кавказкая музыка
Оцените работу движка [?]
Лучший из новостных
Неплохой движок
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился


Фильмы снятые на Кавказе
Азербайджанские фильмы о Кавказе
Армянские фильм о Кавказе
Грузинские фильмы о Кавказе
Российские и Кавказские фильмы
Зарубежный Кавказ
Азербайджанская музыка
Армянская музыка
Грузинская музыка
Даргинская музыка
Чеченская музыка
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказ
Портал Видео YouTube Кавказ
Карачаевская музыка
Абхазская музыка
ты кто такой давай до свидания текст
Горско-Еврейская музыка
Портал Азербайджан
тимати давай до свидания видео
Музыка всех стилей
Концерты и клипы Кавказа
ТВ и шоу-программы
Видео Кавказа с портала YouTube
Кумыкская музыка
Лезгинская музыка
Осетинская музыка
Лакская музыка
Инструментальная музыка
Шансон музыка
Фильмы Азербайджана (худ/док/мульт)
мр3 Кавказ
Портал Кавказ
Портал Армения
Музыка Кавказ
Портал Грузия
Портал Кавказа
Кавказский сайт
Кавказский портал
Кавказ Портал
Кавказ Сайт
Кавказский юмор
Всё о Кавказе
Адыгская музыка
Аварская музыка
мейхана азербайджан,

Публикация новости на сайте


Знаменитые хазары
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(ОКОНЧАНИЕ...)

аль-Мамун ибн Харун ар-Рашид (814–34) — халиф Аббасидов, сын Харуна ар-Рашида от Мариде. Вёл политику, направленную на ликвидацию власти Аббасидов, и передачи власти Алидам, что вызывало попытку государственного переворота в 201 г.х. с провозглашением дяди аль-Мамуна Ибрахима аль-Махди аль-Мубарака. Это восстание аль-Мамуну удалось подавить. Он был жестоким правителем, часто казнившим даже верных себе людей. Он ввёл в качестве государственной религии мутазилитизм, рассматривающую Коран как сотворённую, и тем самым небожественную книгу. Кроме того, он, вопреки мнению мусульманских ортодоксов, называл Али Абу Талиба лучшим из сподвижников Магомеда, причём эти еретические идеи он навязывал силой. Аль-Мамун организовал несколько походов на Византийскую империю (215–218 г.х.). в 202 г.х. в состав Халифата вошли города Лаз и Шираз в Иране. Именно он, посчитав, что арабы утратили боевые качества, начинает наводнять армию хазарами, положив начало мамлюкским ксенок-ратиям. Набор тюрков в арию он поручил своему брату Аль-Мутасиму. Против аль-Маму-на восстал Ибн Табатаба в Куфе, а после его отравления – Абу ас-Сарая, полководца Ибн Табатаба. В начале этот мятеж принимал серьёзные масштабы, но всё же был усмирён. Другим серьёзным мятежём было восстание Насра ибн Шибса аль-Укайли, причины мятежа лежали в недовольстве арабами потери своего преимущества перед другими народами. И это восстание было подавлено. Но, другое, более грозное – коммунистическое и антиисламское восстание Бабека ему подавить не удалось. Находясь при смерти, аль-Мамун хотел объявить наследником своего сына Аббаса, однако последний отрёкся в пользу аль-Мутасима. К евреям аль-Мамун относился хорошо.

аль-Мутасим Мухаммад ибн Харун ар-Рашид (834–843) — халиф Аббасидов, другой сын Харуна ар-Рашида от Мариде. Аль-Мутасиму удалось подавить восстание Бабека и Мазьяра, а также нанести ощутимые удары по Византии. Аль-Мутасим комплектовал свою армию исключительно из тюрков. В вопросах религии продолжал политику брата. 

аль-Васик Харун ибн Мухаммад (843–847) — халиф Аббасидов, сын аль-Мутасима. Он также придерживался идеи сотворения Корана, а тех богословов, которые были с этим не согласны, он казнил (например – известного учёного и знатока хадисов Ахмада ибн Насра ибн Малик аль-Хайсама аль-Хузаи). Он проводил политику, направленную на искоренение христианства, рушил церкви и т.д. 

аль-Мутаваккиль Джафар ибн Мухаммад аль-Мутасим (847–61) — халиф Аббасидов, брат предыдущего. При нём были новые восстания в Армении и Азербайджане, и шли ожесточённые войны с Византией. Он прекратил террор против ислама, запретил мутезилизм (851). Он срыл христианские церкви в Багдаде, разрушил шиитскую молельню у гробницы Гусейна в Кербеле и воспретил паломничество туда; вообще шиитов он преследовал наравне с мутезилитами. С его времени занятия философией стали в государстве тайными. С тюркской (хазарской) гвардией, получившей в халифате большую силу ещё при аль-Мутасиме, аль-Мутаваккиль вступил в борьбу и был убит. Аль-Мутаваккиль плохо относился к евреям. Предписаниям Омара II (возможно, и Омара I), а также Харуна ар-Рашида, о ношении немусульманами особых одеяний (что, видимо, не слишком соблюдалось) аль-Мутаваккиль в 850 впервые придал силу закона и обязал зажиточных зимми носить жёлтые головные уборы, а их слуг и бедняков-немусульман – жёлтые лоскуты на спине и груди. Ему приписываются также указы о заключении еврейского населения в еврейские кварталы, дискриминационном налогообложении и т.п. Однако эти постановления не всегда приводились в исполнение, и многие евреи достигли значительных успехов, проявив себя, как выдающиеся врачи, учёные, писатели и заняв ключевые позиции в административном аппарате. 

Утамиш — вазир при халифе ал-Мустаине, ум. 863.

Васиф ибн Сувартегин — хаджиб (камергер) халифа аль-Мутаваккиля, ум. 865.

Абу Мухаммат Фатих б. Хакан бину Ахмат бину Ортач Ат-Тюрки — возглавлял внутреннюю и внешнюю разведку халифата при халифах Мутасиме, Васике и Мутаваккиле. Он – сын одного из приближенных людей халифа Мутасима, Хакана бину Ортача (Ахмеда), о котором Ибн Тагриберди даёт следующее сообщение: "Отец Фатихабину Хакана, Хакан, был неразлучным другом халифа Мутасима. Он происходил из тюркской аристократической семьи и халиф его очень высоко ценил. Фатих же рос и воспитывался при дворе халифа вместе с его детьми". По словам ал-Исфахани, халиф даже "усыновил" Фатиха. По сведениям источников, Фатих был мужественным, добродушным, человеком огромного ума и познаний. Он проявил себя не только как государственный деятель, но и как высокоталантливый поэт, писатель, хатип и библиофил. Поэтому его дом былс воеобразным салоном, где часто встречались знаменитые учёные и поэты того времени. Он имел огромную по тем временам библиотеку. Впоследствии эта его библиотека сослужила хорошую службу для многих учёных мусульманского мира. Многие учёные того времени (Джахиз, Абу Джафар Мухаммад б.Хабиб, ал-Бухтури, Мухаммад б.Харих и др.) свои труды написали, посвятив Фатиху б.Хакану: Джахиз, например, для него написал свой знаменитый труд "Фазаил,уль-Этрак" (Достоинства тюрков). Фатих сам, будучи поэтом, помогал и своим собратьям. Так, благодаря его рекомендации во двор халифа Мутаваккиля попал ал-Бухтури, ставший впоследствии самым известнейшим поэтом арабо-мусульманского мира. Последний, любивший Фатиха как своего брата, посвятил ему около 30 своих непревзойденных касыд. О литературном наследии Фатиха известно лишь по названиям его произведений: Китаб Ахлак,л-Мюлюк; Китаб,с Сайд ве,л-Жевахир; Китабу,р-Равзе ве,з-Зухр; Дивану,ш-Шиир; Китабу,л-Бустан. Следует также отметить, что Китабу,л-Равза ве.з-Зухр содержал стихотворения самого Фатиха, а Китабу,л-Бустан же был его литературоведческим трудом, об этом сообщает Мас'уди. Фатих был убит вместе с халифом Мутаваккилем в результате дворцового переворота 10 декабря 861. Он заслонил собою халифа и принял первый удар заговорщиков во главе с сыном халифа Мунтасиром на себя. Ибн Тагриберди сообщает: "Тела Мутаваккиля и Фатиха, без совершения мусульманского омовения и на скорую руку были завернуты заговорщиками в один и тот же ковер и похоронены в общей могиле".

Мубарак ат-Тюрки — арабский государственный деятель хазарского происхождения, назначенный халифом Мехти (775–85) наместником в г. Казвин (Иран); основал город Мубарак (Мадинат ал-Мубарак). Его сын Абдулла бину Мубарак был известным во всём мусульманском мире учёным.

Убейдуллах бину Йахйа б. Хакан ат-Тюрки — выдающийся государственный деятель Абасидского Халифата, долгие годы при халифах Мутаваккиле, Муктемиде и Мустаине занимавшим должность халифатского визиря. Отец Убейдуллаха Яхъя бину Хакан был секретарем главного визиря халифа Мутаваккиля, Хасана б. Сеха. Убейдуллах умер в 876. Намаз на его могиле творил сын халифа Мутаваккиля Абу Ахмед Муваффак. Его тело было предано земле в Самарре на хазарском кладбище. Сын Убейдуллаха Абу Али Мухаммат б. Убейдуллах и внук его Абу ал-Касым Абдуллах б. Мухаммат в период правления халифа Муктадира были его визирями. Другой сын Убейдуллаха Абу Музахим Муса б. Убейдуллах был известным поэтом, специалистом по тажвиду и арабскому языку.

Бейбарс I (1260 – 30 июня 1277) — 4 султан из династии багаридских мамлюков в Египте, родом из Кипчака. Проданный в рабство Икдыну, начальнику стрелков (бондукдар) султана Мелик-эс-Салеха, он обратил вскоре на себя внимание и быстро занял влияятельное положение. Во время междоусобий после смерти султана Медик-эс-Салеха Бибарс убил султана-узурпатора Котуза и сам сел на престол под именем Эль-Мелик-эд-Дагера. Сильной рукой он усмирил возмутившиеся города Дамаск и Алеппо и прогнал татар далеко от своих границ. Жестокое, но полное славы царствование его продолжалось недолго: отравив одного из неприятных ему князьков и желая показать, что в чаше не было яду, Бибарс налил себе туда же вина, не сполоснув её предварительно. Спустя несколько часов он умер в ужасных мучениях. Подобно всем восточным государям, Бибарс был очень щедр: ежегодно раздавал бедным массу хлеба из своих житниц, воспитывал детей павших воинов, строил школы, караван-сараи и пр. За многочисленные победы получил прозвание Абуль-Футух – отец побед.

Калаун — мамлюк, эмир султан Сирии и Египта (1279 или 1280–90). Единственный мамлюкский султан, в чьём роду наследование продолжалось до 4-го поколения. Его правление отмечено строительством самых красивых мечетей, мавзолеев, медресе. Калаун – единственный султан из мамлюков, построивший у себя на родине в Крыму мечеть на личные деньги. 

Сельджукиды — различные мусульманские династии, восходящие к Малику аль-Гази Сельджуку, сыну хазарского чиновника Дукака. Известный средневековый историк еврейского происхождения Григорий Бар Гебрей сообщает, что отец Сельджука Дукак был полководцем в войске хазарского кагана и что после его смерти сам Сельджук, основатель династии, воспитывался при дворе кагана. Но необузданный юноша был непочтителен с каганом, вызвал гнев катун (царицы) и был изгнан от двора. Другой источник того же времени, "История Алеппо" Ибн ал-Адима также сообщает об отце Сельджука, как об "одном из выдающихся тюрок-хазар". Поссорившись с каганом, Сельджук, захватив с собой 100 всадников, двинулся в низовья Сыр-Дарьи, а затем в Бухару. На его хазарско-Иудейские корни указывают и имена его детей – Израил, Муса, Микаель, Юнус и имя внука – Дауд (Давид). Основной костяк сельджуков составляли кыныки, ранее отколовшиеся во главе со своим предводителем Туганом (Дукаком) от хазарского союза племён. По этой причине сельджукские султаны рассматривали здешних тюрок как своих сородичей и старались привлечь на свою сторону. Так, в 1064 более 3 тыс. семей кафыр-комуков, хазар проникают через Дербент в Закавказье и расселяются в районе Кахтана (Азербайджан) под покровительством сельджукского султана. Вениамин Тудельский говорит, что евреи Нишапура (северо-восток Ирана рядом с Туркменией) в большой дружбе с огузами (причём те – ещё не мусульмане), и что они вместе воюют с Ираном и Кушем (здесь север Индии-Пакистан-Афганистан).

Сельджук поселился, по преданию, в 955 в Дженде на Сыр-Дарье; завоеватели Тогрул-бек и Чакыр-бек были его внуками. Единовластными султанами были Тогрул-бек (1035, 1058–63), сын Чакыр-бека Алп-Арслан (1063–72), Мелик-шах (1072–92). Ветви Сельджукидов: 1) главная – потомки Мелик-шаха – царствовавшая в центре и на востоке государства, но постепенно уступавшая свою территорию атабекам; султаны: руководимые своею матерью Туркан-хатуной Махмуд (1092–940), его брат Баркиярок (1092–1104) и его сын Мелик-шах II (1105), 3-й брат – Мохаммед I (1105–18) и его дети Махмуд II (1118–31), Тогрул II (1131–34) и Масуд (1134–52), оттесненные 4-м сыном Мелик-шаха I Синджаром Хорасанским (1097, 1119–1157); далее ряд султанов, ставимых атабеками: Мелик-шах III (1152–1153), Мохаммед II (1153–1160), Солейман-шах (1160), Арслан ибн-Тогрул (1160–1177), Тогрул III ибн-Арслан (1177–1194), низвергнутый Пехливанидами; в Хорасане племянник Синджара, Махмуд ибн-Мохаммед (1157–1162), был свергнут и ослеплён эмиром Моайядом. 2) Кирманская – потомство Али-Арсланова брата Кавурда (убит за восстание в 1074) и его сына Тураншаха, пользовавшегося значительной зависимостью ещё при Мелик-шахе I. Миролюбивые государи этой ветви доставили Кирману покой до 1170, но затем здесь начались междоусобицы, и в 1198 Кирманом завладели хорезмийцы. 3) Сирийско-месопотамская – потомки Тутуша Дамасского (убит 1095), верного брата Мелик-шаха, но врага Баркиярова. Междоусобия детей Тутуша – Рыдвана Халебского (ум. в 1114) и Докака Дамасского (ум. в 1128) – погубили династию и позволили мелким эмирам приобрести; полную самостоятельность. 4) Малоазийская (Иконийская) – потомки Кутулмыша (двоюродного брата Тогрул-бека) и его сына Сулеймана (1081–1086): Кылыдж-Арслан I (1092–1107); его сын, воевавший с Барбаруссой, Кутбеддин (1190), Гияседдин Кейхосров I (1192–1211), погибший в войне с Феодором Ласкарисом; временно его изгнавший Рукнеддин Сулейман (до 1204); победитель Ласкариса и императора Алек-сея Кейкаус (1211–1219); соперник Мелика-Ашрафа и Камиля Кейкобад (1219–1234); подчинившийся монголам Кейхосров II (1237–1244). Его враждующие дети – раболепный перед монголами Иззеддин (до 1262) и Рукнеддин (до 1265) – утверждались монголами то одновременно, то попеременно. Сын Рукнеддина Кейхосров III (1265–1284) умерщвлён при ильханиде Аргуне, а сын Иззедина, последний Сельджукид Масуд II, погиб в нищете ок. 1309; по другим известиям, он смещён ханом Газаном в 1295, а в 1297 Иконийское царство передано Алаэддину II Кейкобаду III, судьба которого совсем неизвестна.

При Мелик-Шахе I (Джелаледдин, – "Слава веры"; 1054–1092) власть Сельджукидов распространилась на всю мусульманскую Азию, от Средиземного моря до Китая и от Кавказа до Йемена. 

Малка (Малуша) — любовница Святослава Игоревича, сестра Добрыни, мать Владимира Св. Некоторые думают, что её имя еврейское, ср. многие имена Малка, и т.д., а также имя жены Ганнибала, которую на «испанский» лад звали Имелькой; оба имени надо понимать как mlk (здесь: царица или находящаяся под защитой божеству).

Ефрем Моизич — придворный Андрея Боголюбского, и его убийца.

Анбал Ясин — ключник князя Андрея Боголюбского, занимался подрывной работой в пользу Сиона. Родом из Осетии. Анбал и шурин Андрея, Кучков, были вдохновителями и руководителями заговора против князя. Они убили его в ночь на 29 июня 1174. Когда обнаженный труп был выброшен в княжеский сад, Кузмище, один из слуг, оставшийся верным князю, умолял Анбала дать ему, чем прикрыть труп, напоминая тому, что он (Анбал) при вступлении на службу к князю был одет в лохмотья и только благодаря щедрости последнего теперь ходит в бархате. Анбал, в конце концов, исполнил просьбу. 

Самхан Зерубавель — князь евреев Дагестана, купец. К нему бежал Георгий, сын убитого Андрея Боголюбского. Зерубавель сосватал Георгия известной грузинской царице Тамаре, но та отвергла его, очевидно из-за огромной разницы в темпераменте. 

Ахмед сын джучида Кучук-Мухаммеда — родоначальник ханов Астраханского ханства, которое образовалось на землях бывшего Казыевского улуса Золотой Орды (название Казыев образовано от собственного имени хаз-ирхазар). Правнук Ахмеда – царевич Едигер Касаевич (Казыевич) – стал последним казанским ханом (после пленения и крещения – Симеон).

Шаухалы – правители кумыков. Турецкий путешественник Эвлия Челеби связывал их происхождение с родом Огуза – "Огуз тайфеси". Согласно сочинению Муслихитдина Лари "Миратуль-Эдвар ве Миркаатулъ Ахбар" (1566), использованному и Мюннеджим-баши (XVI в.), правители кумыков происходили из гуннов (канклы), коим Огуз-ханом было вменено в обязанность быть стражами Каспийских ворот. С того времени правители кумыков носили титул "Сахиб ас-Сарир" в значении обладатели трона. Исходя из этих и других исторических данных, турецкий историк Ф. Кырзы-оглу приходит к выводу о том, что "шаухалы происходят из рода хазарских и савирских правителей". согласно сведениям "Истории Маза", шаухалы – "ветвь ханско-хаканских поколений". 

Карчи-беки — представители высшей кумыкской родо-племенной аристократии. По происхождению они являлись потомками хазаро-кипчакской знати. Согласно преданиям, их родоначальники пришли "во главе племени, которое населяет владение Тарковское, за несколько веков ранее появления в Дагестане арабов". Находились на службе у шаухала и использовались в качестве послов, предводителей войск и в т.д. "Они суть потомки кумыкских князей, когда-то знаменитых, но влиянием шаухала ныне униженных". В первой половине ХIХ в. были известны карачи-беки: Уллу-бий Эрпелинский и Юсуф-бей Каранайский. По А.-К.Бакиханову, карачи-беки в Губдене и Карабудахкенте являются потомками одного из кумыкских эмиров по имени Гобден, которому Тамерлан во время своего пребывания в Кумыкии подарил землю, ныне занимаемую деревней Губден и куда этот эмир и переселился со своим племенем.

Суракат и Кагар — князья Кабатийские, князья еврейские, пришли в Авар. Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте. Суракат был сын Суртана, сына Аулхана, сына Умахана, сына Прусс-шаха, сына Бакира, сына Намруда, сына Баяра, сына Переда, сына Тахмаза, сына Саита, сына Амира, а Амир был сыном фараона. Суракат и Кагар были друзьями мусульманина Аргуна. Ислам явился к ним с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмад, получивший титул "владетель открытого места, старик преклонных лет и мученик за веру", прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом. Все они были корейши из дома Магомеда. Они распространили ислам войной от Кара-Хайдака до Чир-юрта. Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли. Вскоре Шейх-Ахмад и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах, в Хунзахе. Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжёг его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как имам всего Дагестана и каждого мусульманина. Он сделался аварским князем. После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять завладел потомок Сураката. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха (столица Аварии) происходят от Сураката. Весь Дагестан, вплоть до Яссы, остался в их власти. Описанное произошло в 645 г. Хиджры. Потомки Сураката были убиты Шамилём. 

Военное дело:

Гот-хазар — богатырь, убитый в августе 591 персидским мятежным полководцем Бахрамом Чубиным. Его баснословная сила приравнивалась тысячи обычных войнов.

Чорпан-Дархан — хазарский полководец, который по «Истории албан» армянского историка Мовсеса Каганкатваци в конце 629 / начале 630 попытался захватить Армению. Знаменитый полководец Шахрвараз, в то время бывший фактическим правителем Ирана, выслал против тюркютов начальника тюркской конницы Гонагна с десятитысячным войском, но тюркютский отряд, хотя он состоял всего из 3 тысяч человек, уничтожил это войско. Половина тюркютского отряда вышла навстречу неприятелю, а другая скрылась в засаде. Едва вступив в бой, тюркюты обратились в бегство. Находившиеся в засаде неожиданно напали на преследователей и окружили их. Персы были перебиты, после чего победители «собрали украшения коней, копья и золотом обложенные мечи, щиты, превосходные одежды, сделанные искусством греков».

Алп-Тархан — хазарский полководец, упомянутый в сочинении армянского автора Гевонда. Во время хазаро-арабского столкновения 716/17 или 713/14 с Масламой он привёл подкрепление к основной хазарской армии возглавляемой каганом и встретившей арабов у города Тарку. Арабы вынуждены были спешно отступить в Грузию, бросив всю добычу и гарем своего предводителя. 

Тамьян — хазарский военачальник, сын булгарского царя Тат-Угека, отец Ильяса – также хазарского военачальника, который согласно булгарским летописям Бахши Имана «Джагфар Тарихы» посадил на хазарский трон Исхака Аксак-Тимера.

Блучан (Булджан, Булч_ан, Б_л_дж_а [от Булу Шат?]) — хазарский полководец, которого хазарский хакан послал в Кахетию в царствование грузинских царей Иоанна и Джуаншера (718/86), поэтому фигурирует в грузинских и армянских источниках в связи с нашествием хазар на Грузию во 2-й пол. VIIIв. По Летописи Картли каган хазар влюбился в Шушанну – сестру эрисмтавра Картли Джуаншера. Джуаншер отказался выдать сестру, и тогда каган приказал Блучану привести её силой. Во главе большого войска Блучан взял штурмом Картли и захватил принцессу, после чего разорил Тбилиси. По пути в Хазарию Шушанна отравилась, не пожелав стать женой язычника. Разгневанный каган казнил Булчана. Отсюда хазарский поход на Закавказье в 763/764. Некоторые исследователи обращают внимание на заманчивое сходство имени с более ранней фигурой полководца Булана, либо с более поздним «сыном Булджана», который в 901 возлавлял набег хазар на Дербент.

К_са — сын Б_л_дж_ана, возглавил в 901 поход хазар на Дербент. 

Тармач — хазарский полководец, которому Гевонд, приписывает поход Барджиля (согласно этому автору – уже умершему) против арабов. 

Хазар-Тархан — хазарский полководец времён вторжения в Хазарию 150-ти тысячного войска арабского полководца Мервана (737), Хазар-Тархан каган доверил во главе с 40-тысячным отборным войском оборону столицы, а точнее задержать Мервана, пока каган не соберёт всю армию. Выйдя из Семендера Мерван двинулся к столице Хазарии ал-Бейда, находившейся в низовьях Волги, однако, он не стал её осождать, а пошёл догонять кагана. Хазар-Тархан последовал за Мерваном по противоположной стороне Волги, чтобы соединиться с каганом. Узнав об этих планах от шпионов, Мерван по понтонному мосту переправил на левй берег Волги отборный отряд, который сумел убить Хазар-Тархана, а затем разгромить его войско. Эти события решили исход той войны.

Растархан (Астархан) — хазарский полководец (и, царь?). Выходец из Хорезма, из рода Хатирлитбер («хатир» – хазар и «йылтывар» – обозначение вассального князя). В 764 он напал на мусульман Армении и захватил большое число пленных. Тогда же разграбил и Тбилиси, восточные области Грузии. В Албании (Азербайджане) захватил бесчисленные стада скота и табуны лошадей. Халиф Мансур послал против него войско во главе с Джибраилом ибн Яхья (оно было разбито и обращено в бегство) и Хабиб ибн Абдалах ал-Равенди (было разбито и потеряло предводителя). Мансуру пришлось из-за него строить и укреплять многие крепости. Некоторые отождествляют его с первым хазарским царём-иудеем Буланом. 

Песах — хазарский полководец, убеждённый еврей, бивший варяго-византийских оккупантов. Правитель области, включавший Керченский пролив («архонт Боспора»), он носил титул булшицы («начальник гарнизона» или «сборщик налогов», может быть «правитель болгар»). В 930-е отразил инспирированный Византией набег русов во главе с князем Хельгу (Олег) на хазарские владения в Крыму. В отсутствие начальника р. Хашмоная, варяги захватили город Самкерц. Песах, освободив его, атаковал крымские владения Византии, захватил 3 города и множество деревень, осадил Херсон. Затем он настиг войско русских, разбил его, захватил награбленную в Самкерце добычу и принудил Хельгу к походу против Византии. Казнил немало идолопоклонников в Крыму. 

Ахмад ибн Куйа — начальник ал-ларисийской (хорезмийской) гвардии хазарской армии, в 930–40-е гг. Х в. занимал должность везира (хаз), когда Мас'уди составлял свой труд. Родом из Хорезма. Интересен он тем, что, по-видимому, его род – Куйа и до него занимал важное положение в каганате, и как думает О. Прицак, в честь него и был назван город Киев. Фамилия Kuya (Kuye) иранская, форма Kuya развилась из kaoya, которое имеется в Малой Авесте: kaoya в частности, Кави (священная иранская правящая династия). В восточных иранских языках, к которым относятся хорезмский и согдийский, суффикс прилагательных /awa/ был типичным. Если суффикс /awa/ добавить к имени Kuja, тогда в соответствии с фонетическими законами возможно только слово Kujaba – древнейшая форма наименования Киев. В Каирской генизе было найдено написанное на иврите письмо хазарского воина на родину из дальнего гарнизона, далеко на Днепре. В этом письме воин называет своего командира – князя Куу. Отсюда 3 вывода: Киев был основан хазарами, 2 – мусульмане из Хорезма – хазары, 3 – хорезмийцы это хазары.

Георгий Цуло — стратиг Херсона, мятежный военачальник, хазарин. Был разбит объединённым византийско-русским войском в 1016. По данным Георгия Кедрина, византийский полководец Андроник в 1016 пристал к берегам Крыма, соединился с войском русского князя Сфенга, брата Владимира (Мстислав Владимирович?) и в первом сражении взял в плен Георгия Цула, который назван хазарским каганом, почему его иногда считают последним хазарским правителем, а конфликт, соответственно, последней войной Хазарии со своими старыми противниками. Однако эта трактовка опровергнута в результате обнаружения в Крыму в ходе археологических раскопок печати с надписью «Георгию Цуло, царскому протосапфарию и стратигу Херсона». Отсюда видно, что Цуло был византийским чиновником, судя по имени – христианином. Однако 2-я половина имени выдаёт его хазарское происхождение (ср. род Дуло).

Абу Муса Старший — арабский полководец хазарского происхождения, усмиритель Армении, Азербайджана и Грузии, известен походами против своих "неверных" соплеменников хазар и алан через Дербент и Дарьяльское ущелье во 2-й пол. IX в. По его инициативе часть хазар была переселена из Дагестана в Азербайджан, где специально для них им был построен город.

Тархан — один из самых способных военоначальников Бабека ал-Хуррами, известного зороастрийского мятежника.

Афшин (Ашина) Хайдар ибн Кавус — верховный главнокомандующий арабскими войсками в войне против Бабека. Весной 836 Афшин вступает в Азербайджан. Бабек не решается на сражение в открытом поле и отсиживается в крепости, довольствуясь редкими вылазками. Афшин, тоже не веря в возможность успешного штурма непреступной крепости, выжидает, надеясь каким-либо путём выманить Бабека из крепости. К концу зимы Мутасим посылает Афшину в подкрепление корпус в 9 тысяч тюркских воинов. Положение Бабека сильно ухудшается. Он просит помощи у византийского императора Феофила. Феофил начинает военные действия против Халифата. Однако Мутасим, несмотря на временные неудачи в войне с Византией, не отозвал ни одного воина из Азербайджана, а после успешного окончания войны против Византии потребовал от Афшина завершения порученного ему дела. Войско Афшина штурмует крепость. Желая как-то выиграть время, Бабек просит «аман» — помилования, причём требует бумаги от самого халифа. Афшин даёт согласие на «аман» и посылает гонцов в столицу. Бабек тем временем, переодевшись купцом, бежит в сторону Аррана, надеясь оттуда добраться до Византии. Афшин, узнав о бегстве Бабека, 26 августа 837 вступает в крепость и приказывает снести её до основания. В крепости находят несметные богатства. Афшин скрывает от халифа размер добычи и большую её часть пересылает к себе на родину, в Иран. Бабек и несколько его попутчиков, среди которых его брат Абдаллах, мать и жена, пробираются через горы и леса в сторону Византии. После долгих скитаний, истощённые, они добираются до владений одного из местных феодалов, с которым Бабек дружил во времена своего могущества, и тот приглашает Бабека переждать тревожное время в его замке, заверяя его в своей преданности, но за огромную награду выдаёт беглецов Афшину. Бабек был казнён. Полководец Афшин, победивший Бабека, находится на вершине славы. В его честь пишут стихи лучшие поэты, от халифа он получает 20 млн дирхемов. Но возвышение Афшина пугает халифа и его окружение, его обвиняют в тайных связях с Бабеком, поклонении идолам и в организации заговора с «целью отобрать империю у арабов и восстановить её такой, какой она была при Хосрове». Афшин умер в заточении в 841. Он был из рода Ашина, родился в Средней Азии. 

Буга ал-Кабир ат-Тюрки (Буга-хан Старший) — полководец Абасидского Халифата впервые упоминающийся в период правления халифа ал-Муктасима (833–842), сподвижник Афшина Хайдара ибн Кавуса в подавлении Бабека. По происхождению – хазарин. Он был женат на тёте халифа ал-Мутаваккиля и был доверенным человеком халифов Муктасима, Васика и Мутаваккиля. Велики заслуги Буги в подавлении антихалифатских восстаний в 835–7 в Азербайджане, 845–6 в Хиджазе и Йемене. В 851 Буга по приказу халифа Мутаваккиля во главе огромной армии прибыл в провинцию Арминийе Северного наместничества халифата и первым изолировал эмира Эрзена и Балиса Мусу б. Зураре, принявшего активное участие в антихалифатском восстании в Армении и закованным в кандалы отправил его в Самарру. После этого он направил войско под командованием Зирека ат-Тюрки к югу от озера Ван, а сам направился против Ашота Арцуруни (Ашот б. Хамза б. Хачик), арабского же ставленника, поднявшего восстание. Ашот в результате упорных боёв в конце концов был захвачен в крепости, считавшейся неприступной, и также отправлен в Самарру, где был принародно казнён. Буга оставался в Закавказье 4 года. За это время он восстановил здесь требуемый порядок, привел местных правителей в лояльность халифу, а в 852 Буга вместе с Зиреком ат-Тюрки окружил Тифлис с вышедшим из под власти халифа эмиром Исхаком б. Исмаилом. Город во главе с эмиром сдался без боя. Исхак тут же был казнён, а жена, хазарская (сарирская) царевна, с детьми была отправлена в Багдад. Абу Муса Буга (старший) в 851 и 856 совершил через Дарьяльское ущелье поход против хазар и алан. В этом походе его активно поддерживали газии Дербента с юга. Буга одержал победу, наложил на хазар и алан подушную подать (джизью). В бытность свою в Азербайджане Буга восстановил разрушенный г. Шамхор, назвал его в честь халифа Мутаваккилией. Лишь впоследствии город этот принял своё прежнее имя. Буга в 854/5 часть хазар, своих соплеменников из Дагестана, принявших ислам, поселил в городе Шамкуре. Буга вернулся в Самарру только в 856. Халиф назначил его по возвращению эмиром пограничной с Византией полосы. Это было сделано для того, чтобы удалить его от двора и лишить влияния на государственные дела. Здесь он находился до 861. Он оставался всесильным вельможей до вступления в управление халифатом в 862 Абу ал-Аббаса Ахмеда ал-Мустаина. Буга умер в том же году после продолжительной болезни в день, когда его навестил халиф Мустаин. После его смерти все его гражданские и военные обязанности были возложены халифом на его сына Абу Муса б. Буга ал-Кабира (Буга ал-Сагир Младший). 

Инак ат-Тюрки — гулям, в разное время наместник Хоросана, Йемена, Египта, хаджиб при халифах ал-Васике, ал-Мутаваккиле, арбский полководец. Согласно Ибн Мисскавейху и Ибн Тагриберди "Инак из хазар и один из великих воинов Хазар-хакана". Был мевлой, – освобождённым рабом визиря хаджиба халифа ал-Мехти (775–85) Саллама эл-Эбреша. Муктасим, будущий халиф, выкупил его в 884 у эл-Эбреша, дал вольную и до самой своей смерти держал его в числе приближенных. Своё 1-е назначение Инак получил в 837 от халифа Муктасима. Халиф поручил ему командовать войсками, направленными в помощь Афшину Хайдару ибн Кавусу, занятому подавлением восстания Бабека. Имя Инака фигурирует в письме Бабека императору Византии. Император Феофил, совершает со стотысячной армией поход на Халифат, захватывает и разрушает много городов и с большим числом плененных возвращается в свои пределы. Халиф Муктасим во главе много-численного войска в 838 организует ответный поход против Феофила. Правым крылом войска Муктасима командует Инак и играет значительную роль в успешном завершении. После этого похода позиции Инака при дворе халифа ещё более укрепились, что не могло не вызвать зависти и интриг окружения халифа. В их числе оказался племянник Муктасима – Аббас бину Мемун, инициатор и организатор дворцового заговора Уджеф б. Анбесе против Муктасима. Первый удар со стороны заговорщиков был направлен именно против Инака, однако он потерпел неудачу. Заговор был раскрыт. Муктасим приказал исполнить смертный приговор над Аббасом б. Мемуном – Афшину, а над Анбесе – Инаку. После этих событий Инак, как сообщает ат-Табари, назначается в 840 наместником в Йемен. В 841 Инак во главе своего войска участвует в подавлении восстания Джафара ал-Курди в Мосуле. Последняя должность Инака в период правления Муктасмма – командующий войсками округа Самарра, непосредственно прилагавшегося к столице халифата – Багдаду. При халифе Васике он вновь назначается наместником в Йемен, под его управление тогда же в 844 передается и Хорасан, и Дженд. Но Инак направил туда только своих полномочных представителей. В те же годы он назначается наместником в Египет и одновременно главнокомандующим абассидских войск и, наконец, он – хаджиб, то есть визирь халифа Васика. При халифе Мутаваккиле Инак командует армией, исполняет обязанности визиря, управляющего почтой, министра двора и генерального наместника Египта. Однажды Мутаваккиль, став опасаться Инака, наносит ему нестерпимое оскорбление. Инаку стоило это огромных усилий и воли, чтобы тут же не прикончить его. Мутаваккиль это хорошо понял, попросил прощения и сказал: "Ты же мой отец, ты вырастил, ты был моим пестуном". Эти слова содержатся как у Табари, так и у Ибн ал-Асира. Халиф назначает Инака наряду с Египтом ещё и наместником в Мекку, Медину, Хинжаз и Куфу. Одновременно халиф через своих подставных лиц внушает Инаку о необходимости совершить хадж, паломничество к могиле пророка. Инак принимает эту идею и просит у халифа разрешения совершить хадж. Халиф только и ждал этого, отдает приказ, чтобы по пути его следования везде в мечетях читались хутбы в честь Инака, чтобы везде его встречали, как подобает встречать султанов. Он же дарит ему роскошный обвешанный немыслимыми драгоценностями халат. 12 июня 849 Инак покидает Самару, и сразу халиф освобождает его от должности своего хаджиба и назначает на эту должность тюрка Васыфа. Источники также сообщают, что Инак на обратном пути из хаджа обманным путём был арестован и посажен под домашний арест без предъявления каких-либо обвинений. С ним вместе под арестом оказались и 2 его сына Мансур и Музаффар. По сути, этот дом был превращён в настоящую тюрьму. Инака и его сыновей здесь морили голодом, не давали пить, пытали, держали связанными по рукам и ногам, и 25 декабря 849 Инак был убит. Сыновей же его здесь держали до смерти самого халифа. Новый халиф дал им освобождение. Музаффар умер через 3 месяца после освобождения. После этого случая хазары, тюрки Самарры, являвшиеся его военной опорой, потеряли к нему своё доверие, ушли в оппозицию и в союзе с сыном его Мунтасиром, в конце концов, убрали его с престола, лишив прежде жизни.

Исхак ибн Кундаджик (Кандадж) ибн Урхура ал-Хазари — известный командующий войсками Аббасидского халифата конца IX в., в правлении халифа ал-Му'тамида, наместник Мосула и Дийар Раби'и, современник поэта Бухтури (кой посветил ему панегирик), по происхождению – хазарин из Семендера. Был также наместником халифа в Египте и Сирии, и претендентом на должность арабского эмира Армении (879). Он участвовал в усмирении мятежа зинджей (негров). Он участвал и в дворцовых интригах на стороне аль-Муваффака против халифа. Пока аль-Муваффак (брат халифа аль-Му'тамида и фактический руководитель Халифата) был полностью поглощён восстанием зинджей в Ираке, тюрк и основатель династии Тулунидов – Ахмад ибн Тулун (правил 868–884), воспользовавшись смертью наместника Сирии, быстро завоевал эту провинцию и присоединил её к своей территории (878). В союзе со своим сородичем Мухаммедом ал-Афшином, наместником Диярбакыра, он выступает против Хумаравейха, завоевывает Дамаск, Халеп, Димс и Антакью. Борясь за власть, и будучи правителем Мосула и Аль-Джазиры, Исхак ибн Кундаджик вынудил правителя Египта Ахмада ибн Тулуна, к которому хотел присоединиться халиф аль-Му'тамид, бежать из дамаска. Сместив Ахмада, и встав на его место, разгромленного в Сирии, он, однако, не смог победить Ахмада и в Египте. Затем, у Исхака ибн Кундаджика возник конфликт с правителем Киннесрина Ибн Абу ас-Саджем, который призвал на помощь сына Ахмада нового эмира Египта Хумаравайха. Исхак ибн Кундаджик укрылся в крепости Мардин, на юго-в. нынешней Турции. Ум. в 278/891–892. 

Сувар-Тегин — командующий армии халифата при Муктафи, когда эмиром Халепа был ещё один хазарин – Сейфеттин Сувар ибн Ай-Тегин.

Абу Мансур Такин ибн Абдаллах аль-Хазари — мамлюк, эмир (военачальник) Египта (910–915, 919–921 и 924–933).

Тузник — начальник хазарского отряда в Константинополе (958).

Симеон — основатель запорожского казачества: "войско их начало своё возымело от 948 г. чрез вышедшего тогда из Польши некого человека, именем Симеон, роду хазарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог – реки, в её лимане, место избрал, и куда, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупи-лись к нему земляки его и составили сперва через то шайку человек из ста или более 13". 

Казарин Иван Захарович — воевода Владимира Мономаха, был в 1107 (1113) предводителем русско-хазарского войска, воюющего с половцами у устьев Днепра. 

Давид Алрой (Менахем бен-Сулейман; XII в.; р. в Амадии близ Мосула) — вождь мессианского движения в Курдистане. Оно началось, по-видимому, среди хазар и горских евреев северо-восточного Кавказа до 1121, но некоторые источники относят его начало ко 2-й полов. XII в. Движение получило дальнейшее развитие в результате несчастий и гонений, обрушившихся на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей в период между 1-м и 2-м крестовыми походами, которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие Мессии. Одним из руководителей движения вначале был отец Алроя, Шломо, утверждавший, что является пророком Илией. Молодой Алрои обладал обаянием, был красив, преуспевал в учёбе в иешиве в Багдаде, был знаком с мусульманскими обычаями и еврейским мистицизмом, занимался магией. Вожди движения провозгласили Алроя мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим». В Амадии (близ Мосула) он поднял знамя восстания против местного сельджукского султана Муктафи и обратился с воззванием к еврейским общинам халифата, возвещая, что Б-г послал его как Мессию для избавления всех евреев от мусульманского ига и для завоевания Иерусалима. Самозваный мессия старался привлечь к себе в особенности воинственных еврейских жителей соседней области Адербейджана, живших среди гор Хафтана, и успел в этом: горцы примкнули к восстанию. Меньший успех имела агитация Алроя в Багдаде, Моссуле и других культурных центрах еврейства, но и здесь набралось у него значительное число приверженцев, веривших в его мессианское призвание. На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрой, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь. Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из Хазарского царства в государство крестоносцев, и превратить этот город в центр мессианского движения. Для этого он обратился с призывом к евреям Курдистана, Ирана и Азербайджана принять участие под его руководством в захвате Амадии, причём каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему. Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрой пал жертвой предательства своего тестя подкупленного губернатором Амадии, Саиф аль-Дином. В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта менахемитов – последователей Алроя, продолжавших верить в его мессианское предназначение. В Багдаде эти легковерные люди подверглись грубой мистификации со стороны 2-х обманщиков, выдававших себя за послов покойного мессии. Мнимые послы возвестили, что скоро, в одну ночь, багдадские евреи будут перенесены по воздуху из Багдада в Иерусалим; к этому они должны приготовиться и прежде всего отдать своё имущество в распоряжение мессианских послов. Одураченная толпа исполнила совет авантюристов и в назначенную ночь взобралась на крыши своих домов, ожидая, пока поднимется ветер и перенесет их в Иерусалим. Не дождавшись обещанного чуда, багдадцы поняли, что они стали жертвой обмана, ибо мнимые послы, забрав тем временем их имущество, скрылись. Ещё долго был памятен багдадцам "год перелета" (Aom al-tajran).

Культурный вклад хазар: 

Авиценна (Ибн-Сина) — величайший врач, философ (980–1037); родился в Афшане близ Бухары в хазаро-согдейской семье Ашина. Изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Гамадане, поселился затем в Испагани и умер во время похода эмира Ала-ед-Даула в Гамадан в 1037. Авиценна писал на арабском и фарси, главные сочинения: энциклопедические труды «Книга исцеления» («Kitab al-Shifa»; посвящена логике, физике, математическим наукам – геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике, автор выступает против опытов по трансмутации), «Данишнамэ» («Книга знания») и «Книга указаний и наставлений», «Книга определений» («Kitab al-Hudud»). Особенной известностью пользовался «Канон врачебной науки» («Kanun fi'l Tibb», 1020). Внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике, служащее комментарием к «Метафизике» Аристотеля. Он развил идею арабоязычного перипатетизма неоплатонизма. Ему также принадлежат стихотворения, большей частью в форме рубаи, и повесть «Живой, сын бодрствующего».

Фотий () — константинопольский патриарх 858–67 и 878–86; хазарин по про-исхождению, самая крупная фигура в Византии IX в. Родился ок. 820. Отец его, человек знатного происхождения, находившийся в родстве с патриархом Тарасием (умер в 806), много претерпел от иконоборцев за свой строго православный образ мыслей, лишившись должности и имущества; тем не менее, Фотий получил блестящее образование и приобрёл обширные и глубокие познания в богословских, философских и других науках. Карьера его началась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского харак-тера. Даже впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме греческого. Фотий был убеждённый византиец; это помогло ему стать во главе церковного и национа-льного движения против Рима. В 858 в Константинополе совершился церковный перево-рот. Кесарь Варда из мести за недопущение его патриархом Игнатием к приобщению Свя-тых тайн уговорил своего племянника, молодого императора Михаила III, сместить Игна-тия и удалить его в изгнание. В преемники Игнатия был намечен Фотия, что оправдыва-лось его учёностью, родством с патриархом Тарасием и с царским домом; сестра царицы Феодоры, царевна Ирина, бы




Статистика