кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Знаменитые хазары
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Хазары исповедовавшие еврейскую религию – Иудаизм дали миру много замечательных личностей. Хазары как я показал - предки вайнахов и потомки евреев из Армении.

Политики – хазары: 

Хазары среди приближенных арабских халифов появляются со времени прихода к власти халифа Абу Джафара ал-Мансура (754–75), в свите которого был Хаммат ал-Тюрки. При сыне ал-Мансура Мехти (775–85) выдвинулись Мубарак ат-Тюрки, Тунга ат-Тюрки, Шакир ат-Тюрки, Зухеир ат-Тюрки. Они происходили из "10 тысяч хазар лучшей фа-милии", попавших к арабам вместе с Хатун – дочерью хазарского хакана Багатыра, выданной замуж за арабского правителя Закавказья. С указанного же времени халифами практикуется формирование личных гвардий из хазар. Особенное распространение они получают при халифах ал-Мамнуне и ал-Муктасиме (833–842). Последний их разместил в предместье Багдада в Дижле, отстроенном по его приказу – в стиле хазарских городов. Широко известными среди них стали хазары Апшин, Ашнас, Инак, Васиф, Абу Муса Буга Младший и Старший, Исхак бину Кундажык ал-Хазари, Афшин бину Хайдар Кавус. При халифах ал-Васике (ум. в 849) и ал-Мутаваккиле (ум. в 861) хазарским полководцам принадлежала вся военная власть. При последних аббасидских халифах высшего влияния в халифате достигли Буга Младший, Васиф и Хакан бину Фатих (Завоеватель). Хакан, отец Фатиха, был правителем абассидского халифата в Азербайджане и Армении, он же явился основателем государства Саджидов. Французский ориенталист и тюрколог Жан-Поль Ру в 1961 указал, что "мамлюки в своей основной массе происходили из южной России, страны куманов и хазар". В армиях халифов IX и XI вв. довольно часто встречаются гуламы (мамлюки) с нисбой «ал-Хазари». 2 знаменитых мамлюкских султана – Бейбарс и Калаун – происходили из рода Бурчевичей, которые имеют прямое отношение и к кумыкам, а турецкий историк Зеки Велиди Тоган связывает их происхождение с хазарским родом Борчоглу (Борчалы, Барсил), который родом из Терско-Сулакского междуречья. 

Боарикс (Берихос) — савирская царица, возглавившая царство гуннов. Прокопием засвидетельствована под 520, вдова Болаха, царя кавказских гуннов, упомянутого Прокопием Кесарийским под 520. Под её властью находились 100 тыс. гуннов. Она была, как указывает Феофан, "союзницей и другом царя Юстиниана". Резиденцией этой царицы был город Варачан, где ныне Уллу-Бойнак (Уллубийаул).

Орхан (Орган, Моходу-хоу – от кит. Богатырь-князь, 619–631) — царь гуннов, патриарх Никифор говорит о прибытии в Константинополь примерно в 619 "гуннского правителя Органа" и называет его "правителем булгар Северного Кавказа", "царём гуннугундуров". Орхан относился к правящему роду Дуло. Историки М. Артамонов и Л. Гумилев отождествляют Орхана византийских источников с гуннским ханом Моходу-хеу, Алп-Бо-гатуром. В "Истории агван" Орхан назван по титулу – "Джебу-каган", а в византийских источниках ещё и Зиебилом (наместник). Зиебил отождествляется с Джебу-каганом. Есть мнение, что Орхан основал Великую Булгарию, простиравшей границы от Азова и Дона вплоть до Сунжи. В 619 Орхан в Константинополе подписал с императором Ираклием договор о дружбе и союзе. Орхану императором был присвоен почетный титул "патрикос". В залог нерушимой дружбы и доверия в Константинополе Орхан оставил аманатом своего племянника, а по другим источникам, – сына Кубрата. Согласно мнению А. Коллауца и Х. Мийакавы, Орхан – государь гуннуг-ундуров, одержавших, согласно китайскому истори-ческому сочинению "Северные тюрки", победу над хаганом западных тюрок в 630 и поги-бший год спустя после своей победы. Орхан, насколько можно судить, имел 2-х сыновей в лице Кубрата и Алп-Илитвера. Орхан известен в осетинских нартских сказаниях под име-нем Арган/Аурген. 

Алп-Илитвер — царь Кавказской Гуннии (2-я пол. VII в.), резиденция находилась в г. Варачан (Уллу-Бойнак). Религиозный реформатор, крестивший в конце VII в. гуннов Дагестана. Он был федератом хазарских каганов и их наместником на южном пограничье Хазарии. Впервые фигурирует в "Истории агван" под 626. В этом году Джебу-хаган, т.е. Орхан предпринял поход в Албанию. С ним вместе принял участие в этом походе "крово-жадный орлёнок", которого в честь его княжеской принадлежности величали Шадом. В высшей степени вероятно, что последний был сыном Орхана, а собственным именем его было Булу, к которому прибавлялся и титул "шад" (принц, сын кагана). Этот свой титул Булу, по всей вероятности, носил до смерти Орхана в 631 и переподчинения гуннов хазарским ханам из рода Ашина. После этого времени он уже под этим именем не упоминается. Ввиду того, что у гуннов не принято было царей называть по имени собственному, а только по титулу он вошёл в историю под именем "Алп-илитвер", образованным от титула "ил+тебер". Титул этот у хазар давался вассальным князьям и являлся аналогом Китайского "ше-ли-фа" / "хсие-ли-фа" в значении наместник. Алп-Илитвер – прославленный государственный деятель, слава его гремела во всей Хазарии. В его правление Кавказская Гунния достигла экономического и политического могущества. С ней считались и хазарские каганы, и албанские цари, и византийские императоры. В недрах этой гуннской державы из различных степных группировок шло сложение народа, который впоследствии стал известен под этнонимом кумук (от самоназвания гуннов – "гуннуг"). Мовсес Каган-катваци говорит, что Алп-Илитвер "прославлен в пределах 3-х стран (Гунния, Иран и Византия)". Он был талантливым полководцем, государем-реформатором, начавшим религиозную реформацию у гуннов. Алп-Илитвер "дожил до почётной старости и воздвиг во многих местах церкви и умножил почести священников божьих". Очевидно, что Моисей Каганкатваци, был знаком с гуннскими былинами, "йырами", воспевающими "подвиги и храбрости (Алп-Илитвера) в Туркестане при хакане хазаров". 

Кубрат Хан, сын Орхана (631–660) — царь гуннов. Патриарх Никифор называет его "государем гуннуг-ундурским". Кубрат ещё в 619 находился в составе посольства Органа в Константинополь и был оставлен здесь аманатом и до 19 лет воспитывался и обучался вместе с детьми императора Ираклия, здесь же женился на византийской аристократке. Кубрат находился в дружбе с императором Ираклием и после смерти его выказал предан-ность его наследникам и супруге Мартине. Кубрат запечатлен в эпической памяти балкар-цев и карачаевцев под именем Тума-Мариен-Хана. Кубрат Хан умер ок. в 50-х –нач. 60-х гг. VII в. Власть наследовали его сыновья. По Феофану, Кубрат оставил 5 сыновей, завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали надо всеми и не попадали в рабство другому народу. Устная болгарская традиция свидетельствует, что умирая Кубрат позвал сыновей к себе, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому переломить эту связку. Естественно, это оказалось невозможным, прутья остались целыми. Аналогичная притча существует и у кумыков. 

Батбай (Батбаян) — царь гуннов (660–680), старший сын Кубрат Хана. Правил в Кавказской Булгарии после смерти отца. После распада государства остался на Кавказе – "на земле предков" – и покорился хазарам. В этой связи весьма показательны родословные князей Черкасских. Согласно генеалогиям, их родоначальником был Акаб-гу (Ак-Йабгу). Это тюркский титул в переносном значении означал "западный правитель, наместник". Этот Ак-Йабгу в этносословных преданиях более известен и под другим именем Инал (Инал-тегин, Инал-Хан, Инал-мурза). Историческим прототипом Инала был реально существовавший представитель хазарской администрации, западный наместник кагана. Кроме того, важно отметить, что, по устной традиции, деятельность Инала приходится на VII–VIII вв. ("спустя 150 лет после Магомета"). В родословиях отцом Инала назван Хруфатайя или Хурпатайя, имеющий ханскую генеалогию и связи с византийским императором. В нём легко узнаваем Кубрат Хан. Т.о., есть все основания полагать, что под Иналом черкесских родословий скрывается старший сын Кубрат Хана – Бат-Баян. Как указывает Феофан, писавший хронику в 680, Бат-Баян в его время, "храня завет отца своего", оставался "на земле предков" – на Кавказе. При этом он являлся "правителем первой Булгарии" и платил дань хазарам. Т.е., его статус в хазарской административной иерархии действительно мог определяться термином "ак-йабгу" в значении "вассальный князь-наместник" запада Хазарии. На Восточном Кавказе (Кавказская Гунния) в это время соправителем хазарских каганов был Алп-Илитвер, приходившийся Бат-Баяну дядей по отцу. О высокородном происхождении Инала говорит и титул "тегин", прилагаемый к его имени, у булгар он применялся по отношению к братьям или сыновьям хана. Тегин (принц) при назначении его командующим армией или наместником в какой-то части империи получал титул "йабгу". К Бат-Баю можно отнести слова черкесского предания: "Он правил в течение долгого времени, был известен по всему Кавказу и дальше за его пределами и был удачлив в войнах". По генеалогии, приводимой П.С. Палласом, у Инала было 2 сыновей, которые носили имена Комук (по Клапроту) и Кази. От 1-го происходили князья Малой, а от 2-го – Большой Кабарды. 

Котраг — по Феофану, 2-й сын Кубрат Хана, "перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата". Он считается основателем Волжской Булгарии. 

Аспарук — 3-й сын Кубрат Хана (645–701). Аспарук вместе с подвластными ему от-кочевал в 668 на Балканы, где в 679 основал новое государство – Дунайскую Булгарию. Когда хан Аспарук умер, ему наследовал его сын Тервел. В правление Тервела молодая Болгарская держава достигла экономического и политического могущества. С ней считались Византийская империя, соседний Аварский тюрский каганат и Хазарский каганат. 

Кувер — 4-й сын Кубрат Хана, правил племенами секелей (эсегелов) и мадьяр. Присоединился к племенному объединению аварского кагана и вместе с ним во главе секелей оказался на берегах Дуная и Тиссы. В 680–685 Кувер поднял восстание против аваров в Паннонии, ушёл со своим племенем в Македонию. 

Альцек (Алчагыр) — 5-й сын Кубрат Хана. Под его предводительством булгары пришли в Италию к королю лангобардов Гримуальду (662–671), который отправил их к своему сыну Ромуальду в Бенвент, где они и осели в Сепине, Бовиане и Инзернии. Ещё в начале VII в. часть булгар перекочевала в аварскую Паннонию (Венгрию). В конце 20-х гг. VIII в. булгары участвовали в борьбе за власть в Паннонии, но потерпели поражение. Победу одержали авары. Булгары под предводительством князя Алчагыра (Альцека) бежали в Баварию. Король франков Дагоберт сначала разрешил им поселиться там, но затем приказал истребить булгар. Из 9 тыс. булгар спаслось только 700 человек во главе с Алчагы-ром. Они бежали в Италию и поселились в пределах Бенвентинского герцогства. К ним в 70-х гг. VII в. прибыли их новые соплеменники. По свидетельству Павла Диакона, автора IX в., "эти болгары говорили по-латыни, но ещё помнили и свой язык". 

Эр-Тегин — сын Алп-Илитвера (?). В 682 Алп-Илитвером был отправлен послом в Армению, где упомянут по титулу тегин (принц). Эр-Тегин был владетелем земли Хурсан, располагавшейся недалеко от Чула (Дербента), на берегу Каспийского моря.

Внасеп Сурхан — царь хазар и басилов, упомянутый у Мовсеса Хоренаци между 193 и 213 в «Истории Армении», где говорится, что во времена царя Армении Вахаршака «толпы хазар и басилов, соединившись, прошли через ворота Джора под предводительством своего царя – Внасепа Сурхана, перешли Куру и рассыпались по сю сторону её». Вахаршак разбил хазар, и, преследуя отступавших, сам перешёл через Джору, где «пал от рук могущественных стрелков». 

Куридах — вождь акацир (хазар) в войске Аттилы. Император Феодосий II (408–50), желая привлечь акацир на сторону Византии, послал им подарки, но раздал их не по иерархическому порядку: старший начальник акацир Куридах получил подарок вторым, обиделся и донёс Аттиле о заговоре. Тот, разбил и казнил изменников, а над уцелевшими акацирами, в т.ч. над Куридахом, поставил своего сына Эллака.

Какюм — дочь кагана хазар Истеми, жена сасанидского шаха Хосроя Ануширвана (529–79), мать его сыновей Нушизада и Хормуза. Последний известен под именем Тюрк-заде, правил в Иране после смерти своего отца. Его сын Хосров является героем поэмы Низами "Хосров и Ширин". 

Тун-шеху — каган, разбивший армянского царя Смбата Багратуни.

Шад — глава хазарского войска, союзного императору Византии Ираклию в 626/7 напавшего на Иран, племянник кагана Шегуя, брата и приемника кагана Тун-шеху. Его войско опусташило Албанию и Атрпакан, захватило пленных, скота, золотой посуды, доро-гой одежды и т.д. После этого он потребовал от Хосроя Парвиза оставить захваченные персами византийские земли и возвратить пленных, на что царь Ирана ответил угрозами. 

Джебукаган Зиевил — лидер хазар во время Ирано-византийской войны 627–8, брат кагана Шегуя, отец Шада. Успех и богатая добыча, захваченная Шадом, сподвигли его лично выступить против Ирана. К нему присоединились армяне. Нападавшим, по Моисею Каганкатваци, удалось захватить Чору (Дербент). Разграмив Албанию, тюркюты вторглись в Иверию, осадили Тбилиси, встретелись с Ираклием, но взять город не удалось. 

Аскольд и Дир считаются венграми, на основании того, что летопись их называла по-дугорскими. Я считаю это толкование неверным. Во-первых, по данным летописи, во времена их правления, славяне платили дань не венграм, а хазарам. Во-вторых, слово Киев – хазарское, а не венгерское. В-третьих, «угр» – не обязательно венгр, Угру – это тогдашнее название Терека, главной реки страны Серир, где и располагалась 1-я столица хазар – Се-мендер (между Махачкалой и Грозным). Они могли быть кабарами – хазарами, бежавшими после гражданской войны в Хазарии вместе с венграми на Запад. Ещё Морошкин считал Аскольда и Дира хазарскими воеводами. По булгарским летописям Бахши Имана «Джагфар Тарихы» Аскольд – хазарский наместник Ас-Халиба; Башту (Киев) выплачивал Хазарии дань и помогал войсками. В 860 фактический правитель Хазарии Ильяс приказал Джиру и Ас-Халибу произвести внезапное нападение на город Рум (Византию). «Джир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывающий на помощь Рума в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую». Ас-Халиб убил Джир-Аса. Когда на трон в Башту посадили сына Лачына (Олега) – Угыра (Игоря), Салахби стал его соправителем. Ас-Ха-либ внезапно хотел убить Салахбии, но Джун «Бата» (сын Джира) был начеку и убил Ас-Халиба копьём. Если же считать Аскольда и Дира венграми, то надо вспомнить слова Тойнби пишет, что "всё это время венгры собирали для хазар дань со славянских и угро-финс-ких народов в черноземной зоне к северу от собственно венгерской степной территории и в лесах дальше к северу. Свидетельством использования самого слова "мадьяры" в тот период являются сохранившиеся топографические названия в этой части северной России. Названия эти, видимо, отмечают места былых венгерских передовых постов и гар-низонов"… Мас'уди называет Дира 1-м славянским князем: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его с разного рода товарами». Русские предания говорят, что у Рюрика было двое "мужей", Аскольд и Дир, из не родного ему племени, которые выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим. Увидев на Днепре городок Киев, плативший дань хазарам, Аскольд и Дир остались в нём, собрав около себя много варягов, и начали владеть землёй полян. Надо полагать, что Киев в то время был притоном варягов и всяких искателей приключений, чем впоследствии стала Тмутаракань. По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком. Аскольд и Дир стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться. Они воевали со степными варварами, с соседними славянскими племенами – древлянами и угличами, с дунайскими болгарами. Имея в своём распоряжении немалое число ратных людей, Аскольд и Дир с дружиной предприняли поход на Византию, приплыв на 200 парусных ладьях в 866. Здесь Русь нажила себе славное имя, впервые отмеченное в Византийских хронографах. Аскольдов поход не удался, по греческим свидетель-ствам, вследствие поднявшейся бури, разбившей русские ладьи, и остатки дружины возв-ратились со своими князьями назад в Киев. Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа. Т.о., этот поход доставил в Киев первые семена христианства: так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией. В 869 умер Рю-рик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роду. Олег прибыл в Киев, где княжили Аскольд и Дир. Здесь, рассказывает предание, Олег велел скрыть лодки, на которых приплыл, а в них спрятал дружину и послал сказать Аскольду и Диру, что земляки их – купцы, идущие в Грецию, хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир пришли, но тотчас же были окружены скрытыми ратниками Олега, который будто бы сказал им: "Вы не князья, ни роду княжеского" и, указывая на младенца Игоря, прибавил: "вот сын Рюриков". Аскольд и Дир были убиты и погребены на горе у берега Днепра.

Чинавыз — хазарский наместник Галиджа (Новгорода). Ср.: «Джагфар Тарихы». 

Тудун — наместник кагана в Херсоне (VIII в.).

Шахрбараз (Шахриаяр) — малик (царь) Дербента когда к нему в 22 г.х. (642/3) подо-шли арабские войска. Шахрбараз сдал Дербент Абд ар-Рахману ибн Раби'а на условиях освобождения от дани и обязанности защищать Дербент от северных врагов. В том же или следующем году халиф Омар передал управление Дербентом Абд ар-Рахману ибн Раби'а, который был комендантом крепости до 32 г.х. (652/3). В 652/3 Абд ар-Рахман ибн Раби'а совершил неудачный поход против хазарского города Баланджар и был убит (в некоторых источниках фигурирует и брат Абд ар-Рахмана Салман). Поражение арабов в походе на Баланджар есть и у других историков. 

Арбис ибн Басбас — царь лакзов, с которым Мервану ибн Мухаммеду (ок. 737) пришлось вести войну, и в течение года арабы совершили набеги на его область. По ал-Куфи, сначала правитель лакзев признал власть арабов в 643/644, но позже, во времена наместничества Джарраха, сотрудничал с хазарами. Арбис был убит, и только после этого его подданные покорились Мервану. В Х в. царство ал-Лакз являлось "оплотом Ширвана", однако его маликам подчинялись не все лезгины. 

Дуло — род тюрков, династия гуннов, булгар. Основатель первой Великой империи Хунну Мете (Модэ; Маодунь) происходил из рода хюен. Потомки Мете-кагана отождеств-ляемого с Огуз Ханом, правили у хуннов ок. 700 лет, т.е. с 220 г. до н.э. и до 46 г. н.э. К Мете-кагану восходит и род Ашина, который господствовал в Западно-тюркском каганате и Хазарии более 300 лет. К Мете-кагану/Огуз Хану и его отцу Тюменю восходят генеало-гии почти всех гуннских, тюркских каганов; об основателе Европейской Гуннии Баламире известно, что он в 15-м колене восходил к Мете, а в 5-м к Чичи-кагану, жившему в 46. По Прицаку правящий род гунно-булгар в восходящей линии связан с династией Tu-Ku вели-кохуннского императора Мете (фонетические изменения происходили так: Tu-ku ~ T'u-ko d'o-klak duo-klo Doulo. Младший сын Аттилы Ирнек, например, упоминается как среди предков булгарских ханов, так и венгерских королей династии Арпад. Кроме того, известно, что Арпады по своей узко-этнической принадлежности были из кунок (так названы они в венгерских источниках), пришедших с Кавказа на Дунай вместе с кабарами в IX в., см. ниже. Что род Дуло входил в элиту Хазарии говорит этноним таулас/тулас, которым называли одну из горных областей Хазарии. Ибн-Русте, Худуд ал-алам, Марвази называют "Тулас и Луг_р – 2 области у хазар", "тулас и луг_р – 2 раздела тюрок". Упоминаемых в этих источниках "туласов" И. Маркварт идентифицировал с названием булгарс-кого рода Дуло. Упоминается этот род X в. в письме царя хазар Иосифа в форме "Т_д_лу" как название страны, в которой находится Семендер. Ономастиконим Тулу сохраняется и в кумыкской антропонимии в форме Дулу, близкой к наименованию династии Дуло. По мнению И. Мизиева, в северокавказском топониме названии средневековых областей и городов – Джулат, отложилось "имя племенного объединения Дулат, которое было ещё сре-ди гунно-булгар, владевших в раннем средневековье районами Северного Дагестана, Терс-ко-Кумскими степями и Прикубаньем". 

Ашина — тюркская (по другим данным согдейская, первый тюркский историко-био-графический памятник – мемориальная стела одного члена каганского рода Ашина [нач. 80-х VI в.] – написан на согдийском языке) династия, правящая Хазарией в 650–810-х. В 460 Ашины, попали под власть жужан и были переселены из восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз местных племён, принявший название "тюрк". В 545 тюрки разгромили уйгурские племена, а в 555 – жужан. Вождь Бумын в 552 провозгласил себя каганом. К 560 все народы Центральной Азии, включая киданей в Западной Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказались под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон (правый приток Селенги), отчего этот народ часто называют "орхонскими тюрками". Род Ашина до 439 проживал в Хэси (Ганьсу), где находились в составе последнего хуннского княжества, разрушенного сяньбийцами-тоба. Оттуда Ашина ушли на Алтай и принесли туда ряд этнографических признаков. Отсюда у алтайцев есть легенда, что их предки "тюгю" из хуннского рода Ашина ведут своё происхождение от волчицы, родившей 10 сыновей в одной из священных пещер Горного Алтая: "Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей. Впоследствии каждый из них составил особливый род". Их тяжелая латная конница – главная ударная сила армии называлась "бури" – волки (кит. "фули"). Само слово "турк", вероятно, означает сильный, крепкий. Хорошо известны аналогичные генеалогические сказания о пещере и волчице в Монголии. О высоком международном авторитете этого государства говорит тот факт, что на похороны его основателя Бумына прибыли дипломаты из многих стран, в т.ч. официальные делегации из Китая и от византийского императора Юстиниана. Как свидетельствуют орхонские рунические тексты, были там и представители уч-курыканского племенного союза – далекие предки современных бурят и якутов. В 576 племянник тюркского кагана Арслана полководец Бури-хан расширил западную границу государства до Крымского полуострова. В 567–71 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 Тюрского каганата. Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581–93 хазары на время обрели независимость, но в начале VII в. вновь попали под власть тюрок. В Джунгарии танские власти создали два марионеточных каганата и во главе их поставили 2 принцев из рода Ашина, смертельных врагов – Ашина Мише и Ашина Бучженя. После распада Тюркского каганата (занимавший огромную территорию от Чёрного моря до Тихого океана, основателем нового этноса "тюрк" стал Шоно, "волк" по монг., кит. Ашина) в результате очередной междоусобицы 630–34 уцелевшие представители рода Ашина бежали к хазарам и основали там династию. Ок. 650 они подчинили образовавшийся в 635 в приазовских степях племенной союз болгар (булгар). Объединение хазар и болгар союзов привело к возникновению Хазарского каганата, во главе которого встал род Ашина; он занимал территорию Дагестана, бассейн Кубани, Приазовье и часть степей Северного Причерноморья. Его первой столицей был Семендер. Как пишет Гумилёв, Ашина женились на еврейках и приняли Иудаизм. После того, как власть перешла Буланидам, стали исполнять роль сакральных лидеров…

Род Ашина – один из важнейших в Истории, и не только из-за того, что из него вышли Чингисхан, знаменитейший врач Авиценна, арабский полководец Афшин (Ашина) Хайдар ибн Кавус, великий китайский полководец Ань Лу-шань и др., но и потому, что по имяни этого рода получа своё название величайшая имерия – Китай: в китайских летописях есть легенда, согласно которой, предки тюрок были уничтожены соседним племенем. Но уцелел один мальчик, которому враги отрубили руки и ноги. Этого мальчика спасла и вы-кормила волчица. В последствии волчица стала женой мальчика. Скрываясь от врагов (убивших всё-таки мальчика), волчица бежит в горы, севернее Гаочана, и в пещере, она рождает 10 сыновей. Сыновья волчицы уходят в Турфанский оазис Гаочан и женятся там на местных женщинах. Каждый сын становится основателем рода. Среди сыновей волчицы выделялся Ашина – человек с великими способностями. Его имя означает «блогородный волк» (шоно\чина – на монгольском языке означает «волк»; «А» в китайском языке – это префикс уважения). Отсюда и сам топоним Чин – Шин – China (Чайна). Хазарского проис-хождения (или огузского) и династия Позднее Тан (923–56) – из племенем шато. Да, наве-рное, хазарином был и тюрк Ли Юань, основавший в 618 династию Тан (во время дворцо-вых церемоний огузские послы сидели рядом с императором). При нём был составлен ки-тайско-тюркский словарь. В Чаньань переселилось свыше 10 тысяч огузских семей. Под влиянием огузов и кыпчаков в Китае в VII в. возникла мода на всё тюркское – музыку, одежду, вооружение. То, что под огузами понимаются хазары говорит тот факт, что к ним причислен и Ань Лушань из хазарского рода Ашина.

Ань Лу-шань (Ань Лушань, Сюн Ву, Йен Ла Ван, настоящие имя Кан, 703–57) — китайский генерал из рода Ашина. В 733 в империи Тан произведена децентрализация власти. Военные наместники получили огромные права распоряжаться не только армией, но и казной, народом. Когда же двор попытался ограничить всевластие этих наместников, один из ник, Ань Лушань, коему подчинялись значительные территории (в современной Внутренней Монголии, провинции Шэньси и Хэбэй) поднял в 755 мятеж в районе современного Пекина и безуспешно пытался основать династию взамен Тан. Его армия, состоявшая гл. обр. из конницы тюркских федератов империи, одерживала победу за победой над императорскими войсками. Призвав на помощь войска соседнего государства Киданей, Ань Лушань захватил обе столицы империи – Лоян и Чанань. Император Сюань-цзун бежал в провинцию Сычуань. К восставшим присоединился также военачальник Лин Хучао. Он осадил город Юнцю. Оборонявший город с малым числом воинов и оружия военачальник Чжан Сюнь (709–57), верный императору, приказал своему отряду сделать 1000 соломенных кукол в человеческий рост и с наступлением ночи спускать их наружу вниз по городским стенам. Окружавшие город воины решили, что это спускаются вниз по стенам защитники города. На соломенных кукол посыпался град стрел. Чжан Сюнь приказал поднять кукол и т.о. добыл много тысяч стрел. Несколько позже Чжан Сюнь приказал настоящим воинам спускаться вниз по стенам, Лин Хучао и его люди решили, что противник хочет набрать ещё стрел с помощью соломенных кукол. На это они отреагировали злорадным смехом и не предприняли никаких приготовлений к битве. Отряд добровольцев в 500 человек, вышедший из города, молниеносно наводнил лагерь Лин Хучао, поджёг палатки, убил часть осаждающих, а остатки разогнал. Однако против провозгласившего себя императором (756) Ань Лушаня выступили другие военачальники-наместники. К тому же, танский двор обратился за помощью к Элетмиш Бильге-кагану (747–59). Уйгурская конница, возглавляемая наследником каганского престола, носившим известный у хазар титул ябгу нанесла поражение войскам Лушаня. Получив обещанное вознаграждение, уйгуры вернулись обратно, чтобы принять участие в походе против кыргызов (758). В междоусобной борьбе Ань Лушань был в 757 убит, а мятеж через некоторое время подавлен. Его сын, Ань Цинсюй, сменивший его, также стал жертвой заговора (759), и восстание возглавил опытный полководец, соратник Ань Лушаня, согдиец Ши Сымин, а с апреля 761 его старший сын Ши Чаои, в январе 768 казнённый... Этот мятеж был причиной кардинальных общественно-экономических изменений. После смерти Ань Лушань стал предметом поклонения среди некитайских солдат с.-в. границ, которые составляли основную часть армии. Некитайский характер мятежа вызвал в Китае ксенофобию, характерную для 2-й пол. правления династии Тан, по сравнению с 1-й пол. 

Чингисхан — великий завоеватель. Родился на берегу Онона в Монголии около 1155. Элемент «чин» (Шин – Ашина) мы видим в обоих вариантах его имяни – Чингисхан и Темучин. Брата Чингисхана звали Хасар. Имя его отца – Есугай-бахадур, имеет элемент «богатырь», встречающиеся у хазар, и само это слово считается хазарским (хотя, конечно, оно может быть и общетюркским). Второй элемент его имяни «гиз», можно понять как ко-са (китайское наименование хазар). По легенде, Чингисхан был похоронен в пещере его родовой горы Бурхан – Халдун, что связано с мифом о происхождении рода Ашина от родившей в пещере волчицы. Л. Гумилев: "бурхан получилось из Бури-хан, т.е. "волчий хан". По его мнению, предками рода Чингисидов явился род Чесме переселённый в нач. н.э. из восточного Ирана в Забайкалье. В Китайск. и тюрск. источниках сохранились предания о племени Ашина численностью 500 семей выходцы из которого стали ханами Тюркского каганата. Сокровенное Сказание описывает как Борокул, когда он с 2 сопровождающими ехал верхом впереди основных войск среди густых лесов глубокой ночью, был схвачен и убит Туматовскими разведчиками. Борокул, родом из племени Ашин (Hushin), был найден ребенком в разоренном ауле племени Жаркын (Jurkin) и подарен матери (Чин-гиз хана) Оян (Hoelun). Л. Викторова в монографии "Монголы" пишет: "В имени предка-эпонима (Чино) исследователи справедливо усматривают связь с древнейшими тотеми-ческими представлениями, свойственными народам Центральной Азии, с родовым наиме-нованием династии Ашина (Шоно), основавшей, согласно данным китайских источников, I тюркский каганат (555–630)". Дальнего предка Чингисхана звали Борте Чино (Бури Ата, "волк-отец"). В Афганестане живут хазары (хазарейцы), считающие себя "потомками Чингисхана". Чингисхан описывался рыжеволосым, голубоглазым и бородатым. Ещё одним доказательством связи хазар с Чингисидами являются как булгарская летопись Бахши Имана, где Темуртамерлан назван с хазарским царём, а также монгольский эпос "Гэсэр". С.Ш. Чагдуров считает также, что само имя Гэсэр перекликается со среднеазиатским Кадыр/Хедыр/Хезыр – "добрый дух" (отсюда: Хазри, Хазар). К этому ряду следует добавить и тувинский "Кезер-Чингис" – имя героя одноименного героического эпоса, одновременно связанного и с именем Чингисхана. Само название «тюрки» (китайс. «ту-кю») изначально относилось к Ашина, но затем так стали называтся монгольские племена. Ханы «ту-кю» принадлежали к фамилии Ашина. В плане компании, составленном при дворе Гао-цзуна в Чанани, против западнотюркского хана Хэлу содержится знаменитая фраза: «Таковую следует употреблять меру: гнать кочевых и нападать на волков». Под волками подразумеваются князья рода Ашина и их личные дружины. Т.о. родословная Чингисхана восходит к князьям рода Ашина. Не исключено, что Чингисхан является дальним родственником гуннского вождя Аттилы. 

Уобос — сын хазарского кагана, первый правитель осетин (овсов), в честь которого они и названы (ср. Леонти Мровели "Жизни картлийских царей"). 

Инал (Ак-йабгу) — хазарский родоначальник всех кабардинских и адыгских князей, полководец. Предок адыгов. Согласно грузинским источникам, кабардинцы происходят от хазар, выселившихся из Дагестана в Кабарду в 835. Согласно княжеской родословной ка-бардинских князей, у Инала 5 сыновей: Таусултан, Алхлау, Мудар, Беслен (Бий-Арслан) и Кумук. От Кумука и Бийарслана происходят князья Большой Кабарды. Кумук также считается прародителем кумыков.

Парсбит — правительница Хазарии в 730/731. Упомянута у армянского историка Левонда. Мать скончавшегося кагана Барджиля. Инициатор похода хазар на Армению и Азербайджан. По-видимому, была регентшей, упоминающийся одновремено с ней в других источниках сын кагана – Барджиль, очевидно, не имел прав на престол. В 732/733 хазар возглавил новый каган.

Барджиль (Барсбек, Башенк, Пашенг) — сын ханши Парсбит, правившей после его гибели. Вопреки Гумилёву, иудей, что зафиксировано в недавно опубликованных булгарских источниках, по которым его отцом был каган Айбат, матерью – еврейка из Буха-ры. Во время распри Айбат был убит пришедшим к власти племянником Кук–Куяном. Однако, став каганом, Кук–Куян усыновил его сына Барджиля сделав его своим наследником. Барджиль совершил в 731 вначале успешный, но кончившийся провалом поход в Азербайджан, по пути искореняя мусульман. Он несколько раз разбивал арабов, причём убил и их полководца – Джарраха: правитель области Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками, ранее уже неоднократно воевавший с хазарами, не имел достаточно сил для боя и отступил к Ардебилю. Там он сначала занял неприступную позицию у горы Сабалан, намереваясь дожидаться подкрепления из центральных областей Халифата. Но затем по каким-то причинам (возможно, из-за угрозы Ардебилю) он решился на вылазку. Противники встретились на равнине. Армия арабов составляла 25 тысяч человек. Сражение длилось 2 дня. Лучшие силы арабской армии погибли. Вечером 2-го дня с наступлением темноты многие из уцелевших в арабском стане покинули поле битвы. У Джарраха не осталось армии и утром на 3-й день хазары пошли в последнюю атаку, в результате которой арабы обратились в бегство. Военачальникам удалось остановить панику призывом умереть за Аллаха и воины бились насмерть. Джаррах погиб в бою. Хазарский предводитель отрезал ему голову и насадил её на пику в качестве трофея. Из всей арабской армии удалось спастись только нескольким сотням беглецов. Среди них был некто Скалаб (славянин), который лично доложил халифу о катастрофе. После разгрома арабов Азербайджан остался беззащитным. Хазары осадили Ардебиль, окружив его катапультами. После недолгого сопротивления город сдался. Хазары убили защитников и взяли множество пленных. Затем войско рассеялись по стране для грабежа. Хазарская конница двинулась дальше вглубь Халифата и достигла окрестностей Мосула и Дийар-Бакра!, – но была одолена Саидом ал-Хараши. Арабы захватили хазарское знамя. 

Сабриэль (Булан, Савриил) — знаменитый хазарский полководец, политический и религиозный деятель. В 718 захватил у арабов Дербент. В 721–2 совершил поход на Армению и Азербайджан, одержав ряд крупных побед. Так, в Армении он разбил войско мусульман во главе с Зубайт на-Нахрани. После этого, он под влиянием своей религиозной же-ны Серах, решил восстановить еврейскую религию, во многом забытую (до этого хазары ограничивались лишь обрезанием и празднованием Шаббата). Он удалил идолопоклонников и гадателей. Он также ввёл среди хазар изучение «книг закона Моисеева». Вёл диспуты с христианами и мусульманами, из которых вышел победителем. Провозглашён царём. Заключил мирный договор с аланами. Этот первый хазарский письменный мирный договор, дошедший до нас, был заключен с Аланией Сабриэлем для того, чтоб: "Как бы не возмутились народы против войны нас и не присоединились также к нашим врагам". Хазарский царь Иосиф в своём ответе на письмо Хасдаи ибн-Шапруту (960) сообщил, как за 340 лет до его времени один из предков Иосифа, Булан, стал царём хазар. Однажды Г-сподь явился Булану во сне и обещал ему славу и власть. После этого Булан направился через Даралан (Дарьял, Дербент?) к Арадавилю (Ардебилю), и одержал там ряд крупных побед. Тогда он решил принять Иудаизм. Император Византии и халиф, правитель мусульман, прислали Булану своих послов с богатыми и ценными дарами; в состав депутаций входили также учёные мужи, хорошо знакомые с вопросами своей веры и долженствовавшие склонить царя хазарского каждый на свою сторону. Однако Булан по личному почину пригласил еврейских учёных и выслушал доводы представителей трёх религий. Увидев, что как ислам, так и христианство зиждутся на основе веры Иудейской, он сказал, что мусульмане и назареяне признают еврейскую религию родоначальницею своих верований, и поэтому стал евреем. Решающую поддержку ему оказал наибольший хазарский князь, названный ха-гадол, с которым часто отождествляют кагана. Булан упоминается не только в еврейско-хазарской переписке, но и в булгарской летописи Бахши Имана, а возможно и у Якуби под именем Язида Булаша. Есть мнение, что Булан – наследник хорезмийского правителя, бежавшего в Хазарию.

Серах — жена хазарского князя Булана; религиозная еврейка, она, по легенде, спо-собствовала укреплению Булана в истинной вере.

Буланиды — еврейская династия царей (беков? Каганов?) Хазарского Каганата (810 –965). Основателем её был Булан. Царь Обадия был внуком (?) Булана, за Обадией правили его сын Езекиил, сын последнего Манассия I, затем брат Обадии Ханукка и его потомки: Исаак, Завулон, Манассия II, Нисси, Аарон I, Менахем, Вениамин, Аарон II, Иосиф. Наивысший расцвет Хазарии достиг в период правления царей Вениамина, Аарона (900–920) и Иосифа (920–960). По Гумилёву Обадия не потомок Булана, а представитель “Мировой Закулисы”, установивший режим, который в США называют Z.O.G. (zionist occupa-tion government – сионистское оккупационное правительство). 

Обадия (~780–800) — хазарский царь, при котором был окончательно введён равви-нистический Иудаизм. О нём сказано, что он «поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили (ему) 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв (махзоры). Он (Обадия) был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа». Был не каганом, а царём (тюрк. бек, евр. хамалех), потомком Булана. Религиозно-политические реформы Обадии, свергнувшие как вра-гов Иудаизма, так и династию Ашина, вызвали гражданскую войну, в которой этот царь, по-видимому, погиб. Все, кто не принял Иудаизма, в т.ч. христиане и мусульмане, объединились против правительства, началась гражданская война, о которой спустя 100 лет писал Константин Порфирородный: «Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. – А.З.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров». Междоусобица ослабила государство в целом. Так, после репрессий, предпринятых против крымских христиан хазарским каганом, после ликвидации Готской митрополии Крым откололся от Хазарии, и его присоединила к себе Византия. Хазарам пришлось с этим смириться, т.к. антииудейски настроенные феодалы и союзные с ними венгры тревожили царя даже на его собственной земле. В ответ на это каган разрушил один из самых великолепных замков в своём государстве – Правобережный, который принадлежал, видимо, болгарину-антииудею. 

Урус — каган хазар после 820, тенгрианец, лидер антииудейского восстания против царя Обадии. Он был выходцем из знатного хазарского рода Кабана (не имевшего еврейских предков), был сыном Асанкула (Аскал), внуком Саксина и правнуком кагана Кук – Куяна. Мать Уруса была дочерью предводителя Кара – Булгар Тат – Утяка, а по матери принадлежала к урусскому роду Услан. В 805 не пожелавшие принять Иудаизм отец, дед и мать Уруса были убиты праведным Буланом. Урус спасся от смерти, скрывшись в Дима – Тархан, где под покровительством Византии правил сын Тат – Угека Тамьян, и куда бежа-ли от репрессий многие булгары. Урус и Тамьян помогали повстанцам, составляя оплот оппозиции. После прихода к власти Уруса его положение было трудным из-за неудачных войн с Кара – Булгаром его предшественников. Урус построил хазарский город Хин. Борясь с иудеями, Урус обратился за помощью к харасанцам и Византии, соответственно даровав большие свободы хазарским мусульманам и христианам. Хорасанцы вооружили войско Уруса, а Византия дала ему денег, на которые он нанял на службу баджанаков (печенегов) и построил крепость Саркел, которая в тексте летописи названа Хин. Это название закрепилось за крепостью потому, что в ней были размещены гарнизоны из наёмных баджанаков (или печенегов), которых иногда называли хинцами. Постройка крепости тенгрианцем Урусом, обращение за помощью в этой постройке к врагу его врагов – Византии, присутствие в крепости гарнизона из печенегов, настолько значительного, что они дали ей одно из её названий – все эти данные летописи, в значительной степени перекликающиеся с сообщениями Константина Багрянородного, делают понятными и результаты раскопок Саркела – присутствие на городище частей облицовки христианских храмов и свидетельства пребывания в крепости наемного гарнизона из печенегов, и полное отсутствие к.-л. следов Иудаизма. Старую резиденцию хазарских каганов – Итиль, в которой "удобно устроились" Бен–Амин (сын Булана) и другие каганы – иудеи, чёрные хазары –тенгрианцы называли "Собачьим городом" (Этиль). В 840 Урус был свергнут и убит. У власти был поставлен сын Карака (брат Бен–Амина) иудей Манас. Сведения об Урусе даны в булгарской летописи Бахши Имана. 

Вениамин — царь Хазарии ок. 880–900. Воевал против коалиции печенегов, гузов, буртасов и чёрных булгар. Союз организовала и возглавила Византия, отказавшись от традиционной политики сотрудничества с каганатом после принятия хазарами Иудаизма. Вениамин одержал победу благодаря военной помощи полученной от царя Алании. В правление Вениамина хазары были вытеснены из ряда сфер своего традиционного влияния. Варяжский коннунг Олег подчинил Киеву славянские племенные союзы северян (884) и радимичей (885), ранее бывших хазарскими данниками. В 889 печенеги прорвались из-за Волги через хазарские владения в Северное Причерноморье, изгнав оттуда лояльных хазарам венгров.

Аарон II — правитель Хазарского каганата ок. 900–30. В период его правления Византия натравила на хазар Аланию – 2-е по силе государство в регионе, ранее являвшееся союзником хазар. Аланский царь напал на Хазарию, но Аарон нанял против него вождя «турок». Аланы были разбиты, а их царь пленён. Аарон, не желая превращать соседа в постоянного врага, не стал его наказывать, а оказал почётный приём и выдал за его дочь своего наследника Иосиф. После этого аланы временно вернулись в орбиту хазарского влияния и после 932 отреклись от христианства, изгнав греческого епископа и священников. Данные об алано-хазарской войне и роли в ней Аарона изложены в Кембриджском документе. В других источниках имя правившего в начале X в. хазарского царя не называется, но сообщается, что он лично стоял за несколькими важными событиями. В 901 он возглавил набег на Дербент, ознаменовавший начало последнего всплеска хазарской акти-вности на Кавказе. До 912 хазары в союзе с дагестанскими государствами совершил несколько походов на арабские владения. В 913/4 хазарский царь пропустил в Каспий русов, которые подвергли его берега грабежу. Царь получил от вернувшегося войска половину добычи, но затем хазарская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала у царя права отомстить за гибель единоверцев, и он не стал препятствовать. Русское войско было полностью уничтожено. В 922 Аарон в ответ на разрушение синагоги в Дар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет в итильской соборной мечети и покарать муэззинов. 

Иосиф бен Аарон (Юсуф, 930–60) — последний или предпоследний царь Хазарии. Сведения о нём происходят из комплекса документов Еврейско-хазарской переписки, проводившейся по инициативе сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута. Младший современник императора Романа Локапина (919–44). Унаследовал престол от своего отца Аарона. По отцовскому настоянию был женат на аланской принцессе для укрепления хазаро-аланского союза. Правил как минимум до 961. Проводил политику помощи единоверцам. Добился временного успеха в удержании Алании. После 932 аланский царь отрёкся от христианства и перешёл в Иудаизм. Разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения. Начал ответные преследования христиан («низверг много необрезанных»). Это привело к войне. Византийцы подговорили к нападению на хазар русского князя Хельгу. Ок. 939 Хельгу захватил хазарскую заставу на Таманском полуо-ве – Самкерц. Прибывший вскоре хазарский наместник ревнивный иудей Песах освободил город. Не застав там русского войска, он подверг грабежу крымские владения Византии, истребляя на своём пути христианское население. Он взял 3 города, много деревень, осадил Херсон. Затем Песах настигнул дружину Хельга и одер-жал над ней полную победу; по условиям мира, русы совершили поход на Византию (941). Однако, хазарам не удалось ликвидировать угрозу со стороны Русского государства. В 943 – 44 состоялся очередной крупный рейд русов в Закавказье. Он закончился смертью почти всех участников, и на 2 десятилетия известий об активности русов нет. Иосиф специально подчёркивал в своём письме, что русская проблема являлась для него первоочередной. Он писал, что постоянно не пускает русов в море, чтобы не дать им завоевать исламские стра-ны. Но русскую опасность для самой Хазарии он недооценил. О действующем кагане он ничего не сказал. Носил титул «царь Тогармский», что, вероятно, свидетельствует о претензиях на власть над «потомками» Тогармы – тюркскими и Кавказскими народами. Между 954 и 961 получил письмо от Хасдая ибн Шафрута, который попросил Иосифа рассказать о Хазарии. Иосиф ответил. Замечательны и укрепляют веру слова Иосифа: «И с того дня, как наши предки вступили под покров Шехины, Б-г по-дчинил нам всех наших врагов и ни-спроверг все народы и племена, жившие вокруг нас, так что никто до настоящего дня не устоял перед нами. Все они служат и платят нам дань – цари Эдома и цари исмаиль-тян». Заканчивая своё послание, царь хазар восклицает: "Наши взоры обращены к Б-гу, к мудрецам Израиля в академиях Иерусалима и Вавилонии. Да ускорит Б-г обещанное осво-бождение Израиля, да соберёт свой рассеянный народ ещё при жизни нашей!" По булгарским летописям Бахши Имана «Джагфар Тарихы» Иосифа (Юсуфа) сместил иудей Узбек. По этим летописям, каган Юсуф (правил 925–943, 944) борится со своим братом-близне-цом и политическим противником Аланом (918–925, 943). 




Статистика