кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Одной из малоизвестных и даже забытых страниц истории России и Армении является история этнических русских, исповедующих иудаизм.Стремясь укрепить свое влияние на огромных пространствах страны, Русская православная церковь на протяжении веков искореняла различные ереси, подрывавшие ее авторитет. К еретикам, в частности, относились и русские, исповедующие иудаизм. Наиболее серьезная борьба с ними, как и с другими отклонениями от православия, приходится на XVIII век, когда по указу императрицы Екатерины II многие из этих людей были высланы из родных мест на Кавказ как некую преграду, форпост на пути распространения ислама.

В их числе и были русские иудаисты главным образом из Тамбовской, Саратовской и Тульской губерний, - которые обрели для себя в Армении вторую родину. Основным местом их поселения стало село Еленовка (сейчас город Севан). Обилие воды, нежаркий климат, напоминающий климат родных мест, достаточно большие площади пахотных земель привлекли их сюда.До начала ХХ века практически все население Еленовки принадлежало к иудейскому вероисповеданию. Быт Еленовки был типично русским – в домах русские печи, сельчане сами пекли хлеб, на лошадях пахали землю. Перед революцией в Еленовке было около 400 дворов. Жители построили свою синагогу (в годы советской власти ее здание использовалось как магазин), замостили центральную улиицу. Еленовка славилась тремя плодовыми садами (чуть ли не единственными на весь Севанский бассейн), где выращивались сливы, груши, яблоки, смородина. В 30-е годы ХХ века житель Еленовки Иосиф Петрович Соловьев специально выписывал из-за границы элитные саженцы плодовых деревьев. К сожалению, при строительстве автодорог эти сады погибли.В Еленовке строго соблюдали иудейские религиозные законы, включая обязательную встречу и соблюдение субботы, отмечали все праздники. По пятницам печку топили два раза, чтобы всю субботу в домах сохранялось тепло. На Песах сами пекли мацу в русских печках, в огородах выращивали хрен. Самый веселый праздник – Пурим – обязательно отмечался всеобщим гуляньем с катанием на санях, музыкой (гармонь), песнями и танцами. Было и до сих пор существует свое кладбище, где сохранились могилы первых поселенцев Еленовки. В синагоге имелось два старых свитка Торы, которые в конце 80-х – начале 90-х были переданы в дар синагогам Тбилиси и Еревана. До сих пор члены иудейской общины хранят старинные сидуры, Торы, сборники псалмов.В годы советской власти молодежь постепенно отошла от веры, но праздники тем не менее отмечали все от мала до велика. Поскольку синагогу у верующих отобрали, то собирались иудаисты по квартирам и собственным домам. Пожилые люди продолжали придерживаться религиозных законов и обычаев. Молодежь, естественно, тянулась к современному образованию, многие уезжали учиться и уже не возвращались домой. Кроме того, после войны часть демобилизованных осталась в России. Отмечены случаи, когда умерших в России специально привозили в Севан, чтобы похоронить на своем кладбище, прочитать кадиш по обычаям отцов.Особенно много севанских иудеев уехало в последние десять-пятнадцать лет: безработица, тяжелое экономическое положение, отсутствие перспектив вынудили наиболее инициативных и деятельных молодых людей покинуть родной город. Сейчас в иудейской общине Севана насчитывается около 13 семей. Это в основном пожилые и престарелые люди, с огромным трудом выживающие на нищенскую пенсию. При этом фактически единственной постоянной радостью в их жизни остается община – встречи субботы и праздники. Члены общины сами помогают друг другу в случае необходимости, собирают деньги на праздники и субботние трапезы, организуют похороны и поминки.



Еврейская община Армении, сама будучи в стесненном материальном положении, старается по мере сил помогать иудейской общине Севана. Севанская община регулярно получает гуманитарную помощь, лекарства, продуктовые посылки, выплаты за электроэнергию от Еврейской общины Армении. В севанской общине действует программа «Детский SOS».Иудеи Севана также получают гуманитарную помощь от американских спонсоров и не скрывают своего удивления и радости, что о них знают и помнят даже в Соединенных Штатах Америки, и благодарят всех, кто поддерживает их.





Статистика