кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


 

 

Холокост на Северном Кавказе и современность
О Холокосте трудно говорить, думать, писать. Если бы этот кошмар ХХ века остался в прошлом, наверно можно было хладнокровно исследовать его истоки.
Увы, но история не учит, все повторяется.
Холокост – это общечеловеческая катастрофа, а не только еврейская национальная трагедия. Каждое поколение вынуждено ответить на вопрос, почему подобное стало возможным. Удивительно, но нет иммунитета от такого абсолютного человеконенавистничества.
Известный британский государственный деятель и политолог 18 века Эдмунд Брюк справедливо заметил, что для того, чтобы зло восторжествовало, необходимо лишь, чтобы порядочные люди ничего не делали.
Сейчас, когда мир в культурном плане разделен больше, чем когда либо, когда поднялась новая волна антисемитизма, тема Холокоста заслуживает первоочередного внимания.
Уроки Холокоста и предшествующих ему событий должны заставить цивилизованный мир защитить себя, чтобы не вернуться всем в каменный век.
И что же делать? Не молчать, не закрывать глаза, разум и сердце.
Я думаю, что необходимо постараться уйти от огромной безликой статистики и перейти на индивидуальный уровень, использовать свидетельства очевидцев, которых остается все меньше, помочь понять чувства тех, кто пережил ад Холокоста.
Вновь технически грамотные варвары, организованные в государственную машину, становятся инструментом массового террора и убийств.
Необходимо обратить внимание на ответственность равнодушных людей.
Из истории Холокоста 
на Северном Кавказе
Много написано научных, художественных книг на тему европейского Холокоста, но совершенно не исследована данная тема Юга России и Северного Кавказа.
В фашистской Германии серьезно изучали проблему происхождения горских евреев. Во Франции они столкнулись с евреями из Грузии, Средней Азии, Ирана и Афганистана. Их не отправили в лагеря уничтожения.
Но к концу 1941 года в брошюре с грифом “Для служебного пользования“ под названием “Список наций, народов и народностей, живших в СССР“ горские евреи названы просто евреями. Профессор Г. Киттель, к которому обратились нацисты ответил, что вопрос сложный и ответить на него можно только проведя исследования на месте.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
В Крыму в 20 гг. был создан колхоз им. Шаумяна. Немецкие войска в начале не обратили внимание на них, но“доброжелатели” открыли глаза фашистам на их “упущение” и 114 горских евреев были расстреляны.
23 июля 1942г. немецкие войска захватили Северный Кавказ, дальше они продвинуться не смогли. Они не успели захватить Грозный, Буйнакс, Кизляр, Дербент, где жили еврейские общины.
На занятой территории были два центра с поселениями - еврейский колхоз в Багдановке под Моздоком и Менжинском.
Трагедия Багдановки
При содействии местных предателей фашисты расстреляли всю общину - 472 человека. Долго дышала земля, несколько суток сельчане слышали стоны. На 15 грузовых автомашинах взвод немецких солдат вывез несчастных на окраину села. Мужчинам и женщинам вручили лопаты и заставили рыть колодец, затем фашисты стали стрелять. Рассказывает очевидец событий Сергей Амирамов: ”Был такой случай. Русская женщина спасла девочку Алису Призову. Она была единственным свидетелем на суде, когда судили предателя и убийцу Федора Шифера в 1964 году в станице Курской Ставропольского края. А меня спасла русская женщина Клава, она, когда бабушку и дедушку, моих родственников вели к машине, подошла, взяла за руку, увела к себе домой и спрятала на сеновале. Мне было пять лет. Там же, на сеновале были девочка и два мальчика.18 человек моих родных в этой могиле. Еще счастье, что мама и братья были в Грозном“.
Самой большой общиной горских евреев, оказавшихся в руках нацистов, была горско-еврейская община Нальчика. Жили в городе и европейские евреи, в основном интеллигенция - инженеры, врачи, преподаватели института.
В Нальчик еще до 1941 года приехали в Кабардино-Балкарию европейские евреи, бежавшие от фашистов. Многие жили у горских евреев. Их приняли, но в первые дни оккупации по доносу предателей ашкеназских евреев фашисты всех забрали и расстреляли на стадионе и на ипподроме.
Ёще один из исторических фактов.
В селе Кызбырун – до оккупации поселили 57 евреев из Крыма. Но жуткая смерть застала их на Северном Кавказе. Их собрали в сарае и сожгли всех. Уже в 2000 году мне, директору Еврейского центра г. Нальчика, позвонили из сельсовета и просили приехать на поминальный митинг. Я обратилась в Республиканский архив, нашла документы с фамилиями, но не всех. Мы с раввином, со школьниками, с теми, кто пережил Холокост, поехали в это село. Останки этих несчастных людей были после войны перенесены во двор школы, но на памятнике нет не одного слова о том, что там покоятся евреи, жертвы Холокоста. На митинге выступали местные сторожилы-мусульмане, те, кто помнит, как все это было. Выступали и евреи, кто уцелел в Нальчике, кого спасли кабардинцы – мусульмане и Красная Армия. Были молитвы за упокой жертв Холокоста. Впервые зажгли свечи на их могиле. Это был день толерантности живых.
По поводу горских евреев фашисты думали, что с ними делать. В тех населенных пунктах, где местное население доносило немцам, что это еврейские семьи, фашисты их расстреляли. Горско-еврейская община каждый день ожидала, что их расстреляют. Свидетельства пожилых поражают покорностью судьбе. Родственные узы не давали спасаться в одиночку. Горские евреи Нальчика чудом уцелели. Причины этого чуда до сих пор исследуются.
В Кабардино-Балкарской Республике 6 декабря 1942 года был создан национальный совет, который возглавил кабардинец, адвокат Семен Шадов. К нему обратились горские евреи во главе с Маркелем Шабаевым за помощью.
Семен Шадов, в свою очередь, обратился к фельдмаршалу фон Клейсту (его штаб находился в Кисловодске) и к его представителям в Нальчике. Семен Шадов писал им, что “горские евреи - это горский народ“. Была создана комиссия по данному вопросу, они посетили дома, убедились, что традиции горских евреев не отличаются от образа жизни кабардинцев. Им показали национальные танцы, были приготовлены блюда горско-еврейской кухни, подносили от горских евреев деньги, драгоценности. Все делали, чтобы спасти общину от фашистской расправы.
Но даже в этих условиях, когда жизнь висела на волоске, община жила по еврейским традициям. Здесь веками рождался человек евреем и умирал евреем. Покойный ныне раввин Амиров и его сподвижники, рискуя жизнью, решили похоронить религиозные реликвии до лучших времен. Верили, что чудо произойдет. Всё положили на носилки, придали вид покойника. Понесли на кладбище, мимо штаба гестапо. Каких нервов это стоило! После освобождения города реликвии снова доставили в синагогу.
Нальчанка Р.Симахова вспоминала, что немцы пришли к ней домой и просили кастрюлю, чтобы сварить свинину, но она отказалась дать. “Мы свинину не едим“, но они все равно забрали, ее спасло то, что кабардинцы - мусульмане, тоже не ели свинину. Другая вспоминает: - “Я с девочками - кабардинками пошла за терном и нас увидели русские мальчики, наши соседи. С ними был один эсэсовец. Они чинили машину. Они что-то сказали этому эсэсовцу. Мы увидели подводу и парня - кабардинца. Девочки ему сказали: - “Али быстро возьми ее на подводу, ее выдали “. Он привез её домой. Всю ночь мы ждали немцев...вот - вот придут“.
Евреи, зная прекрасно кабардинский язык, уезжали в кабардинские села. Их прятали, кормили, спасали, как могли.
Мне рассказывали, как 16 - летняя замужняя, беременная женщина с семьей мужа, который был на фронте, жила в семье кабардинцев в селе Зарагиж. У них своих было шестеро сыновей, из них двое были на фронте. Один из сыновей предупредил еврейскую семью, что надо им уйти ночью, ибо их утром, как евреев, расстреляют. Он работал в полиции. Его отец дал лошадь с повозкой и своего 15 - летнего сына и так спасли еврейскую семью. А ведь они рисковали жизнью всей своей семьи. Из селения Исламей уходил на фронт Шалумов, оставляя жену и четырех сыновей. Он просил своих друзей - кабардинцев, если он не вернется живым с фронта, не оставлять его детей. Во время бомбежки жена ослепла и вскоре умерла. Их детей забрали чужие люди. Полицай из их же села решил их выдать фашистам. Аксакалы, то есть, совет старейшин предупредили его, чтобы он не делал этого. Детей спасли.
О том, что пережили евреи во время оккупации, сохранились документы и воспоминания очевидцев. Грабили, забирали все и при этом говорили, что скоро всех евреев расстреляют. Это было гетто. Выгоняли на работы, заставляя рыть траншеи и ямы, где собирались всех евреев расстрелять. Комиссия занималась вымогательством, и люди откупались, как могли, но тем самым тянули время. Был приказ фон Клейста, что горские евреи кавказское племя. На суде в марте 1963 года над военными преступниками некто Вольф-
ганг Рейнхолбдс свидетельствовал:
“Я занимался в основном горскими евреями. На основе литературы я подготовил справку, где писал, что горские евреи - это таты, они являются такой же народностью Кавказа, как и прочие горцы“.
В Нальчик прибыл специалист по иранским языкам, который приезжал в Нальчик несколько раз, сделал выводы, что таты – евреи. Стали спешно составлять списки всех евреев на полное уничтожение. Помогали им русские, которые указывали, где живут евреи. Расстреляли целые семьи. Был назначен день массового расстрела.
Но произошло чудо. Красная армия раньше времени освободила г. Нальчик. Время прошло, но память осталась.
Сегодня Кавказ горит и это продолжается уже 20 лет.
Кавказцы всегда удивляли мир чувством такта, готовностью прийти на помощь, бескорыстием. Всегда действовали неписанные законы - адат. Что же стало со всеми? И при чем тут евреи к событиям на Северном Кавказе.
Кому-то очень выгодно во всем обвинить евреев.
Магамед Абдулхабиров, доктор медицинских наук, профессор, честный журналист ответил на этот вопрос.
«За последние 20 лет на Северном Кавказе взорваны, похищены и убиты многие тысячи людей. Ни один еврей не участвовал в этих злодеяниях! Ни один еврей не приватизировал берега и предприятия Дагестана. В кизлярском роддоме позорно не восседали вооруженные евреи. Не евреи насадили дедовщину в российской армии. И несчитанных сирот в детских домах страны не евреи оставили. В числе глав аулов, районов, городов Северного Кавказа что-то не узрел я ни одного еврея».
Журналист – чеченец Варсолт Мадагов писал: “Беспочвенные оскорбления, которые идут из разных источников в адрес многострадального и героического еврейского народа, я считаю незаслуженными, более того оскорбительными. Чеченская молодёжь, кроме стариков, не знает, сколько нас выручали и помогали евреи. В 1944 году, когда депортировали весь чеченский народ в Среднюю Азию, евреи переживали и месяц держали траур, евреи отдавали свои сбережения, деньги, золото, чтобы чеченцы могли их обменять на кусок хлеба. А после возвращения евреи встречали нас с радостью. Они не заняли ни один пустой чеченский дом. Я знаю, что многим чеченским и ингушским ребятам помогли стать на ноги, помогли стать известными. Но почему-то об этом молчат и не пишут.“
Кстати, я живой свидетель того, как Израиль 55 чеченских ребят – сирот, в ходе последней войны, вывез к себе на реабилитацию.
С началом войны в Чечне (1994-1997гг.) появились наёмники - арабы, поднялась волна антисемитизма. Появилась на прилавках магазинов антисемитская литература. Я лично видела в Алании книгу Гитлера. Там, где власть понимает, насколько это опасно, этого не допускается. Примером может стать Кабардино-Балкария, где серьезно относятся к данной проблеме. В республиканской прессе не позволяют публикации, направленные на разжигание межнациональной или межконфессиональной розни. Журналисты не забывают о своей ответственности.
В Мемориальном парке Нью-Йорка поставили поминальный камень, символ памяти жертвам Холокоста в Багдановке, где 9 мая собираются горские евреи, чтобы почтить память, зажечь свечи и прочитать кадиш.
И нам надо, пока живы очевидцы, записать все, что они помнят. Записать и издавать, желательно на английском языке.
Наверно и об этом слова Иоля: 1:3 из Торы:
Передайте об этом детям вашим,
а дети - своим детям,
а их дети - следующему роду.
Светлана Данилова, 
кандидат исторических наук
Нью-Йорк




Статистика