кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Творчество ашугов

К ветви профессионального искусства устной традиции принадлежит и музыкально-поэтическое творчество ашугов (от слова "эшг" - любовь. Слово ашуг на местном языке означает "влюбленный человек", "душа, освещенная любовью", "сердце, горящее страстью". По-всей вероятности, термин имеет в виду влюбленность в искусство).
Искусство ашугов, возникшее в далеком прошлом, является в народе очень популярным и любимым. В древние века и далее в эпоху средневековья певцы типа ашугов именовались "озан", "варсаг", "деде" и т.д. Термин ашуг, применительно к певцу-сказителю-поэту, впервые возник приблизительно в XIV веке.
Содержание творчества ашугов широко и многогранно. С творчеством ашугов связаны старинные эпические сказания, песни о дружбе и борьбе народа за независимость, песни о любви, о счастье, о горестях и печалях и т.п. Огромное место отводится в их творчестве темам социального и религиозного обличения, мотивам сатирическим, юмористическим и т.д.



Ашуги воплощали в своих песнях мечты и надежды народа о лучшей жизни, ашуги разоблачали жестокость, гнет богачей, лицемерие и ханжество духовенства. Не удивительно, что, как и шпильманы или жонглеры в странах Западной Европы, скоморохи в России, ашуги были гонимы духовенством, притеснялись высшими слоями общества.
Искусство ашугов синтетично; ашуг слагает стихи, сочиняет музыку (подбирая иногда к своим стихам мелодии из уже известных образцов), поет и аккомпанирует себе на сазе. Часто ашуг играет в ансамбле с духовыми инструментами и балабаном.
По творческим способностям ашуги различаются:



1. Ашуг-поэт, композитор, певец, инструменталист, иногда - поэт и танцор. Он сочиняет дастаны, каравелли, стихи, создает песни, поет и играет на сазе, исполнение сопровождает танцевальными движениями. Таких ашугов в народе называют "уста ашуг" (ашуг-мастер).

2. Ашуг-инструменталист, певец. Ашуги этой группы не обладают поэтическим даром, но распространяют произведения знаменитых ашугов (предшествующих им и современных), поют и играют на сазе, иногда пританцовывая.

3. Ашуг-поэт,- не умея сочинять музыку и танцевать, создает стихотворения и дастаны, умеет играть на сазе и петь. Ашуг-рассказчик иногда выступает один (соло), аккомпанируя себе на традиционном музыкальном инструменте ашугов-сазе. В других случаях ашуга сопровождает ясты баламанчи (дудукист), который, пританцовывая, 
движется рядом с ним. На фоне своеобразного звучания дудука выгодно выделяется мелодичный саз.


Наиболее распространенными жанрами ашугского творчества являются дастаны (героико-эпические сказания), в которых повествовательные поэтические строки чередуются с вокально-инструментальными, а также сказочно-лирические поэмы (как, например, поэмы об Ашуге Гарибе, о Шахе Исмаиле).
Интересную страницу творчества ашугов составляют дейишме - состязания, в которых участвуют два, три и даже четыре ашуга, импровизируя на заданную тему, предлагая друг другу загадки в стихах на какую-либо ашугскую мелодию, которые тут же отгадываются, причем в той же стихотворной форме и на туже мелодию. При этом задающий вопрос сначала только поет, а затем уже декламирует стихи без музыки. Этой же формы должен придерживаться и партнёр. Отгадав загадку, он может, в свою очередь, предложить другую. Состязание продолжается до тех пор, пока один из ашугов не признает себя побеждённым. В старину существовал обычай в дейишме уступать свой саз победителю.
Встречаются дейишме, в которых отсутствует элемент загадки. В этом случае ашуги поочерёдно поют по одному куплету гёзеллеме, гошма, мухаммэс.

Не менее интересную страницу творчества ашугов составляют песни-нравоучения устаднамэ. Важное место в творчестве ашугов занимают лирические и героические песни. К группе лирических относятся гезеллеме (песни-дифирамбы), печальные песни типа "Яныг Кереми", игровые-группы овшары.
Часто поют ашуги шикесте, мисри - лирические песни с заметно выраженными импровизационными элементами, приближающими их к мугамным импровизациям.
Многие названия напевов ашугов связаны с формами поэтического текста (таковы, например, "Аяг диваны", "Орта Мухаммес"), с именами их создателей ("Кёр-оглы", "Кереми"), а некоторые и с названиями этнических групп (как, например, "Мисри", "Кюрдю", "Овшары") с названиями местностей ("Нахчываны", "Гарабаг гайтармасы"). Есть у ашугов напевы такого типа, как "Дубейт", "Сары бюль-бюль".
Особое место в творчестве ашугов занимают песни, посвященные народным героям, в частности, Кёр-оглы, с именем которого связаны и самые популярные дастаны. Заметное внимание уделено в творчестве ашугов сатирическому жанру.
Для каждого жанра песен в связи с поэтическим содержанием ашугом подбираются или сочиняются мелодии, соответствующие размеру стиха. Нередко для той или иной песенной формы используются традиционные мелодии, которые переходят из поколения в поколение, естественно, с вариационно-импровизационными наслоениями.
Ашугская поэзия, соприкасающаяся зачастую с классической азербайджанской поэзией, имеет при этом и целый ряд отличий, придающих ей самобытность, позволяя определить ее принадлежность к жанрам профессионального устно-традиционного творчества, близкого однако к поэтическим фольклорным жанрам. Наряду с известными в национальной поэзия жанрами гошма мухаммес, в поэзии ашугов встречаются и такие специфические жанры, как дастан, устаднамэ, гыфылбэнд. Любимы ашугами поэтические формы герайлы, диваны, гошма, тэджнис (все они могут войти и в состав дастана). Распространенной стихотворной формой в творчестве ашугов является метрика хеджа - хеджа везли (силлабический стих). Одновременно в их творчестве можно встретиться и с поэтическими формами, заимствованными из классической поэзии. Это - мухаммес, газель.
Закономерности поэтической формы обусловливают многие особенности музыкальной стилистики творчества ашугов. Песенные формы ашугского творчества в основном куплетные, каждый куплет предваряется развитым инструментальным введением, небольшими инструментальными соло-отыгрышами, отделяющими друг от друга куплеты. Песни ашугов интонационно-мелодически и ритмически капризны, зачастую с большой долей импровизации. Чаще всего напевы ашугов начинаются с высокого звука, поются иногда фальцетом, иногда полуречитативом, часто "белым звуком". Диатоничные в основе мелодии ашугов бывают зачастую изукрашены трелями, юбиляциями. Очень характерен для пения ашугов прием растягивания одного из начальных звуков напева, совпадающего с призывным возгласом в поэтическом тексте. Часто длительно выдерживается и заключительный звук.
Исполнительское искусство ашугов отмечено многокрасочностью: ашуги поют в низком регистре, часто можно слышать у них фальцетное пение со свободным применением фермат, портаменто; речитатив-говорок в сочетании с виртуозной техникой мелизмов, обильно украшающих мелодическую линию.
Искусство ашугов связано как с метрически свободными, так и с метроритмически четкими формами. Особенно любимы ашугами формы, соединяющие в себе принципы метрической свободы и стабильности, как например, кереми, шикесте и другие. Ярко выражено в исполнительстве ашугов и гармоническое начало музыки, что связано в первую очередь с настройкой саза.
Не менее интересную страницу творчества ашугов составляют песни-нравоучения устаднамэ. Важное место в творчестве ашугов занимают лирические и героические песни. К группе лирических относятся гезеллеме (песни-дифирамбы), печальные песни типа "Яныг Кереми", игровые-группы овшары.
Часто поют ашуги шикесте, мисри - лирические песни с заметно выраженными импровизационными элементами, приближающими их к мугамным импровизациям.
Многие названия напевов ашугов связаны с формами поэтического текста (таковы, например, "Аяг диваны", "Орта Мухаммес"), с именами их создателей ("Кёр-оглы", "Кереми"), а некоторые и с названиями этнических групп (как, например, "Мисри", "Кюрдю", "Овшары") с названиями местностей ("Нахчываны", "Гарабаг гайтармасы"). Есть у ашугов напевы такого типа, как "Дубейт", "Сары бюль-бюль".
Особое место в творчестве ашугов занимают песни, посвященные народным героям, в частности, Кёр-оглы, с именем которого связаны и самые популярные дастаны. Заметное внимание уделено в творчестве ашугов сатирическому жанру.
Для каждого жанра песен в связи с поэтическим содержанием ашугом подбираются или сочиняются мелодии, соответствующие размеру стиха. Нередко для той или иной песенной формы используются традиционные мелодии, которые переходят из поколения в поколение, естественно, с вариационно-импровизационными наслоениями.
Ашугская поэзия, соприкасающаяся зачастую с классической азербайджанской поэзией, имеет при этом и целый ряд отличий, придающих ей самобытность, позволяя определить ее принадлежность к жанрам профессионального устно-традиционного творчества, близкого однако к поэтическим фольклорным жанрам. Наряду с известными в национальной поэзия жанрами гошма мухаммес, в поэзии ашугов встречаются и такие специфические жанры, как дастан, устаднамэ, гыфылбэнд. Любимы ашугами поэтические формы герайлы, диваны, гошма, тэджнис (все они могут войти и в состав дастана). Распространенной стихотворной формой в творчестве ашугов является метрика хеджа - хеджа везли (силлабический стих). Одновременно в их творчестве можно встретиться и с поэтическими формами, заимствованными из классической поэзии. Это - мухаммес, газель.
Закономерности поэтической формы обусловливают многие особенности музыкальной стилистики творчества ашугов. Песенные формы ашугского творчества в основном куплетные, каждый куплет предваряется развитым инструментальным введением, небольшими инструментальными соло-отыгрышами, отделяющими друг от друга куплеты. Песни ашугов интонационно-мелодически и ритмически капризны, зачастую с большой долей импровизации. Чаще всего напевы ашугов начинаются с высокого звука, поются иногда фальцетом, иногда полуречитативом, часто "белым звуком". Диатоничные в основе мелодии ашугов бывают зачастую изукрашены трелями, юбиляциями. Очень характерен для пения ашугов прием растягивания одного из начальных звуков напева, совпадающего с призывным возгласом в поэтическом тексте. Часто длительно выдерживается и заключительный звук.
Исполнительское искусство ашугов отмечено многокрасочностью: ашуги поют в низком регистре, часто можно слышать у них фальцетное пение со свободным применением фермат, портаменто; речитатив-говорок в сочетании с виртуозной техникой мелизмов, обильно украшающих мелодическую линию.
Искусство ашугов связано как с метрически свободными, так и с метроритмически четкими формами. Особенно любимы ашугами формы, соединяющие в себе принципы метрической свободы и стабильности, как например, кереми, шикесте и другие. Ярко выражено в исполнительстве ашугов и гармоническое начало музыки, что связано в первую очередь с настройкой саза.



Саз-темперированный инструмент, на грифе которого намечены, лады, соответствующие полутоновой шкале. Первая открытая струна издает звук "ре" первой октавы, вторая струна - "соль" малой октавы, третья - "до" первой октавы. Гармонии, которые получаются при совместном звучании всех струн, не укладываются в рамки традиционной теории.
Сквозь века ясно видно, как на этой земле зарождалось, развивалось и утверждалось самобытное, яркое, фольклорное, музыкально-песенное искусство ашугов.
Зарождению и становлению ашугского искусства способствовала сама природа. Благодатная земля, ее пленительные пейзажи вызывали у человека поэтическое и музыкальное вдохновение. Первыми ашугами в глубокой старине были шаманы, гамы, бахши и озаны.
Ашуги Тауза, Казаха, Сумгаита, Шамхора выделяются хорошим знанием и исполнением издавна сохранившихся традиционных ашугских мелодий и образцов устного народного творчества. Они владеют всеми перечисленными выше видами ашугского искусства, исключая тот, который требует применения ударных инструментов.

В то время как ашугам вышеуказанных областей присуще строгое исполнение подлинных традиционных мелодий, для ашугов из Шемахи и Сальян характерно смешение ашугских мелодий с элементами мугамов. Эта черта особенно усилилась в XX веке, в значительной степени отдалив творчество ашугов Шемахи и Сальян от традиционных его форм. Злоупотребление ударными инструментами, сопровождающими пение ашуга, так же является особенностью творчества ашугов этой группы. Здесь саз теряет своё преимущество как аккомпанирующий инструмент, заглушается нехарактерными в целом для ашугского искусства ударными инструментами. Чрезмерное увлечение танцами, наблюдаемое у ашугов этой группы, также чуждо классическим традициям ашугского искусства.
Ашуги, обладая исключительной памятью, легко запоминали целые дастаны, поэмы, древние предания и сказания. Они своим пением и одновременной игрой на сазе передавали их последующим поколениям. Благодаря им сегодня живет много прекрасных дастанов о героическом прошлом нашего народа: "Кероглы", "Шахсенем", "Лейли и Меджнун", "Ашуг Гариб", "Асли и Керем" и многие другие.
XX веке, в значительной степени отдалив творчество ашугов Шемахи и Сальян от традиционных его форм. Злоупотребление ударными инструментами, сопровождающими пение ашуга, так же является особенностью творчества ашугов этой группы. Здесь саз теряет своё преимущество как аккомпанирующий инструмент, заглушается нехарактерными в целом для ашугского искусства ударными инструментами. Чрезмерное увлечение танцами, наблюдаемое у ашугов этой группы, также чуждо классическим традициям ашугского искусства.
Ашуги, обладая исключительной памятью, легко запоминали целые дастаны, поэмы, древние предания и сказания. Они своим пением и одновременной игрой на сазе передавали их последующим поколениям. Благодаря им сегодня живет много прекрасных дастанов о героическом про





Статистика