кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


 

 

История горских евреев

 

Евреи на Кавказе стали селиться во времена Вавилонского и Ассирийского плена.

Исторически проживают в Дагестане и Азербайджане. Раньше проживали и в Чечне.

Очевидно повлияли на принятие хазарами иудаизма.

В самой Хазарии проживали евреи потомки колена Симеона по словам хазарского еврея. Известный еврейский путешественник Эльдад га-Дани (IХ в.) пишет: «Колено Симеона и половина Манассии в стране Хазар, которая находится на расстоянии 6 месяцев пути от Иерусалима»; «Они неисчислимы и собирают дань с 25 царств».

Вместе с хазарами, горским евреям пришлось воевать с арабами, руководимых полководцем Масламом бен Абдул-Маликом (Абу-Муслимом) в 735 (737).

Арабский полководец Мерван, будущий халиф, дошёл до Дербента, разбил хазар, вытеснив их на Волгу, огнём и мечом вводил ислам среди покоренных народов, в том числе и среди «исполнявших закон Мусы».

Когда мусульмане покорили селение Ахты на юге Дагестана, этим селением правил еврей Исхак Кундишкан.

Вышеупомянутый Абу-Муслим, разбив хазарского военачальника Самсама, выдал за еврея Исхака Кундишкана свою сестру Юмюл Маминад замуж.

Успехи арабов объясняются тем, что среди их врагов не было единства: уже сам Ицхак Кундишкан воевал с хазарским военачальником Самсамом (Ахты-намэ: «Много раз Самсам подходил с сильною ратью под Ахты и держал его в осаде, но Дервиш-аи / Исхак Кундишкан /, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми»), который в свою очередь воевал с собственным визирем Кагой.

В 965 году русские, во главе с князем Святославом Игоревичем, совместно с гузскими племенами, печенегами, Хорезмом и Византией разгромил Хазарию, в том числе и город Семендер в Дагестане (ныне Тарки-Махачкала).

Монголы, а именно Батый в 1223 и Тамерлан в 1395-96 окончательно уничтожили еврейские княжества в Дагестане и Чечне, а последний обратил их жителей в ислам.

В 1741 на горских евреев напал Надир-шах. Когда он овладел Кубой (северный Азербайджан), где еврейская часть города отделяется от мусульманской части рекой и составляет как бы самостоятельный город, он во время богослужения с обнаженным коротким мечом вошел в самую большую синагогу и угрожающе приблизился к кафедре (юхал), требуя от читающего Сефер-Тору отречься от Иудейской религии и принять ислам. Раввин, естественно отказался, предпочитая смерть принятию ислама. Тогда тиран со всего размаха обрушил на него меч. Но в это мгновение раввин машинально поднял Тору. Меч, наполовину разрубив свиток вместе с серебряным футляром, застрял в нем. Надир-шах, видя это, начал умолять раввина, чтобы тот прочитал молитву о пощаде перед Всемогущим такого содержания: «Муса-Пэйгамбаром (Моше-Рабину), пусть простит его (то есть Надир-шаха) Всевышний за то, что он поднял руку на Священное Писание пророка». Шах угрожал сжечь весь город, если раввин откажется выполнить его просьбу. Тогда раввин сам обрушился на него: «Кайся, кайся, злодей. — кричал раввин, — ты осквернил Божий дом и надругался над пророком… Кайся, иначе тебе не бывать ни в удаче, ни в счастье!». Надир-шах, порвав на себе одежду, попросил прощения. Раввин прочитал что-то (видимо, проклиная тирана), а Надир-шаху сказал, что Моше-пророк простит его, если он прекратит издеваться над народом — евреями (егудами).

Так совершилось ещё одно еврейское чудо: по приказу шаха немедленно прекратилось преследование евреев, было возвращено все награбленное еврейское имущество. Надир-шах вместе со своей свитой и остальными воинами покинул еврейскую часть города, так и не учинив кровавой расправы над евреями Кубы… В легенде говорится, что «волею Всевышнего, Тора Моше-Рабину оказалась настоящим щитом для маленькой общины города Кубы».

И действительно, есть факты, подтверждающие, что после этого случая Надир-шах относился к евреям благосклонно.

Другая легенда гласит, что после этого случая Надир-шаху во всех его походах сопутствовала неудача, что он до конца жизни упрекал себя в содеянном в кубинской синагоге и, будучи человеком глубоко религиозным, все свои неудачи объяснял тем, что поднял руку на священную книгу — Тору.

Надир-шах умер в 1747 году. Так закончилась жизнь одного из величайших тиранов периода введения ислама на Кавказе.

Кавказская война (1810—1859), апогеем которой была борьба с Шамилём (1834—1859) стала страшной страницей истории горских евреев.

Шамилем было обращено в ислам все Андийское ущелье (существуют легенды еврейского происхождения андийцев). В народе сложены легенды о жителях Гумбета. многие из которых предпочли смерть принятию ислама.

В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт, Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи. Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный язык и обычаи народов Дагестана. Носили местную одежду, знали кухню, внешним видом походили на коренное население, но крепко держались за веру своих отцов, исповедуя Иудаизм. Еврейскими общинами руководили грамотные и мудрые раввины. Разумеется, во время войны евреи подвергались нападениям, грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия. Евреи обращались к царским военачальникам за защитой и помощью, но, как это часто бывает, просьбы евреев либо не слышали, либо не обращали на них внимания — выживайте, мол, сами!

В 1851 командующим левого фланга Кавказской линии фронта был назначен князь А. И. Барятинский — потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру. С первого дня своего пребывания в Дагестане Барятинский начал претворять в жизнь свой план. Он встречался с лидерами общин — раввинами, организовал агентурную, оперативную и разведывательную деятельность горских евреев, ставя их на довольствие и приводя к присяге, не посягая при этом на их веру.

Результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 1851 была создана агентурная сеть левого фланга. Джигиты горских евреев проникали в самое сердце гор, узнавали местоположение аулов, наблюдали за действиями и передвижениями отрядов войска неприятеля, успешно заменяя продажных и лживых дагестанских лазутчиков. Бесстрашие, хладнокровие и какое-то особенное прирождённое умение внезапно застать неприятеля врасплох, хитрость и осторожность — вот главные черты джигитов горских евреев.

В начале 1853 пришло предписание иметь в конных полках по 60 человек евреев-горцев, в пеших — по 90 человек. Кроме того, призванные на службу евреи и члены их семей получали российское гражданство и значительное денежное довольствие. В начале 1855 имам Шамиль стал нести существенные потери на левом фланге кавказского фронта.

Немного о Шамиле. То был умный, коварный и грамотный имам Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным двором и координировал экономический курс при Шамиле горский еврей Исмиханов! Однажды его хотели обвинить в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль приказал «хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза», но формы неожиданно были найдены у одного сотников Шамиля. Шамиль лично уже ослепил его на один глаз, когда сотник извернулся и нанёс ему удар кинжалом. Раненый Шамиль с неимоверной силой стиснул его в своих объятиях и зубами разорвал ему голову. Исмиханов был спасён.

Лекарем у Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Мать его была повитухой в женской половине дома Шамиля. Когда Шамиль умер, на его теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.

На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым долгим был брак с Анной Улухановой — дочерью горского еврея, купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим. Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей…

В 1856 князь Барятинский был назначен наместником Кавказа. На протяжении всей линии кавказского фронта были прекращены бои, и развернулась разведывательная деятельность. В начале 1857, благодаря разведке горских евреев в Чечне были нанесены сокрушительные удары по жилым пунктам и продовольственным базам Шамиля. И к 1859 Чечня была освобождена от деспотического правителя. Его отряды отступили в Дагестан. 18 августа 1859 в одном из аулов последние остатки войска имама были окружены. После кровопролитных боёв 21 августа в ставку российского командования отправился посол Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 под селением Ведено Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерями невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе с ним туда отправилось 21 человек родственников.

Кавказская война постепенно завершилась. Русские войска потеряли за 49 лет военных действий около 100 тысяч человек. Высочайшим указом все горские евреи за доблесть и храбрость были освобождены от уплаты податей на 20 лет и получили право свободного передвижения по территории Российской Империи.

Однако испанец на русской службе Ван Гален, участник Кавказской войны, упоминает о том, что в Эндери против русских воевали и евреи, жители этого села. Так что, какая-то часть горских евреев воевала на стороне чеченцев.

По данным архивов (собрано Нехама-Сарой Шварц):

«В начале 19 в. Уда-мулла напал со своей бандой хищников (грабителей) около Грозного, ограбил имущество евреев, 20 человек убил, многих взял в плен. Это заставило евреев бежать в Грозный, в русскую крепость и послужило началом основания еврейской общины в г. Грозном» (Центр. архив 1877).

«Муса Хасай, один из князей этого района, обходился с евреями жестоко, не обращал внимания на то, что их убивали соседние мусульмане. Аксайские евреи страдали, их вырезали, убивали, грабили» (Центр. архив 1878).

Имам Мехмед из Ягары в 1823 объявил газават (джихад) против неверных (России и евреев): «убийство еврея является для каждого мусульманина делом чести».

Рази Мухаммед, имам Чечни и Дагестана, отбросил закон гор и стал жить по законам шариата, призывая к войне с неверными в 1831. Очевидцы рассказывали, что спустившись с гор, Мухаммед сжигал дома евреев, отнимал всё имущество, община была рассеяна, стали селиться в других аулах далеко в горах. В ауле Джерах он захватил 20 человек и держал их до тех пор, пока не дали за них выкуп (Из записей этнографа В. М. Миллера).

«Евреи платили специальный налог, чтобы их не заставляли насильно переходить в мусульманство» (Из докладной записки русского офицера 1836).

«В 1835 Шамиль создаёт теократическое государство на территории Чечни и Дагестана и это один из самых тяжёлых периодов в истории горских евреев. Захваченных в плен за неимением выкупа продавали в рабство. Евреи страдали от преследований и угнетения своих хозяев, местных жителей и от постоянных нападений банд Шамиля, которые грабили, убивали и уводили в плен. Многие окончательно разорились и скитались с места на место по своим собратьям, выпрашивая деньги для выкупа пленников из рук тиранов».

«Войска Шамиля осадили Андреев аул и евреи бежали в крепость Внезапная, основанную генералом Ермоловым в 1819. Осада продолжалась 14 дней, не было пищи и воды и люди умирали от жажды. Евреи молились Б-гу о воде и в последний день осады пошёл дождь, все ямы наполнились водой. Тут подошли русские войска и банды Шамиля отступили».

В 1847 Шамиль 2 раза нападает на Грозный: «Не успели мы отстроиться, как Шамиль напал снова, на этот раз зимой. Он не только сжёг наши дома, но и убил 35 человек, в том числе женщин и детей, 5 человек увёл в плен» (Из записей этнографа В.Бергера).

«11-го швата (22 января)1848», вспоминает рабби Шимон бен Эфраим, — «глубокой ночью в аул ворвался Шамиль со своими бандами. Многих евреев безжалостно убили прямо в постели, других избили плётками и палками до полусмерти, отняли всё, отобрали одежду и бывшие в домах припасы. Дети потом умирали от голода и холода. Парней и девушек увели в плен, в числе их были и я с сестрой. На нас одели кандалы и погнали в горы. Три дня и три ночи нас держали в глубокой яме, а затем продали одному мусульманину, у которого мы работали как рабы за миску похлёбки в день» (Из записей этнографа И.Чёрного).

«Рядом с аулом располагалась еврейская слобода. Хотя горские евреи, когда они имеют при себе оружие, похрабрее своих единоверцев в цивилизованных странах, но всё же это народ мирный, торговый, не привык прибегать к оружию и никогда ни на кого не нападает. Поэтому наибу Абакару Дебиру (помощник имама) было легко их одолеть. Он отобрал у них всё, что было, сжёг дома и увёл в плен около 80 женщин и детей» (Из воспоминаний русского офицера 25 янв.1884).

Главный раввин Кавказа Элиягу бен Мишаэль Мизрахи в специальном послании призвал евреев содействовать всеми силами русской армии и был награждён командующим русскими войсками графом М. С. Воронцовым медалью за верную службу России. Евреи служили проводниками и переводчиками. Одним из таких проводников был Арон из Грозного, которого чеченцы выкрали и долго мучили, постепенно отрубая руки и ноги.

В этот период у евреев не осталось ни синагог, ни молитвенных домов, только по субботам собирались они в каком-нибудь большом сарае, где молились в полголоса, без громких песнопений, потому что если мусульмане узнавали, что евреи собрались для молитвы, они врывались туда, оскорбляли и избивали молящихся, а затем сжигали этот дом (Из записей И.Чёрного).

Шамиль провозгласил священную войну против «неверных» и жители многих аулов (например, лезгины) были насильно обращены в ислам. В 1840 главы общины горских евреев Дербента обратились с петицией на иврите к Николаю I, прося защиты от мусульман.

Между горскими евреями и ашкеназскими тоже чуть не произошла крупная драка по ничтожному поводу (раввины — горский и ашкеназский поспорили), — горцы тогда ворвались в синагогу с оружием и дубинками, и только увещевания раввина спасли ашкеназов.

Илья Анисимов писал об этом:

«Евреи-горцы стали удаляться от русских евреев и перестали питать к ним доверие. Эта вражда продолжает существовать и до наших дней. Насколько сильна она, можно судить из того, что у горских евреев сло­жилась пословица: „Эшгензире эз ховоре кушде хуб, эз песей кофою бисдо-ге бешгай“, то есть „не хорошо убивать европейского еврея чрез горло (ре­зать), а непременно чрез затылок, чтобы мучить его“.»

«Недавно произошло в городе Темир-Хан-Шура между европейскими и гор­скими евреями следующее столкновение. У русских евреев был один кан­тор, который исполнял у них вместе с тем роль резника и мясника. Горс­кие евреи, привыкшие на зиму делать запасы копченого и сушеного мяса, очень мало употребляли свежей мясной провизии и не стали заводить своей мясной лавки, а брали свежее мясо, когда потребуется, у русского еврея мясника. Но вот в городе год от году стало прибывать число горских ев­реев холостяков, которых привлекали сюда торговые цели и заработки. Вследствие большего требования мяса, явилась у горских евреев потреб­ность открыть свою мясную лавку. Этого желали они еще и потому, что, как носились слухи: резник русских евреев насчитывал лишнее на тех, ко­торые брали у него мясо на книжку. Явились двое из горских евреев, ко­торые попросили бывшего тогда главного рабби горских евреев М-ва резать для них мясо, и открыли свою мясную лавку. Увидев хорошее мясо, и многие из русских евреев стали покупать у них. Не прошло и года, как резник русских евреев почувствовал в покупателях большой недостаток, начал возводить обвинения на главного рабби горских евреев, рассказывая в го­роде, что он не умеет резать, не знает правил резания скотины „Шахидо“ и проч. и проч. Наконец, он увлекся до того, что в субботний день взял заповеди и сказал, что, присягая на них, он подтверждает негодность мяса (трефность) приготовляемого горским рабби. Слух этот дошел до горских евреев и их рабби: горские евреи страшно возмутились и потре­бовали у своего рабби опровержения взведенного на него ложного обвине­ния и наказания клеветника. В следующую субботу собрались несколько горских евреев и отправились, кто с палкой и оружием, (по субботам горские евреи не носят оружия) со своим рабби в синагогу русских евреев. Рабби начал требовать от кантора объяснения, но тот начал уверты­ваться; тогда горские евреи начали горячиться, ругать всех русских ев­реев мошенниками и грозить разбить их синагогу и убить их всех, в случае повторения таких гнусных обвинений. В некоторых местах синагоги даже началась драка и, вероятно, много бы пришлось потерпеть русским евреям, если бы не вмешательство самого рабби, который убедил своих приверженцев оставить это дело без последствия до следующего повто­рения подобного случая. Такие случаи, в которых является у горских ев­реев сильное желание разгромить своих недоброжелательных единовер­цев, русских евреев, бывают нередко и не в одном городе».

В 1917 во время Гражданской войны горские евреи, проживавшие в Хасав-Юрте, были совершенно разорены, проживавшие в Грозном — ограблены.

В 1918 во времена агента генерала Корнилова — Серебрякова горские евреи, живущие пригородком в Нальчике были разорены. Разоренных семейств было около тысячи.

Горские евреи, проживавшие в Хасав-Юрте, частью в боях против бандитов были перебиты, отчасти успели бежать с русским населением, оставив на произвол свое имущество. Дома их были сожжены, сады испорчены, инвентарь расхищен.

В Нальчике во время нашествия Серебрякова горские евреи совместно с трудящимися кабардинцами сопротивлялись. В этой бойне много горских евреев отличилось, много также перебито.

Досталось горским евреям и от армян в 1918 году в Губе.

Во время Второй Мировой войны, горские евреи пострадали и от Холокоста: в октябре 1942 г. в селе Богдановка немцы устроили массовые казни местных евреев. Были убиты 374 евреев — старики, женщины, дети[1].

[править]Раввины

 

Духовным центром горских евреев Южного Дагестана Дербент стал при рабби Элиягу бен Мушаэль Мизрахи (1781—1848 гг.). Как религиозный лидер, был почитаем вплоть до Нальчика. Он пользовался уважением не только горских евреев. Рабби Элиягу является основателем главного раввината горских евреев в Дербенте. Рабби Элиягу был потомком раввинов из Персии. На Кавказ переселился его дед, рабби Беньямин бен Аорон. Он, также его сын Мушаэль и внук Элиягу были признанными знатоками и толкователями Торы, Талмуда и других еврейских законов. Рабби Элиягу получил образование в иешивах (религиозных учебных заведениях) Багдада. Он организовал систему получения еврейского образования в Дербенте. Рабби Элиягу являлся обладателем крупнейшей религиозной библиотеки на Кавказе. Его библиотека образовалась на основании литературы, привозимой ему почитателями-купцами, возвращавшимися из поездок. Рабби Элиягу имел много учеников. Среди них особо выделялся своими знаниями, начитанностью, талантом его племянник рабби Авраам бен Ханука (брат рабби Элиягу Ханука бен Мушаэль был преуспевающим купцом), ставший наследником своего дяди. Преждевременная смерть в молодом возрасте оборвала его деятельность. Сочиненный им мотив долгие годы исполняли горские евреи в пасхальную ночь.

Талантливым учеником рабби Элиягу был и рабби Ицхак бен Яаков Мизрахи (1791—1877 гг.), основатель раввинской семьи Ицхаки, выходец из Еврейской слободы (Куба).

Продолжателем дела отца стал его сын рабби Меир бен Яаков Ицхаки. Он родился в 1902 году в Дербенте, обучался у отца и получил документы о присвоении звания раввина из его рук. Рабби Меир бен Ицхак был способным ивритским поэтом. После отъезда Я. И. Ицхаки его преемником на короткий период стал рабби Элиягу Анохи, затем главным раввином был рабби Яшая Рабинович до 1918 года[2].

[править]Горские евреи как тейп чеченцев

 

Чеченцы включали горских евреев в число своих тейпов (тейп Жугти), что вероятно говорит в пользу мнения о родстве чеченцев и хазар[3]. Из жугти (по отцу) якобы происходит например Джохар Дудаев.

Интересно, что когда в 1944 году чеченцев депортировали, раввин Грозного собрал всех евреев и сказал: «Прокляну всех, кто дотронется до имущества наших братьев-чеченцев»[4].

[править]Известные представители

 

 

 

Руслан Атаев

 

Известны главным образом выдающимися бизнесменами:

Яков Якубов — владелец казино «Корона», «Golden Palace», ресторана «Прага», гастронома «Елисеевский».

Акиф Гилалов — бизнесмен.

Герман Захарьяев — бизнесмен.

Юрий Юнаев — директор НИИ «Агроприбор».

Матвей Елизаров — бизнесмен.

Игорь Алексеевич Бабаев — председатель совета директоров ОАО «Черкизово».

Зарах Бенсионович Илиев — московский предприниматель, владелец рынков.

Гасан Борисович Мирзоев — академик РАЕН, доктор юридических наук, заместитель председателя Комитета по государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ, президент Гильдии российских адвокатов.

Год Семенович Нисанов — крупный московский бизнесмен, владелец торговых центров.

Игорь Ханукович Юсуфов — министр энергетики России (2001—2004).

Гаврил Абрамович Юшваев — совладелец ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания».

Тельман Марданович Исмаилов — российский и турецкий бизнесмен, бывший совладелец Черкизовского рынка.

Измайлов, Фазиль Марданович — брат Тельмана Исмаилова, и. о. префекта Северного административного округа Москвы.

Юсуфов Симон Юсуфхаимович — Президент и учредитель компании ООО «Эмерал», управляющей одноименным торговым комплексом.

Рахамим Эмануилов — банкир.

Абрамов, Шетиель Семёнович (1918—2004) — Герой Советского Союза[5]

Авшаломов, Аарон (Арон Авшалумов, 1894—1965) — китайско-американский композитор.

Агарунов, Альберт Агарунович — национальный герой Азербайджана

Адам (Адамович), Иекутиэль (1927—1982) — израильский генерал, заместитель начальника Генерального Штаба Армии обороны Израиля

Амирамов, Ефрем Григорьевич (род. 11 апреля 1956 года, Нальчик, Кабардино-Балкария, поэт, композитор, певец.

Анисимов, Илья Шеребетович — этнограф

Гаврилов, Борис Гаврилович (1908—1990) — поэт, писатель, драматург, автор первых азбуки и букваря на горско-еврейском языке (1938, дербентский диалект)

Мушаилов, Мушаил Ханухович — художник-живописец, член Союза художников СССР и Израиля.

Илизаров, Гавриил Абрамович — известный хирург-травматолог.

Иллазаров, Исай Иллазарович (1920—1944) — Герой Советского Союза[6].

Пригожин, Иосиф Игоревич (2 апреля 1969, Махачкала) — российский продюсер.

Семендуева, Зоя Юноевна — еврейская советская поэтесса.

Хадад, Сарит (Сара Худадатова) — израильская певица.

Яркони, Яффа (девичья фамилия: Абрамова) — израильская певица.

Исмаков, Георгий Шахманович — Композитор, поэт, «Заслуженный деятель искусств Дагестана».

Жасмин — певица.

Урилов Ильягу Ханукаевич — академик Российской Академии наук, историк.

Илизаров Асаф Сасунович — лингвист.

Израилов Танхо Селимович — Народный артист СССР, хореограф.

Измайлов Семен Леонтьевич — доктор технических наук.

Измайлов Александр (Фариз) Фазильевич — кандидат юридических наук.

Изилов Юно Романович — кандидат технических наук.

Изилов Ахи-Изил Мишиевич — доктор медицинских наук.

Зарбаилов Арон Рашбилович — мастер спорта СССР по футболу.

Дивилов Семен Ихиилович — кандидат экономических наук.

Данилова Светлана Ароновна — Кандидат исторических наук.

Абрамов Ефим — режиссёр, сценарист.

Абрамов Арон — кандидат физико-математических наук.

Авшалумов Хананья Гаврилович — кандидат технических наук.

Авшалумов Хизгил Давыдович — Народный писатель Дагестана.

Вячеслав Семендуев — бизнесмен.

Шуми Данилович Шабатаев — директор команды КВН «Махачкалинские бродяги».

Юрий Асаилов — генеральный директор объединения рынков «Кузбасс».

Среди живущих в Израиле горских евреев есть два генерала (Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль), мэр города, известная певица (Сарит Хадад) и т. д. В том числе несколько известных в Израиле мафиози.

Аркадий Нувахов — суперспортсмен, отец еврейского стиля рукопашного боя «айкидо». Аркадий — обладатель черного пояса 7-й дан и многократный чемпион Израиля.

Борис Атнилов, глава семейства, кандидат в Мастера спорта СССР по шахматам, призер чемпионатов СССР по боксу и борьбе, инженер и отец 4 детей. Все четверо — чемпионы Израиля по шахматам. Белла Атнилова заняла второе место на Чемпионате Израиля по шахматам

Депутат Меджлиса (парламента) Азербайджана Евда Абрамов.

Депутат городского собрания города Дербента, главный инженер Дербентского коньячного комбината Павел Ягутилович Мишиев.

Депутат городского собрания города Дербента, советник по экономике Министра Внутренних Дел Республики Дагестан Шабатай Манахимович Нахшунов.

Депутат Дербентского районного совета, председатель правления еврейской общины города Дербента Миир Бинсироевич Мишиев.

Заместитель главы администрации города Дербента Данилов Даниил Ильич.

В дореволюционной России известен был миллионер Дадашов Авраам Натанович (р. во втор. пол. XIX века в с. Нюгеди-Мюшгур — ум. 1935 г., г. Дербент) — крупный промышленник, хозяин множества различных промыслов и владелец виноградников.

В армии США служил, воевал в Ираке горский еврей из Дербента Артур Исаков[7].

Среди горско-еврейских бизнесменов некоторых убили: Соломона Гаврилова (учредитель ООО «Интерфрукт»), бизнесмен и спортсмен Шевалье Нусуев, а также Заура Гилалова (Президент Группы компаний «ЗАР», Президент Всемирного Конгресса Горских евреев).

[править]Работорговля

 

Участник Каспийского похода Петра I в 1722 г. И.-Г. Гербер в книге «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря» пишет, что горские евреи:

«…торгуют же крадеными и пленными армянскими и грузинскими армянами, только сей промысел тем, под российскою властию живущим, запрещен»[8].

И.-Г. Гербер отмечает положение евреев в Кайтагском уцмийстве: «Те жиды, у хайдаков живущие, имеют своё оружие и бывают от усмея также к войне употреблены».

Из письма некоего андийского «шамхала» к кизлярскому коменданту А. М. Куроедову (апрель 1782):

«И далее, [к нам] пришло от Вас второе письмо. В упомянутых письмах содержалось больше чем ранее, по поводу возвращения холопа (кул). Однако Вы не думайте, что упомянутый холоп был продан нашим людям. Его продали мичигизы (мычыкыш) еврею (джухудлы)».(Оразаев Г. М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. (Опыт историко-филологического исследования документов фонда Кизлярский комендант"). Махачкала, 2002.).

Мичигизы — это кумыкское название чеченцев. Таким образом, горские евреи участвовали в работорговле, покупая пленников у чеченцев.

[править]Княжества горских евреев

 

 

 

Современность

О евреях и еврейском «ханстве» (явно на территории нынешней Чечнеи) сохранились легенды у восточных соседей чеченцев — андийцах. Игорь Семенов пишет:

"По данным Е. М. Шиллинга, в этой легенде «вся территория по левому берегу Андийского Койсу рассматривается как принадлежащая ЖъугьутIхану [дословно „Еврейский хан“], а правобережные земли — Суракату Аварскому».

М. А. Агларов отмечает, что это предание носит название «О 1000 всадниках на белых конях, войске ДжугьутI-хана». «Согласно историческим преданиям андийского долинного селения Муни, — пишет М. А. Агларов, — здесь некогда существовало обширное государство, во главе которого стоял Жъугьут-хан. Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийское Койсу) и до Харачоя. Верхнеандийские села тогда подчинялись Жъугьут-хану. Он мог собрать войско в 1000 всадников на белых конях. Башня, что ныне высится напротив села, построена также Жъугьут-ханом» (Агларов 2002: 32)[9]

Чеченская «Летопись племени Нахчу» сообщает о том, что «пришли в Авар князья Кабатийские Суракат и Кагар[10], князья еврейские. Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте», а также о войне этих еврейских князей с мусульманами[11].

Летопись сообщает (от имени Аргуна), что «Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмад, получивший титул „владетель открытого места, старик преклонных лет и мученик за веру“, прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом (полководцы халифа Мервана II / VIII в. /, обратившие дагестанцев в ислам. Вели жестокие войны с хазарами)».

«Они распространили Ислам войною от Кара-Хайдака до Чир-юрта».

Из этих уже слов чеченской летописи ясно, что горские евреи воевали с арабами и местными мусульманами, причём имам Шейх-Ахмад назван мучеником за веру, из чего можно понять, что он погиб в войне с евреями.

То что война шла именно с евреями ясно из следующих слов этой Летописи:

«Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли».

Однако война шла практически на равных, — потому что:

«Вскоре Шейх-Ахмад и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах, в Хунзахе. Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как имам всего Дагестана и каждого мусульманина. Он сделался аварским князем».

Но войну выиграли евреи:

«После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять завладел потомок Сураката. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Аллаха — да будет над ним благословление и мир. Весь Дагестан, вплоть до Яссы, остался в их власти. Описанное произошло в 645 году после хиджрии».

В другом чеченском предании сохранилось глухое известие о войне евреев с селением Васар-кхелли:

Некогда существовало селение Васар-кхелли (Фаранз-кхелли) — «Фаранза поселение» — руины древнейшего аула в обществе М1айста, рядом с Пуог1а. Представлял собой город-крепость, состоявший из одних боевых и жилых башен. «Поселение (крепость) мужественных».

Предание:

«Днём и ночью Васар-кхелли охранялся вооруженной стражей. Васар-кхелли мог выставить в случае военной опасности до 1500 хорошо вооруженных воинов, не знавших ни страха, ни поражения. Слава о бесстрашных воинах Васар-кхелли и их ратных подвигах разошлась далеко за пределами Кавказа. Но случилось великое несчастье. Никем не замеченным глубокой ночью, перебив всю стражу, охранявшую далекие подступы к крепости, подошло большое войско, состоявшее из одних евреев, которое внезапно напало на Васар-кхелли и перебило всех жителей — детей, стариков, женщин; и только двоих отпустили живыми — мужчину и женщину, чтобы они поведали всем горцам о случившемся. С тех пор Васар-кхелли больше не заселялся. В один день перестал существовать Васар-кхелли, оставив после себя руины и одно случайно уцелевшее святилище — Васар-кхеллира ц1ив — немой свидетель былой славы и позора падения некогда мощного замка-крепости Васар-кхелли». Первая часть назв. Васар, вероятно восходит к бацб. «мужчины». «Мужественных поселение»[12].

Другое селение горских евреев Аба-Сава в Дагестане, было разгромленно мусульманами.

История еврейского Авба-Сава началось когда сын Гусейн-Али-хана Кубинского, Фетх-Али-хан сумел присоединить к своим владением Дербентское ханство и позволил евреям основать поселение Аба-Сово в живописном месте рядом с ханской резиденцией крепости Нарын-кала.

Лидером евреев Аба-Сово был избран внук раби Миши (из тухума Ханукаевых) — Симхо бен р. Яагу, который имел уважение не только среди евреев, но и среди мусульман. В народе его называли Симях (Сумах). И впоследствии «ковхо» — староста селения всегда избирался из представителей этого рода. Дербентские ханы благоволили им и доверяли собирать дань с односельчан и самим доставлять на ханский двор. Авторитет этой семьи был настолько высок, что их в народе называли ханами[13].

В 1797 году, глубокой ночью, вооруженная банда лакцев во главе со своим ханом — Сурхаем Казыкумухским неожиданно напала на еврейское поселение Аба-Сава. За одну ночь поселок был полностью разграблен и превращен в груду развалин и пепла. Почти никто не смог спастись. Мужей и сыновей убивали на глазах у беззащитных женщин, а женщин и девушек насиловали на глазах истекающих кровью мужчин. Не щадили даже детей. Многие женщины были похищены бандитами.

Когда таким образом 160 мужчин села погибли в боях, победитель уничтожил всех мальчиков, а женщин увел в полон. Так прекратила существование «еврейская долина». Евреи бежали в более спокойные места, на Кавказ, но многие по страхом смерти переходили в мусульманство. Часть его жителей погибли (157 чел.), другая была уведена в плен, а оставшиеся в живых (150—160 чел.), среди которых были и представители рода Ханукаевых, поселились в Дербенте.

После смерти Симхо лидером еврейской общины Дербента стал его сын Истохор, у котрого было двое сыновей — Хануко и Нувах. От первого сына и была основана фамилия Ханукаевых.

Абасавинские события послужили своеобразным сигналом к началу массовых грабежей и новых попыток насильственного обращения евреев в ислам. И одновременно эти же события заставили евреев насторожиться. В короткий срок евреи наладили тесную связь между всеми аулами, и каждое поселение было готово по первому зову прийти на помощь другому.

Давид Бен-Рахмиль, со слов своего отца Рахмиля Бен-Гуршума, умершего в возрасте 120 лет в 40-е гг. 20 в. рассказывал, что контакт был налажен даже с самыми отдаленными пунктами Северного Кавказа и Прикубанья, а также с еврейскими общинами Кубы, Ганджи и Варташи и других мест Кавказа. На общественные средства каждое село организовывало наемную милицию. Все еврейство огромной территории Восточного Кавказа превратилось как бы в готовый к удару кулак, сумевший предотвратить гибельную волну еврейских погромов.





Статистика