кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


 

 

История горских евреев до начала XVII в.
К сожалению, многовековая история евреев Кавказа все еще изобилует белыми пятнами. В этой главе кратко рассказано то немногое, что известно об истории этой общины с древнейших времен и вплоть до начала XVII в.
Точное время появления евреев на Кавказе теряется во мгле веков. Первые исторические документы, в которых упоминаются кавказские евреи, относятся к началу новой эры. О существовании еврейских поселений на Кавказе в III-IV вв. свидетельствуют, по крайней мере два независимых друг от друга источника.
В иерусалимском Талмуде упоминается раввин Шимон Сафра из города Тербента, и можно предположить, что этот Тербент - не что иное, как Дербент, который в конце III в. был процветающим городом.
Другой источник - «История Армении» армянского историка V в. Фавстоса Бузанда. Рассказывая о военных победах персидского царя Шапура II (309-339) над Аршаком III, царем Армении, Бузанд подробно пишет о пленных, которых персидский царь увел с собой из Армении. По этим данным с Кавказа в Персию было угнано около 70 тысяч еврейских семей. Хотя это число и выглядит сильно преувеличенным, тем не менее, оно свидетельствует о том, что в IV в. на Кавказе была крупная еврейская община.
С самого начала своей истории евреи Кавказа были в орбите персидского влияния. Начиная с IV в. Закавказье (в том числе Кавказская Албания, территория которой тогда доходила до Дербента) попало под контроль Персии. Под ее властью Восточный Кавказ находился около трехсот лет. Регион Дербента имел важное стратегическое значение: для Персидской империи это была естественная преграда на пути воинственных северных кочевников. Жившие здесь народы и племена по этой причине пользовались особыми привилегиями, полученными от персидских царей.
Персидские цари-огнепоклонники из династии Сасанидов, как правило, терпимо относились к иноверцам, но в то же время известен целый ряд царей, притеснявших евреев. Например, царь Иездигерд II (438-459) и его преемник Пероз (459-483), который в еврейских памятниках именуется не иначе как «Пероз Злодей», запретили евреям соблюдать субботу, закрывали синагоги, обязывали евреев обращаться к судьям-персам и даже отнимали еврейских детей у родителей и отдавали их на воспитание жрецам. Преследуемые евреи бежали на окраины империи, в том числе на Кавказ. В Кавказской Албании действия царской власти вызвали недовольство населения: разразилось восстание, которое длилось около 30 лет. Сасаниды так и не сумели восстановить полный контроль над этой территорией. Кавказ благодоря этому стал прибежищем для христиан и евреев со всей Персидской империи. Среди евреев Кавказа до сих пор бытует предание, что часть их предков прибыла сюда из Персии в первые века новой эры из-за преследований, которым они подвергались за приверженность к своей вере.
Таким образом, уже в раннем средневековье Восточный Кавказ обладал значительным еврейским населением. Средневековая летопись «Дербентнаме» свидетельствует, что до прихода арабов большая часть жителей Табасарана (область на юге Дагестана) исповедовала иудаизм.
В начале VII в. на Восточном Кавказе появляются хазары - воинственные тюрки-кочевники. Они захватили территорию севернее Каспийских ворот (нынешний Дербент). В третьем десятилетии VII в. хазары захватили большую часть территории, которую сейчас занимает Азербайджан. Вскоре, однако, они должны были отступить за Дербент под ударами наступавших с юга арабов. В последней четверти VIII в. в тех районах Кавказа, которые оказались под властью хазар, было много поселений евреев. Хазары отличались религиозной терпимостью, в то время как арабы огнем и мечом обращали в свою веру жителей Кавказа, в том числе - евреев.
Арабские историки сохранили много свидетельств о евреях Кавказа. Мас'уди пишет о евреях в области Зергеран (ныне аул Кубачи, южный Дагестан), ибн-Хаукаль - в хазарском городе Семендере (около аула Тарки).
В 722 г. в Табасаране и Кайтаге поднялось восстание местного населения против арабов, которое поддержали хазары. Евреи тоже приняли участие в этом восстании. Но хазары неожиданно прекратили поддержку, и восстание было жестоко подавлено. Те евреи, которые не захотели принять ислам, бежали к хазарам.
В VIII-IX вв. Хазарский каганат, в котором получил распространение иудаизм, притягивал к себе множество евреев из Ирана и Византии, и можно предположить, что в тот период еврейская община Кавказа была достаточно большой. Миграция продолжалась около двух веков. Согласно одной из гипотез, имеющей много приверженцев, именно предки горских евреев принесли иудаизм хазарам.
Нет сомнений в том, что евреи Кавказа вступали в брак с обратившимися в иудаизм хазарами, поэтому не исключено, что в жилах нынешних горских евреев течет немало хазарской крови. Вообще велик соблазн связать происхождение горских евреев с хазарами. К сожалению, все гипотезы о хазарском элементе в генезисе горских евреев носят умозрительный характер.
Продолжали существовать еврейские поселения и в тех регионах Кавказа, которые находились под властью арабов. Так, в арабских хрониках X в. зафиксировано, что в 922 г. арабы разрушили синагоги в Дар-Эль-Бабунг (скорее всего, это нынешний Дербент), и в ответ на это хазары разрушили мечети в своей столице Семендере, то есть Хазарский каганат выступал как бы гарантом безопасности евреев, живших на Кавказе под властью арабов.
В конце X в. хазары потерпели ряд серьезных поражений от войск киевского князя Святослава, наступавшего с севера, и хорезмиицев, атаковавших каганат с юго-востока. Территория каганата сильно сократилась. Большинство новых адептов иудаизма, вера которых не имела прочных исторических корней и была довольно шаткой, достаточно скоро приняли ислам, но евреи и часть хазар-иудеев, придерживаясь своей веры, продолжали жить в мусульманских феодальных государствах Кавказа вплоть до их завоевания татаро-монгольскими ордами в XIII в.
Арабский историк XIII в. Ибн аль-Кутфи пишет, что в домонгольский период на Кавказе было немало еврейских мудрецов, изучавших Тору. Он упоминет о «рабане аль-Таври, еврейском враче и астрологе, жителе Таб-ристана (Табасарана), который известен как еврейский мудрец и знаток Торы».
Хотя Хазарский каганат и прекратил свое существование в X в., но контроль арабов над бывшими хазарскими землями вдоль побережья Каспийского моря и в долинах Дагестана был слабым, там по-прежнему ощущалось заметное влияние хазар. В этот период в Кайтаг вернулось множество его бывших жителей, в том числе евреев, которые ранее бежали от арабов на территорию Хазарского каганата.
В 1220-1240 гг. татаро-монголы прошли разрушительным походом через Восточный Кавказ и включили его в свою империю. Сведения о евреях Кавказа в этот период дошли до нас в сообщениях европейских послов, отправленных к монголам. Посол Римского Папы монах Плано Карпини (1182-1252), побывавший в 1245 г. на территории, контролируемой татарами, среди других кавказских племен упоминает некое племя брутахиев, исповедующее иудаизм. Посол французского короля монах-францисканец Гийом Рубрук (1215-1270), который побывал в этом регионе в 1254 г., также свидетельствует, что в окрестностях Дербента живет множество евреев.
Сменившие хазар татаро-монголы поначалу проявляли веротерпимость. Но эпоха сравнительного благополучия и безопасности для евреев быстро пришла к концу. В 1291 г. к власти в Орде пришел Газан-хан (правил до 1304 г.), который принял ислам. И опять началась долгая эпоха преследований и гонений.
Со второй четверти XIV в. Восточный Кавказ служит ареной опустошительных набегов различных завоевателей, от которых тяжело страдает местное, в том числе еврейское, население. В середине XIV в. Восточное Закавказье разоряют полчища Узбек-хана. В то же время войны чередуются с периодами относительной стабильности. В конце XIV в. на территории Азербайджана сформировалось самостоятельное государство со столицей в Ширване, под властю которого находился почти весь Восточный Кавказ. Однако государство ширван-шахов вскоре пало под ударами жестокого эмира Самарканда, великого завоевателя Тимура (1336-1405).
В начале XVI в. военачальник Исмаил сумел объединить разрозненные племена и взял власть в Ширване в свои руки. Во главе воинственных и преданных ему кызылбашей он вошел в Тавриз и в 1501 г. провозгласил себя шахом. Но после 40-летнего периода войн с Ираном Ширван капитулировал, превратившись в маленькое исламское ханство в составе великой Персидской державы. Весь Восточный Кавказ оказался вскоре вновь под контролем Ирана.
Начиная с 1514 г. Кавказ стал ареной ожесточенных войн между шиитским Ираном и суннитской Оттоманской Портой. Многие жители долин и равнинной прибрежной зоны уходили в горы в поисках убежища от разорения, насилия и гибели. Не составляли исключения и евреи. Большие общины распадались, расселялись по маленьким разрозненным аулам в горных труднодоступных местах и зачастую не могли поддерживать связь между собой. Бегство евреев из больших городов, рассеяние крупных общин - все это стало причиной культурной и духовной деградации еврейского населения.
Источник: Книга: ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / История, этнография, культура, 1999 г.




Статистика