кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


 

 

 

 
ОТ «МАЛОГО ИЕРУСАЛИМА» ДО ЕВРЕЙСКОГО АУЛА
Ряд исследователей утверждает, что термин «горские евреи» носит элемент случайности. Большая часть дагестанских евреев в XIX веке, когда он впервые был пущен в оборот, жила на равнине. Горскими их стали именовать для того, чтобы отличать от ашкеназов – евреев с европейскими корнями. Сами себя представители этнографической группы, населявшей наряду с Дагестаном еще и Азербайджан, издавна называли «джуур» (иудей).
Еврейские кварталы, встроенные в мусульманские аулы и христианские селения при соблюдении иудейских традиций и уважении общепринятых норм других конфессий, – это причудливое сочетание ближе всего подходит к характеристике реалий. Отсюда чисто кавказские одеяния, право на ношение оружия и прочие особенности, присущие только этой диаспоре, ставшей частью населения Восточного Кавказа.
Часть кавказского мира
Горские евреи, будучи частью кавказского мира, переняли многие кавказские реалии. И этические нормы, и имена. К примеру, рядом с именами из ТАНАХА ужились другие, с определенных пор тоже считающиеся горско-еврейскими: Гюльбогьор, Айбат, Ханум, Аисхон, Бахши, Анзор, Джанбек, Эльдар, Карабатыр.
Как и в семьях, где исповедовался ислам, у горских евреев женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним, за невесту выплачивался калын (калым). Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей, наподобие мусульманских. Дома царил восточный интерьер, особенностями которого были обилие ковров, наличие оружия, деление на несколько частей: для мужчин, для гостей и для женщин с детьми. Жена не могла при посторонних называть мужа по имени и, обращаясь к нему, называла его Молбиер (кормилец), а он называл ее Духтэр (девушка).
Сегодня основными центрами концентрации горских евреев на Кавказе являются азербайджанские — Баку и окрестности города Куба́, где большинство горских евреев проживает в поселке Красная Слобода.
23-летний Год Якубов одет и традиционно и по-современному – тюбетейка и джинсовый костюм. Он типичный представитель нового поколения, которое не видит своего будущего в Красной Слободе – поселке городского типа на левобережье реки Кудиалчай в Кубинском районе, что примерно в 30 км. от станции Хачмас, стоящей на железнодорожной линии Баку – Махачкала.
Красная Слобода и поныне считается единственным местом компактного проживания горских евреев на всем постсоветском пространстве. О чем свидетельствуют в том числе три синагоги и миква. «Я вырос здесь, я люблю это место, – говорит Год. – Если бы я здесь остался, я не выжил бы».
Единственное, что как-то скрашивает жизнь некогда бойкого предместья города Кубы, это чья-то свадьба или похороны. Год сидит, как приучен с детства, на корточках на тротуаре в компании своих немногочисленных сверстников и рассказывает о Западе. Он ныне живет в Бруклине, и прибыл сюда по печальному поводу – годовщина смерти отца. Впрочем, значительную часть времени он проводит не в Нью-Йорке, а в России и Китае, зарабатывая на сделках, связанных с куплей-продажей дешевой одежды. Здесь попросту нечего делать, говорит парень о краснослободской жизни, имея в виду практическую остановку всех общественных производств.
Не один он так считает. Если около полувека назад в Красной Слободе насчитывалось 18 тыс. горских евреев, в 1971 году 6,9 тыс., в 1989 г., по данным Всесоюзной переписи населения, 4,5 тыс., то сейчас цифра гораздо ниже 4 тыс. Иными словами, осталась менее чем четвертая часть от прежнего числа. Это верно отражает общую тенденцию на Восточном Кавказе, где много веков обитают горские евреи. В середине 2003 года на 110 тысяч джууров, как они называют себя, отправившихся за своим шансом в Америку, Израиль и Европу, на Кавказе осталось 25 тысяч.
Подобное перемещение, ставшее добровольным галутом, вызвано, прежде всего, экономическими причинами. Среднестатистический житель Азербайджана живет на $1493 в год (2006), то есть $124 в месяц. Однако, эксперты, учитывая не многочисленность краснослободских производств и их полную остановку в последние годы, оценивают подушевой доход, о котором нет никаких официальных сведений, гораздо ниже.
Свет в конце туннеля?
Отметим, что еврейский исход из Красной Слободы повлек за собой некоторые внешние признаки восстановления. Говорят, что состоятельные земляки, заработав солидные средства за рубежом, спонсируют строительство синагог и других роскошных домов, щедро украшенных звездами Давида.
В поселке, которые краснослободцы упрямо называют городом, появились новый супермаркет, дом для свадебных торжеств, предназначенная для ритуального омовения женщин миква – одна из двух в стране. В колледже Бейт-Мидраш подростки корпят над изучением свитков Торы. 17-летний Марк Джабралилов, прилежно изучающий иврит, говорит: «Мы должны сохранить ту культуру, которая делает нас еврейской».
Понятно, что ориентиром избран период, предшествовавший Великому Октябрю. До 1917 года Красная Слобода была процветающим сообществом. В здешнем экономическом узле формировались кланы торговцев и высококвалифицированных мастеровых, главным образом, специалистов по выделке кож и ковроткачей. Сейчас об этих выдающихся умельцах народ слагает легенды. Реальность выглядит иначе. У стариков не случайно существуют опасения, что еврейское сообщество может истощиться и умереть, не говоря уже о торговой славе здешних мест.
Торговая элита Кавказа
Неизвестно, выполнил ли Дербент свое предназначение, зашифрованное в названии города (персидское «дарбанд» – узкие ворота; имеется в виду между Кавказскими горами и Каспийским морем), которое он получил более четырнадцати веков назад при персидском царе Хосрове Ануширване из династии Сасанидов. Но еврейский торговый люд, мигрировавший на этом пространственном отрезке, чувствовал себя тут неплохо, а с начала XIX века и вовсе облюбовал здешние края в качестве ПМЖ.
Но еще задолго до этого времени египетский мусульманский историк Ибн Тагриберди (1409–1470) рассказывает о еврейских купцах из «Черкесии» (то есть с Кавказа), посещавших Каир. Еврейский магал (квартал), тон в котором задавали деловые люди, в городе появился в 1798 году. Когда в 1876 году в Дербенте была учреждена городская гильдия купцов, ее пополнили несколько евреев: Шамуил Авшалум Ханукаев, Ага Дадаш Дадашев, его сын Ифраим и Ханух Ханухов. Впоследствии гильдия прирастала представителями семейств Рабиханукаевых, Фараджевых, Авадияевых, Рабаевых и Мусахановых. Наличие в 1985 году 12-тысячной еврейской диаспоры, наиболее многочисленной в Дагестане, привело к тому, что Дербент получил негласный статус самого еврейского города Кавказа.
В этом качестве отличались также Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск), Каспийск, Избербаш, Хасавюрт, Кизляр. Причем, в том же Буйнакске наблюдалось преобладание в среде горских евреев и ашкенази купцов, традиционно занимавшихся полтора века назад снабжением русской армии, и ремесленников. Примечательно, что до февральской революции 1917 года горские евреи и евреи-ашкенази составляли большинство населения Буйнакска. Торговый люд из числа горских евреев был хорошо известен в Нальчике, где появился даже собственный еврейский район: основанный еще почти два века назад он и поныне известен как Еврейская колонка. По ряду источников, до 1985 года там жили 5 тыс. горских евреев. Всего их в ту пору насчитывалось в Дагестане 24 тыс. и еще около 8 тыс. в других регионах Российской Федерации. Еще 20-30 тыс. горских евреев жили в Азербайджанской Республике, главным образом, в городах Куба и Баку.
Еврейское добро, как повсюду в мире, и на Кавказе было предметом зависти.
В годы гражданской войны в России в 1918-1920 годах представителей купеческой еврейской элиты вынуждали «добровольно» отказываться от своего имущества в пользу рабоче-крестьянской власти. Те, кто отказывался это делать, подвергались давлению и репрессиям: ограничению в правах на получение работы, высшего образования, на жительство. Многие были расстреляны, отправлены на поселение в Сибирь. Чтобы выжить, многие евреи, в том числе и горожане, стали заниматься сельским хозяйством. Шесть еврейских колхозов было образовано в Дербенте, еще несколько в окрестных еврейских селениях. В Дагестане к 1931 г. около 970 семей горских евреев были вовлечены в колхозы. И хотя к концу 30-х гг. наметилась тенденция к выходу из колхозов (к тому же во время второй мировой войны почти все еврейское население хозяйств было уничтожено немцами), многие еврейские коллективные хозяйства продолжали существовать до начала 1970-х гг. – около 10% представителей горско-еврейской общины оставались колхозниками.
Стремление выжить
Специалисты говорят о трех волнах иудейского заселения Кавказа. Евреи грузинские, горские и ашкеназийские, по словам специалистов, – этнические группы единого еврейского народа. Они говорят на разных языках, но принадлежат одной вере – иудаизму. Трудно судить об отличиях во внешних проявлениях иудаизма, но все сохранившиеся синагоги на Кавказе весьма схожи. Они носят ярко выраженную черту – стремление евреев выжить.
Некогда, напоминают эксперты, горские евреи спасались от преследований в Персии. Они мигрировали на север в горные села, надеясь, что там, в глухих ущельях, зажатых высокими пиками между Черным и Каспийским морями, им будет надежней. Вместе с диалектом персидского, на котором они говорят и поныне, они внедрили в свою речь и лексику местных кавказских народов. Тем не менее, они преклоняются перед языком праотцов – ивритом, который звучит во время молитв.
Число горских евреев, как в Азербайджане, так и в сопредельных районах Дагестана, где в последнее время нарастает волна насилия, стремительно сокращается. Оно сопровождается действиями вандалов, в частности, осквернением еврейских могил. Так, за один только месяц (май 2003) в регионе, который граничит с Чечней, были осквернены 42 еврейских захоронения. Такого уровня здесь никогда не было.
Более того, мусульманское окружение было гарантией того, что иудейские традиции останутся нетронутыми. К примеру, за двести лет жизни евреев в Осетии, как подчеркивают специалисты, здесь никогда не было ни еврейских погромов, ни дискриминации. Евреи учились, работали, занимали престижные места. Однако в постсоветские годы уехало почти 800 человек, из них каждый третий – еврей.
Все изменилось вместе с перестройкой, которая привела к распаду Советского Союза. Грандиозный исторический эксперимент имеет ряд грустных последствий, в частности, побуждает горских евреев паковать чемоданы. Еврейские организации, содействующие евреям покинуть районы, где они сталкиваются с антисемитизмом, считает, что ежегодный исход из Дагестана, к примеру, может составлять 8-10% от всего населения, исповедующего иудаизм.
Перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция за пределы СССР привели к резкому уменьшению горско-еврейского населения Дагестана и Северного Кавказа, хотя первые желающие уехать появились в начале 70-х. С конца 1973 г. до середины 1981 г. в Израиль репатриировалось свыше 12 тыс. горских евреев. Большая часть выезжающих из России обосновывается в Израиле, меньшая – в США, Канаде и Германии. Однако пионерами эмиграции следует считать представителей около 300 семей горских евреев из Азербайджана, которые в начале 1920-х гг. выехали в Эрец-Исраэль, образовав в Тель-Авиве и поныне живущий горско-еврейскими традициями «кавказский» квартал.
Древняя история и современность – предмет гордости
По одной из версий историков, община горских евреев начала образовываться в VII веке вследствие постоянной иммиграции евреев из Северного Ирана, а также из близлежащих районов Византийской империи в Закавказский Азербайджан, где селились в его восточных и северо-восточных районах. Они поддерживали контакты с еврейскими общинами бассейна Средиземного моря. Вследствие таких связей в места проживания горских евреев попадали и печатные книги: в городе Куба́ до начала прошлого столетия хранились книги, напечатанные в Венеции в конце XVI-начале XVII вв. Видимо, вместе с печатными книгами распространился и укоренился среди горских евреев сефардский носах (литургический уклад), принятый по сей день.
Большинство представителей общины до сих пор придерживаются религиозных обычаев, в числе которых обрезание, свадьба, погребение. Многие семьи соблюдают кашрут. Несмотря на то, что это происходит непостоянно, степень еврейского самосознания достаточно высока.
Горские евреи много веков, вплоть до начала 1930-х гг., жили семьей, которая охватывала разом 3-4 поколения, что, в принципе, характерно для иудейской традиции. Однако наличие многоженства роднило такую семью, называвшуюся тухум (семя) с мусульманским укладом. При этом одна из жен, старшая, вела семейное хозяйство и давала указания остальным женщинам, кому готовить еду, заниматься уборкой дома и двора.
Таким образом, по материальной культуре и социальной организации горские евреи остаются близки к другим народам Кавказа. Общая численность горских евреев (2006), представляющих семь локальных групп, – около 110 тыс. чел., причем, в Израиле – 50 тыс., в России – 20 тыс. (в том числе в Дагестане 10 тыс.), 30 тыс. в Баку.
Около 4 тыс. горских евреев, называемых по месту проживания (в черте города Куба) кубинскими, или губои, – в уже упомянутой Красной Слободе. Сейчас это – единственное в еврейской диаспоре Восточного Кавказа место компактного проживания, где пытаются сохранить традиционный образ жизни горских евреев.
Небольшие поселения горских евреев появились в Германии и Австрии. В нью-йоркском районе Бруклин для горских евреев издается газета на русском и еврейско-татском языках.
В числе известных персоналий из горских евреев – политики и национальные герои Азербайджана и России, писатели и композиторы, коннозаводчики и певцы, ученые и бизнесмены, министры и Герои Советского Союза, а также те, кто внес значительный вклад в развитие других стран, среди которых китайско-американский композитор Аарон Авшаломов и израильский генерал, заместитель начальника Генерального Штаба Армии обороны Израиля Иекутиэль Адам (Адамович). Особую строку занимают те, кто продвигал основы религиозной и светской культуры горских евреев: главный раввин Дербента Рахмани Бен Гадиил Гадилов, автор первого букваря на горско-еврейском языке Борис Гаврилов, автор русско-татского (горско-еврейского) словаря Михаил Дадашев, художник-живописец Мушаил Мушаилов, известный хирург-травматолог Гавриил Илизаров. Formularbeginn
Как было, как стало…
На Восточном Кавказе Красная Слобода именовалась «малым Иерусалимом». Связывалось это понятие с деловым и духовным наполнением. О купцах мы уже упомянули. Теперь черед религиозных сооружений. Тут насчитывалось некогда 13 синагог, 12 из которых большевики превратили в склады готовой продукции, а раввинов отправили в Сибирь.
«Даже когда наши храмы были осквернены и закрыты, по крайней мере, у нас были рабочие места, – говорит 70-летний Борис Симандиев, намекая на то, что в Красной Слободе много десятилетий действовал завод по производству фруктовых соков. Сырье для него поставлялось с угодий рядом с поселком, – здесь простирались сады, виноградники и чайные плантации. – Что остается делать трудоспособным в условиях, когда больше нет работы, а желание жить достойно сохраняется?.. Вот и едут за рубеж, зарабатывают капитал».
Однако, отмечают исследователи, мечта о заокеанских миллионах, как и внешние признаки краснослободского преображения, обманчива. Большей части тех, кто отбыл на Запад в поисках лучшей доли, никто никогда не видел, о судьбе их ничего в родном краю неизвестно. Поселок по-прежнему пребывает на драматической стадии, когда производства остановлены и шансы на возобновление их пуска мизерны. Остается уповать на волю Всевышнего, как это делает 64-летний Натан Ильягуев. «Это – наша родина. Я молюсь о том, чтобы мы всегда оставались здесь…», – говорит он взволнованно, однако речь его более похожа на заклинание.
В целом о советских временах, которые, как известно, «славились» непременной идеологической составляющей, горские евреи говорят с ностальгией. Особенно на фоне воспоминаний о том, как они жили два-два с половиной века назад.
Горским евреям постоянно напоминали о том, что они в условиях иного конфессионального окружения – люди второго сорта. К примеру, на первых обитателей Еврейского магала в Дербенте помимо дополнительного налога, взимавшегося с немусульман, возлагалась обязанность по очистке сточных канав в городе. Это унизительное занятие сохранялось за ними в течение нескольких десятилетий. Обязанность выполнять грязную работу не была снята с евреев и после того, как в 1806 году Дербентское ханство было включено в состав Российской империи.
Лишь когда горские евреи в составе многонационального народного ополчения вместе с русскими войсками сумели отразить атаки Гази-Магомеда, осадившего город, власти несколько уравняли их в правах с местным мусульманским населением. Впрочем, некоторые ограничения, которые накладывались на всех евреев Российской империи, были распространены и на здешних: запрет строить новые синагоги и открывать религиозные училища (хедеры). Евреи должны были трудиться даром: поставлять правителю продукты своего хозяйства (к примеру, табак и обработанные кожи), участвовать в уборке урожая на его полях, в строительстве и ремонте его дома, в работах в его саду и винограднике и предоставлять ему в определенные сроки своих лошадей.
Существовала и издевательская система вымогательства — диш-эгриси: взимание денег мусульманскими воинами «за причинение зубной боли» с еврея, в доме которого они ели. Евреи некоторых горных районов Дагестана платили налог многочисленным мусульманским правителям и их потомкам.
При этом представители разных верований мирно уживались с горскими евреями, и те отвечали добрососедством и свойственным Востоку гостеприимством. Даже когда евреи пять веков назад оставили свои дома в ущелье Джууд-Гатта («Еврейское ущелье», территория к северу от Дербента), даргинцы и кумыки не заняли ни заброшенных жилищ, ни полей, принадлежавших ранее евреям: а вдруг те надумают возвращаться… Тем не менее, во время Кавказской войны значительное число евреев, живших в высокогорьях, погибло от рук сподвижников имама Шамиля. Выжили те, кто согласился принять ислам и примкнуть к газавату, который Шамиль вел против России.
Своеобразие горско-еврейского бытия
У дагестанцев горские евреи заимствовали не только мусульманские традиции, но и языческие. К примеру, обряд вызывания дождя с помощью духа Земирея. Евреи Кайтагая перетаскивали каменные надгробия своих предков к берегу реки, там ополаскивали их водой и возвращали на прежнее место. Или у надгробия почитаемого раввина вырывали лунку и заливали в нее воду.
Эти и другие обряды были распространены в сельской местности; в городах же, где раввины были менее склонны к магии, участие евреев в разного рода языческих мистериях пресекалось. Зато широко практиковался у горских евреев праздник Шагмей весал («Весенний костер») – перепрыгивание через пламя, проводимый точно за две недели до Песаха. Иудейские традиции смешивались с языческими. К примеру, считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека. Чтобы ублажить ее, девушки проводили его в гаданиях, плясках и пении.
Смешение нескольких пластов – мусульманского, языческого и иудейского – отмечено в фольклоре горских евреев, особенно в жанре овосуне, народных сказаний, включавших в себя легенды, предания, сказки, причем, не только еврейские, но и персидские, азербайджанские, лезгинские, аварские, кумыкские, даргинские. Сказители овосунечи владели многими языками, поэтому их искусство ценилось не только евреями, но и другими кавказскими народами. Составной частью фольклора горских евреев являлась Агада, сказания на библейские и талмудические темы. Особенно популярны были сказания о царе Соломоне и о пророке Моисее. Считалось, что духи, сопровождающие жизнь человека, – Иле-Нови (Илья-пророк), Нум-Негир (владыка путников), Ождегое-Мар (домовой). Последний дербентский овосунечи, Рафаил Рафаилов, известный в родном городе под прозвищем Тарзан, умер в 1997 году.
Сказители уходят. Приходят новые поколения. Привлеченные перспективой достойной заработной платы, обеспечивающей доступ к обычным благам западной цивилизации и облегчающей жизнь, сегодняшние молодые евреи бегут за границу. Поселок Красная Слобода, который его уроженцы некогда гордо называли городом, постепенно превращается в обычное кавказское селение, еврейский аул.




Статистика