кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


История Армении. Эпоха до нашей эры


Первые следы человека на территории современной Армении относятся к палеолиту. Одни из самых ранних, ашельские обсидиановые орудия были обнаружены вдоль ущелья реки Раздан. Стоянки эпохи нижнего палеолита обнаружены на холмах, расположенных на склонах горы Артин (Сатанидар, Арегуни, Южный холм). В эпоху неолита на Армянском нагорье на смену собирательству и охоте приходит примитивное земледелие, главным образом около устьев горных рек и ручьев. В эпоху энеолита и ранней бронзы, наряду с земледелием, интенсивно развивается скотоводство (поселения Шенгавит, Шрешблур, Элар, Тагаворанист и другие, датируемые IV-III тыс. до н.э.). Раскопки поселения Техут (около Эчмиадзина) свидетельствуют о том, что еще в V-IV тыс. до н.э. на территории Армении существовала довольно развитая для того времени медная металлургия. Археологические исследования городища Мецамор (около города Армавира), относящегося к III-I тыс. до н.э., выявили древний центр горно-металлургического производства; на территории поселения размещалось более 200 плавилен.

На рубеже III-II тыс. до н.э. в хозяйственной жизни начало преобладать скотоводство. Происходит первое крупное общественное разделение труда между скотоводческими (на горных склонах) и земледельческими (обитатели низин) родами; возникает примитивный товарообмен. Вторая половина II тыс. до н.э. характеризуется мощным расцветом культуры бронзы высокогорных районов. Гипотезы о происхождении собственно армянского народа в первую очередь обращаются к древнейшим сведениям о народах и странах в этом регионе и в целом на Армянском нагорье. Первые исторические упоминания имеются уже в самых ранних письменных источниках Древнего мира — месопотамских, хеттских, хурритских, лувийских и урартских надписях. В них аккадские, ассирийские и хеттские цари рассказывают о своих походах на нагорье. С середины II тыс. до н.э. на западе нагорья появляются первые государственные образования — Алзи, Исува и Хайаса. 

Самым могущественным среди них было царство Хайаса на северо-западе нагорья. Хеттские анналы XIV-XIII вв. до н.э. рассказывают о многочисленных войнах хеттов против Хайасы. В IX в. до н.э. формируется государство Урарту, которое впервые объединяет все Армянское нагорье под властью одного царя. В течение первой половины VIII в. Урарту было самым мощным государством Древнего Востока, «сверхдержавой» своего времени, которой страшились Ассирия и другие соседние царства. Столицей государства был город Тушпа (современный Ван), по имени которого Урарту часто называют Ванским царством. О высокоразвитой культуре Урарту свидетельствует существование развитой письменности (вариант вавилоно-ассирийской клинописи), высокий уровень земледелия, скотоводства и металлургии, строительства крепостей-городов, военного дела и т.п. На территории современной Армении самыми значительными урартскими крепостями-городами были Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили. Эребуни был основан в 782 г. до н.э. урартским царем Аргишти I на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Тейшебаини также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), он был основан Русой II (685-645) — последним великим царем Урарту. Аргиштихинили был располжен близ современного города Армавир. Язык клинообразных надписей Урарту — так называемый урартский язык, родственный другому древнеписьменному языку региона — хурритскому, не является армянским, хотя в армянском есть заимствования, свидетельствующие о раннем соседстве двух народов. Это дает повод для многочисленных гипотез о происхождении и ранней идентификации армян, поскольку языковая преемственность, помимо физической и культурной, является важным фактором в формировании народа. 

Памятники изобразительного искусства и археологические находки дают практически один и тот же антропологический тип жителей Северной Месопотамии, Армянского нагорья и Восточной Малой Азии в течение последних пяти тысяч лет. Очевидна и культурная преемственность жителей Армянского нагорья разных эпох. Проблематичным в этногенезе армян остается вопрос ранней идентификации носителей армянского языка — протоармян, а поскольку армянский входит в индоевропейскую группу языков, то теории о происхождении армян прямо или косвенно связаны с гипотезами о прародине индоевропейцев, делая армян, соответственно, древними пришельцами или автохтонами.

Теории о происхождении армян строятся на идентификации исторического прототипа самоназвания hay. Большинство из них могут быть разбиты на две группы: одна возводит этноним hay к названию Хатти, другая — к Хайаса. Хатти — название Хеттского государства, территория которого после падения Хатти перешла к его бывшим восточным окраинам. По современному варианту первой теории, протоармяне идентифицируются с племенем мушков, которые, согласно ассирийским анналам, в XII в. до н.э. захватили несколько районов на юго-западе Армянского нагорья. Сами мушки предполагаются балканским племенем, которое переняло название Хатти. Это название в их языке и перешло в hay. Эта теория широко известна благодаря высокому авторитету ее автора — И. Дьяконова, но главным образом среди историков общего профиля. Ученые же, специально занимающиеся вопросами этногенеза, в частности этногенеза армян, больше склоняются ко второй теории в ее разных вариантах. Неудивительно, что гипотезы, утверждающие автохтонность армян, имеют большую популярность и в неакадемических кругах Армении. Впрочем, и первая теория предполагает достаточно древнее присутствие протоармян на Армянском нагорье (с XII в. до н.э.), а согласно обеим теориям, протоармяне составляли значительный пласт в населении Урарту, после падения которого {VII—VI вв. до н.э.) протоармяне стали главным этническим элементом страны. Первым собственно армянским государственным образованием стал так называемый «Дом Тогармы» — бывшее царство Мелитены. После поражения Урарту оно существовало в виде формально зависимого от Мидии царства, включавшего значительные территории на западе Армянского нагорья. Центром этого царства был город Мелид (Мелитена), судя по тому, что в Греции до V в. до н.э. армяне назывались «мелитенянами».

При первых Ахеменидах, персидских царях Кире (550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединенные под властью царя, были в союзных и вассальных отношениях с могущественным Персидским государством, сменившим царство мидян. Позднее, после неудачного восстания против Дария Гистапа, Армянское царство, как и другие вассальные царства Персии, вынуждено было довольствоваться статусом сатрапии. Этим временем датируется первое упоминание страны «Армения» — она была указана среди прочих стран, захваченных Дарием, в знаменитой Бехистунской надписи (перс. Армина, элам. Харминуа, вавил. Урашту). Примерно в это же время греческие источники называют страну Арменией. 

Господство древних персов в Армении длилось более двух столетий (550-330 гг. до н.э.). О жизни Армении в эпоху Ахеменидов имеются некоторые сведения у Ксенофонта, который в своем «Анабасисе» описал в качестве очевидца отступление десяти тысяч греков через Армению к Черному морю в 401-400 гг. до н.э. Ксенофонт говорит об армянах как об оседлом земледельческом народе. Основной общественной организацией у них была сельская община, возглавляемая старшиной — комархом. Община делилась на семьи. Каждая семья занимала один дом. Под одной кровлей в таком доме жили глава семьи, его сыновья с женами и внуки. Из ряда таких домов состояли общинные поселки — деревни, окруженные валами. Население деревень занималось скотоводством и земледелием. Земля составляла коллективную собственность общины. Основными полевыми культурами были пшеница и ячмень. Высокого развития достигли виноградарство и виноделие.

В IV в. до н.э. ослабление государства Ахеменидов привело к тому, что подвластные персам области Закавказья либо вышли из-под власти Персидского государства, либо сохранили чисто номинальную зависимость от него. Поэтому завоевания Александра Македонского и перспективы подчинения армянских областей македонянам представляли угрозу независимости армян. В борьбе Дария против Александра армянские вожди держали сторону персов. После победы Александра над персами в битве при Гавгамелах (331 г. до н.э.) армяне, признав формально подчинение македонянам, продолжали упорно сопротивляться попыткам греков проникнуть в Закавказье. Сразу же после смерти Александра области Армянского нагорья фактически стали свободными и на базе политических объединений, сложившихся еще при Ахеменидах, возникли сильные, почти независимые армянские государства — Малая Армения, Софена и Великая Армения.

В первой половине II в. до н.э. Малая Армения вошла в сферу политического влияния Понтийского царства, а в конце II в. до н.э. была включена в состав владений понтийского царя Митридата Евпатора. В 72 г. она стала частью римских владений. Софена, лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, в качестве особого административного округа (стратегии), управляемого местными династами, вошла в состав государства Селевкидов. Зависимость от центрального правительства сводилась к уплате дани и обязательству выставлять военные контингенты. Благодаря широко развитым торговым связям с эллинистическим миром и наличию значительной прослойки греческого населения в городах Софены эта страна подверглась заметному воздействию эллинистической культуры.

В конце IV в. до н.э. наследник знатного рода Ервандуни, представители которого были правителями XIII сатрапии Ахеменидов, объявил себя царем Армянского царства с центром в Армавире (прежний Аргиштихинили). Развитие производительных сил и торгового обмена в это время создало предпосылки для начала широкой градостроительной деятельности правителей страны. Свидетельством тому служат сохранившиеся в армянских хрониках названия городов, связанные с наименованием династии Ервандуни: Ервандашат, Ервандакерт, Ервандаван. В 220 г. до н.э. Антиох III Селевкид захватил Араратское царство и объединил его с основной областью Армении (бассейн озера Ван). С этого времени объединенные районы стали называться Большой, или Великой, Арменией. Правителем (стратегом) Великой Армении Антиох утвердил местного династа Арташеса. В 189 г. до н.э. Селевкидское царство было завоевано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царем Великой Армении Арташесом I, присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II.

Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке — армянском. В то же время эллинистическая культура послужила могучему культурно-экономическому прогрессу Востока и привела к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями — показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в Армении. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении — Арташат. Расположившись на магистральном пути к портам Черного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных — с Китаем. Плутарх называл Арташат "Карфагеном Армении" и писал о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город.

С правлением внука Арташеса, Тиграна II (Тигран Мец, 96-55 гг. до н.э.), связано время наивысшего могущества Армянской державы. Столица государства — Тигранакерт — стала одним из центров эллинистической науки, искусства и литературы. Эллинизм и греческий язык проникли в аристократию той эпохи настолько, что сын Тиграна и его преемник Артавазд писал, по свидетельству Плутарха, речи и трагедии на греческом языке. Развивались торговля, ремесла и промышленность, массового рабства не существовало, землю обрабатывали крестьянские общины. Официальной религией армянской аристократии в это время был иранский зороастризм и культ бога солнца Митры. Обширная империя Тиграна не была целостным государством, это была пестрая смесь племен и народов, стоявших на различных ступенях общественного и культурного развития. Империя охватывала большую часть Передней Азии, она распространилась от Каспийского до Средиземного моря, от Месопотамии до реки Куры, ее вассалами были сопредельные государства и народы — Иберия и Албания на севере, Парфия и арабские племена — на востоке и юге. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. После поражения союзника Тиграна — Митридата Понтийского — она оказалась в одиночестве между могущественным Римом и усилившейся Парфией, напиравшими с Запада и Востока. В 69-66 гг. до н.э. империя распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником римского народа».





Статистика