами учения его (Маштоца), проводил он (князь) блаженного туда, куда он путь держал. И тот отправился в края (Иверов)». 102 Из вышеписанных строк явствует, что просветитель Маштоц «отбыв из краев Алуанка» на пути в Иберию, был в области Гардман (область Утик), что соотетствнно находилась в границах армянского царства. Арцах и Утик упомянуты также в средневековой официальной грамоте, упорядочивающей список мест тронов и бардзов («подушек»), занимаемых армянскими аристократами при царском дворе Армении – Гахнамаке (дословно: «тронная грамота»). Документальные сведения Гахнамака потвердаются также сведениями Зоранамака (дословно:«воинская грамота») – официальной грамотой, определяющей количество и упорядочивающей распорядок воинских сил в древней Армении в IV – начале V вв.. По сообщению этого документального источника области Цавдек, Утик и Гардман в армии Великой Армении выступали по одной тысяче воинов. 103
Границы меняются – Арцах остается армянонаселенным
Однако в конце IV века в регионе происходят радикальные геополитические изменения. Армения делится между Сасанидской Персией и Римом, притом 3/4 переходит к Персии, к Персии присоеденяются также вся Иберия и Албания. Сасанидские власти вскоре проводят новое административное деление границ. Восточные области Армении – Утик и Арцах включаются в состав Албании (до 50 гг. V века ). Фавстос Бузанд свидетельтвует : «много гаваров было отторгнуто; и тогда, и после того армянское царство разделилось, распалось, уменьшилось и потеряло свое прежнее величие». 104 Анания Ширакаци, армянский географ VII века, размещает территорию самой Албании к северу от Куры: «Албания, то есть Агванк, находится к востоку от Иберии, смежна с Сарматией у Кавказа и простиратеся до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре (Եւ ցՀայոց սահմանսն առ Կուր գետով)».105 Ширакаци также пишет: «Но мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказкими горами» (մեջս է մեծի գետուսն Կուրա եւ Կովկաս լերինն).106 Однако он четко указывает присоеденение к Албании правобережных армянских областей: «Албания заключает в себе следущие провинции : Ехни, Бех, Камбечан, Шака, Востани-Марцпан, Дашти-Балакасан, и другие провинции, кои были отторгнуты от Армении (Ի Հայոց հանեալ է) : Шикашен (Сакасена), Гардман, Колт, Заве и ещё двадцать (гаваров) областей до впадения Аракса в реку Куру».107 Перечисляя провинции самой Великой Армении, Ширакаци включает в этот список также край Арцах : «Великая Армения разделяется на 15 следующих провинций ;…9. Арцах… 12. Ути…». 108 Армянский географ дословно пишет о присоединении к Албании 9-го гавара Великой Армении – Арцаха : «Арцах, рядом с Сюник. В нём заключается двенадцать провинций, которые присоединены к Албании…». 109 И так с исторического периода V века граница Армении и Албании переходит от устья реки Курa на запад, вплоть до севанских и арцахских гор в области небольшой реки Агари (Hagari). Соответственно название «Албания» (Арран, Агванк) в результате определенной интеграции двух берегов вышеназванной реки переходит также на правобережье Куры. По этой причине с V века, и особенно после укрепленеия новых границ, территория, где рассположен гавар Арцах и всё правобережье в целом называется «Агванком», что армянское название Албании. Этнические границы однако, остаются прежними, и албаны, как раньше, так и потом, продолжают расселяться на левобережье Куры, в территории между Каспийским морем и Кавказским хребтом. Крайне важный исторический аспект этнических границ армян и албанцев становится ясным также по пораллельному анализу тех первоисточников, которые писали уже после присоеденения Арцаха к Албании. Павел Орозий, живший в IV-V вв., т.е. уже во времена присоединения к Албании Арцаха, продолжает размещать кавказских албан на левобережьи Куры : «Между колхами, которые находятся выше Киммерийского моря, и албанами, живущими у Каспийского моря, возвышается гора Кавказ».110 У него же находим сведение о прикаспийских территориях северо-восточного Кавказа : «Так вот, [на пространстве] от моря Каспия… проживает тридцать четыре народа. Но в целом ближайшую область называют Албанией». 111 Орозий буквально размещает племен самой Албании на пространстве вблизи Каспия, что соответствует с другими сведениями более ранних античных авторов, размещающих кавказских албан на прикаспийских равнинах вплоть до реки Кура и Кавказского хребта. Примечательны сведения сирийского автора VI века Захарии Митиленского : «Случилось в то время, что был послан (из Албании) туда Пробос с посольством от императора… Через 14 лет (буквально «две недели лет») он ушёл, и был другой армянский епископ по имени Макар…». Упоминание Митиленским армянских епископов («был другой армянский епископ») из Албании, яркое доказательство того, что под наименованием «Албания» уже подразумевались две ее части – армянское правобережье и албанское левобережье. Это становится ясным также из следующих строк Митиленского : «Аран также земля, в той же земле Армении, со (своим) языком, с народом верующим и крещеным, у них есть царек, подчиненный персидскому царю». Здесь Митиленский уже подразумевает собственно страну Албания на левобережье Куры. 112 Из сведений Менандра Византийского (VI в.) явствует, что албаны в конце VI века продолжали жить на северном берегу реки Кура : «Римские военачальники опять вступили в Албанию, заставили савиров и албанов переселиться по сию сторону реки Кира…». 113 Ясно, однако, это переселение было временным и частичным явлением. Об армянском населении Арцаха того же периода более чем четко сообщает армянский автор раннего средневековья Степанос Сюнеци (VIIIв.): «И так же /следует/ знать все окраинные диалекты (զբառսն եզերականս) своего языка (զքո լեզուիդ), кои суть корчайский и хутский, и Четвертой Армении, и сперский, и сюникский, и арцахский (զՍիւնին, եւ զԱրցախայինն)». 114 В самом начале VIII века, после завоевания арабами всего Кавказа, наместничество (марзпанство) Персии Албания (Арран) упраздняется. На месте самой Албании – левобережье Куры, постепенно начинает формироваться новое политическое образование – Ширван, до XI века управляемое разными княжескими домами (ширваншахами) арабо-персидского происхождения.
Новая столица албанского наместническтва в области Утик
Историки, цель которых намеренное исскажение и фальсификация истории, часто в наборе сфабрикованных «фактов» указывают наличие города Барда/Партава (правый берег Куры, область Утик), как столицы Албании, тем самым снова создавая иллюзии, якобы, правобережье этой реки также являлось собственно албанской территорией, как и левобережье. Не случайно, однако, эти же авторы не упоминают, когда и как город Барда стал столицей Албанского наместничества. В течение всей античности, когда албанское царство было суверенной страной, столицей его был город Кабала, находящийся соответственно на левобережье Куры. Об этом пишет Плиний Старший : «Главные города в Албании – Кабалака, а в Иверии Гермаст …» (praevalent oppida Albaniae Cabalaca … ). 115 Город Барда стал столицей албанского наместничества Персии только в 460-ых гг., т.е. уже тогда, когда Утик и Арцах были присоединены к Албании. Надо отметить, что Барда был основан по поручению персидского царя Пероза, изначально же наименовалася как Перозапат. Каганкатваци пишет : «По повелению Пероза, царя персидского, Вачэ построил великий город Перозапат, именуемый ныне Партавом». 116 Это же повторяется у Мхитара Айриванеци (XII-XIII вв.): «Царь Ваче построил город Партав». 117 Ряд арабских авторов основание города Барда (Барда’а) связывают с именем персидского царя Кавада I (V-VI вв.). 118
Восточный край в средние века
Начиная с X – XI веков исторические сведения о народе «албаны», как о существующей нации, в исторической литературе не встречаются. Албаны – население левобережья Куры, в течении VII- IX вв. под арабским владычеством приняли ислам и были арабо-иранизированы, что не произошло с населением правобережья Куры – армянами. В XI- XII веках, в результате огромного потока огузских-сельджукских племен из Средней Азии, мизерное число албанского населения самой истори- ческой Албании было ассимилировано. Малочисленные потомки субэтнических групп кавказских албан (лезгины, лакцы, удины, цахуры, табасаранцы, рутулцы, агулцы, будуги, хиналугцы) по сей день проживают на севере Азербайджана, юге Дагестана и прилегающих к нему ограниченных территориях северо-востока Кавказа.
Армянский Агванк – правобережье Куры, и, в частности Арцах, будучи армянонаселенной областью, остается самоуправляемым княжеством и носителем, в том числе, наименовании «Арран» или «Хачен» (от арм. хач – крест). В 80-х гг. IX века, когда суверенность Армении была восстановлена и некоторое время Армения держалась как централизированное государство, Арцах/Хачен стал неотделимой частью багратидской Армении. О знаменитом князе Арцаха/Хачена этого периода Сахле Смбатяне пишет арабский летописец Абу-л-Фарадж (XIII век) : «Но его (Бабека) узнал Сахл ибн Сунбат; армянский батрик, и взял его в плен. Он хотел откупиться от него большими деньгами, но он (Сахль) не принял этого и отправил его к ал-Афшину после того, как армяне изнасиловали в его присутствии его мать, сестру и развратницу-жену. Так же поступал дьявол (Бабек) с людьми, когда он брал их в плен вместе с женами». У другого арабского летописца Ал-Макдиси (X в.) читаем: «Однако Сахл ибн Сумбат; христианин, один из армянских батриков, узнал его (Бабека)… ». Мас’уди (IX-X вв.) пишет : «Они достигли места в области Сахля ибн Сунбата, одного из армянских батриков …». 119 То же самое отражено у Баладзори (IX в.), который в «Книге завоеваний стран» пишет : «Армянские батрики продолжали жить в своих владениях, защищая каждый свою область … Позднее Му’тасим-биаллах правителем этой страны назначил Хасана ибн-Алия бадагита, известного под прозвищем ал-Мамуни; он распустил батриков и свободных людей (дворян) страны и так мягко обходился с ними, что они пренебрежительно стали относится к власти (халифа) … В это время восстал Исхак ибн-Исма’ил ибн-Шушайб … а Сахл ибм-Санбат, батрик, напал представителя Хайдара ибн-Кауса ал-Афшина (наместника) в Армении …». 120 Мас’уди оставил интересное сообщение о княжеском роде Севордик (арм. «Черные сыны» – народная этимология) – правителей Гардмана : «Затем она (Кура) течет через земли Сийавурдия, которые являются ветвью армян ; они храбры и сильны, как мы упоминали в сообщении о них …».121 К этому периоду относится документальное сведение императора Византии Константина VII Порфирородного (X век), который, направляя официальные письма на имена князей Хачена (Χατζιένης) и Гардмана, адресует их «в Армению». 122 Сирийский историк Михаил Сириец (XII в.) гардманского епископа причисляет к числу армянских священников. 123 Чрезвычайно интересны сообщения армянского автора IX-X веков Иоанна Драсханакертци. Рассказывая о своей поездке «в страну восточную Албанию, к великому князю Сааку» (владыке Гардмана и Парисоса на правобережье Куры) и «к царю Атрнерсеху» (царство «Албания» армянских и византийских, «Эрети» грузинских и «Шакин» арабских авторов на левобережье Куры), он пишет: «прибыл в край Восточный – Алванк к великому ишхану Сааку и к царю их Атрнерсеху, что на северо-востоке Кавказа, ибо и они из нашего народа (զի եւ նոքա ի ժողովրդէն մերմէ) и паства пажити нашей (եւ խաշն արօտի մերոյ էին)». 124 В данной инфомации население края считается частью армянского народа и по признаку вероисповедальному (и паства пажити нашей) и по признаку национальному (они из нашего народа). Относительно истории армянского Агванка в эпоху раннего средневековья ключевое значение имеет труд Мовсеса Каганкатваци, уроженца гавара Утик.Так, анализируя его сообщения о просветительской деятельности Маштоца в Албании в начале V века, становится ясным, что Каганкатваци не причисляет к албанским племенам ни себя, ни свой «народ востока», тем самым четко различая армянское население правобережья Куры от собственно албанского населения левобережья: «Прибыли они к Месропу и с ними вместе (Месроп) создал письмена для изобилующего гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками языка гаргарийцев». Соверешенно понятно, что армянину Мовсесу должен был показаться «гортанным», «грубейшим», «варварским» и «труднопроизносимым» язык албан-цев/гаргарийцев. Место расселения этого племе125ни становится ясным по сведениям атничных авторов, в том числе Страбона : «Метродор Скепсийский и Гипсикрат, также знакомые с этими местами, сообщают, что амазонки живут рядом с гаргареями на северных предгорьях Кавказских гор, называемых Керауния».126 Ныне на этой территории проживает народ ингушей, самоназвание которых «галгай». Каганкатваци имеет четкое представление о наличии территории самой Албании на левобережье Куры. Так, он пишет: «Вернувшись в Армению, он (Маштоц) отправился в Восточный край, в гавар Ути», далее он продалжает : «Он возобновил и укрепил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия в гаваре Ути, в Албании, в Лпинке, в Каспии, до ворот Чора». 127 Хотя Каганкатваци писал в X веке, т.е. уже тогда, когда правобережье Куры рассмотрвалось как часть Албании, (и соответственно называлась «Албанией»), тем не менее он четко различает армянский Агванк от самой Албании, прямое правобережье Куры – область Утик и Албанию, перечисляя отдельно. Однако уже в сведениях, относящихся особенно к поздним этапам истории, он неоднократно указывал Утик в рамках Албании своего времени. Если Хоренаци, автор V века, в рассказе о битве Ерванда с Смбатом видит Утик в границах Армении128, то Каганкатваци, живший в Х веке, в том же рассказе 129 помещает Утик уже в Албании свого времени (такие примеры ловко используются амбициозными историками). То, что Каганкатваци не причисляет себя к албанцам нетрудно поять из его же строк: «В то же время он (Маштоц) стал превосходным проповедником и апостолом для диких племен горцев, живущих у подножья гор, которым он на их же языке объяснял и знакомил [со Святым Писанием]».130 После данной информации нелепо считать Каганкатваци албанцем, ибо он дословно называет чуждым для себя язык албанцев. Мовсес Каганкатваци размещает племена самой Албании на левобережье Куры, «у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина», а создание северо-восточного наместничетсва Армении также относит к царю Валаршаку : «Здесь начинается [история] княжество страны Алуанк. От начала сотворения человеческого рода до царя армянского Валаршака о проживающих близ высоких гор Кавказа мы не можем ничего достоверного рассказать слушателям. При установлении порядка у жителей северных он созвал [представителей] пришлых диких племен, жи



Статистика