кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

Дезинфекция, дератизация квартир выведение клопов mosgss.info
Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Традиции и обычаи ингушей

 



Ингуши – Гiалгiай (самоназвание), вместе с чеченцами общее самоназвание – Вайнахи. Верующие мусульмане - сунниты.

Численность 320 тысяч человек. Занимаемая территория в настоящее время определяется примерно в 3,6 тыс. кв. км. Ингушетия находится в предгорьях большого Кавказского хребта и граничит с Чеченской Республикой, Республикой Грузия, Республикой Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республикой. 

Вайнахский этнос устойчиво фиксируется в горах Центрального Кавказа и на равнинах Предкавказья с первого тыс. до н. э.. Хронологически раннему периоду местной истории соответствует кобанская культура первого тыс. до н.э., признается автохтонность кобанцев и их возможная принадлежность к вайнахской этнической общности. 

Ранние письменные известия об общих предках ингушей и чеченцев относятся к первому тыс. до н.э. В "Географии" Страбона упоминается этноним "гаргареи", что является производным от нахского "гаргара" (герга) – близкий, родственный. Средневековый этноним "глигвы" связывается часто с ближайшими предками ингушей, "кисты" – ингушей и чеченцев.

В горной зоне ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание Ингушей), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. Переселение на равнину начинается в 16-17 вв. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлась Тарская долина и др. земли по р. Комбелеевке. Здесь, не позднее конца 17 в. расположено плоскостное с. Ангушт, ныне с. Тарское пригородного р-на Сев. Осетии. В 1784 г. близ ингушского с. Заурова построена крепость Владикавказ для охраны Военно-Грузинской дороги. Особенно интенсивным был миграционный процесс в 19 в. В 1810 г. Ингушетия вошла в состав России. В 1817 г. в связи с проведением Сунженской укрепленной линии и основанием здесь казачьих станиц местное население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань (суда переселены и жители др. мест) – небольшое военное укрепление, которое в дальнейшем стало одним из центров Ингушетии. В 1858г. как фактор социального протеста прошло Назрановское восстание. До нач. 20 в. Ингуши входили в Ингушский и Владикавказский округа, Сунженский отдел, с 1907 – Назрановский округ Терской области.

В 1924 году была выделена в составе РСФСР Ингушская АО, г. Владикавказ стал ее административным, экономическим и культурным центром, в 1934 она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразована в АССР. 

В 1944 г. Ингуши вместе с Чеченцами были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, республика упразднена Т. о., Ингуши как народ в условиях господства тоталитарного режима были поставлены на грань исчезновения. 

В 1957 Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою терр. При этом Пригородный р-он , составляющий около половины терр. Плоскостной Ингушетии, остался в составе Сев. - Осетинской Республики. В ноябре 1990 ВС Чечено-Ингушской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. В мае 1991 ВС переименовал Чечено-Ингушскую АССР в Чечено-Ингушскую Республику. В декабре 1992 7-й съезд народных депутатов России принял постановление о преобразовании Чечено-Ингушской Республики в Ингушскую и Чеченскую Республики в составе Российской Федерации.

В хозяйственном быту населения горной Ингушетии издавна ведущее место занимала скотоводство. Скот служил торговым (денежным) эквивалентом. Альпийские луга давали возможность содержать большие стада домашних животных на протяжении всего лета (овцы, коровы, лошади, волы). Осенью скот перегоняли вниз на осенне-весенние пастбища. Хорошие климатические условия и богатые угодья позволяли держать зимой овец и частично кр. рогатый скот на пастбищах вблизи поселений. Существовала традиция отгона скота с гор на зимние плоскостные пастбища. Между горными и равнинными регионами края всегда существовала определенная специализация – хлеб, выращиваемый на плоскости, позволял жителям гор в основном заниматься скотоводством. О значении скотоводства свидетельствуют складывавшиеся веками и во многом законсервировавшиеся адаты горцев: за любые виды преступлений полагался штраф скотом (чаще кр. Рогатым) в пользу потерпевшей стороны (от неск. Десятков до сто и более единиц скота).

Необходимым компонентом альпийского х-ва являлось земледелие, незначительное по своему удельному весу, но необычайно трудоемкое в горных условиях. 

Охота как подсобный промысел не играла в прошлом значительной роли в хозяйстве Ингушей. Охотились на оленей, косуль, туров и медведей. Местный фольклор изобилует охотничьими сюжетами, сохранились различные поверья горцев, связанные с этими животными. Среди ингушского пантеона важную роль играл Елта – покровитель охотников и диких животных.

В производственной деятельности Ингушей в средние века заметное место занимало строительное дело. Башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы – широко известные архитектурные памятники края. Боевые башни являются достижением народного зодчества. Они свидетельствуют об узкой специализации производства, о наличии мастеров-профессионалов, владеющих целым арсеналом техн. Навыков, к-рые приобретались в процессе многолетнего опыта строительства подобных сооружений. Многочисленные северокавказские источники называют имена ингушских мастеров, славившихся строительством боевых башен как у себя в крае, так и за его пределами.

У ингушей высоко ценилось искусство врачевания, значит, роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Были известны понятия горизонт, небо, страны света и др. Отсчет времени велся от настоящего к прошлому или к будущему. Значит отрезки времени группировались по 11 и 33 годам. Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второго – весеннего. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название, существовал отсчет на год вперед. Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Счет дней недели велся на семь дней вперед и назад. Календарные циклы были тесно связанны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами.

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоническом развитии общества и личности.
Доброта, открытость, душевность, уважение собственного достоинства и достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры ингушей.
Уважение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями - все это проявления вековых традиций народа. Этикет взаимоотношений ингушей друг с другом и с представителями других народов - яркое тому подтверждение.
Уважительная отношение к родителям и забота о них, почтительное отношение к старикам является святым долгом. В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью тянутся к старикам их внуки. Еще в первой половине Х1Х века В.Бурьянов отмечал: "Они имеют чрезвычайное уважение к старости, совет опытного старца всегда имеет большое влияние на молодежь". Самые значительные вопросы в жизни семьи и общества ингуши не решают без их непосредственного участия. Подтверждением тому, что роль старейшин и авторитетных людей в ингушском обществе ценна, является созданный в республике "Общественный Совет при Президенте Республике Ингушетия".



Уважение к старшим распространяется в сознании ингушей на всех, независимо от национальности и вероисповедания.
Кавказцы, по природе своей философски относящиеся к жизни, высоко ценят роль женщины в обществе. В ингушском обществе с малолетства прививается чувство высокой почтительности к женщине. В далёком прошлом даже самый жестокий поединок прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной платок.
Женщину издревле называют "хранительницей очага". Она обязана собою явить пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества, и в воспитании души и ума ребёнка развивать его в верном направлении. Её роль всегда ценилась в ингушском обществе. Ингушский этикет требует относиться к женщине со всем вниманием и предупредительностью. Чувство внутренней свободы и ума, практическая мудрость и такт поднимают авторитет женщины в обществе.
В современном ингушском обществе женщина - мать, педагог, профессор, врач, художник, юрист, экономист.
Гость для ингуша - лицо священное. Всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание.
В обществе ценятся такие обычаи, как вежарал (побратимство) и доттаг1ал (дружба) с представителями как своего, так и других народов. Дружественные взаимоотношения передаются через поколения.
Верность данному слову почитается как высшая ценность.

Уникальным мероприятием в духовной культуре ингушей является "ловзар". "Ловзар" - это шуточное сватовство, зажигательные танцы, юмор, Это гимн жизнеутверждающему началу ингушей.

Свод неписаных правил ингушской этики "Г1алгай эздел", по которым строит свой мир ингушский народ, - это образ жизни и образ мышления, мироощущения и нравственность, это строгое следование традициям, благородство, обязательное, как религия. Эздел - это культура интеллигентности.

Моральный кодекс ингушей "эхь-эздел", традиции и обычаи, искусство каменного зодчества - лучшее, что создано ингушским народным гением. Оно по праву занимает свое место в общей сокровищнице материальных и духовных ценностей всего мира.

Общество, умеющее ценить мудрое наследие предков, проявляется в благородстве, внимании и почтительном отношении друг к другу.

В фольклоре ингушей заметное место занимает нарт-орстхойский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Народные музыкальные инструменты – трехструнная скрипка с дугообразным смычком, барабан, своеобразная балалайка (дехч –пандр), позднее распространилась гармоника, на которой играют преимущественно девушки. Излюбленный танец – парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).





Статистика