кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте




САЗ - струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни (8-10 тройных и парных струн). Распространен у народов Кавказа (в Дагестане - сааз), и Закавказья, Ближнего Востока. Имеет деревянный глубокий грушевидный корпус (долблёный или клеёный), длинную шейку с навязными ладами (10-14), деревянную деку. Резонаторные отверстия — в деке и боках корпуса. Струны (обычно 8-10) - 2 тройные, 1 парная. По настройке струны объединяются в 3 группы и в каждой из них настраиваются в унисон. Струны первой группы служат для исполнения мелодии, второй — создают органный пункт, третьей — поддерживают некоторые мелодические ходы и участвуют в гармонических созвучиях. Настройка преимущественно кварто-квинтовая. Сазы бывают большие (общая длина 1200-1500мм), средние (800-1000 мм) и малые (500-700 мм). Играют на Сазе плектром. Используется ашугами и гусанами. Применяется в современных народных ансамблях и оркестрах. Аналогичные инструменты - дутар, ситар. Похожий инструмент воспет великим персидским поэтом Низами (12 в.), который называет его не иначе, как "сладкозвучный саз". В оркестре наряду с САЗОМ нормальных размеров часто используется маленький САЗ-ПИККОЛО, создающий неповторимый колорит. Интересно, что в Турции САЗ называют также БАГЛАМА.

 

Синкретическое творчество ашыгов, сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актёрское мастерство, наряду с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры. Предшественниками сегодняшних ашыгов считаются такие, некогда известные у древних тюркоязычных народов творческие личности, как "шаман", "гам", "оюн", "бахиш", "яншаг", "варсаг" и, наконец, "озан".

Вслед за искусством озанов, прошедшим на протяжении сотен и тысяч лет длительный путь эволюции до искусства ашыгов, гопуз проделал сходный путь развития до ашыгского саза.
Современный азербайджанский саз следует считать самым совершенным потомком гопуза. Свою нынишнюю форму он принял уже в эпоху Шаха Исмаила Хатаи. В одном из стихотворений ("гошма") шаха Исмаила Хатаи (XVI в.), саз воспевается прекрасными строками:

Сегодня я не взял свой саз,
Ввысь полетит один мой глас.

Четыре важных дела есть для каждого из нас: Наука, слово, пение и саз.





Саз, инкрустированный перламутром
Работа Б. Балабекова. Баку. 1999.



Современный азербайджанский саз с точки зрения техники игры на нём и акустических особенностей отличается от саза, распространенного у тюркоязычных народов, обладая большими неоспоримыми преимуществами.

Корпус саза изготавливается из отборных видов тутового дерева, шейка - из ореха. Корпус саза собирается из клёпок в нечётном количестве (обычно, в количестве девяти), соединяемых друг с другом. Эти клёпки стягиваются на прикладе, месте соединения шейки и корпуса, называемом "кюп", а затем к ним монтируется шейка. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф нрвязывают 16-17 ладков. 

Из трех разновидностей (размеров) саза самый распространенный в Азербайджане "тавар саз" или "ана саз" представляет девяти, иногда, восьмиструнный инструмент. Чуть более компактный по сравнению с ним "орта" или "голтуг" саз имеет шесть, иногда, семь струн, а маленький "джура" саз является четырёх - шестиструнным инструментом.

В XX веке, в особенности, в последнее время, в связи с распространением мугамного исполнительства на сазе, число ладков увеличилось до 17-1 8.

В прежние времена струны саза изготавливали из высококачественной стали и затем опускали в раствор серебра; такие струны никогда не ржавели и рвались только в очень редких случаях.

В оркестре народных инструментов саз используется как солирующий инструмент. Обычно, это - "голтуг" или "джура" сазы. На сазе звук извлекается с помощью плектра, изготовляемого, как правило, из коры черешневого дерева.

Нередко шейка инструмента и боковые части корпуса украшаются натуральным перламутром. "Тавар саз", считающийся основным видом этого инструмента, имеет общую длину в 1200 мм, глубина корпуса - 200 мм. Диапазон мелодических струн (зиль), основных при игре на сазе, - от "до" первой октавы до, "соль" второй октавы.





Статистика